[ГЛАВНАЯ] [Диссертация] [Библиотека] [Ссылки] [Поисковые системы]

Селищев С. В.

Доцент Ярым – Агаев А. Н.

ДонНТУ

КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА УКРАИНЕ

Табак сопутствует человеку с давних времён. И что бы то ни говорили о вреде курения, привычка эта была, есть и остаётся. Во всяком случае, в обозрительной перспективе homo sapiens от неё отказываться не собирается. А раз спрос на табачную продукцию существует, его необходимо удовлетворять и желательно наилучшим способом. С этой задачей за последние годы в Украине справляются успешно отечественные табачные производители демонстрирует стабильный рост. С каждым годом наращиваются объёмы выпускаемой продукции, увеличиваются её ассортимент и качество.

Особенно знаменательным стал прошлый год, отмеченный настоящим рекордом: общие объёмы производства по стране, приблизившись к 70 млрд. штук. Если сравнивать показатели последних лет в динамике, то прогресс более чем внушителен: 53,7 млрд. штук в 2000 году; 57,9 млрд. штук в 2001 году и 69,5 млрд. штук сигарет в 2002 году. Таким образом, прошлогодний рост составил почти 19 %. В связи с достижением 70 – миллиардной отметки, крайне актуальным стал вопрос вместимости табачного рынка Украины вообще. Наиболее часто встречаемая оценка – 75 млрд. штук ( в пересчёте 1500 сигарет в год на душу каждого жителя ).

Основными игроками на украинском рынке (и по весу, и по вкладу в общую копилку – бюджет) являются пять предприятий с иностранными инвестициями. Именно они производят более 90 % от общего объёма продукции в стране и являются своеобразными “законодателями мод” на украинском табачном рынке

Занимаемые доли рынка по итогам 6 месяцев 2003 года:

Компания - производитель

Доля рынка,%

British American Tobacco – Украина

31

Reemstma – Украина

27

Philip Morris – Украина

24

JTI – Украина

9

Лиггет – Дукат – Украина

4

Остальные

5

 

Как видно, положение фабрик с иностранными инвестициями на рынке Украины достаточно стабильно и прогнозируемо.

Происходящие количественные изменения идут в ногу с качественными: за последние три года ассортимент продукции возрос более чем в 3 раза ( в первую очередь, за счёт фильтровой группы и сигарет международных лицензированных марок ). Сегодняшние вкусы, а в соответствии с ними и ассортимент украинских табачных фабрик вполне соответствует мировым тенденциям никотиновой продукции.

Среди фаворитов у нас в стране – фильтровая продукция. По итогам прошлого года, фильтровый сегмент возрос на 19,7%, а наиболее интенсивно развивается его среднеценовая группа. Аналогично с европейскими пристрастиями, украинскому потребителю нравятся лёгкие сигареты с пониженным содержанием смол и никотина. Они сегодня составляют довольно значительную долю ассортимента – 35 наименований ( а ещё в 2000 году – всего 16 ) среди лидеров потребительского рынка 2003 года в сфере фильтровой продукции следует отметить “Прилуки Особливі” (БАТ – Украина ), “Приму” ( Реемстма – Украина), L&M ( Филипп – Моррис – Украина ), “Ватру” (Филипп – Моррис – Украина ) и “Bond street” ( Филлип – Моррис – Украина ).

Табачная отрасль Украины уверенно шагает вперёд. Она представляет собой стабильный интерес для запасного капитала и привлекает в страну так необходимые ей сейчас инвестиции. Параллельно с ростом объёмов производств увеличиваются поступления в бюджет: за прошлый год отчисления только по акцизному сбору составили 583 миллиона гривен, что на 137 миллионов гривен больше, чем в предыдущем году.

По суммам продаж компании – производители расположились в следующем порядке: РМ (38,3%); ВАТ (34,8%); JTI (10.8%); LD (8.5%); Reemstma (8.4%).

По количеству проданных сигарет производители стоят в следующем порядке: ВАТ (47,7%), РМ (20,7), LD (14.7), JTI (8,8%), Reemstma (8,1%).

Методы борьбы компаний – производителей за потребителей самые разнообразные: проведение различных рекламных компаний, выставочных мероприятий и т. д. Но недавний запрет Верховной Рады на проведение подобных мероприятий внес ракировку в маркетинговые политики “табачников”. Если ещё год назад можно было встретить “брэндированных” промоутеров чуть ли ни в каждом магазине, то сейчас таких тенденций не наблюдается – компании уважают букву закона, а если и проводят вечеринки в “закрытых” клубах, то уже не рекламируют свои торговые марки.

Ограничения, связанные с проведением рекламных мероприятий табачных изделий, принимающие всё более жёсткую форму, могут оказать негативное влияние на рост объёмов производства табачной продукции.