Джерело: Вісник Донбаської національної академії будівництва і архітектури/Збірка доповідей та повідомлень V Міжнародної наукової конференції. - Макіївка, ДОНАБА-2006, 129-131

АВТОТРАНСПОРТ – ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА

М.В. Тарковская, Л.В. Чайка

ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ> Автореферат Биография Библиотека Отчет о поиске Индивидуальное задание Ссылки

Атмосфера Земли – это воздушная оболочка вокруг планеты, которая движется вместе с ней. По результатам исследований человек может прожить без еды до 5 недель, без воды – 5 дней, а вот без воздуха - не более 5 минут. За сутки человек потребляет до 12 кг воздуха, то есть чистый воздух – самый главный и важный продукт потребления. Но на современном этапе развития человечества все более актуальной становится проблема загрязнения атмосферы, что происходит вследствие привнесения в воздух или образования в нем физических агентов, химических веществ или организмов, которые неблагоприятно влияют на окружающую среду и человека.

Компонентный состав загрязнителей в выбросах антропогенного происхождения сопоставим с их равновесным составом в атмосферном воздухе. Данные анализа выбросов по различным отраслям промышленности показывают, что доля выбросов от автомобильного транспорта наиболее значима.

Чтобы убедиться в отрицательном влиянии автомобильного транспорта как антропогенного источника загрязнения окружающей среды, достаточно привести следующее цифры: за всю историю существования автотранспорт переработал 170 млрд. м3 кислорода и выбросил в атмосферу 250 млрд. м3 углекислого газа, что составляет 60 – 70 % от деятельности человечества за 100 лет.

Отрицательное воздействие на окружающую среду проявляется и во время движения автомобилей и при их техническом обслуживании, которые зависят от инфраструктуры, обеспечивающей функционирование отрасли. При этом наиболее опасными факторами являются выбросы вредных веществ автомобильными двигателями. В общей структуре выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, например, в 2004 году достигали 12,92 %.

Известно, что загрязнение автомобильным транспортом атмосферного воздуха связано с количеством и видом потребляемых топлив. В таблице 1 представлено распределение потребления различных видов топлива отраслями транспорта в Украине.

Таблица 1 - Распределение потребления различных видов топлив в Украине по отраслям транспорта, т

Виды топлива,т Отрасль транспорта Вместе
Автомобильный Железнодорожный Морской и речной
Бензин 4236175 39851 9915 4285941
Дизельное топливо 1490000 713600 323275 2523875
Сжиженный нефтяной газ 38777 2741 - 41518
Сжатый природный газ 161498 2023 12571 176092
Керосин 171 1021 161 1353
Другие виды топлива 174 - 128747 128921
Сумма, т 5926795 756236 474669 7157700
Сумма, % 83 10,5 6,5 100

Анализ данных показывает, что автомобильный транспорт потребляет львиную долю всех видов топлива (83,0 %), среди которых на первом месте бензины (71,5%).

Выхлопные газы в своем составе содержат более 200 компонентов, главными среди которых являются диоксид углерода, оксиды азота (в перерасчете на диоксид азота), углеводороды. При этом необходимо учитывать, что при остановке и запуске двигателя объем выбросов больше, чем при равномерном движении автомобиля.

Характерно, что во многих городах и районах Украины с низким уровнем индустриализации часть выбросов от автотранспорта достигает 60 - 90 %. К таким районам относится Новоазовский, который расположен на юго-востоке Донецкой области вдоль берега Азовского моря. Как составляющая Надазовья, он является зоной рекреации, привлекающей значительное количество отдыхающих не только из Донбасса, но и из других уголков страны.

Круглогодично территория Новоазовского района испытывает наиболее сильное негативное влияние именно от автомобильного транспорта. Особенно антропогенные нагрузки возрастают в летние месяцы, когда в данном районе концентрируются несбалансированные потоки отдыхающих, численность которых приблизительно в три раза превышает численность жителей этой местности.

В недалеком будущем следует ожидать резке расширение парка автотранспортных средств, поэтому логично предположить возрастание количества загрязняющих компонентов, которые ухудшат состояние окружающей среды и здоровье населения.

В работе представлены результаты расчета загрязнения атмосферного воздуха и приведены размеры социально – экономического ущерба Новоазовского района на период 2000 – 2005 годов и сделан прогноз на 2010 год.

Результаты расчетов представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика выбросов главных загрязняющих компонентов в отработанных газах автомобилей и величина социально- экономического ущерба

Годы Основные вредные вещества, т/год Величина социально-экономического ущерба, тыс.грн./год
СО NOx CmHn
2000 955,2 63,7 159,2 200,4
2003 1364,6 91,0 227,4 286,3
2005 1910,3 127,4 318,4 400,8
2010 9551,5 636,5 1591,9 2003,9

Данные таблицы 2 наглядно доказывают, что при сложившейся тенденции к увеличению количества автомобилей, антропогенная нагрузка резко ухудшит состояние атмосферного воздуха Надазовья.

Учитывая тот факт, что на данной территории расположен региональный ландшафтный парк (РЛП) “Меотида”, где обитают и гнездятся во время сезонных миграций сотни тысяч птиц, многие из которых занесены в Красную книгу Украины, необходимо ввести в действие ряд мероприятий, направленных на строгое выполнение Закона Украины “Об охране атмосферного воздуха” и обеспечивающих защиту атмосферного воздуха. Желательно предусмотреть рассредоточение автомагистралей таким образом, чтобы максимально ограничить их приближение к границам РЛП “Меотида”. Для личного автотранспорта необходимо оборудовать специальные автоплощадки, располагаемые вне рекреационных зон.

ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ> Автореферат Биография Библиотека Отчет о поиске Индивидуальное задание Ссылки

Вверх