Джерело: Реформування управління екологічною безпекою в промисловому регіоні /Збірник наукових праць ДОНДУУ. - Донецьк, ДОНДУУ-2006, 92-99с.

ПРОГНОЗ СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ГОРОДА ДОНЕЦКА НА ФОНЕ РОСТА ПАРКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

М.В. Тарковская, Л.В. Чайка

ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ> Автореферат Биография Библиотека Отчет о поиске Индивидуальное задание Ссылки

Атмосфера Земли – это воздушная оболочка вокруг планеты, которая движется вместе с ней. По результатам исследований человек может прожить без еды до 5 недель, без воды – 5 дней, а вот без воздуха - не более 5 минут. За сутки человек потребляет до 12 кг воздуха, то есть чистый воздух – самый главный и важный продукт потребления. Но на современном этапе развития человечества все более актуальной становится проблема загрязнения атмосферы, что происходит вследствие привнесения в воздух или образования в нем физических агентов, химических веществ или организмов, которые неблагоприятно влияют на окружающую среду и человека.

Компонентный состав загрязнителей в выбросах антропогенного происхождения сопоставим с их равновесным составом в атмосферном воздухе. Литературные данные выбросов по различным отраслям промышленности показывают, что доля выбросов от автомобильного транспорта наиболее значима.

Чтобы убедится в отрицательном влиянии автомобильного транспорта, как антропогенного источника загрязнения окружающей среды, достаточно привести такие данные: за всю историю существования автотранспорт переработал 170 млрд. м3 кислорода и выбросил в атмосферу 250 млрд. м3 углекислого газа, что составляет 60 – 70 % от углекислого газа в результате деятельности человека за 100 лет.

Автомобильный транспорт является одной из отраслей, которая в значительной мере определяет развитие промышленности и сельского хозяйства любой страны. Поэтому мировой парк автотранспорта беспрерывно возрастает, что видно по количеству автомобилей на тысячу жителей. Так в США этот показатель достиг 700 единиц, в Украине – 140. При этом статистические данные указывают на то, что автомобильным транспортом перевозится более 60 % пассажиров и больше половины объемов всех грузов.

Анализ динамики роста автопарка наиболее индустриальных стран Европы за последнее десятилетие показывает, что увеличение числа транспортных средств в среднем составляет 8-10 %, тем не менее, в Испании этот показатель достиг 16,2 %, а в Украине – 4 %. Несмотря на то, что этот показатель в нашей стране относительно низкий, средний ежегодный прирост по абсолютному числу единиц транспорта отвечает европейским – 9 %.

В общей структуре выбросов вредных веществ в атмосферный воздух выбросы от передвижных источников в 2004 году достигли 12,92 %.

Вместе с тем, следует отметить, что структура типов транспорта в автомобильной отрасли неравнозначна, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1 – Динамика изменения автомобильного парка Украины по типам транспортных средств, тыс.ед.

Тип транспорта Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005
Грузовые 1103,9 1136,0 1144,1 1152,3 1128,2 1118,7
Автобусы 134,4 136,9 141,8 144,4 140,2 143,5
Легковые 4736,0 4801,9 4877,8 5068,6 5109,6 5168,9
Специальные 278,7 264,4 249,5 242,5 225,1 207,6
Вместе 6253,0 6339,2 6413,2 6607,8 6603,1 6638,7

Приведенные данные объяснимы с точки зрения работы предприятий, выпускающих автомобили, что связано со “скачками” в экономике государства. В последние годы автотранспортные предприятия не пополнялись новыми образцами, а те автомобили, что были в эксплуатации, устаревали и выходили из строя.

Совершенно по иному выглядит картина для легковых автомобилей: к 2005 году их численность увеличилась почти на 10 %, а максимальный выпуск автомобилей приходится на 2002 – 2003 годы.

Процентное соотношение типов автомобильного транспорта внутри отрасли (табл.3, гр. “Состав”) приведено для 2005 года, аналогичная тенденция наблюдалась и ранее, т.е. по абсолютному и относительному распределению превалирует легковой транспорт.

Количество топлива и конструкция двигателя определяют качественный и количественный состав загрязняющих компонентов в отработанных газах автомобильного транспорта. Распределение потребления различных видов топлива отраслями транспорта Украины (таблица 2) показывает, что основным видом топлива является бензин.

Таблица 2 - Распределение потребления различных видов топлива в Украине по отраслям транспорта, т

Виды топлива, т Отрасль транспорта Вместе
Автомобильный Железнодорожный Морской и речной
Бензин 4236175 39851 9915 4285941
Дизельное топливо 1490000 713600 323275 2523875
Сжиженный нефтяной газ 38777 2741 - 41518
Сжатый природный газ 161498 2023 12571 176092
Керосин 171 1021 161 1353
Другие виды топлива 174 - 128747 128921
Сумма, т 5926795 756236 474669 7157700
Сумма, % 83 10,5 6,5 100

Анализ данных показывает, что автомобильный транспорт потребляет большую часть топлива (83,0 %) из всех видов.

Загрязнение атмосферного воздуха связано как с количеством, так и видами используемых топлив. Ниже приведены данные по выбросам основных вредных компонентов в отработанных газах в разрезе отраслей транспорта (таблица 3).

Таблица 3 – Выбросы основных вредных веществ разными отраслями транспорта Украины

Выбросы вредных веществ Отрасль транспорта Вместе
Автомобильный Железнодорожный Морской и речной
CO (т;%) 1452477 33578 15453 1501508
96,7 2,2 1,1 100
СmH(т;%) 273644 6998 3838 284480
96,2 2,46 1,34 100
NOx(т;%) 130125 16233 30429 176787
73,6 9,2 17,2 100

Общее количество СО в выбросах в 5 раз превышает углеводороды и в 8 раз оксиды азота. Если учесть, что под действием внешних факторов оксид углерода превращается в диоксид, который является одним из главных парниковых газов, и под воздействием ультрафиолетового излучения участвует в образовании фотохимических туманов, то становится понятным, какие негативные последствия вызывают отработанные газы.

Целью настоящей работы является анализ динамики загрязняющих веществ в городе Донецке в связи с ростом числа автомобилей и прогноз возможных изменений в экологической обстановке, связанных с ухудшением состояния атмосферного воздуха.

В индустриальных мегаполисах автомобили личного пользования из предметов роскоши переходят в разряд необходимых средств передвижения, что видно из данных таблицы 4 на примере города Донецка.

Таблица 4 – Динамика роста парка легковых автомобилей в Донецке

Годы 2000 2003 2005 2010
Количество легковых автомобилей, тыс.шт. 157,1 224,3 310,7 465,7

Прогноз численности автомобилей на 2010 год сделан в предположении о том, что к этому времени в каждой семье должен быть автомобиль или же в некоторых семьях будут в наличии несколько автомобилей. Таким образом, к 2010 году парк легковых автомобилей увеличится на 5%.

Кроме того, в расчетах учитывалась тенденция, характерная для последнего десятилетия, как для города Донецка, Донецкой области, так и для Украины в целом: уменьшение численности населения вследствие увеличения смертности и уменьшения рождаемости.

Существование транспортной инфраструктуры, выбросы отработанных газов при движении, остановках и включении, система технического обслуживания – это не полный перечень многосторонних воздействий автомобильного транспорта на окружающую среду. Среди всех отрицательных воздействий наиболее опасным являются выбросы вредных веществ автомобильными двигателями.

Естественно, что резкое увеличение числа различных видов транспорта, в т.ч. и легкового, увеличивает количество выбросов отработанных газов в атмосферу. Известно, что вредные газовые компоненты, без учета вредного влияние канцерогенов и тяжелых металлов, оказывают отрицательное воздействие не только на окружающую среду, но и в первую очередь, на здоровье человека.

Авторами были выполнены расчеты количества выбросов вредных веществ в отработных газах легковых автомобилей по средним ежегодным показателям и соответствующие величины социально-экономического ущерба, а также сделан прогноз на 2010 год.

Для расчета количества выбросов загрязняющих веществ была использована формула:

Qi = Qt * Bi

де Qt - количество топлива,которое сгорело т/год;
Bi - удельное количество выбросов при сжигании 1т бензина, т/т

Таблица 5 - Динамика выбросов основных загрязняющих компонентов в отработанных газах автомобилей и величина социально- экономического ущерба

Годы Основные вредные вещества, т/год Величина социально-экономического ущерба, тыс.грн./год
СО NOx CmHn
2000 16784,4 1118,9 2797,4 1410,7
2003 23907,6 1593,8 3984,6 2009,4
2005 33568,2 2237,8 5594,7 2821,5
2010 167844 11189,6 27974 14107,8

Прогнозируемый социально-экономический ущерб в период 2005-2010 годы возрастет приблизительно в 5 раз. На основании анализа полученных данных, можно сделать вывод о том, что в условиях устойчивого развития города, действующие и перспективные социально-экономические программы, учитывая расширение и модернизацию промышленной и транспортной инфраструктуры, в первую очередь, должны быть, направлены на обеспечение роста индекса человеческого развития на основе баланса между увеличивающимися потребностями жителей и интересами в области охраны окружающей среды.

ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ> Автореферат Биография Библиотека Отчет о поиске Индивидуальное задание Ссылки

Вверх