Рус
Укр
Eng
Основная
Реферат
Ссылки
Библиотека
Отчёт о поиске
Индивидуальное задание

Козырь Дмитрий Александрович

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЛЕРЕЮ.

«Искусство можно покорить лишь тогда, когда покоришься ему» О. Уайльд

    Еще с давних времен человечество тянулось ко всему прекрасному, стремилось воссоздать и передать красоту бытия на бумаге, холсте. С каждым столетием появлялись выдающиеся мастера, достойные своего времени, которые восхищают весь мир своим творчеством и в современные дни. Их произведения имеют огромную ценность для каждого из нас, так как созданию шедевра всегда предшествовала какая-либо история, связанная напрямую с жизнью автора. В каждом произведении можно увидеть и почувствовать частичку души создателя, его стремления и идеалы. Живопись - одно из древнейших видов искусств. Она всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. Как и всякая самостоятельная ветвь художественного творчества, живопись обладает целым рядом неповторимых, оригинальных особенностей. Она повествует о жизни, запечатлевает людей, природу, окружающий человека предметный мир посредством зрительных образов. На сегодняшний день существует множество мест, где мы можем ознакомиться с творчеством великих художников, но одним из самых знаменитых и впечатляемых все же остается Третьяковская галерея.

    Моё знакомство с Третьяковской галереей произошло во время моей поездки в Москву, тогда я ещё учился в школе. Москва – удивительный город. Ансамбль Московского Кремля, храм Василия Блаженного. Церковь Вознесения в Коломенском, архитектурные комплексы монастырей (Андронникова, Донского, Новодевичьего и др.), ансамбли усадеб (Кузьминки, Кусково, Останкино и др.), церкви, жилые и общественные здания 18 - 19 веков в стиле классицизма: Пашков дом (ныне корпус библиотеки имени Ленина), Большой театр, Музей имени Пушкина, Оружейная палата-всё это оставило неизгладимое впечатление. Но, всё же, ближе по духу мне Третьяковская галерея.

 

    Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", - писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: "...я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников".

   Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов: древнерусское искусство XII-XVIII веков - иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов); живопись XVIII - первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений); русская графика XVIII - начала XX века (свыше 30 тысяч произведений); русская скульптура XVIII - начала XX века (ок. 1000 экспонатов); коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

 

   Это величественное здание, расположенное в Лаврушинском переулке, заставляет нас заходить внутрь с гулко бьющимся сердцем, внушает гордость за каждую представленную там картину, и мы словно делаем маленький шаг в прошлое, в историю русской живописи. Проходя по бесчисленным прохладным залам, всматриваясь в полотна, пытаешься воссоздать у себя в мыслях все то, о чем думал и переживал сам художник.

 

   Впервые оказавшись в Третьяковской галерее, я рассеяно ходил по залам, многие картины казались мне одинаковыми. И вот, проходя мимо очередной картины, я остановился перед небольшим пейзажем и смотрел на него равнодушно. На переднем плане речка, через него бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костер. А вдали догорает вечерняя заря.

 

   Я вообразил, как я сам иду по мостику, потом тропинкой все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат птицы, вдали мигает огонь. И почему-то вдруг мне стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле я видел уже давно и много раз, и мне захотелось пройти по тропинке, там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного.

 

   Взволнованный, тем, что картина стала мне вдруг понятна, я начал снова ходить по залам и осматривать картины, хотел понять их, и мне больше не казалось, что на выставке много однообразных картин.

   Вот передо мной Саврасов - картина "Грачи прилетели" (1871). Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) был первым среди пейзажистов этого времени, принесшим в искусство новое отношение к природе, особенно задушевное и проникновенное. Простые непритязательные мотивы в его произведениях превращаются в одухотворенные образы, обыденный пейзаж окрашивается тонкими лирическими чувствами.

 

   На картине изображён типичный среднерусский пейзаж с корявыми березками, избами, церковью и открывающимися за ней широкими далями. Тусклые сероватые краски уходящей зимы еще сохраняются в природе, но во всем уже ощущается дыхание весны. Поэзия пробуждающейся жизни прекрасно передана художником. Она и в тянущихся к небу стволах и тонких веточках берез, и в деловитой суете вестников тепла - грачей, обновляющих гнезда. Тонкий рисунок и нежная цветовая гамма серовато-голубых и мягких коричневых тонов создают ощущение зыбкости, быстротечности этого состояния природы. Сколько изящества в молодой кудрявой березке! Сколько красоты в старой , развесистой белоствольной березе! Саврасов сумел наполнить свою картину чувствами тревожной радости, трепетного ожидания.

 

   Вот передо мной открывается новый зал Третьяковской галереи. Картина "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872) позволяет как бы заглянуть в потаенную жизнь леса. Я почти осязаю мохнатую хвою мощных сосен, шероховатую поверхность стволов и сучьев, пушистые мхи, устилающие землю, прохладную воду лесного ручья. Художник создает цельный художественный образ, повествующий о естественной жизни леса, подчиненной только природным законам бытия.

 

   С именем Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) связаны картины, изображающие могучие леса и бескрайние просторы родной земли. Ему, в отличие от Саврасова и Васильева, присуща большая объективность в отображении природы. Бесконечная влюбленность Шишкина в натуру, неутомимость в ее изучении, острая наблюдательность позволили ему создать полотна, где природа предстает во всем своем многообразии, где каждое дерево, куст, травинка живут своей особенной жизнью.

   Архип Иванович Куинджи (1842?—1910) соединил в своем пейзажном творчестве приверженность романтической традиции с реализмом и эпической широтой в изображении природы. Его увлекали мотивы, в изображении которых можно было достичь исключительных световых эффектов. Добиваясь небывалой ранее в русской живописи иллюзии в передаче лунного сияния или яркого солнечного света, он порой придавал реальным образам таинственное, загадочное звучание, фантастическую окраску, рождающую поэтические чувства.

   В картине "Березовая роща" (1879) Куинджи сумел передать эффект торжествующего ослепительно-яркого солнечного света. Это удалось ему благодаря предельному высветлению открытого пространства, на которое падает солнце, и контрастному затемнению участков, остающихся в тени. Художник ищет новый живописный язык. Некоторая условность композиционного построения, светоцветовой синтез приближают картину к театральной декорации. Подробное воспроизведение натуры сменяется здесь обобщенным изображением предметов, тщательная разработка тональных переходов уступает место силуэту и большим цветовым плоскостям. Приемы, найденные Куинджи, предвосхитили декоративные искания русских живописцев в более поздний период.

 

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

 

    Все произведения достойны восхищения, но как у любого кумира есть свои поклонники, так и я отдаю предпочтения картинам И.И.Левитана(1860-1900). Воспитанник Саврасова и Поленова, он унаследовал многие лучшие качества их искусства. Утонченность чувств, умение запечатлеть художественными средствами вечно меняющиеся состояния человеческой души, сообразной с жизнью природы, позволили называть Левитана художником пейзажа настроения. По своему мироощущению он тяготел уже к новому поколению русских живописцев, но верность реализму в отображении картин природы обнаруживает его глубокие связи с передвижническим искусством.

 

   Левитан писал картины, которые очаровывали зрителя спокойствием и обаянием естественных красок, но неизменно навевающие грусть. Многие его работы напоминают мне незавершенные лирические новеллы. «Золотая осень»- одна из моих любимых картин. Что может быть прекрасней, чем сочетание золотой листвы, яркой, сочной травы и нежно-голубого неба? Этой работе, я считаю, характерен радостный, жизнеутверждающий колорит. Картина настолько реалистична, что ты как - будто на самом деле ощущаешь неповторимый запах осеннего воздуха, легкое дуновение ветерка, слышишь плеск небольшой речушки, протекающей через нескончаемые луга. Создается впечатление, будто автор не совершил ни одного лишнего мазка - настолько природа на картине кажется гармоничной. Это объясняется тем, что Левитан не принимал условностей и стремился к достоверному изображению природы. Динамичные мазки, насыщенность полотна светом, чистые и прозрачные цвета создали мажорный колорит картины.

   Картины Левитана глубоко лиричны, зачастую наполнены тихой грустью. Мастер видел свою цель в том, чтобы показать не просто красивый вид, а передать всю трогательность русской природы. Со временем он все больше стремился выбирать простые сюжеты, подчеркивая поэтичность обычных видов, что и видим на картине «Золотая осень». Мне даже кажется, что в этой работе есть нечто философское, словно автор хотел показать, насколько может быть прекрасным увядание жизни, ее закат. Изображение воды занимает важное место в произведениях Левитана, Речная гладь на «Золотой осени» чуть отражает облака, что в очередной раз заставляет зрителя погрузиться в живописный мир автора, напоминая о том, с какой любовью к родной земле писал эту картину художник. Глубочайшая синева небесного свода и золото опадающих берез навсегда запомнились мне как символ уходящего лета. Я восхищаюсь И.И.Левитаном за то, с какой широтой души он писал свои произведения, сколько эмоций и чувств вкладывал в них. Сразу вспоминаются слова А.Чехова: «Искусство тем особенно и хорошо, что в нем нельзя лгать...».

   Уметь любить и понимать искусство - качества, которые ценятся в каждом человеке. Их нужно развивать в себе, давать им свободу. Благодаря Третьяковской галерее мы можем наслаждаться действительно непревзойденными работами русских художников. Место, где мы можем побыть один на один с искусством, оценить его по достоинству. И мы, как новое поколение, должны сохранить и приумножить богатство, которое является достоянием всего мира. «Я кистью провожу по полотну, и будто бы рукой историей повелеваю. Творения мои своих ценителей найдут, и всеми красками играя, сквозь увядание и темноту пройдут».


Ссылки     Реферат     Библиотека        Отчёт о поиске     Основная