САМОЙЛОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
 
eng | рус | укр
 
НАУЧНАЯ РАБОТА  
 Обо мне  Научная работа  Библиотека  Ссылки
 
         Результаты              поиска        

Автореферат

КОМПЬЮТЕРНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ МОНОКОДОВЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ

Составитель: Самойлова Т.А.

 

Введение
Обоснование темы
Цель работы
Научная новизна
Обзор существующих исследований и разработок
Текущие и планируемые результаты по теме
Перечень нерешенных проблем и вопросов
Заключение и выводы
Список источников



Введение

Магистерская работа посвящена проблеме моделирования основных когнитивных вычислительных моделей основанных на монокоде (фестский диск, мальтинская пластина, дакийский комплекс, Стоунхендж, северный солнечный и лунный лабиринт), получившее название археомоделирование. А также разработке научно - образовательного ресурса «Археомоделирование» и его локальной версии.


Обоснование темы

В работах [1] и [2] дана классификация монокодовых моделей и описание возможностей основных типовых артефактов. Следовательно, следующим шагом к повышению когнитивной эффективности должна стать наглядная демонстрация принципов использования моделируемых объектов. То есть компьютерная реконструкция монокодовых вычислительных моделей и моделирование процессов, которые можно с их помощью отслеживать.

Но совсем отказаться от привычного символьного описания невозможно, без ухудшения легкости восприятия предложенного материала.

Для того, чтобы совместить в единое целое описание и визуальное представление а также донести материал до наибольшего количества людей, необходимо создать локальную комплексную модель и Интернет-портал «Археомоделирование».


Цели работы:

  • исследование структуры, возможностей монокодовых артефактов;
  • исследование существующих разработок;
  • исследование и выбор технических средств для моделирования;
  • создание приложения и Интернет-портала «Археомоделирование».


Научная новизна (доб)

Направление "археомоделирование" было создано совсем недавно как одно из направлений вычислительного моделирования. Термин является аналогом термина "археоастрономия". Данное направление включает в себя не только монокодовые, но и другие исторические артефакты.


Обзор существующих исследований и разработок

Ранее предпринимались попытки моделирования работы фестского диска и мальтинской пластины. Однако эти модели значительно уступают по функциональности, скорости работы и степени когнитивности рассматриваемому проекту.

Одной из первых попыток была система моделирования фестского диска реализованная с помощью языка текстовой разметки HTML и языка Java Script .

Этот проект имеет следующие недостатки:

  1. Не очень удобное управление процессом моделирования: по умолчанию открывается сразу три окна: солнечный календарь, звездные часы и главное окно для ввода данных, выбора процесса и вывода информации. Конечно, существует возможность выбора моделирования различного числа способов использования артефакта, однако и в этом случае на экране остаются как минимум два окна. В следствие этого возникают дискомфорт от необходимости постоянно переключаться с одного окна на другое;
  2. Отсутствие автоматической проверки вводимых данных: при вводе неверной даты, система, вместо того чтобы установить корректные значения по умолчанию и продолжить работу, оставляет введенные данные и прекращает работу.

Далее были разработаны две системы, моделирующие работу Мальтинской пластины. Первая из них реализована на JavaScript . Пожалуй, это одна из наиболее качественных на то время систем археомоделирования. Но и у нее есть один существенный недостаток: медленная загрузка и работа.

И наконец была промоделирована работа мальтинской пластины с помощью Flash . Основным недостатком этой системы является не очень хороший интерфейс и неудобное управления моделированием.

Это была первая версия моделирующей системы, которую в дальнейшем доработали и на ее основе создали комплексную модель археомоделирования.

Все выше описанные системы имеют один очень существенный минус - отсутствие помощи и описания моделируемых процессов, что практически лишает возможности использования системы пользователями, детально не ознакомленными с возможностями и способами использования моделируемых артефактов. Эту проблему можно было бы решить сославшись на Internet -ресурс, соединяющий в себе сведения обо всех моделируемых предметах древности. Однако исследования показали, что в русскоязычном пространстве Internet такого ресурса нет.(см. отчет о поиске ) Существуют только разрозненные материалы, описания, попытки расшифровки артефактов.

Также необходимо отметить, что на момент написания автореферата автором не было обнаружено разработок, аналогичных рассматриваемой теме.


Текущие и планируемые результаты по теме

К результатам можно отнести:

  • портал «Археомоделирование» (http://sim.donntu.ru/asim1), являющийся частью портала, посвященного моделированию различных процессов, явлений, предметов (http://www.simulation.in.ua), запущенного в 2005 году в ДонНТУ.
  • локальную версию портала, представляющую собой flash-приложение, содержащее модели следующих монокодовых артефактов: фестский диск, мальтинская пластина, дакийский комплекс, Стоунхендж, северный солнечный и лунный лабиринт. [5]


Перечень нерешенных проблем и вопросов

Основными направлениями дальнейшего развития портала «Археомделирование» могут служить следующие:

  • увеличение количества моделируемых объектов (добавление Стоунхенджа и Северных лабиринтов, т.к. в данный момент они реализованы только в Flash -модуле);
  • улучшение информационной части портала путем ее увеличения;
  • улучшение качества моделирования. Т.к. в данной версии представлено приближенное моделирование, без учета всех тонкостей и возможностей археомоделей;
  • развитие мультиязычности. В дальнейшем планируется расширить и улучшить портал за счет добавления украинской и немецкой версии.

Основными направлениями дальнейшего развития единого Flash -модуля «Археомделирование» могут служить следующие:

  • добавление справки по работе с приложением;
  • добавление краткого описание моделируемых бъектов;
  • реализация поддержки так называемых «скинов». (Данная проблема частично решена путем создания нескольких приложений в разной цветовой гамме).


Заключение и выводы

В ходе исследований и разработок по теме магистерской работы были рассмотрены и частично решены проблемы моделирования когнитивных вычислительных моделей основанных на монокоде. За основу были приняты следующие артефакты: фестский диск, мальтинская пластина, дакийский комплекс, Стоунхендж, северный солнечный и лунный лабиринт.

Были детально изучены алгоритмы работы, структуры, возможности монокодовых артефактов. Также проведено исследование существующих разработок и технических средств для моделирования. Создано локальное приложение и Интернет-портал «Археомоделирование».

 

Список источников

  1. Аноприенко А. Я. Восхождение интеллекта: эволюция монокодовых вычислительных моделей // Научные труды Донецкого государственного технического университета. Выпуск 15. Серия “Информатика, кибернетика и вычислительная техника» (ИКВТ-2000). - Донецк: ДонГТУ. – 2000. - С. 36-47
  2. Самойлова Т.А., Аноприенко А.Я. Комплекс моделей для научно – образовательного портала моделирования // Региональная студенческая научно-техническая конференция «Компьютерный мониторинг и информационные технологии» 30-31 мая 2005 года
  3. Аноприенко А.Я., Башков Е.А., Самойлова Т.А. Портал компьютерного моделирования: цели, задачи и особенности организации // Первая международная научно-техническая конференция "Моделирование и компьютерная графика" 04-07 октября 2005 года
  4. Самойлова Т.А., Аноприенко А.Я. Оптимизация flash-модулей портала археомоделирования // Международная студенческая научно-техническая конференция “Информатика и компьютерные технологии 2005”. Донецк: ДонНТУ. 15 декабря 2005 года.
  5. Т. А. Самойлова, А. Я. Аноприенко Разработка единого программного комплекса для моделирования исторических монокодовых артефактов // Региональная студенческая научно-техническая конференция «Компьютерный мониторинг и информационные технологии» 15-17 мая 2006 года;
  6. Аноприенко А.Я. От вычислений к пониманию: когнитивное компьютерное моделирование и опыт его практического применения на примере решения проблемы Фестского диска // Научные труды Донецкого государственного технического университета. Выпуск 6. Серия "Информатика, кибернетика и вычислительная техника" (ИКВТ-99). - Донецк: ДонГТУ. - 1999. - С. 36-47.
  7. Эндрю ван Дам. Пользовательские интерфейсы нового поколения // Открытые системы . - 1997, №6. - С. 34-37.

 

 

При написании данного автореферата магистерская работа не завершена. Окончательное завершение: январь 2007 г. Полный текст работы и все материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

 

         Результаты              поиска        
 
 Обо мне  Научная работа  Библиотека  Ссылки