Главная страница Ссылки Отчет о поиске
Индивидуальное задание Магистерская диссертация


Вернуться в библиотеку

Проблемы экологического образования

Материалы к Всеукраинской научной конференции "Экологическая безопасность окружающей среды. Проблемы и пути решения"
Ужгород, 2002


     ДонНТУ - университет технический, здесь готовят специалистов различного профиля - шахтеров, металлургов, механиков, программистов и др. С недавних пор тут обучают и на экологов, защитников окружающей природной среды. Это доказывает, что в Украине - в общем , и на Донбассе, в частности, серьезно задумались об экологической обстановке.
     Когда я поступал в университет, то совсем ничего не знал о своей специальности. Выбор был случайный. Но проучившись полтора года, я понял, что поступил сюда не зря. Учиться намного интересней, чем в школе, особенно сейчас, когда начались спецпредметы.
     Прошло всего две недели с начала семестра, а уже стало понятно, что учебные дисциплины серьезные и будут требовать от нас много времени и внимания, но это не страшно. Ведь если что не ясно, тогда можно обратиться за помощью к преподавателям. А они никогда не откажут в консультации. Им самим хочется, чтобы студенты знали их предмет на отлично. Да и на лекциях преподаватели объясняют все ясно и доходчиво, с множеством примеров.
     В этом семестре у нас почти все предметы - новые. Есть такие, которых не было у старших курсов этой специальности. Это означает, что меняется учебный план, специализация становится "экологичней". Сейчас специалисты-экологи нужны как никогда. Ведь нельзя же жить под лозунгом "После нас - хоть потоп"! Нужно оставить потомкам не тома "Красной книги", а нормальную окружающую среду. Ясно, что за год экологическая ситуация не улучшится, на это нужны десятилетия. Но мы хотя бы можем для начала приостановить темпы загрязнения. А для этого нужны экологически образованные люди. Сейчас на шахтах, заводах и других предприятиях работает мизерное количество таких специалистов. Да они и не могут почти ничего предпринять - предприятиям нужно выжить в сегодняшних экономических условиях, их руководство не задумывается о "какой то там экологии", а есть и более прозаическая причина - нет денег. Их не всегда хватает на выплату зарплаты, так тем более не хватает на мероприятия по охране ОПС.
     Все чаще появляются статьи в газетах на эти темы. Приятно читать текст, написанный человеком знающим, но как смешно бывает, когда статья написана журналистом, который совсем не образован экологически. Так и рождаются перлы, типа "вирусных бактерий" и "плохой экологии".
     Итак, по-моему, начальные экологические знания нужны всем. Чтобы хотя бы знать, почему надо так бояться загрязнения или вырубки лесов. Что касается экологического образования в университете, то здесь студенты ничего не решают. Учебный план составляют и принимают без нашего участия Да и что мы за советники, если ничего не знаем о предметах, которые у нас будут. Остается надеяться на опыт составителей этих самых учебных планов, а нам остается только учиться по ним. Но есть конечно и пожелания. Я хотел бы, чтобы было больше практических занятий и еще интересно, что будет на летней практике. Было бы неплохо, если бы нас сводили на экскурсию на какое-либо предприятие, показали как работают, чем занимаются экологи, и чтобы мы поучаствовали в каком-нибудь мероприятии по охране ОПС.
     Вообще, мне кажется, что экологическое образование нужно начинать получать еще в школе, наравне с другими предметами. Сейчас, в состоянии постоянно ухудшающейся экологической ситуации, необходимо начинать воспитывать подрастающее поколение с детских лет заботиться о природе. Забота об ОПС должна стать для каждого человека привычкой. С младенчества дети будут понимать, как это серьезно, что от них зависит судьба всей планеты. Эти понятия (рациональное использование природных ресурсов, очистка сточных вод и выхлопных газов и др.) должны восприниматься как библейская заповедь "не убий". Ведь с каждым кубическим метром сточных вод, выхлопных газов мы убиваем природу, а вместе с ней и себя. Неужели человечество стало таким безумным, что совершает самоубийство. Тогда экологи могут рассматриваться как спасители человечества.
     Но разве могут они это сделать сами. Мне кажется, нет. Только если учить человека с детства экологии, он поймет, что творится на земле. А если все это будут учить, тогда все население образумится и перестанет так издеваться над природой, и сможет улучшить экологическую ситуацию на планете, уничтожить кризис.
     На мой взгляд, обучение экологическим наукам нужно начинать с ранних классов в школе, тогда из университета будут выпускаться первоклассные специалисты, отменно знающие теорию и не раз испробовавшие ее на практике (если увеличат число практических занятий). При такой ситуации человечество сможет изменить положение, найти новые, дружественные природе, технологии и заменить ими старые и конечно улучшить контроль очистки продуктов выбросов предприятий. И тогда люди войдут в новую эпоху отношений с ОПС, во время которой, я считаю, мы сможем перейти из биосферы в ноосферу, предсказанную еще Вернадским, которая будет следующим этапом эволюции Человека.

Вверх


Главная страница Ссылки Отчет о поиске
Индивидуальное задание Магистерская диссертация