город Торез

Залесская Мария Романовна

Руководитель: доцент Панасенко Анатолий Иванович

ДонНТУ   Магистры ДонНТУ

Отчет о поиске Ссылки Библиотека Индивидуальное задание

Программа охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности города Торез

goldfor@mail.ru

Время:
Дата:

Автореферат

  1. Введение
  2. Приоритетные природоохранные проблемы города и направления их решения
  3. Механизмы обеспечения реализации программы
  4. Анализ и перспективы изменения техногенной нагрузки в ходе структурной перестройки экономики
  5. Заключение

Введение

Актуальность темы: Экстенсивный характер развития производительных сил, деформированная структура хозяйства, отсутствие экологического регулирования хозяйственной деятельности на протяжении прошлых десятилетий привели к тому, что сегодня территория г.Торез стала зоной экологической напряженности.
На основе чего разработана программа: Программа обеспечения экологической безопасности, охраны и улучшения состояния окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов на территории г.Торез разработана на основании: Закона Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины», ст. 27 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», ст. 6 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», Программы природоохранных мероприятий местного значения г.Торез на 2004г. (решение Торезского городского Совета № 4/18-385 от 28.04.04г.) и технического задания на создание технической продукции, утвержденного Торезским городским головой, а также «Положения о порядке разработки экологических программ», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 31.12.93г. №1091.
Целью программы является разработка мероприятий по обеспечению экологической безопасности территории Торезского горсовета, стабилизации и постепенного улучшения состояния окружающей природной среды и воспроизводства природных ресурсов путем реализации комплекса научно-обоснованных природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, мобилизации материальных и финансовых ресурсов, координации действий государственных органов, органов местного самоуправления и хозяйственных субъектов, использования передового опыта. В соответствии с «Основными направлениями государственной политики Украины в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности», утвержденной Постановлением верховного Совета Украины от 05.03.1998г. №188/98 ВР, определены приоритетные направления и проблемы охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов г.Торез. Это дает возможность формировать городскую экологическую политику, направленную на сохранение и воспроизводство природной среды в городе, обеспечение экологически безопасного проживания городского населения. В сложившихся условиях дальнейший общественный прогресс в значительной мере зависит от эффективности направленных на минимизацию негативного экологического наследия, четко определенной общегородской стратегии улучшения условий проживания, отдыха и оздоровления населения, сохранения и обогащения биологического разнообразия. Мероприятия разработаны на основе, по возможности, рационального использования природных ресурсов, технологического переоснащения и реструктуризации предприятий. Их реализация позволит начать создавать полноценную среду обитания для современного и последующих поколений жителей Торезского горсовета. При решении проблем природопользования приходится исходить из признания невозможности полного предотвращения антропогенной нагрузки на городскую природную среду. В программу внесены природоохранные мероприятия, обеспеченные финансированием, внесенные в городские экологические программы, программы предприятий, отраслей. Это те первоочередные мероприятия, которые позволят снизить экологическую напряженность в городе и создадут прецедент современной экологической тактики на уровне города. В дальнейшем успех реализации этих мероприятий поможет формированию экологической стратегии города на последующие годы (периоды). В ходе реализации мероприятий Программы возможны корректировки, связанные с поступлением средств в местный экологический фонд, а также результатами хозяйственно-финансовой деятельности предприятий-исполнителей мероприятий. Программа разработана Донецким филиалом государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров Минэкоресурсов Украины (ДФ ГИПК) с использованием материалов, представленных Восточной региональной экологической инспекцией, Торезской городской СЭС, Центром медицинской статистики, ГП «Торезантрацит», Торезской ДЛШ, Торезским ПУВКХ и другими ведомствами, которые способствовали подготовке информации для разработки программы.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Расходы на реализацию программы требуют значительных средств. Однако в течение ближайших 5-10 лет Торезский горсовет будет ограничен в средствах, необходимых для улучшения состояния окружающей природной среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Поэтому необходимо четко определить на ближайшие 5-6 лет (в рамках выполняемой программы) приоритеты и проблемы в целях отработки реалистических, эффективных и экономически выгодных решений. К основным приоритетам охраны окружающей среды г.Тореза и рационального использования природных ресурсов относятся:

  • улучшение состояния воздушной среды города;
  • улучшение экологического состояния городских водоемов и качество питьевой воды;
  • строительство новых и реконструкция действующих мощностей коммунальных очистных канализационных сооружений;
  • ресурсосберегающая реструктуризация угольных шахт;
  • упорядочение, обезвреживание, утилизация и захоронение промышленных и бытовых отходов;
  • оптимизация состояния окружающей среды средствами озеленения городских территорий;
  • гарантированная радиационная защита населения и окружающей среды;
  • создание государственной системы мониторинга окружающей среды.
  • Ниже, в подразделах даны полные перечни городских природоохранных проблем и определены направлениях решения.

    Охрана от загрязнения атмосферного воздуха

    Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха в г.Торезе являются несовершенство технологических процессов, а также недостаточное оснащение источников выбросов вредных веществ высокоэффективным газопылеулавливающим оборудованием и низкий уровень их эксплуатации. Содержание в атмосферном воздухе таких веществ как серы и азота диоксиды, твердые вещества, углерода оксид, сероводород превышает норматив ПДК в несколько раз. Характеристика существующего состояния воздушного бассейна городов позволяет определить приоритетные проблемы охраны атмосферы:

  • снижение уровня загрязнения атмосферы вредными промышленными примесями, в первую очередь газообразными за счет тушения горящих породных отвалов, как действующих, так и не действующих (Н2S, СО, NO2, SО2);
  • использование шахтного метана, составляющего почти половину валовых выбросов в атмосферу;
  • снижение транспортных выбросов путем совершенствования системы контроля за состоянием транспортных средств;
  • разработка проектов организации санитарно-защитных зон предприятий и благоустройство территории СЗЗ;
  • уменьшение выбросов от отопления одноэтажного жилфонда за счет газификации;
  • совершенствование системы учета выбросов на предприятиях и мониторинга атмосферного воздуха.
  • Охрана от загрязнения и рациональное использование водных ресурсов

    Все водоемы и водотоки г.Тореза относятся к категории загрязненных. Причинами этого являются: попадание в водные объекты загрязненных сточных вод предприятий, ливневых стоков с территории городов, предприятий и сельскохозяйственных угодий, заиление водоемов твердым стоком, отсутствие системной лесомелиоративной деятельности в водоохранных зонах, нарушение природоохранного режима в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах (ведется распашка земель и устраиваются несанкционированные свалки мусора), неудовлетворительное состояние водопроводно-канализационной сети вследствие их износа и недостаточного финансирования ремонта и реконструкции. Приоритетными направлениями улучшения экологического состояния водных ресурсов являются: предотвращение негативных последствий после ликвидации шахт, строительство новых, расширение и реконструкция действующих водопроводно-канализационных сетей, строительство и реконструкция систем очистки и оборотного водопотребления производственных сточных вод, расчистка водоемов, упорядочение водоохранных и прибрежных защитных полос и их облесение. Важной эколого-экономической проблемой для г.Тореза является организация системных работ по экономии расхода свежей воды, питьевой и технической. Эти работы должны быть направлены на пересмотр нормативов водопотребления, которые в свое время ориентировались на устаревшие технологии и дешевизну воды как товара, а также на массовое внедрение водоизмерительных приборов в промышленном производстве, на транспорте, в торговле, сфере сервисных услуг и быта.

    Земельные ресурсы

    Основными причинами нерационального использования земель и несовершенства ее охраны на территории Торезского горсовета являются длительное отсутствие реального собственника, невзвешенная ценовая политика, высокая степень негативного влияния технологических выбросов и техногенных образований, отсутствие мероприятий по охране земель от подтопления, водной и ветровой эрозии, разрушения естественной структуры почв. В настоящее время в городе накопились многочисленные экологические проблемы, связанные с работой горнодобывающих предприятий, в том числе нарушения геологической среды и земли, как ее составляющей. Разработка полезных ископаемых и их переработка негативно воздействуют на геологическую среду, вызывая активизацию экзогенных геологических процессов, изменению физико-механических качеств и состава почвы. Разработка угольных пластов вызывает проседание поверхности над горными выработками, развитие деформации земной поверхности, эрозии, подтопления. Породные и шлаковые отвалы, занимая значительные площади городских территорий, являются источниками загрязнения прилегающих территорий продуктами дефляции и водной эрозии. В процессе ликвидации угольных шахт высвобождаются значительные площади (после разрушения наземных зданий и сооружений), поверхность которых представляет собой техногенные грунты, подлежащие реанимированию. С целью охраны от деградации, загрязнения и рационального использования земель необходимо осуществление приоритетных мероприятий: проведение полного цикла (технического и биологического) рекультивации нарушенных земель, озеленение породных отвалов, залужение и облесение деградированных земель.

    Отходы

    Многотоннажные объемы образования производственных отходов, крайне низкий уровень их использования на протяжении многих лет привели к тому, что большая часть отходов заскладирована на территории города. Многие объекты накопления отходов отработаны до проектных отметок и находятся в неудовлетворительном состоянии. Большинство из них содержат большие объемы токсичных веществ и не имеют противофильтрационных экранов. Не соблюдаются нормативы при формировании породных отвалов, не все они имеют обвалование, канавы для ливневых и талых вод. Практически все места складирования промышленных отходов не соответствуют санитарно-экологическим требованиям. Ряд предприятий не имеют собственных накопителей, поэтому отходы, в том числе токсичные, вывозятся на свалки бытовых отходов, а то и не в санкционированные места. Направление решения проблем использования и размещения отходов городов в общих чертах можно сформулировать следующим образом:

  • обеспечить субъектами предпринимательской деятельности максимальное снижение образования отходов, увеличение объемов использования и обезвреживания;
  • обеспечить экологически безопасное складирование отходов;
  • создать городскую информационно-аналитическую базу данных отходов и мест их складирования, технологии утилизации и обезвреживания отходов;
  • организовать выбор и отвод земельных участков под размещение и строительство мест и предприятий по размещению, утилизации и обезвреживанию неутилизированных токсичных отходов;
  • привести существующие объекты накопления отходов в состояние, отвечающее санитарным и экологическим нормам;
  • ликвидировать стихийные и неорганизованные места накопления отходов.
  • Недра

    Приоритетными природоохранными проблемами в области охраны недр являются:

  • соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
  • обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр;
  • рациональное извлечение и использование запасов полезных ископаемых и сопутствующих компонентов;
  • не допускать вредного влияния работ, связанного пользованием недрами, на сохранение запасов полезных ископаемых, горных выработок и скважин, а также подземных сооружений;
  • охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, пожаров и других факторов, которые влияют на качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняют их разработку;
  • предотвратить необоснованную и самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, соблюдать установленный законодательством порядок использования этих площадей для других целей;
  • охрана выявленных при пользовании недр редких геологических обнажений, минералогических образований, метеоритов, палеонтологических и других объектов, которые представляют интерес для науки и культуры;
  • снижение или прекращение негативного влияния горнодобывающей промышленности на воздушную и водную среду, земельные ресурсы.
  • Основными направлениями решения указанных выше проблем являются:
  • своевременное получение и обновление предприятиями лицензий на право пользования недрами;
  • детальная разведка месторождений полезных ископаемых и прирезаемых участков;
  • повышение уровня извлечения угля из недр с использованием современных технологий;
  • комплексное использование недр при угледобыче, особое внимание уделить метану и германию;
  • деминерализация шахтных вод;
  • использование горной породы и отходов углеобогащения;
  • внедрение мер по предотвращению негативного влияния деятельности шахт на воздушную и водную среду, земельные ресурсы.
  • Охрана и воспроизводство растительного мира

    Невозможно переоценить роль городских зеленых насаждений в улучшении климата, свойств почв, очищения воздуха от загрязнения вредными веществами и болезнетворными агентами, шумопоглощении и др. В связи с отсутствием финансирования в последние годы появились признаки ухудшения эстетического и санитарно-гигиенического состояния зеленых насаждений городов. Недостаточно ведется уход за насаждениями, реконструкция, посадка древесно-кустарниковых культур, цветочной продукции, не обустраиваются газоны. Массово распространена амброзия - карантинный сорняк. Площадь зеленых насаждений городов ниже нормативной. Основными проблемами охраны и воспроизводства растительного мира являются: разработка программы развития комплексной зеленой зоны г.Тореза, доведение площади зеленых насаждений до нормативной, используя для посадок внутриквартальные территории, промышленные площадки, санитарно-защитные зоны, пустыри, территории вокруг больниц, школ, детских учреждений, освобождаемые территории при ликвидации шахт и других предприятий. Для посадок использовать древесно-кустарниковые породы, устойчивые к техногенному загрязнению сред обитания.

    Радиационная безопасность

    Для Торезского горсовета характерна относительно высокая доля воздействия на природную среду и человека естественных радиоактивных факторов, прежде всего радона. Источниками загрязнения среды и облучения населения являются горнодобывающие предприятия. С точки зрения радиационной безопасности местами контроля должны стать породные и шлаковые отвалы, вентиляторы главного проветривания на шахтах, строительное сырье и стройматериалы, подвалы, цокольные и жилые помещения на первых этажах над выработанным пространством, выбросы котельных, работающих на угле. Для сбора и обработки информации о радиационной обстановке в городе Торезе должно осуществиться поэтапное создание системы радиационного мониторинга.

    МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Законодательная основа разработки и реализации программы
    Программа обеспечения экологической безопасности, охраны и улучшения состояния окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов на территории г.Торез разработана на основании: Закона Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины», ст. 27 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», ст. 6 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», Программы природоохранных мероприятий местного значения г.Торез на 2004г. (решение Торезского городского Совета № 4/18-385 от 28.04.04г.) и технического задания на создание технической продукции, утвержденного Торезским городским головой, а также «Положения о порядке разработки экологических программ», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 31.12.93г. №1091.

    Научно-техническое обеспечение программы

    Научно-техническое обеспечение программы базируется на участии ведущих научно-исследовательских, проектно-технологических институтов и учреждений Украины в разработке и реализации важнейших природоохранных мероприятий. Донецкая область имеет один из самых мощных научных потенциалов в Украине. Здесь работают 6 институтов Национальной Академии Наук Украины, 22 высших учебных заведения, более 100 отраслевых научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических учреждений. С целью создания условий выхода из кризиса и достижения на этой основе стабилизации работы различных отраслей материального производства, улучшения экологического состояния Донбасса, в том числе Тореза, основное внимание научных учреждений сосредоточено на решении таких региональных проблем, как:

  • проведение структурной перестройки угольно-энергетического, химико-металлургического, машиностроительного и строительного комплексов региона;
  • разработка и внедрение эффективных безотходных технологий, технических решений и оборудования для очистки промышленных выбросов и стоков;
  • повышение прочности и надежности работы коммунальных предприятий вследствие разработки и усовершенствования прогрессивных технологий в канализовании, тепло- и водоснабжении;
  • снижение стоимости строительства вследствие широкого применения прогрессивных нематериалоемких энергосберегающих конструктивных и технологических решений, использования промышленных отходов и вторичных ресурсов;
  • обновление производства с переходом на выпуск высоколиквидной конкурентноспособной продукции за счет создания и внедрения высококачественного оборудования, разработки новых материалов с высокими эксплуатационными качествами и способов их получения.
  • Однако нужно констатировать тот факт, что в связи с неблагоприятной экономической ситуацией объемы научных исследований и внедрений сокращены.

    Финансово-экономическое обеспечение программы

    Финансово-экономическое обеспечение программы планируется осуществить за счет средств предприятий, государственного и местного фондов охраны окружающей природной среды в составе бюджетов соответствующих уровней, инвестиций, долевого участия предприятий. Общие затраты на реализацию данной программы составляют 16616,43тыс.грн., из них за счет:

  • средств госбюджета – 10447,75 тыс.грн. (в соответствии с постановлением КМУ № 939 от 27.08.1997г.);
  • средств областного бюджета – 525,0 тыс.грн.;
  • средств местного бюджета – 1485,32 тыс.грн.;
  • средств предприятий – 4158,36 тыс.грн.
  • Организационное обеспечение разработки и контроля реализации программы

    Программа разработана Региональным центром обращения с опасными отходами ДФ ГИПК Минэкоресурсов Украины на основании договора с Торезским городским Советом. После согласования с Восточной региональной экологической инспекцией и Госуправлением экологии природных ресурсов в Донецкой области программа утверждается на сессии городского Совета. Контроль за реализацией программы будет возложен на заместителя городского головы. Ежегодное корректирование программы возлагается на заместителя председателя горисполкома. Корректировка программы согласовывается с Восточной региональной экологической инспекцией и Госуправлением экологии и природных ресурсов в Донецкой области.

    Международное сотрудничество

    Наращивание объемов производства на старой технической основе может дать только кратковременный успех для предприятий и дальнейшее загрязнение окружающей среды. В процессе реализации мероприятий программы предполагается осуществление международного сотрудничества при разработке и внедрения новейших технологий и оборудования. Законом Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области» Торез отнесен к территориям приоритетного развития. С целью привлечения дополнительных средств в экономику города предприятиями разработаны следующие инвестиционные проекты:
    Наименование предприятияНаименование инвестиционного проектаНеобходимые инвестиции
    ОАО"Торезтвердосплав"Модернизация оборудования и повышения качества продукции1 млн.у.е.
    Шахта"Прогресс"Оборудование 38 восточной лавы1224 тыс.у.е.
    Шахта Им.ЛутугинаОборедование 3-го горизонта пл.Н817 млн.у.е.
    Ш/у "Волынское"Вскрытие второго горизонта 1.7 млн.у.е.

    Решение экологических проблем г.Торез невозможно без привлечения иностранных инвестиций и активного международного сотрудничества. Поэтому одним из приоритетов экологической деятельности городов является политика укрепления и расширения международных связей. По состоянию на 01.01.2004г. экономический потенциал города имеет возможности для разнопланового делового партнерства, в том числе международного. У государства ежегодно возникают большие проблемы с поисками финансирования и дотаций с целью поддержания минимального уровня рентабельности добычи угля. На новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение шахт у государства денег практически нет. Возрождение сохранившегося производственного потенциала угольных шахт для накопления собственных инвестиционных ресурсов и дальнейшего развития, постепенная замена экологически вредных процессов на экологически чистые и высокоэффективные возможно с привлечением иностранных инвестиций. Развитие горнодобывающей промышленности даст возможность возрождения другим отраслям производства.

    АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНОГЕННОЙ НАГРУЗКИ В ХОДЕ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ

    В 1999 году Министерством охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины (в настоящее время Минприроды Украины) при участии центральных органов исполнительной власти и Национальной академии наук была разработана «Концепция улучшения экологического состояния горнодобывающих регионов Украины», одобренная постановлением Кабинета Министров Украины от 31 августа. Этой концепцией Донецкая область отнесена к группе горнодобывающих регионов с критическим состоянием окружающей среды, территории которых характеризуются старой инфраструктурой, подземным способом разработки месторождений, высокой степенью техногенных нагрузок. Изменения состояния окружающей природной среды, вследствие нерешаемых своевременно экологических проблем, накапливались длительное время и приобрели необратимый процесс. Город Торез вполне обоснованно можно отнести к этой же группе. В таких условиях какое-либо значительное развитие горных работ или их прекращение путем ликвидации горнодобывающих предприятий может быть толчком для экологической катастрофы. Закрытие шахт значительно снижает техногенную нагрузку на окружающую природную среду, в частности, прекращаются оседания земной поверхности, выбросы в атмосферу вредных веществ, сброс загрязненных шахтных вод, снижается транспортная нагрузка, связанная с перевозками угля, породы, материалов, ликвидируются промышленные площадки, осуществляется тушение горящих отвалов и их озеленение и т.д. Вместе с тем закрытие шахт может привести к возникновению негативных (малоизученных, а поэтому опасных) явлений и процессов, которые не поддаются точному прогнозированию в части их масштаба, характера проявления в пространстве и во времени и т.п. Основными негативными процессами при закрытии шахт могут быть: подтопление территорий, активизация сдвижения земной поверхности на ранее подработанных территориях, опасность затопления соседних действующих шахт, активизация выделения газа метана на поверхность. В связи с этим Минуглепромом рядом директивных документов определено обязательное научное сопровождение закрытия шахт с привлечением отраслевых НИИ и институтов Национальной академии наук Украины. В Донецкой области при закрытии шахт на пологопадающих месторождениях не прогнозируется масштабных экологических катастроф, связанных с подтоплением территорий, т.к. практическое большинство из них имеют гидравлические связи с действующими шахтами, а техническими решениями проектов предусматривается строительство (расширение) комплексов водоотливов для приема шахтных вод с ликвидируемых шахт. Обострение экологических проблем в связи с закрытием угольных шахт обусловило необходимость усовершенствования обеспечения реализации природоохранных мероприятий и эффективности экологической реабилитации территорий. Практика закрытия шахт свидетельствует о том, что необходима разработка программы работ по обеспечению экологической безопасности в после ликвидационный период, в том числе мониторинг за состоянием окружающей среды, а также должна выполняться оценка возможных экологических воздействий на окружающую среду в процессе ликвидации шахт. В период закрытия и ликвидации шахт должен выполняться обязательный перечень природоохранных мероприятий. Одним из важнейших компонентов проектирования ликвидации шахт является получение полной и качественной информации, научного прогноза об экологической ситуации на территории ликвидируемых шахт, примыкающих к ним горных отводов смежных шахт, на сопредельных с шахтами городских территориях. В 1998 г. был утвержден «Эталон проекта ликвидации угольных шахт» в качестве отраслевого руководящего нормативного документа. В состав «Эталона...» входят разделы «Оценка воздействия на окружающую природную среду» (ОВОС), «Технические решения по ликвидации прудов-отстойников, шламонакопителей», «Рекультивация и использование земель», «Породное хозяйство» и др. Согласно этому документу проект ликвидации шахты должен содержать по всем перечисленным разделам природоохранные мероприятия. А в разделе ОВОС должен быть проведен анализ существующего воздействия шахты на экологическое состояние окружающей природной среды, определен перечень экологически опасных воздействий в период ликвидации и после закрытия шахты, проведена оценка возможных аварийных ситуаций, оценены мероприятия по предотвращению и ограничению отрицательного воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду с целью соблюдения требований природоохранного законодательства и нормативных документов, определены остаточные воздействия и приемлемость реализации проектируемой деятельности с экологической точки зрения.

    Заключение

    Нынешнюю экологическую ситуацию в г.Торезе можно охарактеризовать как угрожающую, сформировавшуюся в течение длительного периода. Экономике города свойственен высокий удельный вес ресурсоемких и энергоемких технологий, внедрение и наращивание которых осуществлялось без строительства соответствующих очистных сооружений. Это в свою очередь привело к значительной деградации окружающей среды города, чрезмерному загрязнению поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и земель, накоплению в очень больших количествах вредных, в том числе токсичных отходов производства. Такие процессы продолжались десятилетиями и привели к ухудшению здоровья населения, уменьшению рождаемости и увеличению смертности. Главными причинами, приведшими к угрожающему состоянию окружающей среды, являются:

  • устаревшая технология производства и оборудования, высокая энергоемкость и материалоемкость;
  • высокий уровень концентрации промышленных объектов;
  • неблагоприятная структура промышленного производства с высокой концентрацией экологически опасных производств;
  • отсутствие на некоторых предприятиях надлежащих систем (очистных сооружений, оборотных систем водообеспечения и т.п.), низкий уровень эксплуатации существующих природоохранных объектов;
  • отсутствие надлежащего правового и экономического механизмов, которые стимулировали бы развитие экологически безопасных технологий и природоохранных систем;
  • неблагоприятная территориально-планировочная структура города, обусловленная подчиненностью интересам наращивания промышленного потенциала, в результате чего промышленные предприятия окружены жилыми массивами.
  • Напряженная экологическая ситуация в Торезе свидетельствует о том, что несмотря на усиление в последнее время внимания к экологии города, принятые меры недостаточно эффективны и не обусловливают изменений в тенденции улучшения состояния окружающей среды. В 1998 году Украина подтвердила свои основные экологические приоритеты в «Основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности». Программа экологических действий на территории Торезского горсовета на период 2005-2014гг. разрабатывалась с учетом этого документа. Раздел мероприятий по охране окружающей природной среды содержит в себе две составляющие: первоочередные мероприятия, обеспеченные финансированием, и мероприятия, более отдаленные или проводимые также в сроки 2005-2014гг., не имеющие пока финансирования, но чрезвычайно актуальные для экологии Торезского горсовета и поэтому требующие их рассмотрения, проектирования и реализации. Предложенный комплекс мероприятий имеет природоохранный, ресурсосберегающий и восстановительный характер. Данная программа не может решить все существующие в городе экологические проблемы, однако она должна стать отправной точкой системного подхода к нормализации условий проживания населения, охране и рациональному использованию природных ресурсов. На ближайшую перспективу зонами конфликта по воздействиям на все компоненты природной среды остаются те городские территории, где расположены угледобывающие шахты. При ежегодных корректировках программы необходимо использование оперативных исходных данных о загрязнении окружающей природной среды, а также информации о поступлении денежных средств в местный экологический фонд и результатах хозяйственно-финансовой деятельности предприятий-исполнителей мероприятий. Выполнение первоочередных мероприятий, вошедших в программу, должно осуществляться под контролем Торезского горсовета и Восточной региональной экологической инспекции. Мероприятия, о которых говорится в описательной части раздела 5 «Программа мероприятий...», должны получить свое воплощение в программах на более отдаленные периоды или же быть реализованы в сроки разработки нынешней программы при условии возможности их финансирования.

    Список использованной литературы
    1. Инвентаризация источников выбросов предприятий города Торез
    2. Закон Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины»
    3. ст. 27 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»
    4. ст. 6 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды»
    5. Программы природоохранных мероприятий местного значения г.Торез на 2004г. (решение Торезского городского Совета № 4/18-385 от 28.04.04г.) и технического задания на создание технической продукции, утвержденного Торезским городским головой
    6. «Положения о порядке разработки экологических программ», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 31.12.93г. №1091.
    7. Отчет Восточной региональной инспекции за 2004 год
    8. ОНД-90 „Керівництво по контролю джерел забруднення атмосфери” Санкт-Пітербург, 1992 рік
    9. Перегуд Є.А. „ Хімічний аналіз повітря промислових підприємств” Санкт-Пітербург, Хімія 1993 рік, 439 сторінок
    10. 2ТП-Водхоз предприятий города

    На главную