Владимир Шаповалов

Индивидуальное задание 2



Путеводитель для решивших и ещё не решившихся отдохнуть в Карпатах

главная | коммерция | Мыкуличин | гори | Почаев | Штирлиц | Ворохта | Яремче | Закарпатье
В 2003 году весной (на майские праздники) и осенью мне удалось совершить два путешествия по Карпатам. Многое увидел, ещё больше там есть, но что было, и что запомнил - тем могу и поделится.
Первое знакомство получилось в период со 2 по 11 мая, что вдобавок пришлось на мой день рождения. Тогда обстоятельства складывались так, что всё вокруг мне надоело до чёртиков, для разрядки был принят план о резкой смене обстановки.
Путешествие вышло на редкость удачное - сошлись вместе хорошие условия, погода, компания, да и вообще много чего было просто на редкость прекрасное.
Ехали мы не от какой-то фирмы, занимающейся туризмом, а скорее самоорганизовано. Было 28 человек - так или иначе знакомых друг с другом - по институту, дальних родственников и так далее. Контингент был прелюбопытнейший – здесь были и студенты, и мамаши лет до 40 со своими дочерьми (красавицам было оценочно лет по 14). Со мной ехали также две моих сокурсницы, Вика и Аня, а уже в пути выяснилось, что так или иначе знаком или мог бы быть знаком с остальными - то один работник конкурирующей фирмы, то другая - соседка, то ещё кто-то. Первый вывод, который я сделал, ещё не начав толком путешествие - это что мир ну очень круглый.
Добирались до Хмельницка поездом, где нас ждал Икарус, это было где-то 10 утра. На этом автобусе и практически до конца мы и путешествовали. В первый же день мы заехали в Каменец-Подольский и до вечера ходили по старому городу. Здесь же, в кафе, мы неплохо перекусили, в Донецке бы так точно не вышло - там везде одни полуфабрикаты и стоит всё дороже. Побывав напоследок в старой крепости и насмотревшись на старую немецкую пушку, расселись в автобусе и поехали в Яремче.
В Яремче въезжали уже ночью - приблизительно в половину двенадцатого ночи. У кого на мобильниках выводилось текущее местоположение, смотрели на них, не пряча. Когда появились первые дома, а на экранах высветилось "Яремче", по автобусу прошёл общий радостный вздох - все уже порядком устали. Кто-то спросил, а где же горы. Мы ещё не знали, что они уже со всех сторон от нас - но мы просто не видим их в темноте. Об этом мы узнаем утром.
Перекусив в кафе, мы уже начали знакомится со странностями. Конечно, это для нас были странности. Девушка-официантка, закончив подавать нам на столы, переоделась, надела свои туфельки на шпильке и собралась домой. После пары вопросов выяснилось, что живёт она километрах в десяти, а такое путешествие она совершает каждый день, а насчёт позднего времени – что и такое бывает частенько.
Шум возле кафе, и постоянный, объяснился рекой, но посмотреть на неё мы смогли только двумя днями позже. Это был Прут.
Но жить нам предназначалось не здесь - мы поехали дальше, в Мыкулычин, за пределы Яремче, в то, что я поначалу посчитал пригородом с дачами. То, что здесь все дома походят на дачи - деревянные двухэтажки, и то, что этот пригород размером 30 на 12 километров (включая два десятка хуторов и десятки тысяч жителей), я не знал.
Дом для нашего поселения был тоже двухэтажным и довольно большим. Двухскатная крыша, под ней собственно, второй этаж, потому меньше первого по площади, там 4 небольших комнаты. На первом этаже - 3 больших комнаты с длинным общим коридором, большой кухней, по совместительству столовой, там же вещь, ставшая нами всеми позже любимой - большая печка.
В маленьких комнатах размесились по 3-4 человека, в больших - по 5-6, кстати, для любопытных - не везде по признаку пола.
Разбирательства, кто где живёт, были довольно нервными, но если учесть, что не все попали в те условия, в которые хотели, и позднее время (половина второго ночи), то вполне понятными (кстати сказать, потом никто не жаловался, а спали мы иногда по 4 часа и вполне хватало).
Особо шоковое состояние у некоторых было утром - когда узнали, какая температура у колодезной воды, а источник её, собственно, там и находился. Я же спокойно умылся - после тех экспериментов, которые проводятся на студентах в общагах мне не привыкать. Особенно учитывая, что первая ночь была довольно холодной - дом до нашего приезда был пуст, ночи тут достаточно прохладные, а стёкла в окнах не двойные, а одинарные - это любопытная отличительная особенность всех здешних домов.
Рано с утра к нам уже пришла наша куховарка, пани Мария. Несмотря на непривычность обращения для некоторых, мы её все так и называли. Советую, кстати там так ко всем обращаться - учтивость здесь норма, и незачем показывать свою невоспитанность.
Пани Мария готовила более чем хорошо. Несмотря на то ли седьмой, то ли восьмой с копейками десяток, управлялась на кухне с ловкостью акробата и скоростью реактивного самолёта, причём всё это - имея одну большую, но дровяную печку. Лишь некоторые вещи она готовила на имевшейся в подсобке газовой печке - экономила газ в баллоне. Оладьи она специально приготовила с запасом - все попросили вторую порцию, и половина - третью. "Зелёный" суп её приготовления я съел с удовольствием, особенно учитывая, что я его обычно не ем, и это мягко говоря. Чай она готовила в большом ведре, причём это был не чай. Но об этом мы узнали в самом конце, когда пани Мария вытащила из укромного мешочки с травами. Она умело делала "чай" так, что мы не знали его содержимого. Как оказалось, в первые два дня она давала чай с мочегоном, чем и объяснились очереди в первые дни, затем три дня давала несколько трав, суммарный эффект которых напоминал эффект экстэзи. Спали мы все иногда меньше четырёх часов. Обычно – не больше пяти-шести часов. Названия у трав были соответствующие – «стоян», «дрыгун» и другие. В конце решила перед дорогой назад расслабить – давала чай с липой. А, может, и ещё чем, да нам не сказала.
Распорядок первого дня, да и всех других тоже, был таков. Сначала мы завтракали с утра, причём под конец нам было не очень и тесно, как вначале – некоторые привыкли вставать раньше, и использовать это время, чтобы прогуляться или поболтать. Затем все собирались во дворе, садились в автобус и ехали на экскурсию. Были там до трёх – пяти часов дня, после чего возвращались, обедали. Кому было мало, использовали остаток дня, чтобы дополнить дневную экскурсию самостоятельной – по окрестным лесам, рекам, достопримечательностям.
В первый день мы были в Яремче – скала Довбуша, рассказы экскурсовода пана Юрия, рынок, центр города, осмотр архитектуры. Кому надо было, в почтовом отделении звонили домой – по заказу или с автомата. В Мыкулычине мы не нашли ни почты, ни автоматов. Все тут же стали говорить о низком уровне жизни, некоторые сдуру даже сказали это кому-то из местных – хотели посочувствовать. В ответ – смех. Оказалось, здесь у всех до последнего есть телефоны и других средств им попросту не нужно (пирожки внучатам бабущки предпочитают отнести сами – кстати, за те дни я встретил двух телефонистов, и ни одного почтальона).
Второй день – Ворохта. Малая и большая канатные дороги, подъём вверх, вид с большой высоты – всё это просто поразительно.
Третий – Закарпатье. Яблунецький перевал, само, собственно, Закарпатье, и конечная цель нашего путешествия – Центр Европы.
В наших планах был и подъём на гору. Это мы отложили на пятый день, а четвёртый у нас был тренировочный – мы с экскурсоводом паном Михайлом зашли на невысокую в принципе гору, но это уже отбило некоторым охоту лезть в гору на следующий день – они решили провести его на рынке – ради покупок и разговоров с местными. Здесь выяснилась окончательно одна их наших ошибок – у нас не было летней одежды. Думали, что будет холодно, а пришлось загорать, чем мы, собственно, и занялись (с умеренным стриптизом) во время небольшой передышки. Кстати, пан Михайло (лет 50, рост метр шестьдесят с кепкой, вес до восьмидесяти), ходил туда-сюда без остановок и отдыха, приставал ко всем девушкам, причём успевал водить руками по сторонам и показывать съедобные растения (мы съели всё!).
Гора Макиивка, на которую мы лезли в пятый день, на самом деле годится нормально развитому человеку разве только как для прогулки, но у нас нормальных было мало – иначе зачем бы вся эта толпа сюда ехала? Высота горы 980 метров или около того, если залезть на стоящий на ней крест и подпрыгнуть – будет километр. Находится под рукой, между Мыкулычиным и Яремче, причем до той поры мы не знали о высоте горы – с нашим зрением все горы вокруг были одинаковой высоты. На самом деле некоторые из них ближе и меньше, другие дальше и выше – прозрачность воздуха легко обеспечивала эту иллюзию.
На верхушку забрались первыми четырнадцатилетние сестрички – просто вбежали. Последние же забирались ползком – последние метров двадцать были под уклоном в 45 градусов. Проводивший нас пан Юрий зашел как на ровное место – как оказалось потом, ему на большинство гор залазить здесь – не в десятый раз на каждую, занимался, кроме экскурсий, и альпинизмом, был тренером, мастер спорта. Мы у него пытались узнать, сколько ему лет, но он не признался; на вид – до 37, но, судя по всему, может быть намного больше.
Трём из нас, включая меня, в тот день словно мало было – мы ещё пошли пешком за 17 км в гости к штандартенфюреру Штирлицу на дачу, точнее, к тому дому, который в фильме играет роль его дачи. Собственно, именно здесь, через Карпатские горы, в Швейцарию, бежал зимой на лыжах пастор Шлаг.
Мы ещё много где были. На обратном пути были в Пачаевской лавре, например.
Желаю в своей возможной поездке побывать везде и ничего не пропустить!

© Vladimir Shapovalov