На головну    |Бібліотека |Реферат |Посилання |Звіт про пошук |Індивідуальне завдання

     Отрышко Е.В., Романова В.Ю. Совершенствование методов экологического образования как фактор оптимизации отношений «человек – окружающая среда»//Сб.науч.трудов."Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"-Донецк:ДонНТУ, 2003,-с.63-65.

     С развитием цивилизации возрастают масштабы антропогенного влияния на природную среду. Наблюдаются качественные изменения характера хозяйственной деятельности и воздействия на природные процессы биосферы.

     Сейчас влияние производства на природные процессы соизмеримо с их естественным ходом. Это во многих случаях приводит к необратимым экологическим последствиям. Ужесточение критериев экологической безопасности должно быть мерой развития цивилизованного промышленного производства.

     Задача высшей школы на данном историческом этапе заключается в развитии и совершенствовании системы экологического воспитания и образования человека. Её стержнем является формирование у человека, специалиста, населения экологического, а не технократического образа мышления, как важнейшей составляющей общественной морали. Экологизация общественного сознания стала необходимым условием выживания человеческого общества в данных условиях.

     В 1875 году вышла монография Эдуарда Зюсса (1831 -1914), известного австрийского геолога, лауреата Золотой медали Русского географического общества, посвященной геологическому строению Альп. Вводя в науку новое понятие «биосфера», Э. Зюсс не дал ему какого-либо определения. Термин «биосфера» стали в своих работах использовать географы и геологи, причём каждый автор вкладывал в это понятие свой смысл. С 1911 года этот термин стал встречаться и в работах В. И.. Вернадского, являвшегося представителем блестящей плеяды учеников В.В.Докучаева, который первым среди естествоиспытателей понял опасность дробления науки о природе на множество частных дисциплин. Именно Докучаева считают предтечей современного учения о биосфере.

     В своём труде « К учениях о зонах в природе » (1898) Докучаев писал о том, что в современном ему естествознании изучаются отдельные объекты природы, « но не их взаимоотношения, не та... всегда закономерная связь, какая существует между силами, телами и явлениями, между мёртвой и живой природой, ... а между тем именно эти соотношения, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества, ядро истинной натурфилософии - лучшую и высшую прелесть естествознания».

     Данный исторический экскурс позволяет понять путь становления В. И. Вернадского как учёного, мыслителя, гуманиста. Он получил от' своего учителя не только знания, но и широкий кругозор, осознание необходимости .обобщать полученные данные, мыслить глобально. Это дало ему возможность разработать концепцию, согласно которой сферу жизни на Земле нельзя рассматривать как простую совокупность живых организмов, которые населяют планету среди неживых компонентов природы, что во многом определило пути развития современного естествознания.

     Этот пример ещё раз подтверждает важность принципов и методов познания мира, которые применяются в процессе обучения. В работе «Мысли и замечания о Гёте как о натуралисте» В. И. Вернадский говорит, в частности, о. том, что опередить своё время возможно благодаря синтетическому постижению природы, в котором сливались бы философский, теоретический и экспериментальный подход к миру. В подходе должна быть и диалектика, и ощущение целостности бытия. Эти принципы могут быть положены в основу экологического образования, которое позволит осознать взаимозависимость процессов, протекающих в биосфере, реально оценить место человека в ней, т. е: образования, которое способствует формированию экологического мышления. Здесь хочется привести слова Л. Н. Толстого: «Знания без нравственной основы ничего не значат», но ещё Демокрит говорил, что суть дела не в полноте знаний, а в полноте разумения. Поэтому наиболее востребованным в современных условиях являются методы обучения,которые:

     • закладывают у студента творческий подход к решению поставленной задачи, возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему в целом, все аспекты и этапы её решения;

     • формируют способность переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

     • получению оригинального решения, не применяя ранее известных методов.

     «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»Слова героя романа И.Тургенева «Отцы и дети» сейчас неактуальны. Время стихийного безоглядного природопользования прошло. Сейчас оно должно осуществляться только на научной основе. В реализации этих принципов .главную роль играет подготовка специалистов, способных осознанно воплощать на практике принципы оптимизации отношений между человеком и природой.


На головну    |Бібліотека |Реферат |Посилання |Звіт про пошук |Індивідуальне завдання