ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ДонНТУ
СТРАНИЦА МАГИСТРОВ ДонНТУ


АВТОБИОГРАФИЯ   АВТОРЕФЕРАТ   ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ  
ОТЧЕТ   ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

  

НАНЕСЕНИЕ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА УЗЛЫ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ, ЗУБЧАТЫЕ И ЧЕРВЯЧНЫЕ КОЛЕСА, УПЛОТНЕНИЯ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ И ДРУГИЕ ДЕТАЛИ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
© ООО, НПФ ПЛАЗМАЦЕНТР, 2000-2005.

ЦЕЛЬ  ПРОЦЕССОВ  - изготовление новых или восстановление изношенных деталей и изделий с антифрикционными свойствами поверхности, обладающими  повышенной стойкостью против задиров и схватывания, стойкостью против водородного изнашивания, обеспечивающими наилучшие условия удержания смазочного материала, уменьшение времени приработки, снижение шума и вибрации. Процессы предназначены для обработки деталей из углеродистых, легированных сталей и цветных сплавов.

СУЩНОСТЬ  ПРОЦЕССОВ  состоит:

ЭФФЕКТ от реализации ПРОЦЕССОВ состоит в изменении физико-механических свойств новых или восстановленных рабочих поверхностных слоев: уменьшении коэффициента трения,  увеличении микротвердости, создании сжимающих остаточных напряжений, залечивании микродефектов, образовании на поверхности диэлектрического и коррозионностойкого пленочного покрытия с низким коэффициентом теплопроводности, химической инертностью и специфической топографией поверхности и других факторах.

МАТЕРИАЛЫ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ, НАНОСИМЫЕ МЕТОДАМИ НАПЛАВКИ  И  НАПЫЛЕНИЯ: металлические (баббиты, бронзы, чугуны), керамические (оксиды, карбиды, нитриды), полимерные (фторопласты, полиэтилены и др.), аморфные.

ВЫБОР АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПРОИЗВОДИТСЯ С УЧЕТОМ  СЛЕДУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЙ:

ОБОРУДОВАНИЕ  ДЛЯ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ПРОЦЕССОВ:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРОЦЕСС  включает в себя (например, при восстановлении изношенных поверхностей)  операции предварительной зачистки, проверки поверхности на наличие дефектов  и  непосредственно - нанесения покрытия путём взаимного перемещения плазмотрона или изделия.  В качестве рабочего газа при процессе плазменной наплавки используется аргон. При необходимости проводится предварительный и сопутствующий подогрев изделия.

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ НАПЛАВКИ, НАПЫЛЕНИЯ, УПРОЧНЕНИЯ, ЗАКАЛКИ И МОДИФИКАЦИИ 


Кулачковые пары механизмов различного назначения

Рабочие поверхности кулачковых механизмов различного назначения (для станков-автоматов, механизмов полиграфических машин, распределительных механизмов двигателей и др.) изготавливаются из сталей подвергаемых термической обработке до твердости НRС 55-57 или чугунов с твердостью НВ 420-440. Изнашивание кулачковых механизмов может происходить в результате абразивного и усталостного разрушения поверхности, а также вследствие молекулярного схватывания.

Повышение ресурса работы кулачковых механизмов может производиться с использованием технологии финишного плазменного упрочнения сопряженных поверхностей трения. При этом за счет нанесенного тонкопленочного аморфного покрытия и воздействия плазменной струи обеспечивается изменение топографии поверхности (залечевание микродефектов), создание сжимающих остаточных   напряжений, защита от водородного изнашивания.

Восстановление изношенных размеров деталей кулачковых механизмов  (толкателей, кулачков) может производиться с использованием технологий плазменной,  газопорошковой наплавки или газотермического напыления (с последующим оплавлением покрытия). 


Радиальные подшипники скольжения

Подшипники скольжения используются для восприятия радиальных нагрузок, действующих между валом и вкладышем. Подшипники скольжения разделяются  на подшипники, работающие в режимах газодинамической, гидродинамической (жидкостной), полужидкостной и граничной смазок. Преобладающим в подшипниках скольжения, работающих в условиях граничной смазки, является усталостное изнашивание.  В качестве материала вкладышейили втулок подшипников скольжения  применяют металлические (баббит, бронза) и полимерные  материалы.

Восстановление размеров изношенных  вкладышей и втулок осуществляется с использованием технологий газотермического напыления  (при толщине напыленного слоя не более 2 мм) и технологий наплавки для более толстых покрытий.

Эффективен процесс нанесения специального промежуточного напыленного покрытия перед заливкой баббита, что способствует получению качественного баббитового слоя толщиной порядка 10 мм, отказаот трудоемких и экологически грязных процессов химической подготовки поверхности.

 Перспективно использование антифрикционного покрытия, состоящего из нижнего демпфирующего слоя и верхнего слоя, характеризующегося регламентированной пористостью, пониженным коэффициентом трения и сжимающими остаточными напряжениями на поверхности. Одной из дополнительных возможностей повышения ресурса работы элементов подшипника является нанесение аналогичного  покрытия на ответную деталь - вал. 


Торцовые уплотнения

Уплотнения служат для предотвращения вытекания смазочного материала и попадания в уплотняемый объем абразивных частиц и влаги (например, торцовые уплотнения погружных электродвигателей, применяемых в агрегатах для добычи нефти из скважин, насосов, применяемых для откачки воды). В качестве пары трения торцовых уплотнений работающих в воде можно применять бронзу Бр.ОЦС-5-5-5 - керамическое покрытие, при  удельной нагрузке до 5 кгс/см^2. Для герметизации в нейтральных или слабоагрессивных средах в торцовых уплотнения  можно применять керамические покрытия с ответной деталью из углеграфита при удельном давлении до 54 кгс/ см^2. Нанесение керамических покрытий возможно с использованием процессов газотермического напыления, а бронзовых - как наплавки, так и напыления.

Направляющие

Направляющие служат опорами, с помощью которых достигается взаимное расположение отдельных узлов или деталей машин и направление их движения (они используются для станков механической обработки, кузнечно-прессового оборудования, кривошипно-шатунных механизмов, приборов, поршневых насосов). Как правило, элемент направляющей, имеющий большую длину, изготавливают из термически обработанного чугуна или стали. Меньшие по размерам элементы направляющих скольжения при относительно больших скоростях и нагрузках изготавливаются из баббитов, бронз и цинкоалюминиевых сплавов. Эти элементы при работе в условиях малых скоростей и давлений в основном изготавливают из чугуна или стали. Поверхностные слои направляющих из чугунов обычно имеют твердость НRC 48-53 и глубину закаленного слоя около 2,5 мм. Стальные направляющие имеют твердость НRC 58-62. Рабочие поверхности стальныхнаправляющих в некоторых случаях подвергают цементации или азотированию для большей твердости поверхностных слоев.

Применительно к ползунам карусельных станков использование процесса плазменной закалки вместо индукционной закалки позволило увеличить производительность процесса в 3 раза, уменьшить расходэлектроэнергии в 5 раз, увеличить твердость поверхности с НRC 48 до HRC62, что увеличило долговечность ползуна в 3 раза. Особенно эффективен процесс плазменной закалки для направляющих станков типа “ласточкин хвост”, для которых индукционная закалка осложнена из-за трудности введения индуктора в паз.

Муфты сцепления

Фрикционное сцепление предназначено для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии, а также для их кратковременного разъединения.  Накладки современных фрикционных сцеплений изготавливаются практически только из композиционных материалов. По типу основы (матрицы) они могут быть металлическими, минеральными и полимерными.

Восстановление изношенных накладок может производиться с использованием газотермического напыления. В качестве наносимых материалов применяются порошки из металлокерамики, а также композиционные  на основе карбидов. 


Винтовые сопряжения

Винтовые или резьбовые сопряжения достаточно широко используются для передачи движения (например, пары винт-гайка горизонтально- и  ветикально-фрезерных  станков). В этом случае между витками винта и  гайки имеет место реверсивное скольжение. Обычно в резьбовых сопряжениях, используемых для передачи движения, один из взаимодействующих элементов (обычно гайка) изготавливается из более мягких материалов, чем винт.

Для упрочнения ходовых винтов  эффективен процесс контурной плазменной закалки, в отличие от индукционной контурной закалки который имеет недостатки, связанные с трудностью получения достаточной мощности в индукторе малого размера, неравномерностью толщины и твердости закаленного слоя. В процессе плазменной закалки обеспечивается высокая скорость, а также требуемая локальность нагрева, что неосуществимо при индукционной закалке. 


Червячные и глобоидные передачи

Червячные и глобоидные передачи используются при изготовлении редукторов, устанавливаемых в лифтах, металлорежущем оборудовании, шахтных подъемниках и др. В большинстве случаев, червяк изготавливается из стали 40Х твердостью HRC 32-35, а  колесо из бронзового сплава  БрОНФ 10-1-1.

 Финишное плазменное упрочнение или плазменная закалка червяка способствует повышению долговечности работы узла.

 При износе или выкрошивании отдельных зубьев для их восстановления применяется технология плазменной наплавки. 


Зубчатые передачи

В контакте зубьев имеет место качение со скольжением профилей, за исключением полюса зацепления, в котором реализуется кинематически чистое качение. Изнашивание обильно смазывающихся профилей зубьев в тяжелонагруженных передачах встречается при попадании в масло абразивных частиц, при эксплуатации в условиях высоких температур, больших контактных нагрузках и скоростях скольжения. Зубчатые колеса при эксплуатации подвергаются воздействию значительных изгибающих, контактных и ударных нагрузок, часто работают в условиях загрязнения масла абразивом. Более интенсивному изнашиванию подвержены зубчатые колеса непостоянного зацепления (переключаемые шестерни коробок передач). Торцовый износ зубчатых колес составляет порядка 1,2-6 мм, износ зубьев по толщине в некоторых случаях превышает 1,2 мм. Зубчатые колеса изготавливают преимущественно из легированных цементованных сталей. После цементации или цианирования и последующей термической обработки твердость рабочих поверхностей зубьев составляет HRC 57-64.

 Наиболее эффективен процесс упрочнения зубчатых колес методом финишного плазменного упрочнения или плазменной модификации.

 Восстановление зубьев методами наплавки также может приниматься к рассмотрению.

Цилиндро - поршневая пара трения

Для повышения работоспособности компрессионных колец поршней может применятся процесс финишного плазменного упрочнения.

КОНТРОЛЬ  КАЧЕСТВА  ПРОЦЕССОВ  осуществляется визуально и специальными методами на отсутствие недопустимых дефектов в соответствие с требованиями чертежа.  Производится также контроль материалов и параметров режима.

ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПРОЦЕССА  определяются использованием сварочных источников нагрева и соответствуют условиям проведения сварочных, наплавочных и напылительных работ.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  ПРОЦЕССОВ  По сравнению с аналогами - процессами избирательного переноса при трении,  финишной антифрикционной безабразивной обработки (ФАБО), вибрационной обработки, алмазного выглаживания, создания регулярного микрорельефа, безабразивной ультразвуковой финишной обработки (БУФО), использования твердосмазочных веществ в качестве покрытий и модифицирующих присадок, применения геоэнергетических активаторов, триботехнических составов НИОД, процессы наплавки, напыления, финишного плазменного упрочнения, плазменной закалки и плазменной модификации, обладают следующими отличительными свойствами:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ПРОЦЕССА  определяется:



АВТОБИОГРАФИЯ   АВТОРЕФЕРАТ   ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ  
ОТЧЕТ   ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ