Сайт ДонНТУ           Сайт магистров ДонНТУ

Українською

in English




Биография

Обзор
магистерской
работы


Библиотека

Ссылки

Результаты
поиска


Записки двух
программистов


Куркчи Вячеслав Андреевич, 2004г.


Куркчи Вячеслав Андреевич
kourktchi@ukrtop.com

магистрант группы ПО-99, ФВТИ
научный руководитель:
Ладыженский Юрий Валентинович

тема магистерской работы:
Параллельные алгоритмы для решения задач на графах.


Биография

В начале...
Школьные годы
Когда уйдем со школьного двора...
Мои университеты
Без прошлого нет будущего


     В начале...
     9 мая 1982 года почти все жители славного города Донецка праздновали День Победы. Почему не все? Потому что к 19:00 решил появиться на свет Ваш покорный слуга, чем чуть не испортил праздник достаточно большому количеству медицинского персонала родильного отделения городской больницы №6 города Донецка.
     Родиться мне довелось в семье студентов. Отец, Куркчи Андрей Амвросиевич, учился в ДПИ (теперь ДонНТУ) на факультете АСУ по специальности АТ. Мать, Куркчи Елена Михайловна, урожденная Кошелева, училась заочно в ДГУ (теперь ДонНУ), на биологическом факультете и работала медсестрой в больнице им. Калинина, успев закончить к тому времени медицинское училище. Родители уже тогда были достаточно начитанными людьми, хотя не потеряли любви к книгам до сих пор.
     В то время, впрочем, как и сейчас, у них не было много свободного времени для чтения: им приходилось использовать каждую возможность почитать. Поэтому когда меня везли в коляске, слева и справа от моей головы находились книги, которые мои родители читали во время остановок. При условии, конечно, что их сын давал им такую возможность. Возможно именно это, в совокупности с тем, что, до того как пришло умение читать самостоятельно, мне читали каждый божий день, и определило мою будущую любовь к чтению.

     Дети учатся говорить, повторяя услышанные слова - читали мне очень много, разговаривали со мной не меньше. Как результат - первые слова были произнесены в шесть месяцев, а четкая речь появилась к полутора годам. Тогда же мне предложили учить стишки на память. Только когда мне читали, водили пальцем по строкам: представьте удивление гостей, когда полуторагодовалый ребенок берет книгу, открывает ее и начинает читать, водя пальцем по строкам! Текст, конечно, был заучен, но какой все-таки эффект: родители долго объясняли гостям, что их сыночек хоть и умный, но не настолько.
     Уроки чтения мне давал дедушка: когда ему удавалось почитать газету, один очень любопытный мальчишка садился напротив него и спрашивал: "А какая это буква? А какая это?" В общем, читать, причем неплохо, меня научили уже к двум годам, при этом до сих пор очень хорошо читаю текст вверх ногами и даже с обратной стороны листа, правда, последнее относится только к печатному тексту.
     Где-то в этот период началось изучение органической и неорганической химии: мама готовилась к экзаменам, и кто-то же должен был ее отвлекать своими вопросами. Правда, уже к школе, мои знания по химии почему-то забылись.

     Вообще-то, мне очень повезло с семьей. Не только с родителями, хотя их участие в моем воспитании было несравненно большим, чем кого бы то ни было, но и c дедушкой и бабушкой: Кошелевы Михаил Васильевич и Ия Михайловна. Все эти люди стойко отвечали на бесконечное число вопросов "что", "как", "зачем" и "почему", никогда не отказывая во внимании, даже если они были очень заняты. Представьте себе после не одного десятка вопросов, при попытке сменить тему, получить в ответ на фразу: "Смотри, какая красивая птичка!", - ответ типа: "А почему она такая красивая? А почему она прыгает?". Я знаю, что многие дети в таком возрасте просто таки генерируют вопросы, но подумайте, сколько из них получают ответы на все свои вопросы? Так что меня вполне можно считать везунчиком!

Вернуться к оглавлению

     Школьные годы
     Родителям предлагали отдать меня в подготовительный класс при детском саде (кстати, №319 - "Снежинка"), но получили отказ, аргументированный тем, что в первом классе надо будет учить то же самое, а "ничегонеделание" в течение года может сильно обленить, что нежелательно. До сих пор удивляюсь их прозорливости!
     Таким образом, моя школьная жизнь началась, как полагается, в 7 лет (1989 год).
     В первый же день, каждого из нас спросили: "Кем ты хочешь стать?". Мой ответ был не совсем обычным, но зато правдивым: "Хочу стать на место Михаила Сергеевича Горбачева". Слово президент тогда не было таким популярным, поэтому, наверное, форма ответа и была именно такой. Это был первый и последний раз, когда по-поводу моего поведения велись беседы с родителями!

     Первый класс, первая учительница (Патрикац Мария Михайловна), первая пятерка (и первый "неуд" тоже, хотя не в первом классе): Было очень интересно и весело, правда, до определенного момента.
     Дело в том, что по определенным причинам, мое физическое воспитание несколько хромало. Вдобавок к этому, мне время от времени приходилось надолго исчезать из школы. Этих слов должно быть достаточно, чтобы понять до чего это довело мои отношения со сверстниками. Подливало масло в огонь то, что у меня уже тогда были несколько иные взгляды на окружающий мир.
     Время шло, и закончилось это тем, что люди были "разделены" на плохих и всех остальных. Плохими стали все те, кто курил, использовал нецензурную лексику и не давал мне спокойно жить на переменах: общение с этими людьми (не только одноклассниками или ровесниками) было сведено к необходимому минимуму. С одной стороны, это принесло пользу: до сих пор не курю, не пью и не ругаюсь. С другой стороны, дети, а с ними мне приходилось общаться чаще всего, не понимали подобной отчужденности, что усложнило общение и с нормальными детьми. Закончилось все тем, что мое общение со сверстниками было почти полностью прервано.

     Этот факт сильно беспокоил родителей, которые предпринимали много попыток изменить ситуацию, но ни одна из них не увенчалась успехом. Тем более, что со временем на оставшихся моих друзей начали влиять ребята постарше, и весьма неблагоприятным образом.
     К пятому-шестому классу я перестал гулять на улице и общаться даже с теми, кто не сделал мне ничего плохого. Ребенок-отшельник, наверное, не самое лучшее детство, но тогда меня это вполне устраивало. Это позволяло мне много читать и размышлять о прочитанном.
     Таким образом, помимо родителей и учителей меня воспитывали Бредбери, Хайнлайн и Желязны. Меня всегда тянуло к философской литературе. Несомненно, фантастика не является самой походящей литературой для детей, потому что без прошлого нет будущего, так как прошлое заключает в себе вечные ценности. Мама не переставала настаивать на классической литературе и разбавляла как могла мои литературные пристрастия Булгаковым и Чеховым. Хотя, убедить меня прочитать их произведения было не так просто.
     Впрочем, фантастика мне нравилась не вся подряд. Привередливость, в книгах и не только - одна из основных черт моего характера. Естественно, не до "перебора харчами", а в разумных пределах: чтобы избегать "подделок". Поэтому, смею предположить, что большая часть того, что я читал, еще станет классикой. По крайней мере, мое любимое произведение - "451° по Фаренгейту" - уже включили в школьную программу.

Вернуться к оглавлению

     Когда уйдем со школьного двора
     Учеба мне давалась неплохо. Нелюбимый предмет - физкультура, любимый - все остальные, как это ни странно. В отличниках никогда не ходил, но это был вопрос скорее лени, нежели способностей. Классе в шестом перестал делать домашние задания, даже по литературе у меня редко были пятерки в четверти, потому что читать у меня получалось только то, что хотелось прочитать, то есть было интересно. Мне до сих пор не понятно, как можно читать то, что надо. Да и вообще, в школе было скучно, мне казалось, что все это можно выучить в два, а то и в три раза быстрее.
     Но это вина не учителей, а системы образования. А вот учителя у нас были золотые. К сожалению, далеко не все ученики это признавали. Некоторые до сих пор не признают столь очевидного факта. Но наставляемые редко любят наставников, а потому редко соглашаются с их мудростью.
     А для меня учитель равносилен святому. Просто не понятно, как можно не уважать человека, который столько знает и, более того, готов поделиться своими знаниями. Не знаю, чувствовали ли это учителя, но отношения у меня с ними всегда были наилучшими.

     В седьмом классе в мою жизнь вошли "их величество" компьютер. Сейчас смешно вспоминать его конфигурацию, но тогда это был предел мечтаний. Для занятий он, конечно, использовался мало: это просто была большая, дорогая игрушка.
     С компьютером связан позорный факт моей биографии - количество книг, прочитанных мной в тот период до обидного мало. Это длилось несколько лет и, к сожалению, невосполнимо, зато после этого я таки обратил свой взор к классической литературе, моими новыми воспитателями стали Гюго, Роллан, снова Булгаков, Пикуль, Козьма Прутков, Шекспир и другие.

     В одиннадцатом классе, произошел один казус. Так получилось, что решение задач по информатике на нашей параллели мне удавалось лучше всех, поэтому, меня отправили на районную олимпиаду. Олимпиада прошла отвратительно, мне казалось, что моя работа должна получить сорок баллов, но как вы понимаете, этого явно мало. А через некоторое время, на уроке информатики, учитель поздравляет меня с занятым первым местом! "Неужели никто не набрал больше сорока баллов?" - это единственная мысль, впрочем, высказанная вслух, которая пришла в тот момент в мою голову. Ответ был еще интереснее: "А ты набрал только двадцать". Так как для областной олимпиады следовало набрать не менее семидесяти баллов, туда меня не пустили. А компьютер перестал быть просто игрушкой.

     На выпускном балу, меня ждал сюрприз в виде еще одной грамоты (первая была по информатике) - за успехи в изучении литературы Франции. Будет не лишним сказать о том, что к настоящему моменту школу №115 объявили специализированной (иностранные языки). А в период моего обучения она считалась "ОШ", но только официально. Нам урезали программы по многим предметам, для увеличения количества часов французского языка. За время обучения в школе, мы учили не только французский язык: у нас было страноведение, технический перевод, деловой французский и литература Франции. Мама шутила, что нас готовят к шпионажу.
     В заключение, мне бы очень хотелось поблагодарить всех тех, кто меня учил. Поверьте, мои учителя этого заслужили.

Вернуться к оглавлению

     Мои университеты
     Фраза уже избитая, но придумать что-то лучше у меня не получилось: в конце концов, Горький есть Горький.
     После школы остро стоял вопрос: куда поступать? У меня было несколько склонностей и желаний: я хотел быть юристом, хотел заниматься компьютерами и быть философом. Однако, всего не получишь, и мне пришлось выбирать! Остановились мы на программировании. Причины? Чтобы стать хорошим юристом, надо заключить договор с совестью, чтобы не беспокоила. Где гарантии, что у меня это получится? А вот плохим специалистом быть не хочется. Ну а философ - это не совсем специальность.
     Оставались компьютеры. Отец предлагал пойти по его стопам, но мне никогда не нравился запах канифоли, то есть паять у меня желания не было. Разбирать что-либо мне нравилась только в детстве, то есть копаться с деталями - тоже не для меня. Оставалось только одно - кнопочки нажимать. На том и порешили. Хочу заметить, что родители были готовы согласится с любым моим выбором, но советы и консультации давали, причем в больших количествах.
     Программированию у нас хорошо учат только в одном месте: ДонНТУ, ФВТИ, ПО. Туда и поступил. Точнее говоря, сюда и поступил. Хотя поступление, это целая история: школа то была гуманитарной, а ВУЗ технический - пришлось учить математику. За месяц до вступительных экзаменов родители наняли репетитора. Это был месяц ада, поскольку пришлось пройти весь школьный курс математики заново. Процесс решения задач не прерывался даже во сне! Зато поступил. И с другой стороны, летающие во сне цифры и формулы - далеко не самое страшное.

     В течение всего первого курса проклятия себя самого и школы из меня просто сыпались, хотя об этом почти никто не знал. Было очень тяжело. Во-первых, после школы осталась привычка учиться с ленцой, а тут поток информации был бешеный. Но это пол беды, самое страшное то, что знаний по математике не хватало катастрофически, потому что репетитор меня готовил целенаправленно к экзаменам, а все остальное так и осталось недоученным.
     Единственным спасением стала дискретная математика, да и вообще все предметы, которые мы учили "с нуля". Но "дискретка" поразила меня до глубины души, особенно теория графов.
     Каникулы между первым и вторым курсами я посвятил изучению математики. Помогло: начиная со второго курса, я стал отличником. Сей статус сохраняю до сих пор.
     Так как ржавчину с мозгов пришлось струсить, проснулась привычная с детства любознательность, и теперь уже преподавателям приходилось отвечать на множество вопросов. Особенно досталось преподавателям по дискретной математике.

     На втором курсе была первая попытка оптимизировать классический алгоритм - алгоритм Брона-Кэрбоша. Лектору по ОДМ (основы дискретной математики) Юрию Валентиновичу Ладыженскому это очень понравилось. Дальше не пошло, так как мне нужно было учить другие предметы, но мои записи остались у него.
     На третьем курсе, Юрий Валентинович ко мне подошел и сказал, что он наткнулся на мои записи и решил, что их можно развить до конкурсной работы. Было не понятно, что бы это могло значить, но отказываться казалось неуместным. Тому было две причины: мои взгляды на учителей распространились и на преподавателей, то есть если преподаватель говорит надо, значит надо, а во-вторых, это ведь способ больше узнать о графах!
     Закончилась эта история вторым местом по университету и поощрительной грамотой Всеукраинского конкурса студенческих научных работ. После этого, Юрий Валентинович серьезно предложил сотрудничать с ним, по поводу чего моя радость не знала границ. Так, на третьем курсе я начал свою научную деятельность.

     В конце четвертого курса, я получил диплом бакалавра компьютерных наук с отличием. Для "с отличием" пришлось исправить ошибки первого курса, проще говоря, пересдал физику.
     Сейчас учусь в магистратуре. Тема моей магистерской работы полностью совпадает с тем, что мне интересно исследовать. Изначально, правда, она звучала несколько иначе, но Юрий Валентинович, узнав о моем намерении поступать в аспирантуру, решил, что, во избежание проблем в будущем, к теме следует дописать еще одно слово. Такая модификация привела к только тому, что если все пойдет по плану, защитить диссертацию можно будет не покидая стен родного университета - по новой теме в ДонНТУ есть свой ученый совет. А суть темы, между прочим, почти не изменилась.
     Недавно мы с Юрием Валентиновичем написали статью и успешно выступили с ней на конференции "Донбасс 2020".

     Но я чуть не забыл о главном! Еще на первом курсе, наступила оттепель в моих отношениях со сверстниками. Причем это произошло как-то само собой. Просто все стало на свои места. Наверное, детство таки закончилось!

Вернуться к оглавлению

     Без прошлого нет будущего
     Если бы мне предложили что-либо изменить в моей прошлой жизни, думаю, что оставил бы все таким, каким оно было. Неизвестно, какой человек писал эти строки, если бы моя жизнь текла по иному руслу. Мне нравятся мои взгляды на современный мир, современную культуру. Эти взгляды в большинстве случаев все еще не совпадают с взглядами окружающих. Только теперь это стало причиной наших дискуссий, что только разнообразит наше общение.
     К настоящему моменту у меня нет сомнений в том, что гуманитарная школа перед техническим ВУЗом это просто замечательно. Ведь это позволило мне не стать абсолютным "технарем", то есть у меня достаточно знаний об искусстве, литературе, музыке. С кем бы мне ни доводилось встретиться до сих пор, у нас всегда находились темы для бесед. И мне кажется, что исключений из этого правила будет очень мало и в будущем.

     А вообще, меня вполне устраивают мои поведение, поступки, взгляды и все остальное тоже. Людей без недостатков не бывает, и оценивая себя, по моему мнению, это стоит учитывать. Подстраиваться под кого бы то ни было в мои планы на ближайшую жизнь не входит. Для меня важно мнение только очень узкого круга людей, хотя это не означает мою готовность следовать любым их прихотям. Что касается остальных людей, иногда их мнение можно и не учитывать. Конечно, у меня нет права, не учитывать мнение людей, которых я знаю и уважаю, но если наши мнения по каким-либо вопросам расходятся, это не становится объектом моих переживаний.
     Именно поэтому, моя одежда вызывает у многих чувство, по меньшей мере, недоумения. Только не рисуйте в своем воображении нечто многоцветное, с цветовой гаммой светофора. Мне по душе темные тона и классические формы - многих удивляет именно последнее.
     Не могу не сказать о том, что меня многие считают странным (если не больше), и это связано не только с моей системой взглядов, но и моими планами на будущее.
     А планов у меня хватило бы и на Наполеона. Во-первых, не мешало бы стать хорошим ученым, сделать открытие, получить патент. Во-вторых, моя мечта - замок на острове, где слышно только пение птиц и шелест близлежащего леса. Конюшня и место для прогулок тоже не будет лишним. Ну и конечно нельзя обойтись без большого зала-лаборатории с одним большим многопроцессорным компьютером и несколькими компьютерами поменьше - для больших и малых экспериментов.
     Мои планы, на самом деле, гораздо более обширны, но раскрывать их мне не кажется уместным. Скажу только, что замок не является самоцелью: иметь возможность купить замок, значит, иметь возможность сделать намного больше.

     А вот президентом я быть уже не хочу: по-моему, это очень скучная и рутинная работа. Мне нужно что-нибудь интересное и увлекательное.

Вернуться к оглавлению