Главная страница ДонНТУ
Страница магистров ДонНТУ

Автобиография Работа магистра Электронная библиотека Ссылки по теме Отчет

Неледва Анна Валерьевна

Сад Софии в Умани

Любовь творит чудеса. Она заставляет камни говорить, деревья - цвести, птиц - петь. Она может превратить жизнь в экзотический райский сад. Именно такой сад более двухсот лет назад подарил своей жене польский граф Феликс Потоцкий и назвал его в честь любимой - Софиевкой. Этот уникальный уманский парк по праву называеют европейской жемчужиной, а невероятные истории о судьбе его хозяйки до сих пор поражают воображения поэтов, историков, путешественников...

9À340Ô1

В мае 2006г. я принимала участие во Всеукраинской олимпиаде по политологии, которая проходила в г. Умань Черкасской области. Эта олимпиада оставила яркие воспоминания в моей жизни, а именно легендарный Софиевский парк. Яркий, чарующий и манящий. Он заставляет встрепенуться любую душу, завораживает своим волшебством и безграничной любовью. И так...

История Софиевки началась с того момента, когда измученный разводом с первой женой граф Потоцкий услышал из уст своей новой избранницы - прекрасной гречанки Софии - ее давнюю мечту о тихих тенистых лиловых аллеях, о мраморных скульптурах, которые напоминали бы ей давно покинутую родину.

Слова Софии запали в душу графа. Его возвышенно-романтическая натура искала успокоения в преданной и вечной любви, и он загорелся идеей создать рукотворный парк, который превзошел бы по своему архитектурному ансамблю все, виденное им доселе, и стал бы достойным подарком любимой женщине.

На строительство граф выделил сумму в восемь миллионов польских золотых. И работа закипела.

9À340Ô1

Построили на реке Каменке плотину - разлились воды множеством озер, вырвались на десятки метров ввысь струями фонтанов, обрушились вниз потоками водопадов. Возвели гроты и павильоны. Высадили аллеи лип, кленов, каштанов. Поставили удивительной красоты скульптуры.

"Грот Венеры" напоминает ворота античного храма, стена ниспадающей воды подобно шлейфу окутывает стан богини любви и красоты, высеченный из белого мрамора. На самой середине Нижнего озера, свернувшись клубком и подняв голову, лежит огромная змея, из чрева которой бьет фонтан. "Грот Дианы", "Львиный грот", "Долина гигантов" - это удивительная поэзия в камне.

Все таит глубокий смысл: в "гроте Страха и Сомнений" прямо над головой нависает огромная каменная глыба, готовая в любую минуту сорваться и раздавить под своей тяжестью сомневающегося странника. Чуть поодаль - иная иллюзия: крошечный "орешек" каким-то чудом поддерживает камень, превышающий его в весе в тысячу раз!

9À340Ô1

Одним из чудес стала река Стикс: желающие садились в лодку, и та, миновав шлюзы, несла их, словно мифических героев, к водам Верхнего озера, посреди которого затаился "Остров любви".

"...Творец пролил воду на землю и бросил на нее древние камни", - так говорили восторженные посетители о парке. "Любимый дарит Софии", - молвил о своем творении Феликс Потоцкий, и эти слова приказал высечь на одной из колонн у входа в удивительный парк.

Тогда он еще не знал, что его любви, увековеченной в скалах, суждено разбиться подобно водам экзотических фонтанов.

9À340Ô1

Поистине необычайной должна быть женщина, которой преподносят подобный подарок! И она была необычайной. Сколько невероятных коллизий подарила судьба юной греческой рабыне: ее покупали и продавали, она была украшением тронных залов европейских дворцов и обворожительной вакханкой на пирах. Как Федра, героиня древнегреческой трагедии Эврипида, София, войдя в искушение, в зрелом возрасте полюбила пасынка и на коленях вымаливала прощения у мужа.

Утешением ей служил этот парк, в тишине которого она находила успокоение своей заблудшей и мятущейся душе.

...В один из апрельских дней 1778 года от Стамбульского причала вышло в Черное море парусное судно. На его борту польский посол пан Лясопольский вместе с сундуками, доверху наполненными восточным товарами, вез юную гречанку, купленную им на окраине Стамбула за двадцать золотых пиастров. Девочке было неполных четырнадцать лет, но она была очень хороша собой - тоненькая, стройная, с огромными глазами цвета спелого каштана.

По дороге в Варшаву пан Лясопольский остановился в доме коменданта провинциального городка Жванец, тридцатилетнего Юзефа Витте. Там и оставил Софию. Через год черноглазая пантера согласилась стать женой влюбленного коменданта.

9À340Ô1

Узнав о заключенном браке пан Лясопольский потребовал у Витте компенсацию за привезенный подарок - десять тысяч золотых. Так София была продана во второй раз.

Красота пани Витте, ее ум, тонкий расчет при ведении интриг, наконец, легенда о ее происхождении, разжигающая любопытство знати, распахнули перед ней двери не только дворцовых покоев, но и штабов армий. Особое расположение оказывали ей король Станислав Август Понятовский, граф Григорий Потемкин, живо интерисующийся событиями в Польше (София занималась доставкой его дипломатической почты). Екатерина II за оказанные услуги пожловала пани Витте поместья на белорусских землях.

Среди городов мира, которые посетила прекрасная "фанариотка" (в Европе так называли греков, проживавших в аристократических кварталах Стамбула), были Париж, Варшава, Петербург, Киев, Бахчисарай, Константинополь, Вена, Львов.

В мае 1780 года по приглашению французского дипломата, посетившего с оказией дом Витте, молодые отправились во Францию. В Версале Софию предстаили королю Людовику XVI. Вот как описывал ее один русский дипломат: "Красива, словно богиня. Где бы ни появлялась, покоряет всех. За ней ходят толпами".

Такой, наверное, и увидел ее Феликс Потоцкий, польский граф, могнат-миллионер, чей дрений род шел от прямых потомков короля. К тому же, он был хорош собой: высок, строен, не чета кривоногому Юзефу. Эта встреча изменила дальнейшую судьбу Софии Витте. Бросив мужа, она поселилась с Потоцким в его имении в Тульчине. Сюда и явился однажды ее законный супруг, давно вынашивавший план пополнить свою прохудившуюся казну за счет блудливой жены.

На сей раз София решила сама участвовать в торгах. И хотя она повела себя как рачительная хозяйка, все же сумма выкупа, полученного за жену, превзошла ожидания Юзефа Витте.

София была продана в третий раз.

9À340Ô1

7 апреля 1798 года в церкви предместья Тульчина состоялось венчание Софии и Феликса Потоцкого. Но не довелось графу насладиться ниспосланным счастьем. Прошел всего год, и старший сын Феликса от первого брака (Юрий, 23 лет от роду) по указу императора Павла за миллионные карточные долги был выслан из Петербурга в южные имения отца.

Высокий, стройный голубоглазый красавец свел с ума немало женщин. О его знатности и богатстве ходило немало толков - почтенные отцы семейств с радостью отдали бы за него своих дочерей.

Он предстал перед Софией во всем блеске парадного мундира. Почти мгновенно вспыхнувшая любовь была подобно солнечнуму удару.

Их роман поначалу напоминал пасторальную идилию - волнующие поцелуи, тайные встречи в тени аллей... Подземная река Стикс уносила влюбленных к уединенному "Острову любви". Парк, подаренный мужем, стал их укрытием.

9À340Ô1

Весть об измене жены обрушилась не Феликса Потоцкого подобно раскату грома. Земля поплыла из-под ног. Сердечный присту оказался роковым. Два дня простояла София на коленях перед опочивальней графа, но так и не вымолвила прощения. Умер граф 15 марта 1805 года в возрасте 54 лет, не простив жене измены.

Такой вакханалии, какая разгулялась в Тульчинском дворце после смерти графа, не видели ни деды, ни прадеды. Самые известные в Европе карточные шулера стали завсегдатаями дома. Еще никогда земли Потоцкого не знали такого разорения. Расплатиться с долгами, сумма которых в 1809 году достигла 13 миллионов золотых, Юрий не мог.

Словно очнувшись от навождения, первой опомнилась София. Чего боялась она? Банкротства? Или поруганной чести мужа?

Юрий же с каждым днем становился все более равнодушен к увядающей красавице. Он до утра засиживался за карточным столом в кругу своих довольно сомнительных друзей.

Нет женщины на земле более жестокой, чем та, что обманута в своих чувствах. София согласилась погасить долги Юрия с одним условием: он должен навсегда покинуть Подолье. Юрий поселился в Швейцарии, в Берне. Но вскоре от настигшего его одиночества впал в меланхолию, запил. А спустя год умер.

9À340Ô1

Прошли годы. Трагедия, которую пережила София, не могла не отразиться на ней. Она стала замкнутой, молчаливой. По ночам ее мучила бессонница, а днем одолевали мысли о неоплаченных счетах.

София больше никого не полюбила. Юрий стал ее "лебединой песней". Опустел "Остров любви", она даже в его сторону не смотрела - больно было вспоминать о коротком, ворованном счастье. Ей хотелось броситься в воды Стикса...

Умерла София Потоцкая 22 ноября 1822 года в Германии. Ее прах перевезли в Умань.

Но ее душа не нашла покоя и после погребения. Однажды, в непогожую темную ночь, закачалась уманская земля, и в самую сердцевину надгробного камня, на котором было высечено имя Софии, ударила, извившись серпантином, молния. И тут же прокатился оглушительный раскат грома, слившись с треском расколовшегося надгробия...

Так, наверное, разбивались сердца тех, кто любил эту женщину.

От могилы Софии Потоцкой не осталось и следа. Но остался другой памятник - тот, который и по сей день носит ее имя, где слились воедино исскуство и природа, греческие мифы и реальность наших дней, парк, волнующий воображение своей красотой и носящий имя, оставшееся в памяти на века: Софиевка!

Были использованы материалы из журнала "НАТАЛИ", авторы статьи Наталья Дроботько и Ирэн Раздобудько


Автобиография Работа магистра Электронная библиотека Ссылки по теме Отчет