28мм, 1/160 при F22 или

По ту сторону объектива

Без предыстории. Без теории. Без послесловия. Я просто правдиво расскажу вам, почему я взял в руки фотоаппарат, и как это отразилось на моей жизни.

Закаты разные бывают…

Никогда в детстве и юношестве я не порывался создавать что-либо творческое. Я внимательно познавал окружавший меня мир, и в ответ он благодарно учил меня своей замысловатой эстетике. Я не спешил и ждал момента, когда буду готов. И только когда мне исполнилось 20 лет, я понял, что пришло время упражняться и экспериментировать, открыв доселе неведомые ощущения творчества в его чистейшем проявлении.

Контровый свет здесь пришелся кстати…

Я не могу сказать, что стоял на распутье и сомневался, в какой сфере мне стоит себя попробовать. Я твердо знал, что точкой приложения своих дремлющих талантов следует избрать фотографию. Причины этого выбора никак нельзя назвать случайными, их суть я раскрою позднее.

Фотоаппарат мне приходилось держать в руках не раз, но только в ознакомительных целях. Был это Зенит TTL моего папы. Количество всяких элементов управления этим фотоаппаратом приводило в легкое замешательство – Зенит буквально оброс хромированными рычажками и кнопками, но это делало освоение всего этого еще более заманчивым. У меня никогда не было пресловутого фотоаппарата-«мыльницы», с которым бы я жил в режиме snapshot. Не любил я фотографироваться сам и нажимать на спуск по просьбе других. Все это сослужило мне добрую службу, когда я обзавелся собственным фотоаппаратом и начал свои творческие эксперименты в возрасте 20-ти лет. Мой разум не был захламлен ненужной информацией, поэтому критично смотреть на результаты собственных экспериментов не составляло труда, – я предпочитал фотографировать побольше, не слишком тревожась о конечном результате и имел твердое убеждение, что со временем качество получаемых снимков будет расти и форсировать этот процесс не стоит, нужно лишь получать удовольствие от всего этого.

Один из моих любимых сюжетов…

Моим первым фотоаппаратом стал замечательный OLYMPUS C765 ULTRA ZOOM. Остановить свой выбор на этой технике мне посоветовал один из моих лучших друзей – Иван, который всегда был в более тесных отношениях с фотографией, нежели я. И вот в один из дождливых осенних вечеров на моем столе появилась синяя картонная коробка средних размеров, внутри которой терпеливо дожидался своего часа серебристый OLYMPUS.

Очень холодно. Очень далеко от дома. Очень красиво…

Изначально я остановил свой выбор на двух фотографических жанрах – пейзаже и сюжетной съемке. Люди, как объект фототворчества заинтересовали меня много позже. Мне повезло – в мое окно видна бескрайняя степь, а у самого горизонта виднеется маленький городок, который более десяти лет символизировал для меня нечто сокровенно тайное и недосягаемое, пока в один ясный зимний морозный день я не пришел в него с фотоаппаратом и не увидел собственными глазами то, что так занимало мое воображение на протяжении всего этого времени. Не менее интересными местами для меня всегда были терриконы и карьеры, эти грандиозные следы людской деятельности загадочным образом притягивали меня еще в детстве. Учитывая все это, мне никогда не приходилось терзаться раздумьями, куда бы отправиться и попробовать улучшить свои фотографические навыки, стоило лишь чуть отойти от дома и что-то подсказывало, куда стоит пойти в этот раз.

«Всего лишь» вид из окна…

Прошел месяц, прежде чем я смог выбраться на свою по-настоящему первую съемку. В тот день я был, конечно же, не сам – совладать с фотоаппаратом мне помогал Иван, который оказал большое влияние на мое творческое становление, за что я ему очень благодарен. Я всегда старался внимательно прислушиваться к его советам и продолжаю делать это и поныне. Небольшой вводный инструктаж, первые попытки кое-как справиться с обилием управляющих элементов, и вот уже вручную выставлена экспопара, – таинство творческой фотографии для меня началось. SONY DSC-F717 и OLYMPUS C765UZ послушно ложатся в кофры – они тоже не спешат, знают что их час сегодня еще не наступил. В качестве объекта съемки решено было выбрать карьер ртутного комбината, который никогда не был для меня просто карьером, напротив, с этим местом у меня связано много воспоминаний, когда я впервые его увидел, он стал для меня, своего рода, откровением. И вот мы уже на месте. Палец сам так и тянется к спуску, процесс съемки трудно описать словами, эмоции исключительно положительные, но я обо всем этом не думаю, я просто наслаждаюсь всем этим; я свыкаюсь с мыслью, что наконец-то нашел инструмент, который не только поможет мне в познании этого мира, но и, что намного важнее, поможет мне в познании самого себя. Вечером того дня, внимательно рассматривая полученные снимки, я остался весьма удовлетворен результатом, – фотографии полностью соответствовали моим ожиданиям и передавали именно то, что я старался в них вложить в процессе съемки. Пусть они были технически несовершенны, но это были мои первые фотографии!

Такая памятная первая съемка…

Еще с первых дней фотографирования я для себя твердо решил, что приоритетным элементом для меня будет сам процесс фотосъемки, а не конечный результат в виде снимка. Возможно это нетипичный подход, но для меня его эффективность неоспорима. Приверженцем этого подхода я остался и по сей день. Второй краеугольный камень моего фототворчества – полное абстрагирование от того, как воспринимают результаты моего творчества другие. Я никогда не обращал внимание на советы или отзывы касательно моих фотографий людей, бесконечно далеких от тонкостей моего мировосприятия, так как они для меня попросту бесполезны, если не сказать губительны. Есть ответственность автора, и я беру ее на себя, когда нажимаю на спуск и даю жизнь новому снимку, поэтому то, как его воспримут другие, мне, по большому счету, безразлично, куда важнее, что этот снимок сможет дать нового конкретно мне и никому более.

И снова закат…

После того памятного дня первой съемки прошло полтора месяца. Трудно сказать, что они были до предела насыщенны фотографией, я как всегда не спешил. И вот, в конце января я узнал, что имею возможность посетить горы – украинские Карпаты. Это меня заинтересовало как фотографа, и я решил представившейся возможностью воспользоваться. Та поездка стала знаменательной для моего фототворчества, иначе не скажешь. Сам процесс фотографирования в зимних горах трудно назвать легким, часто приходится брести по пояс в снегу, кое-как взбираться на крутые склоны, в надежде найти место повыше для съемки горной панорамы. Но трудности редко когда останавливают фотографа, в этом я убедился на собственном опыте. Как и раньше, сам процесс фотографирования доставлял мне неописуемое удовольствие. Фотоаппарат предоставляет уникальные моменты единения с природой, которые недоступны обычному туристу. Но самым важным итогом той поездки для меня стал анализ привезенного домой материала. Несмотря на то, что от красоты горных пейзажей ежесекундно захватывало дух в моменты съемки, редко какое фото передавало эту красоту и настроение. Вот тогда-то я и понял, что если буду следовать простым правилам композиции, даже не слишком акцентируясь на этом моменте, то качество моих фотографий от этого значительно возрастет. Вторым важным следствием той поездки явилось то, что я наконец-то привык фотографировать, пользуясь исключительно видоискателем, съемка навскидку по ЖК-экрану осталась для меня в прошлом. В целом, то посещение гор оказалось для меня очень полезным – теперь я начал фотографировать осмысленно, что незамедлительно отразилось на моих снимках.

Карпаты в контровом свете…

Начало весны я ждал с особым нетерпением, но, как это часто бывает, выдалось оно прохладным, хотя даже это не останавливало мой творческий поиск. Я подолгу бродил с фотоаппаратом по Донецку в поисках удачного кадра, причем путешествия эти иногда длились по 5-6 часов кряду. И тут в моей жизни произошло еще одно знаменательное событие. Иван рассказал мне о недавно стартовавшем первом донецком открытом конкурсе фотоискусства Я.МIСТО.ДОНЕЦЬК. Рождение этого конкурса практически совпало с моим фотографическим рождением, так что мы с ним, в каком-то смысле, ровесники. Конкурс этот несет в себе множество замечательных начинаний. Один из его самых больших плюсов – демократичность, так что каждый желающий может попробовать свои силы и принять в нем участие.

Геометрия победы…

Долго отбирал я первые фотографии, предназначенные для конкурса, но на многое не рассчитывал, так как всегда относился к своим снимкам скептически. Однако же, мне повезло – уже в первый месяц участия в конкурсе я попал в месячный шорт-лист с работой «Геометрия Победы». Та весна была для меня особо насыщенна фотографией. С фотоаппаратом я редко тогда расставался, вот и в один из весенних вечеров в конце марта я прогуливался недалеко от ДМЗ, пытаясь отыскать что-нибудь интересное. Только вот интересного было маловато и тогда я обратил свое внимание на небольшой террикон, маячивший неподалеку. Если я вижу террикон, то я знаю, что рано или поздно я на нем побываю. В тот раз я не стал отделять замысел от реализации и вот я уже карабкаюсь по склону этой искусственной горы. Таких вот гор я излазил немало и могу с уверенностью сказать, что взобраться на этот было делом нелегким. Порядком измазавшись, я все же покорил и эту вершину. Устало присев на камень, я начал осматриваться по сторонам и вытирать руки платочком, который всегда предусмотрительно ношу с собой именно для таких целей. Открывшаяся взору панорама с лихвой оправдала тяготы подъема на вершину. Я удовлетворенно смотрел то в одну сторону, то в другую, выбирая, с чего бы начать фотосъемку. С одной стороны размеренно дымил ДМЗ, с другой открывался отличный вид на Кальмиус. Чуть отдышавшись, я начал не спеша фотографировать. Было уже около пяти часов пополудни, и начинался закат, ровный желто-оранжевый градиент залил все небо, и город был подернут легкой дымкой. В тот раз я не торопился нажимать на спуск и оценил уже отснятый материал. Удовлетворенный результатами я решил попробовать запечатлеть вышки ретрансляторов старого телецентра, что находится по известному всем адресу Куйбышева, 61. Было очень ветрено, поэтому выровнять линию горизонта никак не удавалось, да еще и глаза некстати начали слезиться от ветра и долгого всматривания в видоискатель. Но выход был найден – я прислонил фотоаппарат к небольшому столбу, возвышавшемуся рядом, – теперь я мог не отвлекаться и сосредоточиться на снимках. Немного поработав рычажком привода трансфокатора, я сделал серию снимков, один из которых и был выбран для отправки на конкурс в апреле. Приведу здесь аннотацию, которой я этот снимок снабдил, в полном объеме:

«Несколько неприятных мгновений, множество экстремальных ощущений и адреналина и я оказываюсь на вершине небольшого террикона около ДМЗ. Над Донецком стоит дымка, закатное солнце раскрашивает все в золотисто-оранжевые цвета. И тут возникает мимолетное ощущение, что я стал героем одного старого фантастического боевика - "Вспомнить все". Настолько сюрреалистично выглядят вышки ретрансляторов и завод на заднем плане. Потому, собственно, и "Марсианский пейзаж"»

Тот самый «Марсианский пейзаж»…

Как оказалось, не обязательно слетать на Марс, чтобы почувствовать себя марсианином. Но это открытие было для меня не единственным той весной. Я с удивлением обнаружил, что если весенним утром проснуться пораньше, часа в 4, то можно увидеть совсем другой Донецк, не тот который через несколько часов утонет в грохоте машин, а Донецк, где слышно пение птиц и шелест молодой листвы на деревьях…

Весенний рассвет в Донецке…

И вот на улице уже начало мая, а я с удовольствием замечаю, что в апрельском шорт-листе уже две моих фотоработы – "Марсианский пейзаж" и "Поднебесье". Дальше – больше. Когда пришло время выбирать лучшего в апреле, жюри остановило свой выбор именно на моем "Марсианском пейзаже". Я об этом узнал раньше других участников конкурса из электронного письма. Помню, с каким волнением впервые прочитал я это письмо, а затем недоверчиво пробежал глазами еще пару раз. Трудно описать эти ощущения, поэтому я не буду даже пытаться это сделать, скажу лишь, что это больше чем приятно – это грандиозно. Затем последовала встреча с организаторами конкурса, которые торжественно вручили мне апрельский приз в непосредственной близости от тех самых вышек ретрансляторов, ставших для меня счастливыми. Так я познакомился с двумя замечательными людьми – Виктором Анисимовым и Дмитрием Поволяевым, которые стояли у истоков фотоконкурса Я.МIСТО.ДОНЕЦЬК, лелеяли его, пока он был еще достаточно слаб и развивают его теперь, когда он стал настоящим событием в культурной жизни Донецка. Побольше бы таких людей Донецку и тогда все у нас будет в порядке.

Место всем известное…

Незаметно весна сменилась летом. Лето – это моя любимая пора года, летом и весной я всегда чувствую себя намного лучше, нежели осенью или зимой. Три летних месяца в том году пролетели совсем незаметно. Редко когда выдавался такой день, что я не сделал хотя бы пары снимков.

Березы не оставляют меня равнодушным…

В то лето я заметил, что фотография научила меня любить родные степи еще сильнее, чем когда-либо прежде. Много неожиданно красивого таит в себе донецкая степь, стоит лишь повнимательней присмотреться, не спеша пройтись рядом с полем зрелой пшеницы, не побояться спуститься в заросли рощи, и тогда природа откроет человеку немало своих секретов, все это я испытал на себе…

Золото степи…

Конца лета я ждал с нетерпением, ведь на 28-ое августа было назначено подведение итогов фотоконкурса Я.МIСТО.ДОНЕЦЬК. У меня не было никаких надежд на победу в конкурсе, а вот занять второе или третье место я был вовсе не прочь. Волноваться по поводу результатов мне не приходилось, просто приняв участие в конкурсе, я уже в некотором смысле победил, поэтому жаркий августовский день начинался для меня вполне буднично. Наспех позавтракав, я привычно перекинул ремень кофра через плечо и отправился с Иваном в назначенное для проведения небольшой выставки работ конкурса место – к всеми любимому памятнику А.С. Пушкину за драмтеатром. Там уже полным ходом шла подготовка экспозиции – организаторы конкурса и сами конкурсанты дружно работали бок о бок. Оказал посильную помощь в подготовке выставки и я, мне был поручен несложный процесс обрезки фотографий для их последующей вставки в рамку. Время шло, экспозиция постепенно приобретала законченный вид, и в назначенное время началось самое долгожданное для меня событие того дня – церемония награждения. Вначале были вручены почетные грамоты победителям месяца, к числу коих принадлежал и я, а затем уже началось подведение итогов конкурса за год. Эти моменты я не забуду никогда. Напряжение нарастало каждую секунду, но атмосфера оставалась дружественной. Вначале объявили победителя в номинации ONLINE-ZOOM, им стала Оксана Блискун, затем еще пару номинаций поменьше тоже нашли своих героев. И вот осталось назвать заветную тройку главных призеров. Ноги сковывает предательская слабость, руки уже не в силах держать фотоаппарат, он отправляется в кофр – пора отдохнуть хотя бы ему. Названа работа, занявшее третье место, нею стала "Царь-пушка" Дмитрия Оробченко. То ли с облегчением, то ли с разочарованием про себя отмечаю, что это не одна из моих работ. Вот подошел черед назвать серебряного призера. Ним стал Михаил Губа со своей работой "Человек и его птицы". Вот тут остатки самообладания и покинули меня, глаза подернуло легкой дымкой. Хорошо, что рядом был Иван, который как мог подбадривал меня в эти мгновения. Организаторы берут небольшую паузу перед тем, как станет известен главный победитель конкурса, все напряжены до предела, но мне уже, по большому счету, все равно. Я чувствовал что этот годичный цикл конкурса не стал моим, но думал я так зря, ведь мне удалось стать победителем месяца, а это был более чем успешный итог участия в конкурсе для меня. И вот долгожданный момент, через пару мгновений станет известен главный герой дня. В силу разных причин я был уверен, что герой этот – это талантливый автор, работы которого, несомненно, обладают свежестью и самобытностью, – Андрей Дыкун. И если бы победителем стал он, то это было бы справедливо, но… жюри решило иначе. Один из организаторов конкурса берет в руки микрофон, и, как во сне, я слышу свою фамилию. Все окружающее пространство сворачивается в мерцающий туннель – я неуверенной походкой направляюсь к подиуму. Кое-как выдавив надлежащее «спасибо» и пожав руки организаторам конкурса, я осмеливаюсь на небольшой экспромт – посвящаю эту победу не кому иному, как Андрею Дыкуну, которого я и сейчас, спустя более чем полгода, считаю наиболее достойным кандидатом на победу в фотоконкурсе. Неудивительно, что голос меня слегка подводит, но все понимающее аплодируют, как оказалось, фотографы, в подавляющем большинстве, люди добрые и отзывчивые. В мои дрожащие руки вручается главный приз – заветный Nikon D100 и объектив Nikkor AF28-100mm f/3.5-5.6 G в придачу.

Тот самый Nikon D100…

С этого момента D100 стал для меня чем-то большим, чем просто инструментом для создания снимков, он стал моим надежным спутником, если не сказать больше, – он стал моим другом. Общий язык мы с ним нашли сразу, в руке он лежит как влитой. Наверное, каждый фотограф чувствует нечто подобное по отношению к своему любимому фотоаппарату и я здесь не исключение.

Силуэты деревьев рисуют неповторимый узор…

Времени на освоение D100 ушло совсем немного, и вот уже более полугода мы с ним плодотворно сотрудничаем. В силу ряда причин, я не имею возможности снабдить этот очерк богатым иллюстративным материалом, но желающие ознакомиться с результатами моего творчества могут это сделать вот здесь и здесь.

Еще один красочный закат, в этот раз осенний…

История эта не завершена, она даже не достигла своего апогея, вот и сейчас, дописывая эти строки, мыслями я уже далеко, в поисках нового сюжета. За окном буйствует красками весна – всего несколько мгновений отделяют меня от того момента, когда я и мой фотоаппарат будут безраздельно принадлежать ее волшебству…

<< Вверх