Личная страница Евгения Тимашёва
 
На главную
Выпускная работа
Библиотека
Индивидуальная работа
Ссылки
Отчёт о поиске
   
INTERNET-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Авторы: В.М. Гостев, В.Ю. Михайлов
Казанский государственный университет
e-mail: Vadim.Gostev@ksu.ru, Valery.Mikhailov@ksu.ru

<<< назад, в "Библиотеку"

В соответствии с Концепцией информатизации Казанского государственного университета (КГУ), основная цель информатизации КГУ заключается в создании развитой интегрированной многокомпонентной информационной среды образования, научных исследований и административного управления – информационно-технологической базы для подготовки высококвалифицированных специалистов XXI века по всем направлениям и видам подготовки, реализуемым в университете [1,2].

Интегрированная информационная среда (ИИС) КГУ создается на базе корпоративной информационной компьютерной сети, охватывающей все учебные, научно-исследовательские и административные подразделения университета. Сеть КГУ объединяет более 500 рабочих станций университетского городка. Ядро сети КГУ - сеть передачи данных (СПД) - построено на основе оптоволоконных линий общей протяженностью около 2 км. Подключение к Internet осуществляется через сеть RBNet. Сеть КГУ обеспечивает доступ к мировым, российским и внутренним университетским информационным ресурсам широкому кругу студентов и сотрудников КГУ. Кроме того, в настоящее время ресурсами и сервисами сети КГУ активно пользуются более 150 некоммерческих (государственных и общественных) организаций из сфер образования, науки, здравоохранения, культуры, и число пользователей сети постоянно растет. Существенные различия в содержании информационного наполнения и технологий работы с ним для различных категорий пользователей делают естественным выделение в составе единой информационной сети следующих логических сетей: учебная, научная, административная. Учебная сеть представляет собой информационную сеть учебного назначения. Она объединяет все действующие компьютерные классы КГУ, обеспечивая пользователям (студентам и профессорско-преподавательскому составу) доступ к информационным ресурсам КГУ и Internet непосредственно с их учебных (рабочих) мест. В составе учебной сети выделяются "ядро" и функциональные системы. Системы, образующие "ядро" ("Приемная комиссия", "Студент", "Профессорско-преподавательский состав", "Учебный план") обеспечивают информационно-технологическую поддержку управления образовательным процессом: хранение, поиск, передачу информации об абитуриентах, студентах, аспирантах, выпускниках, преподавателях. Одной из важных особенностей структуры Казанского университета является наличие филиалов в других городах (Зеленодольск и Набережные Челны). Это делает особенно актуальными разработку и применение в учебном процессе сетевых технологий. Основными функциональными системами учебной сети КГУ, обеспечивающими такие технологии, являются:

  • "Тестирование";
  • "Телеолимпиады";
  • "Удаленное консультирование";
  • виртуальные учебно-исследовательские лаборатории;
  • образовательные Web-порталы.

Система "Тестирование" используется для тестирования студентов и школьников, проводимого в виде Internet-форума. Пользователями системы являются участники форума (тестируемые), разработчики задач, администратор системы. В системе реализованы многоуровневое управление доступом, различные стратегии генерирования задач, различные режимы тестирования (on-line, off-line). Система может быть использована не только для тестирования, но и для самостоятельной подготовки и самопроверки обучаемых.

Система "Телеолимпиады" обеспечивает проведение телеолимпиад среди студентов и школьников - потенциальных абитуриентов университета. В системе поддерживаются развитые базы данных заданий, участников олимпиад, разработчиков заданий, членов жюри и т.д.

Система "Удаленное консультирование" поддерживает такие формы учебного процесса, как изучение теоретического материала, решение задач различного уровня сложности и т.д. Система обеспечивает доставку электронных учебно-методических материалов, а также предоставляет обучаемым возможность задать вопросы и получить ответы (в режимах on-line и off-line). В систему включаются инструментальные средства для анализа хода учебного процесса (содержания вопросов-ответов, контроля сроков ответов и т.д.).

Виртуальные учебно-исследовательские лаборатории обеспечивают возможность совместной работы студентов и преподавателей (в том числе v находящихся в разных городах) с использованием современных информационных технологий (удаленный доступ, распределенные вычисления и т.д.). Одним из компонентов виртуальной лаборатории является электронная библиотека научных, учебных и методических изданий. Поскольку формы представления информации в электронных библиотеках должны соответствовать библиотечным стандартам, при создании виртуальной лаборатории предусматриваются средства полнотекстового хранения, эффективного поиска и доставки публикаций. Существенной особенностью виртуальных лабораторий является наличие интерактивных примеров (создаваемых на основе Java-апплетов, CGI-скриптов и других современных средств). В КГУ одна из виртуальных лабораторий создается в рамках учебно-методического комплекса "Сетевые информационные технологии"[3]. Основным направлением деятельности лаборатории является подготовка специалистов в области разработки распределенных информационных систем на базе компьютерных сетей различных классов.

Одним из основных направлений использования Web-технологий в КГУ является создание образовательных Web-порталов по различным специальностям и специализациям. Так, на портале www.kzn.ru создаются разделы для самостоятельной работы студентов-гуманитариев. Будущие журналисты и социологи получают возможность публиковать информацию о жизни КГУ, Казани и т.д., а также учебные аналитические статьи и обзоры по общественно-политической тематике.

Литература

  1. 1. Гостев В.М., Шевченко В.А. О Концепции информатизации Казанского университета // Материалы международн. науч.-метод. конф. "Новые информационные технологии в университетском образовании". - Новосибирск: ИДМИ, 1999. - С.12-13.
  2. Гостев В.М. Информатизация Казанского университета: организационные аспекты // Материалы международн. науч.-метод. конф. "Новые информационные технологии в университетском образовании". - Новосибирск: ИДМИ, 2000. - С.9-10.
  3. Гостев В.М. Учебно-методический комплекс "Сетевые информационные технологии" // Материалы международн. науч.-методич. конф. "Телематика - 2000" - С-Пб., 2000. - С.71-72.

Источник: ict.edu.ru

 
© 2004 Евгений Тимашёв | Все права защищены | admin@comics.com.ua