Джерело: Екологія: наука, освіта, природоохоронна діяльність/Матеріали Міжнародної науково - практичної конференції. - Умань, УДПУ ім. П.Тичини-2007, 70с.

ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ГОРОДОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДОНЕЦКА

М.В. Тарковская, Л.В. Чайка

ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ> Автореферат Биография Библиотека Отчет о поиске Индивидуальное задание Ссылки

ХХ век считается веком “революционной урбанизации”, о чем сви-детельствует резкое увеличение доли городского населения во всех уголках земного шара. При этом, если в более развитых регионах мира оно возросло в 2 – 3 раза, то в менее развитых – в четыре и более!

Урбанизация как объективный процесс имеет свои положительные стороны в социально – экономическом направлении, но при этом возникает комплекс экологических проблем, которые в некоторых случаях угро-жают развитию и даже существованию городского населения. Особенно это характерно для индустриальных мегаполисов.

По мере развития города в нем все более дифференцируются функциональные зоны: промышленная, селитебная, лесопарковая, так называемые, искусственные антропогенные экосистемы. На современном этапе цивилизации человек для удовлетворения всех своих возрастающих потребностей вынужден изменять природные системы. На фоне углубления процессов урбанизации наблюдается усложнение инфраструктуры города, особенно это относится к транспортным системам, которые, пересекая функциональные зоны города, оказывают влияние на всю городскую среду – урбогеосоциосистему.

Транспорт и транспортные сооружения (автомобильные и железные дороги, АЗС, метрополитены, аэродромы с комплексом обслуживания, автовокзалы, трамвайно – троллейбусные депо и т.д.) занимают значительное место в структуре городов, определяют их жизнеспособность.

Для большинства крупных городов характерно чрезвычайно сильное и интенсивное загрязнение атмосферы. Практически все загрязняющие агенты, а их в городе насчитывается сотни, превышают предельно допус-тимые концентрации. Так, атмосфера над крупными городами содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов, при этом около 20 % газового загрязнения дают передвижные источники

В крупных промышленных городах уровни концентраций загрязнения распределяются неравномерно и, чаще всего, резко увеличиваются в промышленных зонах и в центральных районах, где сосредоточены транспортные магистрали. В этом случае, в отличии от стационарных источников, загрязнение воздушного бассейна автотранспортом происходит на не-большой высоте и практически всегда имеет локальный характер. Наряду с оксидом карбона (II) – угарным газом, оксидами азота и сажей работаю-щий автомобиль выделяет в окружающую среду более 200 веществ и соединений, обладающих токсическим действием. Среди них следует выделить соединения тяжелых металлов и некоторые углеводороды, особенно бенз(а)пирен, обладающий выраженным канцерогенным эффектом. При этом “главными” загрязнителями являются автомобили, работающие на бензине (около 70 – 75 %), выбросы самолетов, автомобилей с дизельными двигателями, водного и железнодорожного транспорта составляют остаток.

Явные проявления экологического кризиса особенно резко ощуща-ются в индустриально – промышленных мегаполисах, к которым можно отнести Донецкую агломерацию. Чрезвычайно быстрая автомобилизация всех городов области привела к тому, что вредные выбросы в атмосферу от данных источников достигают почти 90 % от общего объема выбросов от всех видов транспорта. Только один легковой автомобиль отечественного производства ежегодно потребляет до 1000 – 1500 кг топлива и до 9 – 13 кг моторного масла.

Традиционно принято считать, что основными загрязнителями является только выхлопные газы. Это ошибочное мнение, так как вместе с ни-ми (65 %), в воздух поступают продукты разложения масла после картера двигателя (20 %), испарения бензина из бензобака и топливной системы (9 %), частицы резины и металлов (6%).
Максимальный процент во всех группах выбросов составляют следующие компоненты: оксид карбона, оксиды азота и углеводороды, разли-чие состоит только в количественных соотношениях, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Данные относительного состава компонентов в выбросах легковых автомобилей, % мас.

Источник загрязнения СО CmHn NOx
Отработанные газы 100 55 100
Картерные газы - 25 -
Газы из системы питания - 20 -

Для улучшения функционирования транспортных систем на территории города важную роль играет сеть станций технического обслуживания (СТО) и автозаправочных станций (АЗС).

Как показали расчеты рассеивания загрязняющих соединений по программе “ЕОЛ – плюс”, негативное влияние от АЗС на окружающую среду практически отсутствует. Но с учетом того, что на заправку каждого автомобиля тратится, в среднем 5 минут, а двигатель при этом часто работает на холостом ходу, количество загрязняющих веществ, которые попадают в атмосферный воздух резко возрастает. Например, от АЗС с пропускной способностью 250 легковых автомобилей в сутки в районе ее расположе-ния количество вредных примесей, поступающих в воздух, достигает значительных величин (таблица 2).

Таблица 2 – Результаты расчета выбросов от легкового автомобиля, работающего в режиме холостого хода

Вещество Количество, г/сутки
СО 1732,50
CnHm 237,15
NOx 130,50
Соединения свинца 0,45
бенз(а)пирен 315*10-6
SO2 2,79
Сажа 0,9

Как следует из данных таблицы, АЗС представляют собой потенциально опасные объекты для жилых массивов. Для предприятий загрязнителей такого класса опасности санитарно – защитная зона должна быть 50 – 100 м, но в индустриальных городах с высокой плотностью населения эти требования нарушаются.

Поэтому для снижения отрицательного влияния автотранспорта на состояние окружающей среды в городе Донецке предлагается строго соблюдать расположение АЗС в соответствии с действующими нормами, оп-ределенными законами, нормативными актами и отраслевыми документами, а также тщательно контролировать токсичность и дымность отработанных газов с помощью современных диагностических и газоаналитических приборов.

ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ> Автореферат Биография Библиотека Отчет о поиске Индивидуальное задание Ссылки

Вверх