Вернуться в Библиотеку


План

 

1. Введение.

2. Coциaльные, пoлитичеcкиe и peлигиoзныe пpичины и цeли цepкoвнoй peфopмы пaтpиapxa Никoнa. Личность Никона. Раскол Русской Православной Церкви.

3. Bepoyчeниe, кyльт и пcиxoлoгия cтapooбpядчecтвa. Отличия между старообрядцами и новообрядцами.

4. Haпpaвлeния и тoлки cтapooбpядчecтвa. Пoпoвщинa и бecпoпoвщинa.

5. Cтapooбpядчecтвo и coвpeмeннocть.

6. Общий смысл истории (заключение).

 

1.Введение

 

Óтчe нaш, Ижe ecи нá нeбeсex; дa cвятитcя имя Tвoé;

 дa пpийдeт цápcтвиe Tвoé; дa бýдeт вóля Tвoя,

 якo нá нeбecи и нa зeмли; xлeб нaш нacýщныи дaждь нaм днecь;

 и ocтáви нaм дóлги нáшa, якo жe и мы ocтaв­ляeм дoлжникóм нáшим;

 и нe ввeди нac вo иcкyшéниe; нo избáви нac oт лyкáвaгo.

Гócпoди Иcýce Xpиcтé, Cынe Бóжии, пoмилyй нac. Aминь.

Гócпoди пoмилyй. Гócпoди пoмилyй.Гócпoди пoмилyй.

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

 

 

Эта одна из первых молитв, которой научила меня бабушка. Она сказала, что это одна из самых главных, и я должен её читать по утрам.  Так и было лет до 13, но потом улица сделала своё дело. Я перестал уделять этому внимание, но во мне сохранилась одна нетронутая развратом повседневной жизни вещь – это вера, вера в Бога. Она мне помогает не совершать многих глупостей, которые я бы мог сделать без неё. Я пытаюсь смотреть на себя со стороны, и мне кажется, что я не такой моральный и социальный урод, как многие нынешние представители золотой молодёжи. Короче говоря, вера мне помогает принимать многие правильные решения по жизни.

Ну ладно, я отвлёкся от главной темы. Так вот, почему я выбрал именно её. Она просто мне очень близка по духу и мне очень хотелось разобраться в ней, потому что я сам старообрядец! Меня всегда интересовала разница между старообрядческой и «никонианской», почему последняя так распространена, а у нашей верующих — раз, два и обчёлся, а самая близкая церковь в с.Городище Луганской области. Бабушка, конечно пыталась мне что-то объяснить, но она и сама толком многого не знала. Побудимый всеми этими непонятками я и решил разобраться и писать реферат на эту тему, хоть она и не моего варианта. Итак, приступим…

 

 


 

 

 

2.Coциaльные, пoлитичеcкиe и peлигиoзныe пpичины и цeли цepкoвнoй peфopмы пaтpиapxa Никoнa. Личность Никона. Раскол Русской Православной Церкви.

 

С деятельностью патриарха Никона свя­зано одно из наиболее трагичных событий российской исто­рии - раскол.

Будущий патриарх родился в 1605 г. в селе Вольдеманове близ Нижнего Новгорода, по национальности - мордвин (его мирское имя - Никита Минов). Никон сделал уникальную церковную карьеру, поднявшись от сельского священника до архимандрита московского Новоспасского монастыря. После внезапной смерти троих детей Никон и его жена по взаимно­му уговору приняли монашество.

В 1649 г. при поддержке царя Никон занимает кафедру митрополита Новгородского, а в 1652 г. избирается патриар­хом. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой. Никон становится одним из "ревнителей благо­честия" - близких царю духовных лиц во главе с боярином Ф. Ртищевым, которые разрабатывали планы литургических реформ. Помимо Никона в этот круг входили царский духов­ник Стефан Вонифатьев, главные священники кремлевских соборов Иван Неронов и Аввакум Петров (в будущем - оппо­ненты Никона).

По свидетельству церковных историков, Никон имел могучую волю и темперамент, обладал фанатичной религиоз­ностью, властолюбием и жестокостью, но был совершенно лишен прозорливости и широты взглядов. Суровые иерарх и политик соединялись в нем с натурой в общем не выдающего­ся человека.

Программа Никона состояла в утверждении Русской пра­вославной церкви как Вселенской церкви во Вселенском пра­вославном царстве. Здесь он нашел полную поддержку царя, ярого приверженца концепции "Москва - Третий Рим", меч­тавшего занять престол византийских императоров и превра­тить Русское государство во Вселенскую Греко-Российскую Восточную империю. Патриарх Московский тогда пре­вращался бы в патриарха Вселенского.

Первой ступенью на этом пути, по мысли Никона, должна была стать унификация богослужения Русской церкви по об­разцу Греческой. С этой целью в 1653 - 1655 гг. под его руко­водством проводится исправление богослужебных книг и об­рядов. Опираясь на поддержку царя, Никон в 1654 г. добивает­ся утверждения перемен на церковном Соборе.

Выступившие против реформ Никона его бывшие сорат­ники из числа "ревнителей благочестия" были осуждены и подвергнуты ссылке. Однако для самого Никона богослужебные реформы, которые традиционно связывают с его именем, не были делом первостепенной важности: потерпев впоследст­вии неудачу в достижении главной цели, он полностью утра­тил к ним интерес.

Главной целью Никона было не столько утверждение Все­ленской церкви во Вселенском царстве, сколько достижение первенства церкви над царством. По его замыслу, священство должно быть выше царства, поскольку царству поручено зем­ное, временное, а священству - вечное, небесное. Как луна получает свет от солнца, так государь получает через венчание на царство власть от первосвятителя.

Никон добивается значительного расширения своей власти не только в церкви, но и в государственных делах. Он выводит архиереев из-под юрисдикции светского судопроизводства; в отсутствие царя председательствует в Боярской Думе, прини­мает челобитные (прошения) на царское имя, ведет диплома­тическую переписку. По особому повелению царя он получает право официально титуловаться "великий государь".

Одновременно Никон значительно увеличивает землевла­дение патриаршей кафедры. В его личное владение царем бы­ли пожалованы три монастыря. Воскресенский монастырь, которому Никон дал наименование "Новый Иерусалим", дол­жен был стать символом и центром вселенского православия. Монастырский собор, возведенный как прообраз древнего Ие­русалимского храма, имел пять престолов для всех пяти пра­вославных патриархов.

Теократические устремления Никона не могли не войти в противоречие с политикой царя. С 1656 г. между патриархом и царем наступило охлаждение, закончившееся разрывом. В 1658 г., в ответ на требование царя к Никону перестать ти­туловаться "великим государем", последний демонстративна оставил патриарший престол, не дав благословения на избра­ние нового патриарха.

Считая свою власть в церкви и государстве достаточно прочной, Никон пытался добиться от царя возвращения на патриаршество на своих условиях, но явно переоценил свои силы. Восьмилетнее противостояние царя и патриарха закон­чилось победой царя.

Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, или господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами. Кто же явился подлинным инициатором и вождем раскола?

Гордый и самолюбивый, патриарх Никон не имел большого образования. Зато он окружил себя учеными украинцами и греками, из которых наибольшую роль стал играть Арсений Грек, человек весьма сомнительной веры. Воспитание и образование он получил у иезуитов; по прибытии на Восток он принял магометанство, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало большой соблазн и ропот в среде верующего русского народа. Но возражать Никону было нельзя. Царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви. Никон, ободренный царем, делал что хотел, ни с кем не советуясь. Опираясь на дружбу и власть царскую, он приступил к церковной реформе решительно и смело.

Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем» и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он относился надменно, не хотел их называть своими братьями, страшно унижал и преследовал остальное духовенство. Все страшились и трепетали перед Никоном. Историк Ключевский называет Никона церковным диктатором.

 


 

 

3.Bepoyчeниe, кyльт и пcиxoлoгия cтapooбpядчecтвa. Отличия между старообрядцами и новообрядцами.

В старину не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные книги писались в монастырях и при епископах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь, как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки и зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начала действовать типография. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.

Совсем иначе повелось исправление при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.

Таким образом, деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, - к порче. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения.

Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:

1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.

2. В старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус», в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус».

3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.

4. В старых книгах, в Символе Веры (VIII член), читается: «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго», после же исправлений слово «истиннаго» было исключено.

5. Вместо «сугубой», т. е. двойной аллилуйи, которую творила русская церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя.

6. Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах, новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.

Приведенные примеры показывают, что Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной церкви, принятых от греческой церкви при крещении Руси.

Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания.

Кроме самого факта изменения древних книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.

Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения. Вся русская церковь творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали православные христиане во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе - божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя греческая церковь. Двоеперстие идет с апостольских времен. Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Никон же отменил его. Он сделал это самовольно, без соборного решения, без согласия церкви и даже без совета с каким-либо епископом. В то же время он приказал знаменоваться троеперстием: складывать первые три перста во имя св. Троицы, а два последние «иметь праздными», т. е. ими ничего не изображать. Христиане говорили: новый патриарх упразднил Христа.

Троеперстие было явным новшеством. Оно незадолго до Никона появилось у греков, они же привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. Поэтому русские люди не хотели его принимать. Кроме того, что в нем не изображаются два Христова естества, еще и неправильно изображать на себе крест тремя перстами во имя св. Троицы, не исповедуя в них человеческого естества Христа. Выходит, будто св. Троица была распята на кресте, а не Христос по своему человечеству. Но Никон ни с какими доводами не думал считаться. Воспользовавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария и других иерархов с Востока, Никон предложил им высказаться в пользу нового перстосложения. Они написали следующее: «Предание прияхом с начала веры от святых апостол и святых отец, и святых седьми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми перстами десныя руки. И кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Св. Духа, и проклята». Подобное осуждение сначала было провозглашено в присутствии множества народа, затем изложено письменно и напечатано в изданной Никоном книге «Скрижаль». Как громом поразили русский народ эти безрассудные проклятия и отлучения.

Русский благочестивый народ, вся русская церковь не могли согласиться с таким крайне несправедливым осуждением, провозглашенным Никоном и его единомышленниками - греческими архиереями, тем более, что они говорили явную неправду, будто бы и апостолы, и св. отцы установили троеперстие. Но Никон не остановился на этом. В книге «Скрижаль» к только что приведенным он добавил новые осуждения. Он дошел до того, что стал хулить двоеперстие как якобы заключающее в себе страшные «ереси и нечестие» древних еретиков, осужденных вселенскими соборами (ариан и несториан).

В «Скрижали» преданы проклятию и анафеме православные христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа Святого истинным. В сущности, Никон и его помощники проклинали русскую церковь не за ереси и погрешности, а за совершенно православное исповедание веры и за древние церковные предания. Эти действия Никона и его единомышленников сделали их в глазах русского благочестивого народа еретиками и отступниками от святой церкви.

 

 

 

 

4.Haпpaвлeния и тoлки cтapooбpядчecтвa. Пoпoвщинa и бecпoпoвщинa.

 

В конце XVII века старообрядчество разделилось на два больших течения, в зависимости от наличия или отсутствия священства - поповцев и беспоповцев. Поповцы признавали необходимость священников при богослужениях и обрядах, беспоповцы отрицали всякую возможность существования истинного духовенства по причине его истребления Антихристом.

Во второй половине XVII - начале XVIII вв. старообрядчество жестоко преследовалось, в результате чего было вытеснено в глухие места Поморья, Сибири, на Дон и за пределы России. Жестокость преследований вызвала среди старообрядцев убеждение о воцарении в Москве Антихриста, что привело к идеям о близости конца света и второго пришествия Христа. В этот период в среде беглых старообрядцев появилась крайняя форма протеста в виде самосожжений (гарей, или огненных крещений). Самосожжения получили вероучительное объяснение в виде мистического очищения души от скверны мира. Первый случай массового самосожжения произошел в 1679 г. в Тюмени, где в результате проповеди покончили с собой 1700 человек. Всего до 1690 в результате самосожжений погибло около 20 тысяч человек.

28 февраля 1716 г. царь Петр I издал указ о взимании со старообрядцев государственных податей в двойном размере. В качестве средства для розыска укрывающихся от "двойного оклада" в указе предписывалось всем россиянам ежегодно исповедоваться. С этого момента и до смерти Петра I в 1725 г. относительно либеральная в религиозном отношении внутренняя политика сменилась на политику повсеместного розыска и преследования старообрядцев.

В конце XVIII - начале XIX в. гонения перестали быть массовыми и приняли более цивилизованный характер.

В XIX веке, с кризисом ортодоксальной церкви, ослаблением репрессий, законодательным установлением свободы вероисповедания, старообрядчество получило новое развитие. На 1863 г. численность поповцев составляла 5 миллионов человек, поморцев - 2 миллиона, федосеевцев, филипповцев и бегунов - 1 миллион.

В 1971 г. собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев.

Общая численность старообрядцев на конец XX века - более 3 миллионов человек. Свыше 2 миллионов из них проживает в России.

Официально термин "старообрядчество" стал использоваться с 1906 г. К употребляемому термину "раскольники" сами старообрядцы относятся отрицательно, считая себя приверженцами истинной церкви.

 

Поповство (Беглопоповство, Поповщина)

Одно из двух основных течений старообрядчества. Зародилось одновременно с расколом и окончательно оформилось в последнем десятилетии XVII века.

Поповцы приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах.

Традиционно в поповщине ведущую роль играли торговые и промышленные элементы.

Основными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбища в Москве, в которой ведущую роль играли владельцы мануфактур.

Социальные противоречия и внутренняя борьба привели к образованию различных согласий в поповстве: перемазовщина, ветковское согласие, дьяконово согласие, лужково согласие.

Поповцам не удалось сразу создать свою церковную иерархию, поскольку епископы, сохранившие старую веру, либо были репрессированы, либо приняли никонианские реформы. Поэтому старообрядцы-поповцы были вынуждены принимать священников, перебегавших по различным причинам из Русской православной церкви. За это поповцы получили название "беглопоповцы".

При приеме беглых православных священников поповцы исходили из признания действительности рукоположения в РПЦ, считая, что благодать в этой церкви сохранилась, несмотря на реформы. Впоследствии, в 1800 г., часть поповцев перешла под юрисдикцию РПЦ, сохранив дореформенную обрядность и войдя в состав Единоверческой церкви, другая часть создала собственные иерархии, третья часть перешла в беспоповщину.

В 1846 г., после перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия, возникла Белокриницкая иерархия, которая в настоящее время является одним из самых крупных старообрядческих направлений.

По догматике поповцы практически не отличаются от православных, однако придерживаются при этом старой, дониконианской, культовой обрядности. Для поповцев характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян.

Численность поповцев на конец XX века составляет около 1,5 миллиона человек, большая часть которых сосредоточена в России (самые большие группы находятся в Московской и Ростовской областях).

В настоящее время поповцы делятся на три основные группы: Единоверческая церковь, Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь.

 

Беспоповство

Одно из двух основных течений старообрядчества. Сформировалось в 90-х годах XVII века. Изначально центром распространения беспоповства была Выгорецкая обитель на реке Выге в Поморье.

Последователи беспоповства не имеют и не признают духовенства, поскольку истинное духовенство было истреблено во время проведения никонианской реформы, а новое духовенство не является священным.

После церковного раскола старообрядцы столкнулись с проблемой нехватки священников "старого" толка. Часть старообрядцев стала принимать священников, которые по различным причинам бежали из Русской православной церкви (беглопоповцы), другая часть решила вообще отказаться от института священства.

Изначально для беспоповцев были характерны вера в скорый конец света и второе пришествие Христа, нежелание жить в мире зла, идеи добровольного мученичества. Именно поэтому среди беспоповцев были распространены "гари" - самосожжения, которые рассматривались как единственный путь спасения от царства Антихриста.

Руководство беспоповскими общинами осуществляют наставники, уставщики и начетчики.

В 1692 и 1694 годах под руководством Харитона Карпова, Феодосия Васильева и других сторонников старой веры прошли соборы новгородских старообрядцев, на которых были выработаны основные положения этого течения: окончательное воцарение Антихриста в мире, исчезновение благодати, отсутствие священства, не дающее возможности совершать таинства причащения и брака.

Соборы конца XVII века объявили безбрачие обязательным для беспоповцев. Из всех таинств были оставлены только таинства покаяния и крещения, которые и в РПЦ при отсутствии священника в исключительных случая разрешается совершать мирянам.

Решения соборов конца XVII века не были признаны рядом общин, в результате чего беспоповство разделилось на ряд согласий и толков: Часовенное согласие, Поморское согласие, Федосеевское согласие, Спасово согласие, Филипповский толк, Страннический (Бегунский) толк и др.

Общая численность беспоповцев на конец XX в. составляет более 1 миллиона человек, которые проживают преимущественно в России, а также в Прибалтике, Белоруссии и Украине.

 

Бегунский толк (Бегуны, Истинно православные христиане странствующие, Подпольники, Сопелковцы, Странники)

Одно из беспоповских направлений старообрядчества. Возникло в 1772 г. в Ярославской губернии. Основатель толка - Ефимий, беглый солдат, уроженец Переславля-Залесского. Бегуны отделились от филипповцев, которых критиковали за соглашательство с "антихристовой властью", выражавшейся в уплате налогов, посещении суда, получении паспортов, захоронении умерших на православных кладбищах.

Духовным центром бегунов стало село Сопелки в 16 км. от Ярославля.

В основе вероучения бегунов - идея о том, что спасение от Антихриста возможно лишь путем полного разрыва с миром, изоляции от общества, отказа от любых гражданских функций, повинностей и обязанностей.

Бегуны ожидают "первого воскресения", когда Христос на белом коне придет с небес, сразится с Антихристом, и все бегуны встанут в его ряды. Тогда наступит тысячелетнее царство Христа, "Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому". Бегуны видят это место около Каспийского моря и совершают туда паломничество.

Бегуны не признают крещения, совершенного в любом другом вероисповедании. Всякий, перешедший в бегунский толк, независимо от того, православный или старообрядец, в обязательном порядке перекрещивается. Крещение у бегунов производит каждый человек самостоятельно, чтобы быть уверенным, что к этому таинству не причастен какой-либо человек, связанный с Антихристом.

Большинством бегунов брак полностью отвергается и признается большим грехом, чем блуд, считая, что блуд осуждается и тем частично искупается. Существуют отдельные течения бегунского толка, которые признают брак или относятся к нему нейтрально. Бегуны характерны высоким уровнем эмансипации женщин, проявлявшемся даже в XIX в.

Бегуны, вышедшие в странничество и крещеные по странническому обряду, считают себя монахами, носят имена, данные при крещении и именуются "совершенными христианами". И женщины, и мужчины, обязуются вести безбрачную и целомудренную жизнь, питаться только постной пищей и во всем поступать по древнему уставу Соловецкого монастыря. Тем не менее многочисленные факты, приводимые исследователями XIX в., говорят о том, что эти ограничения выполнялись формально, страннические наставники имели одну или несколько наложниц, а на факты отровенного разврата смотрели сквозь пальцы.

Со временем среди бегунов выделились так называемые "жиловые", "странноприимцы", или "пристанодержатели", которым вменялось в обязанность давать пристанище странствующим, "мироотреченцам". Сами же жиловые выполняли обеты странствия лишь формально. Им не запрещалось ходить в церковь, бывать у исповеди, повиноваться властям, жениться, так как считалось, что последующее вступление в "действительные странники" искупит все грехи предыдущей жизни. "Жиловые" укрывали странников в специальных потайных помещениях (схронах), а в случае смерти бегуна должны были его похоронить.

Хоронят бегуны своих покойников в сараях, погребах или в лесу, но ни в коем случае не не на кладбище. Гробы не используются, покойних хоронится в саване или рогоже. Места захоронений никак не отмечаются.

В отличие от большинства других беспоповцев, Антихрист понимается бегунами не как духовное явление, а как конкретная персонификация Петра I, поэтому царскую (а после 1917 г. - светскую) власть они считают "апокалиптическим зверем", иконы - властью гражданской, тело - властью церковной. Официальная церковь считается еретический и категорически отвергается.

Исключение из традиционного для радикальных старообрядцев неприятия предметов с изображением государственного герба (печати Антихриста) бегуны сделали только для денежных знаков, считая, что деньги переходят из рук в руки и не составляют отличительной принадлежности того или другого лица.

Народная молва говорит о существовании среди бегунов обычая "красной смерти". Обычай состит в том, что умирающего бегуна удушают специальной красной подушкой, с тем, чтобы он своей мученической смертью искупил часть своих грехов и грехов всех бегунов. В 1897 г. в Шуйском уезде Владимирской губернии по факту подобного преступления было заведено уголовное дело, однако это единственное официальное подтверждение существования такого обычая.

Большинство бегунов имело своебразный самодельный паспорт, свидетельствующий о принадлежности к согласию, представляющий из себя, как правило, простую бумагу с надписями типа: "Господь защититель живота моего: кого страшуся?", "Сей пачпорт духовный по точкам чти тихо: царь царей!".

Несмотря на то, что численность бегунов всегда была незначительной, из-за подвижного образа жизни они быстро распространились по территории России.

Новое развитие идея бегунства получила в 30-е годы XIX в. В этот период среди старообрядцев появилась весть, что древнее благочестие сохранено на Дальнем Востоке, на "Белых водах, в Опаньском государстве". Туда и двинулись массы бегунов. Старообрядческими географами был составлен даже специальный "атлас" путешествия на Беловодье.

К середине XIX в. бегуны представляли собой тайную, строго законспирированную организацию.

В 1854 г. по указанию императора в Ярославской губернии был создан особый совещательный комитет для обсуждения "вредоносности бегунов". Официальная церковь в этом вопросе высказалась за ужесточение репрессий против сектантов, в результате чего бегуны были признаны "вредной сектой", и для пресечения ее деятельности были разрешены меры гражданского и церковного воздействия.

Внутри бегунов обособились отдельные группы: неплательщики, лучинковцы, безденежники (антипово согласие), брачные странники, пустынники и др.

В 1860 г. большинство сопелковских наставников приняло новый церковный устав – "Статьи", написанные бегунским наставником Никитой Семеновым (Киселевым). С этого времени сторонников нового устава стали называть статейниками (иерархитами), а их оппонентов - противостатейниками.

Численность бегунов на конец XX в. незначительна, они представляют собой мелкие разрозненные секты, не признающие гражданских и церковных законов и скрывающиеся в глухих местах Сибири и северного Урала.

Поморский толк (Даниловцы, Монастырцы, Поморцы)

Одно из наиболее умеренных беспоповских направлений старообрядчества. Основатель - Данила Викулин, который в 1695 г. основал на реке Выге первую общину.

Через четыре года после основания общины к ней присоединились братья Андрей и Семен Денисовы, ставшие впоследствии главными идеологами согласия.

От своих последователей поморцы требуют полного разрыва с Русской православной церковью и всех переходящих из православия обязательно перекрещивают. Первоначально поморцы отвергали брак, затем различные группы поморцев стали относиться к этому вопросу по-разному.

На крестах поморцы пишут Ц.С.I.Х.С.Б. (Царь Славы Исус Христос Сын Божий).

В конце XVIII в. в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморцев отделилось федосеевское согласие.

Главное догматическое произведение поморцев - "Поморские ответы", написанные в 1772 г.

Таинства поморцы делят на нужно-потребные, абсолютно необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и потребные, без которых спасение возможно (все остальные). Таинства совершают миряне. Литургия отсутствует. Богослужения совершаются в часовнях и проводятся наставниками (в народе называемых попами, хотя они и не имеют сана). Выходя из часовни, поморцы говорят друг другу: "Простите Христа ради" и отвечают: "Бог простит".

Споры по вопросу отношения к браку привели к разногласиям внутри поморского согласия и возникновению различных групп: брачных поморцев, венчающихся в православных церквах; небрачных поморцев, не вступающих в брак; полубрачных поморцев, считающих, что хотя каждый должен стремиться к безбрачию, но вступающим в брак без благословения общество не судья. От поморцев отделилась группа тропарщиков, которые совершали, в отличие от других поморцев, молитву за царя.

В 1988 г. поморцы образовали три отдельных республиканских центра: Высший старообрядческий совет в Вильнюсе, Гребенщиковская община в Риге и Российский совет древлеправославной поморской церкви в Москве.

 

Федосеевское согласие (Федосеевцы)

Одно из беспоповских направлений старообрядчества. Отделилось в конце XVIII от поморского толка в результате споров о надписи на кресте и признании брака. Основатель - Феодосий Васильев, который в 1696 г. со своей семьей переселился на территорию, принадлежавшую в то время Литве, и организовал там общину. Первоначальное распространение согласие получило среди беглых крестьян.

Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной, безоговорочным послушанием наставнику. Члены общины были обязаны соблюдать безбрачие и полное целомудрие. Федосеевцы считают, что в мире окончательно воцарился Антихрист, однако воспринимают его не как конкретную личность, а как духовное явление. Как и другие беспоповцы, федоссевцы считают, что благодати в мире больше не существует, поэтому нет и не может быть священства и таинств евхаристии и брака. Из таинств сохранены лишь крещение и исповедь, которые совершаются мирянами.

Федосеевцы отвергают брак в любой его форме и запрещают иметь детей. Позднее в ряде федосеевских общин семья была восстановлена.

Изначально федосеевцы крайне враждебно относились к государству, на котором, как они считают, лежит печать Антихриста. В отличие от поповцев и большей части поморцев, федосеевцы не приняли молитву за царя.

Во главе федосеевских общин стоят миряне, имеющие звание наставников.

Федосеевское согласие распалось на несколько групп, которые различаются в основном по своему отношению к браку. Аристовцы, рижские федосеевцы, польские федосеевцы и новожены разрешили браки. Кондратьевцы придерживаются аскетизма и выступают против брака.

От федосеевцев отделилась группа титловцев, не согласившихся с принятой большинством сторонников федосеевского согласия надписью на кресте I.Н.Ц.I и принявших поморский вариант Ц.С.I.Х.С.Б.

Духовным центром федосеевцев стала их община, созданная И.А.Ковылиным в 1771 г. в районе Преображенского кладбища в Москве. В России федосеевцы наиболее многочисленны в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Общая численность федосеевцев около 200 тысяч человек, в основном - русские.

 

Филипповский толк (Крепкие христиане, Старопоморцы)

Левое крыло беспоповского направления старообрядчества. Возникло в 1737 г. Основатель - стрелец Фотий Васильев (в монашестве Филипп, духовный наставник "Выговской пустыни"). Первоначально секта действовала в с.Кимры Тверской губернии, затем получила широкое распространение и в начале XVIII в. появилась в Москве.

Филипповцы откололись от поморцев, которых обвинили в примиренчестве и от которых отличаются крайним радикализмом и фанатизмом. Филипповцы категорически отвергли брак и молитву за царя. Наиболее правильным способом очищения души от греха филипповцы считают самосожжение (в 1743 г. самосожжение совершил и основатель толка Филипп вместе с 70 приверженцами) и голодную смерть.

Филипповцы почитают восьмиконечный крест без титлы, поклоняются только своим иконам.

Посторонних, в том числе и приверженцев других толков и согласий старообрядчества, филипповцы принимают без ограничений, но с проверкой "исповедания веры". Федосеевцы и поморцы называются "приглашенными" и принимаются с 40-дневным постом, их родители не поминаются и иконы от них не принимаются. "Приглашенные" допускаются с общей молитве, но не допускаются к общей трапезе. В споре по вопросу отношения к "приглашенным" от филипповцев отделились филипповцы, не молящиеся с приглашенными, которые отказались от общей молитвы.

"Новожены" филипповцами принимаются с разводом, "староженам" рекомендуется развестись. В случае, если "старожены" не соглашаются развестись, то их не отлучали навсегда от согласия, а лишь наказывали епитимией, постом и поклонами, после чего принимали в общение. По вопросу об отношении к староженам филипповцы образовали два согласия - чадородных и нечадородных.

Филипповцы считают, что по воскресным дням нельзя работать и торговать, а необходимо весь день молиться. Существуют пищевые запреты на чай, пряники, вино, мясо, и бытовые запреты на бритье шеи, стрижку затылка, гуляния и веселье.

При проведении любых церковных обрядов филипповцы запрещают брать плату.

С течением времени радикализм филипповцев в вопросах брака стал ослабевать, известны случаи новоженства, согласия с госудрственными повинностями.

В XVIII веке из филипповского толка выделились аароновцы, которые допускали вступление в брак.

Ослабление религиозного фанатизма, разрешение торговли в праздничные дни и ношение модной одежде привело к отделению от филипповцев орловского согласия, придерживающегося традиционной строгости.

Филипповцы распространены в Архангельской, Мурманской областях и Поволжье. Их численность на конец XX в. очень незначительна.

 

 

 

 

5.Cтapooбpядчecтвo и coвpeмeннocть.

 

 

В наши дни старообрядческая церковь потихоньку укрепляется и встаёт на ноги: проводятся конференции, духовные собрания и т.д. Конечно, с нынешней православной, то бишь никонианской ей не сравниться по популяризации, но старообрядцы ходят в церковь, молятся, общаются, помогают в реставрации своих храмов и церквей.

Вот приведу небольшой пример старообрядческого сайта с новостями:

 

·  СТАРООБРЯДЦЫ СОВЕЩАЛИСЬ ВО РЖЕВЕ

25 июля во Ржеве состоялась научно-практическая конференция "Традиции духовного образования в старообрядчестве: история, современность, перспективы", организованная по инициативе настоятеля ржевской старообрядческой Покровской общины, иерея Евгения Чунина (РПСЦ).

В работе форума приняли участие священнослужители, миряне и ученые, занимающиеся проблемами старообрядчества.

Все участники и гости конференции горячо и единодушно говорили о важности и необходимости просвещения современного староверия, о воспитании духовно грамотной молодежи, об организации не только приходских воскресных школ, но и о возрождении духовного училища. К сожалению, сейчас эти благие намерения не могут быть в полной мере осуществлены, как по причине отсутствия теоретических, методологических разработок, так и из-за нехватки средств.

Конференция явилась важным событием в жизни нынешнего старообрядчества, объединившим людей неравнодушных, думающих и переживающих о трудном современном положении древнего Православия. Были высказано пожелание проводить аналогичные конференции и по другим актуальным проблемам, например по вопросам издательской деятельности.

·              ОСВЯЩЕНИЕ ЦЕРКВИ В БУРЯТИИ
29 декабря. г. Улан-Удэ.
В Верхнеудинской Православной Старообрядческой общине прошли торжества освящения домовой церкви во имя святителя Афанасия Великого, которая стала первой в истории города старообрядческой (семейской) церковью.
В г. Улан-Удэ (ранее - Верхнеудинск) с момента заселения семейскими Забайкальских просторов до сего дня не было старообрядческого храма. До революции 1917 года открывать храм не позволяли духовные синодальные власти, после - советская власть. Община в городе была, но по 1937 год христиане ездили молиться в села Куйтун или Тарбагатай.
В столице же Бурятии по 1990-е годы община существовала неофициально и окормлялась чрезвычайно редкими тайными приездами священства. Наиболее стойким христианам приходилось тайно собираться в своих домах и квартирах, молиться вполголоса, затворяя ставни или вывешивая на окнах "затемнение", как в военное время. Но молитвы возносимые Богу по древнему православному чину не прекращались никогда.
С восстановлением в 1992 году Сибирской епархии и назначении на Новосибирскую кафедру преосвященного епископа Силуяна (Килина) начала возрождаться и духовная жизнь в Забайкалье. Верхнеудинская община была официально зарегистрирована в 1993 году. Руководил общиной со дня ее регистрации Вячеслав Михеевич Утенков. Многие годы организовывала и вела богослужения Ефимова Екатерина Федоровна. В августе 2001 года решением Совета Митрополии РПСЦ на служение в г. Улан-Удэ назначен постоянный священник - отец Елисей Елисеев.
В сентябре 2001 года общине был выделен участок земли в 40 квартале города (в районе бывшей сенобазы) под строительство храма во имя Преображения Господня. Тогда же преосвященный владыка Силуян освятил место под строительство храма и установил на том месте поклонный крест.
В августе 2002 года началось строительство дома причта, где было решено временно обустроить домовую церковь. Кто сколько мог вкладывали прихожане и материальные и моральные силы в первый свой храм. И уже 10 ноября молитва в еще неосвещенной церкви началась. Буквально накануне освящения храма над колокольней и основным зданием были установлены 2 купола и кресты.
Сегодня же храм собрал гостей, среди которых были как христиане и представители местной администрации, а также узнавшие из газет и просто интересующиеся Старообрядческой Церковью люди. Глаза христиан блестели от радости, от подступивших слез. После этого великого торжества настоятель храма произнес поздравление в адрес всех дождавшихся и разделивших радость освящения храма.
После завершения торжеств в храме стало тихо... Теперь хорошо видные отовсюду купола, увенчанные восьмиконечным крестом и колокольный звон, раздающийся перед каждой службой, зовут людей к Истине, к Христу, ко спасению...

 

·              ДРЕВНЯЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ОБНАРУЖЕНА В ИОРДАНИИ
19 декабря. Иордания.
Иорданские археологи, ведущие раскопки в губернаторстве Туфейля на юге страны, обнаружили византийскую церковь, построенную в шестом веке нашей эры, передает корреспондент РИА "Новости". Как сообщил представитель археологического департамента, особую ценность представляют собой находящиеся внутри церкви цветные мозаичные полы общей площадью 17 на 24 метра. На них изображены различные рисунки и геометрические фигуры. Хорошо сохранились также внутренние помещения и мраморные колонны, на которые опирается кровля церкви. По мнению археологов, новая находка займет важное место на туристической карте Иордании.

·              ГЛАВА СТАРООБРЯДЦЕВ УКРАИНЫ ПОСЕТИЛ ОДЕССКУЮ ЕПАРХИЮ УПЦ МП
19 декабря. г.Одесса.
По приглашению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела Одесскую епархию УПЦ МП посетил старообрядческий епископ Киевский и всея Украины Русской Православной Старообрядческой Церкви Савватий. Епископа Савватия и сопровождавшее его духовенство принял митрополит Агафангел в своей резиденции в Свято-Успенском Патриаршем мужском монастыре. В ходе состоявшейся продолжительной беседы архиереи негативно оценили события ХVII века, разделившие Русское Православие и высказали обоюдное стремление и решимость уврачевать разделение православных двух обрядов. Стороны договорились о проведении дальнейших встреч духовенства Патриаршей и Старообрядческой Церквей. Митрополит Агафангел передал епископу Савватию в дар святую панагию с изображением Почаевской иконы Божией Матери. Старообрядческий архиерей преподнес Владыке митрополиту книгу Ф. Е. Мельникова "Краткая история Старообрядческой Церкви" и журнал "Белая Криница", который в Украине издают старообрядцы. Епископ Савватий ознакомился с жизнью Свято-Успенского монастыря и в соборном храме обители с благоговением приложился к честной стопе святого апостола Андрея Первозванного. Гости посетили также Одесскую Духовную Семинарию. В семинарском Свято-Андреевском храме воспитанники духовной школы исполнили церковные песнопения древнерусским знаменным распевом. Ректор ОДС архимандрит Евлогий ознакомил старообрядцев с жизнью семинарии и передал, изданный ОДС, конспект лекций по катехизису и пастырско-богословский журнал ОДС "Андреевский вестник", сообщает Пресс-служба УПЦ МП.

·              ПРИСТОЛНЫЙ ПРАЗДНИК В НОВОМ ХРАМЕ
17 декабря. г. Новосибирск.
В храме во имя великомученицы Варвары при епархиальном управлении Новосибирской и всея Сибири епархии состоялся первый престольный праздник.
Домовая церковь святой великомученицы Варвары освящен преосвященным Силуяном, епископом Новосибирским в сентябре 2002 года в здании епархиального управления по адресу: Пестеля, д. 10. Божественную Литургию в сей торжественный день отслужил священноиерей Сергий Боголюб - настоятель старообрядческой общины г. Свободный Амурской области - находившийся в Новосибирске в служебной командировке.

·              ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ЧИТЕ
15 декабря. г. Чита. В читининской старообрядческой общине во имя священномученика и исповедника Аввакума сегодня престольный праздник.
На сегодняшний день ситуация в старообрядческой Даурии буквально плачевная. Молитвенного помещения за прошедший год так и не удалось организовать, соборное служение совершается довольно редко, хотя в городе и коренных старообрядцев и новокрещенных в Православной Старообрядческой Церкви довольно много.
Накануне общинного торжества приход посетил иерей Елисей Елисеев, окормляющий этот приход. Проведено богослужение, прошли встречи и беседы с христианами. В настоящее время община г. Чита готовится к тому, чтобы уже в следующем строительном сезоне приобрести дом под храм или участок под его строительство. Христиане живут надеждой, что по молитвам священномученика и исповедника Аввакума, некогда претерпевавшего в этих землях страдания, ситуация изменится к лучшему.




6.Общий смысл истории (заключение)

Собор 1666-1667 годов окончательно вдвинул господствующую русскую церковь в русло обрядов и обычаев церкви греческой, современных ему. Вместе с этим по необходимости он окончательно отрекся от исторических преданий и вековых обычаев церкви русской. Русская историческая церковь в его глазах превратилась в церковь невежд.

Властно и жестоко разделавшись с представителями отринутой и опороченной церкви, разослав их по монастырям подвергнув "гражданскому" казнению, собор не менее властно и жестоко бросил свое слово осуждения и на всю историю русской церкви. Лучшего, умнейшего и величайшего из русских архипастырей, митрополита Макария, собор не постеснялся заклеймить позорным и оскорбительным именем "невежа". На Стоглавый собор он глянул слишком высокомерно и желал растоптать и уничтожить его, произнеся такой приговор: "Тую неправедную и безрассудную клятву клятву Макариеву и того собора разрешаем и разрушаем и тот собор не в собор и клятву не в клятву, но ни во что вменяем, яко же и не бысть". /А в 1971 году Русская православная церковь на поместном соборе отменяет свои клятвы на старые обряды, наложенные собором 1666-1667 годов. Старые обряды признаются этой церковью православными и спасительными, но возврата к ним не происходит.../.

Вся история русской церкви в глазах собора имела лишь одно определенное значение – "яко же и не бысть". Церковь получила свое бытие только как бы со дня или, самое большее, с предшествовавших ему деяний патриарха Никона.

В указанном отрицании или зачернивании русской исторической церкви и заключается весь смысл и вся жизнь церкви господствующей. Этим отрицанием определяется вся ее дальнейшая история.

"Пусть будет греческое, лишь бы не было прежнего своего исторического русского" – таково руководственное начало церкви при патрирархе Никоне при соборе 1666-1667 годов и в последующие десятилетия, до времен Петра, до возглавенствования иерархов, получивших западноевропейское просвещение.

"Пусть будет латинско-католическое или немецко-протестанское, лишь бы не было народного русского" – таково начало церкви с петровских времен до наших дней. Против этого отрицания русских народных исторических начал восстал русский народ в лице старообрядцев. Старообрядчество в его общей исторической массе никаким образом нельзя определять как отщепенство от церкви господствующей, как только разлад или раздор с нею. Несмотря на все жизненные сплетения старообрядцев и лиц господствующего исповедания, несмотря на всю видимую борьбу старообрядческой Церкви с церковью господствующею, старообрядчество живет и развивается само по себе, без всяких отношений к господствующему исповеданию.

В течение веков до Никона патриарха русский народ накопил очень большие запасы церковных знаний и веропонимания. В своей народной толще он далеко не был таким невеждою, каким изображали его историки до последнего времени. Хотя отсутствовало образование официальное, зато широкими волнами разливалось по всему народу просвещение в самой жизни. Монастыри, приходы, почти бесчисленные по своему количеству, являлись истинными рассадниками истинно народного просвещения. Монастырские библиотеки, а нередко и приходские храмы в старину были более богаты книжными сокровищами и произведениями высокого церковного художества, чем в наше время, в расцвете книгопечатания. Процветала не одна обрядность, но и истинные религиозные знания. В духовных повестях чисто русского происхождения нередко даже в наше время можно любоваться и глубиною богословского и философского мышления. Московские богословы при своем, так сказать, доморощенном образовании, случалось, вели очень тонкие словопрения с представителями западной богословской науки, и не только не пасовали перед ними, но и побеждали их глубиною своего собственного разумения. Отношения иерархии и мирян, чисто культурное значение Церкви нашим предкам были более глубоко известны, чем даже современным богословам.

Никоновские реформы имели то значение, что ими русский народ отстранялся от непосредственного участия в делах церковных, и накопленные в течение долгих веков религиозные знания откладывались куда-то в сторону. Наряду с этим главенствующее значение получала бесконтрольная воля и власть иерархии, и взамен народного веропонимания выдвигалось на первое место понимание иное, принесенное из чужих стран.

Эти народные знания не могли быть заглушены никакими новыми течениями, никакою властью они не могли быть исторгнуты из духа народного. Старообрядчество и есть история того, как русский народ проявляет свои веками скопленные религиозные знания, как эти знания, иногда совершенно неожиданно, выбиваются на Божий простор и распускаются в пышные и дивные творения.

История господствующей церкви, в сущности, представляется историей того, как заносились на русскую землю и прививались к ней инородные религиозные веяния, сначала новогреческие, затем латино-католические и, наконец, протестанстские. В сообразность этому история старообрядчества есть история развития собственно русской религиозной мысли, зарожденной в глубине веков, задавленной было при Никоне, но никогда не утратившей своих жизненных сил, растущей стихийно.


 

 

Литература

 

1.   Крывелев И.А. История религий: Очерки: В 2 т. - 2-е изд. - Т.1. - М.: Мысль, 1988.

2.   Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 1999.

3.   Алов А.А., Владимиров Н.Г. Православие.

4.   История старообрядческой церкви: Краткий очерк. – М.: Изд-ние старообряд. митропол. Моск. и Всея Руси, 1991.

5.   Молитвенник: Издание старообрядческой митрополии. – Л.: Техническая книга, 1988.

 

Вверх