Магистр Лисицкий Д.
Укр Eng    Сайт ДОННТУ   Портал МАГИСТРОВ

Автореферат

 

Прогнозная модель финансовой деятельности ВУЗа


В настоящее время в условиях ужесточения контроля со стороны фискальных органов за соблюдением налоговой дисциплины, введения нормативно-правовыми актами повышенных требований к качеству продукции и услуг, соблюдению прав потребителей и усиливающейся конкуренции предприятиям, в целях достижения максимального экономического эффекта, приходится уделять повышенное внимание анализу финансовой деятельности и эффективности работы.

Высшее учебное заведение является сложной экономической системой. Управление такой системой представляет собой многокомпонентный процесс, компоненты которого, как правило, взаимосвязаны. Механизм финансового управления является одним из важнейших элементов управленческого процесса. Одна из основных задач управления учебным заведением (в том числе задача финансового управления) состоит в оптимизации образовательного процесса по показателям, характеризующим этот процесс.

Принятие управляющего решения при организации работы сложной системы связано с обработкой большого объема информации, требует нетривиального анализа сложившейся ситуации (с привлечением методов, разработанных в самых различных областях знаний) и должно быть своевременным (часто на принятие решения отводится относительно малый промежуток времени). Это приводит к тому, что решения, принимаемые даже коллективом высококвалифицированных, опытных и активных руководителей, не всегда оказываются достаточно эффективными. Прогресс общества с каждым годом обостряет эту проблему все больше и больше. Это относится и к управлению учебным процессом в вузе, как и в любом другом учебном заведении.

Именно поэтому в современном системном анализе основные усилия направляются на создание математических моделей управления сложными системами, которые позволили бы разработать соответствующие информационно-компьютерные технологии с минимальным участием человека в процессе управления. Такие же исследования проводятся и по созданию моделей управления вузом.

С точки зрения системного анализа управление активной системой предполагает построение имитационной модели поведения системы во времени в заданных внешних и внутренних условиях в зависимости от реализуемого управляющего воздействия (управления). Выбор управления должен осуществляться на основе анализа заданных критериев оптимальности, оценивающих качественный уровень принимаемого управленческого решения. Имитационную модель, снабженную критериями оптимальности, будем называть моделью оптимального управления. Цель работы – разработать модель оптимального финансирования учебного процесса, а также прогноза некоторых показателей, входящих в модель, и дополнительного критерия эффективности финансирования.

Структура модели


Прогнозная модель оптимального управления системой содержит в себе показатели ее функционирования, которые должны как можно более адекватно отражать сущность этой системы. Обычно показатели вводят так, чтобы улучшение работы системы по данному показателю сопровождалось либо его увеличением, либо его уменьшением. Это позволяет формировать критерии целенаправленного управления системой, давать оценку условиям, в которых система находится, и их изменению. Как правило, частные показатели функционирования системы сворачиваются в один итоговый показатель, наглядно характеризующий работу системы в целом. Для осуществления указанной свертки частных показателей следует, очевидно, потребовать, чтобы они были безразмерными и изменялись по возможности в одних и тех же пределах (обычно в пределах [0,1]). В дальнейшем будем исходить из того, что все перечисленные требования выполнены.

1.1 Вербальное описание модели

Педагогически учебный процесс представляет собой единство (организованное взаимодействие) трех составляющих: обучаемый (студент), преподаватель и комплекс средств учебно-методического обеспечения


Схема учебного процесса


Предлагаемая модель позволит увеличить эффективность работы ВУЗа, и спрогнозировать финансовые показатели деятельности ВУЗа.

На эффективность работы высшего учебного заведения существенное влияние оказывает:

    - Количественный состав выпускников
    - Так же качественный и количественный уровень организации учебного процесса.

В свою очередь на качественный и количественный уровень организации учебного процесса влияют следующие факторы:

    - расходы на рекламную деятельность ВУЗа;
    - расходы на текущий и капитальный ремонт;
    - фонд заработной платы;
    - расходы на приобретение оборудования и материалов;
    - расходы на коммунальные платежи;

К факторам учебного процесса, относятся успеваемость выпускников, обеспеченность учебного процесса преподавателями, литературой, техническими средствами обучения (например, компьютерами с необходимыми программными средствами).

Очевидно, что величины эффективность учебного процесса зависит от финансовых средств, направляемых на организацию учебного процесса.

1.2  Дескриптивное описание модели

Итоговый показатель Y(t) организации учебного процесса следует определить взвешенной линейно-мультипликативной сверткой частных показателей, описывающих указанные выше составляющие учебного процесса.

(1)

где t–отчетный период; n(t) – показатель, характеризующий количественный состав выпускников вуза t–го года выпуска; q(t) – показатель, характеризующий качественный и количественный уровень организации подготовки выпускников.

К факторам учебного процесса, которые характеризуются показателями q(t), относятся успеваемость выпускников, обеспеченность учебного процесса преподавателями, литературой, техническими средствами обучения (например, компьютерами с необходимыми программными средствами).

Очевидно, что величины n и q зависят от финансовых средств, направляемых на организацию учебного процесса. Управление потоком этих финансовых средств окажет соответствующее влияние на величины частных показателей.

Вводя далее обозначения, будем использовать удобную систему обозначения новой величины двумя буквами, вторая из которых совпадает с обозначением той величины, из числа введенных ранее, с которой новая величина непосредственно взаимосвязана (а первая буква указывает на характер новой величины). Обозначим финансовые средства, связанные с показателем n через za(t), где индекс a нумерует виды финансовых средств, оказывающих влияние на показатель n (далее будут приведены примеры), а через zqu(t) – финансовые средства, связанные с критерием q, где индекс u нумерует виды финансовых средств, оказывающих влияние на показатель q(t). Величины za(t) и zqu(t) всегда можно считать неотрицательными, поскольку знак этих величин (прибыль или убыток) может быть учтен в формулах, в которые они входят.

Будем считать, что индекса, нумерующий величиныza(t), меняется в пределах от 1 до A через единицу. Число A и типы финансово-материальных факторов, воздействующих на показатель n.

Аналогично, индекс u, нумерующий величины zqu(t), меняется в пределах от 1 до U, где верхний предел U в общем случае зависит от рассматриваемого фактора учебного процесса. Математическая модель и результаты зависят от финансовых статей, входящих в эти два параметра.

В качестве начала отсчета шкалы t может быть выбран любой значимый с той или иной точки зрения момент времени. Скажем, таким моментом может быть начало учебного или финансового года. Действительно, на момент t=0 показатели n(0) и q(0) определяются финансовыми потоками только за предшествующий период времени t<0. Указанные значения показателей являются исходными. Значения же финансовых средств в начальный момент времени t=0 целесообразно принять либо равными нулю, то есть za (0) = 0, >zqu (0)=0, либо равными тем средствам, которые были зарезервированы на момент t=0 с целью повышения соответствующих показателей n и q.

Для показателя количественного состава студентов под величинами zna(t) нужно понимать расходы вуза на проведение рекламной кампании по привлечению студентов к поступлению в, средний размер стипендии для студентов i-й специальности, надбавки к стипендии за хорошую и отличную учебу, размер оплаты одного года обучения для студентов - платников.

Изменения численного состава студентов из-за отчисления некоторых из них за неуспеваемость, ухода в академический отпуск и по иным причинам, а также непрогнозируемые изменения потребностей отраслей экономики в специалистах служат примером объяснения явной зависимости показателя ni от времени.

Для показателя q, характеризующего, например, лабораторное оборудование, под величинами zqu(t) следует понимать средства, выделяемые на поддержание оборудования в рабочем состоянии, закупку новой техники, повышение квалификации преподавателей. Показатели q в той или иной степени могут зависеть от мотивации труда преподавателей, а, значит, – от их заработной платы. Явная зависимость q от времени может быть связана с постепенным физическим старением оборудования и объективным ростом требований к s-му фактору учебного процесса.

Суммирование величин zqu должно осуществляться, очевидно, в следующем порядке:

   (2)

Величина (2) представляет собой сумму денежных средств, направленных вузом за период времени t на повышение показателей организации учебного процесса.

На основе величин zna(t), связанных с показателем n составим следующую сумму:

   (3)

Na(t) – численный параметр, соответствующий финансовым средствам a-го типа для студентов (например, если а-м типом финансовых средств являются расходы на выплату стипендии студентам, то Na(t) есть число студентов, получающих стипендию, а zna(t) – размер стипендии). Величины Na(t) со знаком плюс, если средства zna(t) представляют собой затраты вуза на обеспечение учебного процесса, и со знаком минус, – если zna(t) составляют доходную часть бюджета вуза. Выбор знаков следует из уравнения баланса финансовой деятельности вуза.

Пусть, zna(t) – средняя величина годовой платы за обучение, взимаемая с одного студента (доход вуза), тогда N(t) – взятое со знаком минус число студентов - платников, получающих платное образование. Для таких величин zna(t) , как расходы вуза на проведение рекламной кампании по привлечению студентов к поступлению в вуз, будем полагать Na(t)=1.

Финансовое управление учебным процессом осуществляется через задание величин zna и zqu . Математическая модель вуза и результаты, полученные при ее использовании, в существенной мере определяются тем, какие статьи бюджета включены в состав финансовых средств zna и zqu , а какие – нет.

   (4)

Составим уравнение баланса финансовой деятельности вуза, выделив в явной форме средства полученные вузом за период времени t от студентов, оплачивающих свое образование. Поместим в левой части уравнения все слагаемые, которые отражают доход вуза за период времени t, а в правой части – слагаемые, отражающие расходные статьи бюджета:

   (5)

где S0(t) – общий доход вуза в течение периода времени t по всем статьям за исключением средств (4), S(t) – прочие затраты. В состав дохода S0(t) входят бюджетные средства на оплату обучения студентов, занимающих места, предоставленные вузу государством.

Прочие затраты:

   (6)

где K — число видов затрат, включают в себя фактический фонд заработной платы сотрудников вуза (без учета зарплаты преподавателей), расходы на поддержание основных фондов и капитальное строительство, оплату коммунальных услуг, средства на развитие вузовской науки и социальной сферы и другие виды затрат, предусмотренные сметой вуза.

Перенесем слагаемое (4) из левой части уравнения (5) в правую часть и объединим его с первым слагаемым правой части, тогда с учетом определения знака величины N(t) получим сумму (3). Вводя обозначение

z(t) = zn(t) + zq(t) (7)

перепишем уравнение баланса (5) в следующем виде:
S0(t) = z(t) + S(t) (8)

Некоторые статьи прочих затрат в сумме (6) являются обязательными к исполнению, определены по величине и пересмотру практически не подлежат. К таким статьям следует отнести фонд зарплаты, расходы на проведение безотлагательных работ по восстановлению основных фондов, оплату энергоносителей и ряд других. Тем не менее, при фиксированном значении S0(t) величина средств z(t), направляемых на улучшение показателей учебного процесса, может в некоторых пределах [zmin(t), zmax(t)] варьироваться.

С другой стороны, величины zna и zqu ограничены своими максимальными и минимальными значениями: znamin(t) < zna(t) < znamax(t) и zqumin(t) < zqu(t)< zqumax(t). В самом деле, величина заработной платы, размер стипендии, затраты на приобретение учебного оборудования и литературы, рекламные расходы на информирование абитуриентов о вузе и другие затраты должны иметь обоснованные верхние и нижние пределы.

Создаваемая модель вуза предназначена в первую очередь для того, чтобы при условии z(t) [zmin(t), zmax(t)] и прочих условиях найти оптимальное с точки зрения максимизации показателя Y(t) распределение финансовых средств z(t) по отдельным статьям расхода zna(t) и zqu(t). Таким образом, модель оптимального финансового управления организацией учебного процесса может быть представлена в следующем виде:


znamin(t) < zna(t) < znamax(t)

zqumin(t) < zqu(t)< zqumax(t)


z(t) [zmin(t), zmax(t)]

В такой постановке данная модель сводится к задаче, решаемой с помощью аппарата математического программирования. Эту задачу можно существенно упростить, полагая, что величины n не зависят от средств zna(t), и относя расходы на рекламную информацию для абитуриентов о имеющихся и новых специальностях к числу обязательных расходов вуза.

Итак, будем считать, что на значения показателей n нельзя повлиять посредством тех или иных финансовых вложений. Показатели n отражают лишь количественное соотношение между потребностями отрасли в специалистах и их подготовкой и носят констатирующий характер, а итоговый критерий Y(t) от величин zna(t) не зависит. Если к тому же величины q являются линейными функциями своих аргументов zqu(t), то критерий Y(t) также является линейной функцией zqu(t), и, следовательно, решение задачи должно выполняться средствами линейного программирования.

Если же анализируется состояние организации учебного процесса на текущий момент времени t0 и рассматривается финансовое управление в предстоящий период времени [t0, t], то момент времени t следует, как правило, соотносить с окончанием указанного семестра или учебного года (или началом следующего за ним семестра или учебного года). Действительно, изменения в организации учебного процесса, обусловленные соответствующими финансовыми вложениями в текущем семестре, происходят, как правило, с запозданием – в начале следующего семестра. Это относится, прежде всего, к обеспечению учебного процесса преподавательскими кадрами, к влиянию величины устанавливаемой стипендии на успеваемость студентов, в существенной мере – к обеспечению учебного процесса лабораторным оборудованием, компьютерной техникой и программными средствами, учебно-методической литературой и т. п.

Выводы


В настоящее время высшее учебное заведение представляет собой сложную экономическую систему, управление которой является сложным многокомпонентным процессом. Среди большого числа элементов управленческого процесса важную роль занимает механизм финансового управления. Одна из основных задач финансового управления учебным заведением состоит в оптимизации образовательного процесса, которые характеризуют данный процесс.

Как известно, принятие верного управляющего решения, которое будет способствовать развитию системы, и приносить максимальный эффект, вплотную связано с обработкой большого количества информации требует четкого анализа сложившейся ситуации и должно быть своевременным. Это является причиной того, что даже при использовании опытных и квалифицированных руководителей, решения могут быть не эффективными.

Именно поэтому в современном системном анализе основные усилия направляются на создание математических моделей управления сложными системами, которые позволили бы разработать соответствующие информационно-компьютерные технологии с минимальным участием человека в процессе управления. Такие же исследования проводятся и по созданию моделей управления вузом.

В данной работе предложена прогнозная модель оптимального управления финансовой деятельностью ВУЗа

Модель содержит в себе показатели функционирования рассматриваемой систему (ВУЗа), которые отражают сущность этой системы. Показатели введены таким образом, что улучшение работы системы по данному показателю сопровождается либо его увеличением, либо его уменьшением. Это позволяет сформировать критерии целенаправленного управления системой, а так же давать оценку условиям, в которых система находится, и их изменению. Частные показатели функционирования системы сворачиваются в один итоговый показатель, наглядно характеризующий работу системы в целом.

Мы считаем, что использование данной модели, позволит увеличить эффективность работы ВУЗа, прогнозировать различные колебания финансовых показателей, и своевременно адекватно на них реагировать.

В дальнейшем планируется просчет модели на реальных данных ВУЗа, что позволит сделать выводы о работе данного заведения, а так же позволит выявить возможные недостатки модели и выполнить дальнейшее ее усовершенствование.

Литература


  1. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
  2. Васильев В. Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000.
  3. Нестеров В. Л., Радченко В. И. Критерии учебной деятельности вуза // Информатика и образование. 2004. № 3. С. 113-114.
  4. Нестеров В. Л., Радченко В. И., Салтынская Г. К. Показатель оптимальности количественного состава выпускников вуза // Информатика и образование. 2004. № 3. С. 127-128.
  5. Нуждин В. Н. Информация качества образования // Проблемы информатизации высшей школы / Госкомвуз России. Бюллетень № 4. 1985.

перейти вверх »

Содержание

Введение>>

Основная часть>>

Выводы>>

Литература>>

ССЫЛКИ>>