Электронная библиотека

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/12/2003/hm12_2_10_02.html

НЕКОТОРЫЕ ТЕХНИКИ СТЕКЛОДЕЛИЯ , ПРИМИНЯЕМЫЕ ГАЛЛЕ

          Важнейшей особенностью искусства стиля модерн было то пристальное внимание к материалу, его природным особенностям, эксперпиментам в области техники, которое проявляли мастера этого направления. Применяемая Эмилем Галле техника многослойного стекла позволила создать своеобразный вариант стеклянной живописи. Наложение разноцвнетных слоев стекла друг на друга давало сложные оттенки, переходы одного цвета в другой, сопоставление прозрачного и глушеного стекла в зависимости от воли художника. Этот прием не был изобретением художников школы Нанси - еще в Древней Греции он часто применялся для имитации камей. В XIX веке он был возрожден в Англии. Но в Нанси эта техника получила совершенно новое, более сложное художественное осмысление. Стекло протравливалось и обтачивалось в несколько приемов, использовались гравировка и стекляная инкрустация. Разнообразно обрабатывалась и поверхность стекла. Ее, например, не полировали, а обтачивали специальным колесом; стекло сохраняло непосредственность ручной обработки, как если бы художник высекал вазу резцом из камня. На поверхность стекла иногда наносился эмалевый порошок, отчего после обжига оно получалось дымчатым, более сложным по цвету. Часто стекло делалось матовым химическим путем, что создавало своеобразную приглушенность цвета. Рисунок мог гравироваться в разных слоях. Иногда вводилась подсветка окислами металлов. Однако все это не исчерпывает технического арсенала мастеров школы Нанси.

          Варка стекла

          Процесс, протекающий в стекловаренной печи, в результате которого из сыпучих компонентов шихты происходит образование расплавленной стекломассы. Температура при этом должна достигать не менее 1500 градусов С. Цикл стекловарения в горшковых печах вместе с выработкой изделий из расплавленной массы составляет сутки.

          Выдувание в форму

          Формование изделий из расплавленного стекла вручную, с помощью специальной трубки - понтии. Этот способ был изобретен на рубеже нашей эры и по сию пору является основным для изготовления художественных изделий. Для придания изделиям нужной конфигурации стеклянный пузырь помещается в форму, которая может быть деревяной или металлической. Различают два вида выдувания в форму: первый - с вращением, и второй - без вращения ("тиходутый").

          Многослойное стекло (накладное стекло)

          Стекло, состоящее из двух и более слоев стекла разного цвета, основным из которых является бесцветное. В зависимости от количества слоев различают: двухслойное, трехслойное и многослойное стекло. В зависимости от расположения слоев цветного и бесцветного стекла отличают надцвет и подцвет. Этот тип стекла был известен в римское время, в Китае в XVIII. Особенной популярностью пользовался в Европе в XIX.

          Многоплановое травление

          Техника декорирования многослойного стекла путем снятия плавиковой кислотой на разную глубину соответствующих участков цветного стекла, благодаря чему достигается впечатление акварельной живописи.

          Травление

          Декорирование поверхности стекла плавиковой кислотой, дающее эффект от легкого матирования до глубокого. Для этого поверхность изделия покрывается воском или иным защитным покрытием, процарапывается орнамент, а затем весь предмет покрывается кислотой с помощью кисти или погружением. Различают матовое травление, светлое травление, многоплановое травление. Свойства плавиковой кислоты использовались в отдельных случаях еще в XVIII в Германии. С 1830 она известна в Англии, в конце XIX - начале XX широко использовалась в европейском стеклоделии как для изготовления уникальных изделий (Э. Галле), так и для производства массовой продукции.

          Гравировка

          Способ декорирования поверхности стекла путем процарапывания острым инструментом. В зависимости от способа нанесения рисунка различают два вида гравировки. Первый: гравировка алмазом, когда рисунок создается путем процарапывания или постукивания алмазным резцом по поверхности стекла, благодаря чему создается тончайший рисунок, выглядящий светлым на фоне гладкого стекла. Второй способ - гравировка медным колесиком. Эмиль Галле использовал алмаз для гравировки своих изделий.

          Маркетри

          Техника декорирования стеклянных изделий. Кусок горячего цветного стекла вдавливался в тулово стеклянного объекта, так что его поверхность оставалась гладкой.

          Межстеклянное золочение

          Способ декорировки изделий с использованием золотой фольги, когда лист золота помещался между двумя слоями стекла.

          Резьба

          Общее обозначение для механических способов обработки поверхности стеклянных изделий путем нанесения на нее глубоких порезов крупным вращающимся абразивным или железным колесом.

          Цветное стекло

          Стекло, окрашенное в различные цвета с помощью введения в шихту специальных химических компонентов. Различают молекулярное и коллоидное окрашивание стекол. Молекулярными красителями являются оксиды металлов. Цвет этих стекол не меняется при последующих подогревах. К коллоидно окрашенным стеклам относятся золотой, медный, кадмиевый рубины. Эти стекла, в зависимости от температуры режима варки стекла или последующего подогрева могут менять интенсивность окраски (наводиться) или становиться непрозрачным (запекаться). Различные комбинации красителей и температурных режимов дают возможность получать более сложные цвета стекла.

Вверх