ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ

 Главная страница
 Реферат
 Библиотека
 Ссылки
Отчет о поиске


"Под куполом неба"


        Еще давным-давно человек покорил огонь, приручил диких животных и открыл закон земного притяжения. Теперь, благодаря научным открытиям, человек может летать высоко над землей, опускаться на дно Мирового океана, изучать построение других планет в далеком космосе. Казалось бы, мы достигли конца научного прогресса, никакие законы физики не позволят переступить грань. Однако, нет правил, которых нельзя нарушить. Для достижения своей цели люди готовы рисковать не только своим имуществом, но и своей жизнью, а порой даже жизнью других людей. Человек решил создать то, что тогда еще считалось невозможным, то, что сейчас вызывает у нас возгласы восхищения и удивления, а порой даже чувство некого страха, то, что дает нам понять - как же все таки мы, люди, безграничны в своих творениях и возможностях.

Сначала было слово...

Первоначально, в английском языке слово "скайлайн" значило "горизонт" или "очертание на фоне неба". В этимологическом словаре Р. К. Барнхарда установлено, что впервые употребление этого слова в его еще не архитектурном значении появилось в 1824 году, когда оно использовалось как синоним "горизонта", то есть видимой линии, разделяющей небо и землю. В записках путешественников, новеллах и поэмах, посвященных живописным ландшафтам, "скайлайн" служил для обозначения поэтической коллизии неба и земли. Только в конце XIX века "скайлайн" приобрел новый архитектурный смысл: "очертание небоскрёбов на фоне неба". Впервые использование этого слова в его вторичном архитектурно-поэтическом значении "очертания или силуэта нескольких зданий или других искусственных объектов, воспринимаемых на фоне неба" установлено в сочинениях Бернарда Шоу в конце XIX века. Новая интерпретация скайлайна вырастает как из динамичного прообраза горных ландшафтов, так и из метафорической и формальной соотнесенности с другим специфическим архитектурным понятием "небоскрёб". В английском языке слово "небоскрёб" ("skyscraper") также как и "скайлайн" использовалось ранее в отмеченных человеческой активностью, но еще не архитектурных смыслах. М. Пей в книге "История языка" пишет, что в итальянском языке слово "небоскрёб" ("grattacielo") появилось в 1252 году и значило "очень высокий человек". Эта дата не случайно совпадает с появлением в XIV веках в тосканских городах высокоплотных групп башен, которые принадлежали аристократическим семействам, соревнующимся друг с другом за наиболее "высокое" положение в обществевенной иерархии. Но в то время термин еще не соотносится с архитектурой и башенным зданием в частности. В американском варианте словосочетание "небоскрёбное здание" появляется в 1884 г. для обозначения многоэтажных офисов в центре Чикаго. Возникновение "небоскрёба" в современном понимании термина связано с изобретением, усовершенствованием и художественной интерпретацией лифта и стальной каркасной конструкции. Идея коммерческого развития пассажирского подъемника принадлежит Э. Отису. Стальной каркас в офисном строительстве был впервые применен для десятиэтажного Дома Страхового Общества, возведенного в 1884 году по проекту инженера-архитектора У. Ле Барона Дженни, одного из основоположников Чикагской школы. Фактически высота нового здания не была чем-то уникальным. В нем лишь были заложены возможности последующего художественно-конструктивного развития, преодоления ограничений в покорении высоты. Образное осмысление конструкции на практике связывалось с особо актуальной во всем мире в конце XIX века идеей высоты, владевшей умами многих авторов. На уровне эскизов инженерных расчетов 20-ти, 30-ти, 50-ти и даже 100-этажных башен символическая идея применения стального каркаса для строительства высотных зданий прорабатывалась архитектором из Миннеаполиса Л. С. Баффингтоном. В 1880 г. изобретатель даже запатентовал свои "Cloud Scrapers", как он их называл, но его мысли не получили коммерческого развития, а неологизм "облако-скрёбы" не прижился. Такова история появления этого слова. Что касается истории развития самих небоскребов, то здесь можно говорить бесконечно, воздвижение высотных зданий происходило почти одновременно в разных государствах мира, и только самые выдающиеся из них добились известности.

Эволюция

Первый небоскреб имел всего девять этажей, но уже был небоскребом. Дело в том, что небоскребы, или, как говорят специалисты, высотные здания, имеют один и главный отличительный признак: стальной каркас, на который навешиваются стены. Если в обычных домах стены являются несущими, то есть держат свой вес и вес всего здания, то в небоскребах основную нагрузку берет на себя стальной скелет. А стены могут быть сложены из относительно легких и непрочных материалов и не должны чрезмерно утолщаться книзу. Первое такое здание было построено в Чикаго в 1883 - 85 годах. За ним последовало десятиэтажное здание (66 метров) там же, в Чикаго, потом, в 1895 году, в городе Милуоки появился дом высотой 107 метров. Вскоре поднялся и первый нью-йоркский небоскреб в 30 этажей - 119 метров. Корея. Перелом в истории корейского строительства произошел в начале семидесятых. Президент Пак Чжон Хи имел пристрастие к высотным зданиям, воспринимая высотные здания как воплощение технологической и экономической мощи. Пак Чжон Хи лично контролировал строительство первого корейского небоскреба. Им стало "Здание 1 марта". Названо оно в честь антияпонского восстания, которое произошло 1 марта 1919 года. Корейцы именуют это восстание "3.1"- отсюда и число этажей в здании. Чтобы добиться именно этого символически важного число этажей, проектировщики сделали потолки необычно низкими - всего лишь 2.2 метра. Любопытно, что последний этаж "Здания 1 марта" когда-то служил президентским залом, куда Пак Чжон Хи часто приглашал гостей - полюбоваться столицей с невиданной высоты 31 этажа. С начала восьмидесятых бывший "президентский зал" используется как служебная столовая размещенного в здании банка. До 1983 г. в Сеуле действовали ограничения высотности. Сразу же после их отмены началось строительство ряда высотных зданий, в том числе сеульского небоскреба -"Тэхан сэн-мён", известного как "63-этажное здание". Его высота - 249 метров, так что в ясную погоду с расположенной на вершине небоскреба наблюдательной площадки открывается вид на 50 км. Почти одновременно с "63-этажным зданием" в южной части города был построен и 55-этажный небоскреб Международного торгового комплекса. На его последнем этаже нет наблюдательной площадки, зато есть замечательный и, по корейским меркам, не очень дорогой ресторан "шведский стол". Любопытно, что когда северокорейские правители узнали о возведении этих зданий, они тут же решили дать чучхейско-социалистический ответ на все эти капиталистические происки: в Пхеньяне в конце восьмидесятых годов началось строительство 105-этажной гостиницы, которая должна была превзойти сеульский небоскреб. Однако завершить это начинание Северу оказалась не по силам, и вот уже пятнадцать лет над северокорейской столицей возвышается огромная недостроенная пирамида, которая уже начинает потихоньку разваливаться... США. Небоскреб прошел долгий период эволюции. После строительства первого в мире безопасного лифта Элиша Отиса в 1854 году и изобретения стального каркаса для зданий началось возведение архитектурных гигантов. В 1910 году появился "Метрополитен Лайф", побивший рекорд по высотности - 50 этажей. В 30-х годах было успешно завершено строительство громадины Эмпайр Стейт Билдинг. А уже после этого небоскребы стали расти в разных городах мира как грибы. Бурно развивающейся промышленности требовалась рабочая сила, а высотные дома плюс современная система метрополитена позволяли компаниям привлекать целые армии работников. И тогда инженеры-строители и проектировщики стали усиленно внедрять разные технические новинки: облегченные строительные материалы, свободнонесущие опоры, больших размеров окна. В результате стали получаться высокие, легкие и очень компактные здания.

Нависшая угроза

Катастрофа в Бостоне началась 20 января 1973 года, когда строительство небоскреба Джона Хэнкока, высотою 237 метров, было еще не завершено. Порывы ветра на уровне верхних этажей достигали 120 км/ч. Огромные куски окон (каждое весом не менее 225 кг) падали, словно бисер с вечернего платья, звенели, рассыпаясь в тысячи стеклянных брызг. Разбилось тогда по меньшей мере 65 окон. Прилегающие к небоскребу улицы и тротуары срочно оцепили. В течение нескольких месяцев окна продолжали разбиваться - к апрелю почти 0,4 га площади на стенах небоскреба Хэнкока были покрыты не стеклом, а черной фанерой. Здание окрестили Фанерным дворцом. Никто не мог объяснить происходящего. После кропотливых исследований стало ясно, что вся проблема в самих стеклах. Каждое окно состояло из двух слоев стекла, которые разделяла воздушная прослойка. И все это было запечатано в стальную раму. Чтобы уменьшить нагревание окон и офисов солнечными лучами, на внешнюю поверхность стекла нанесли отражающее хромовое покрытие, отчего все здание выглядело как огромное зеркало. Хромовое покрытие держалось на оконной раме за счет свинцового припоя, это соединение было настолько жестким, что не могло амортизировать даже незначительную вибрацию. Но оконное стекло все время в движении - оно расширяется от нагрева днем и сжимается ночью, вибрирует под напором ветра. Вот почему на стеклах начинали появляться трещинки, разрушающие материал. Все 10344 окна заменили новыми из одинарных закаленных стекол. Обеспокоенный автор проекта пострадавшего небоскреба архитектор Кобб с целью окончательно обезопасить свое творение нанял швейцарского инженера Бруно Турлиманна, непререкаемого авторитета по высотным зданиям. Тот все просчитал и сделал невероятное открытие: при определенных (правда, редких) ветрах небоскреб Хэнкока упадет, причем вниз своей узкой стороной. Турлиманну стоило больших трудов, чтобы убедить всех в своей правоте. Проблема не в форме здания, не в его непривычных углах, а в длине - почти 90 метров. Если оно сместится от линии перпендикуляра хоть чуть-чуть в длинную сторону, действие силы тяжести даст небоскребу более долгий период колебания - около 16 секунд вместо 12. И с каждым периодом он будет отклоняться немного больше, чем в предыдущий раз, пока не свалится. В течение нескольких месяцев было потрачено 5 миллионов долларов на то, чтобы укрепить строение 1500 тоннами диагональных стальных связей. Их поместили вдоль стен служебных помещений, лифтов и туалетов. Сегодня небоскреб Хэнкока в 60 этажей, высотой 237 метров, с окнами из зеркального стекла, - одно из самых безопасных и красивых зданий в мире. Согласно опросу журнала "Глоуб", проведенного среди архитекторов и историков, творени Кобба получило третье место среди лучших зданий в истории Бостона. "Ситибэнк корпорейшен" громадина 59 этажей, была инженерным чудом, а ее строительство, завершенное в 1977 году, обошлось всего в 175 миллионов. Здание получилось очень легким для своих размеров и включало в себя множество инженерных новинок. Уникальность строения не в его необычной крыше, а в основании. На углу будущего здания располагалась лютеранская церковь св. Петра, и небоскреб разрешили строить НАД зданием церкви. Инженерам пришлось поломать голову, как воплотить замысел в реальность. Возникло решение отрезать все четыре угла, а мудреные математические расчеты показали, что лучше всего опоры высотой в 9 этажей переместить в центр каждой стороны. После постройки небоскреба "Ситибэнк Корпорейшн" - его торжественного открытия прошел год. В один прекрасный день главному инженеру-проектировщику Уильяму Лемессюрье позвонил студент из Нью-Джерси. Он сказал, что, по мнению его преподавателя, опорные колонны нужно было разместить по углам здания, а не по центру. Проектировщик объяснил студенту, чем было продиктовано выбранное решение, и заверил, что конструкция не представляет опасности. Более того, такое размещение опор идеально для защиты здания от ветров, дующих под углом в 45 градусов и воздействующих на две стороны одновременно. Но этот разговор заставил инженера еще раз просчитать надежность гигантского сооружения. Выяснилось, что конструкция во время строительства была слегка изменена без его ведома - диагональные стальные балки держались с помощью не сварных креплений, а более слабых болтовых соединений. При этом дополнительное напряжение при угловых ветрах увеличивалось с 40 до 160%. Испытания в аэродинамической трубе с миниатюрной моделью небоскреба показали: у "Ситибэнка" 50% шансов свалиться на Нью-Йорк, если в течение пяти минут на него будет без перерыва дуть ветер скоростью 112 метров в секунду, что случается на Манхэттене примерно раз в шестнадцать лет. Падение здания вызовет "эффект домино" и разрушит еще 156 многоэтажных домов. Лемессюрье добился аудиенции с боссом "Ситибэнка" и убедил его в необходимости приварить к каждому из 200 слабых болтовых соединений стальные "повязки". Необходимо было торопиться - приближался сезон ураганов. 8 августа началось укрепление небоскреба - тайно, чтобы не вызвать паники. Как только все сотрудники вечером уходили, строители начинали сдирать огнеупорный гипс со стен, а сварщики устанавливали пластины толщиной пять сантиметров. К 4 утра они прекращали работу, и начиналась уборка. Служащие корпорации и не подозревали, что здесь творилось ночью. Работы продолжались до середины октября. Национальная метеорологическая служба четыре раза в день передавала прогнозы погоды - к счастью, в это время на Нью-Йорк не обрушивались сильные ветры. И даже спустя много лет ни один ураган не затронул Манхэттен. Небоскреб остался цел и невредим. Планом эвакуации, известным под кодовым названием "План № 828", так и не пришлось воспользоваться. Тот, кто хоть раз бывал в Нью-Йорке, не мог не видеть это здание - единственный небоскреб с треугольной крышей. Но не многие знают, что гигантское строение однажды чуть не упало на Манхэттен. Только благодаря наблюдательному студенту из Нью-Джерси несколько десятков тысяч человек не погибли.


"Самый высокий небоскреб в США и самые высокие небоскребы мира"


Сирс Тауэр
Сирс Тауэр

Городской совет Чикаго одобрил предложение о строительстве более чем 600-метрового здания, которое станет самым высоким в США. Строительство Чикагской пирамиды может начаться до наступления лета и завершиться к 2010 году. Согласно планам архитекторов, в 150-этажном небоскребе будет более 1,200 помещений.

Как сообщает РИА "Новости", Чикагская пирамида будет выше здания "Сирс Тауэр" высотой 442 метра, также расположенного в Чикаго, и возводящейся на месте трагедии 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке Башни Свободы, проектная высота которой составляет более 541 метра.

Башня Свободы в Нью-Йорке
Башня Свободы в Нью-Йорке

Проект нового чикагского небоскреба разработал архитектор Сантьяго Калатрава, который также спроектировал Олимпийский стадион в Афинах - центральную арену Игр в 2004 году. Национальный Олимпийский комитет США выбрал Чикаго городом, который будет бороться за право провести Олимпийские игры 2016 года.

Самым высоким зданием в мире сейчас является башня Тайпей 101 в Тайване - ее высота составляет более 500 метров. В Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) ведется строительство более чем 160-этажного небоскреба высотой около 700 метров.

Башня Тайпей 101 и Башня в Дубаи
Башня Тайпей 101 и Башня в Дубаи


"Будущее небоскребов Донецка"


Непривлекательный нынче вид города в районе Пожарки и Горсада в скором времени может кардинально измениться. На месте знакового кафе «Червоний кут» и не менее популярной в свое время бани начались работы по расчистке площадки под строительство грандиозного гостинично-административного центра. Сдать объект, не имеющий в данный момент аналогов в Украине, планируют к 2010 году. Его силуэт будет просматриваться из разных районов Донецка.

Сирс Тауэр



Мечты донецких властей превратить территорию, прилегающую к ЦУМу, в бизнес-центр шахтерской столицы, похоже, приобретают реальные очертания. Как известно, перед зданием первой городской больницы полным ходом идет строительство торгово-офисного центра «Купеческий». А совсем рядом, в конце бульвара Пушкина, началась подготовка места для воплощения в жизнь еще более грандиозного проекта – 32-этажного гостинично-административного центра.

- На сегодняшний день существует эскизный проект этого комплекса, утвержденный в Управлении градостроительства и архитектуры. Сейчас расчищается площадка, потом проведутся геологические исследования, и можно будет более точно говорить об окончательных технических параметрах здания. Надежда на то, что все задуманное в эскизном проекте удастся сделать, скорее всего осуществима .

По словам Виктора Андреева, директора фирмы-заказчика ООО «ГРАНТ», проект произвел хорошее впечатление на мэра Донецка Александра Лукьянченко. Понять донецкого градоначальника можно – такое уникальное здание было бы совсем не лишним к 2012 году, когда город примет матчи чемпионата Европы по футболу. По замыслу авторов проекта, новый центр будет многофункциональным: объединит в себе гостиничный комплекс, офисные помещения и торговые площади.

По количеству небоскребов Донецк скоро «обскочит» ведущие европейские столицы. Специалисты главного управления архитектуры рассматривают возможность строительства на месте Северного автовокзала небоскреба в 25 этажей. Уже готов проект будущей высотки и всей Шахтерской площади. После реконструкции она станет визитной карточкой города. А пока архитекторы ломают голову над тем, как еще приукрасить город, жильцы окрестных домов готовятся к акциям протеста. По их словам, будущая высотка закроет им вид из окна, и их жилища погрузятся в вечную тень. Они уже готовы стать живой стеной, чтобы препятствовать началу строительства.


"Мое отношение к строительству небоскребов в Донецке"


Донецк - большой город с большими амбициями и перспективами на будущее. Модернизация общественной жизни, внедрение новых технолгий движит научно-техническим прогрессом в настоящее время. Сейчас мы наблюдаем глобальную застройку территории города - тенденция к развитию строительства зданий. Но все это, относительно невысокие сооружения, которые строились и ранее. По-настоящему необычным и смелым решением будет строительство высотных зданий, небоскребов. Зная геологическую ситуацию Донецка, я считаю, будет очень сложно подобрать место для стоительства. Большое количество шахт может привести к проседанию грунта под массивными сооружениями, что в свою очередь приведет к их разрушению. Однако, использование современных строительных материалов должно упразднить возможность таких серьезных неприятностей. Я думаю, что для Донецка нужно будет разрабатывать свой, непохожий не другие небоскребы мира, дизайн зданий.




Литература:



1. Строительство и ремонт: журнал, - г. Донецк, 2003 г.

2. Самый высокий небоскреб в США и самые высокие небоскребы мира

3. Газета по-донецки - Донецк - В центре донецка возведут небоскреб

4. Ура! Дают деньги
ДонНТУ  Портал магистров ДонНТУ   Главная страница Реферат Библиотека Ссылки
Отчет о поиске

© 2008 ДонНТУ