Донецкий национальный
            технический университет

      укр | нем | англ| ДонНТУ | Магистры
библиотека

Мои суждения, опыт, оценки, пожелания относительно реформы образования в ДонНТУ Библиотека материалов

Ю.И. Марченко, В.С. Миргород

Все мероприятия, все реформы в рамках Болонского процесса направлены, естественно, на создание оптимальных условий для наилучшей подготовки студентов. Поскольку студент должен быть не только объектом, но и субъектом учебного процесса, совершенно ясно, что без активного участия студентов никакие реформы не могут быть достаточно эффективными.  Ясно понимая задачи и цели Болонского процесса, каждый студент может участвовать в принятии тех или иных решений.

Инструменты, позволяющие учитывать точку зрения студентов при решении тех или иных проблем высшего образования, многообразны. Это и представительство студентов в ученых советах вузов, и систематическое анкетирование студентов с целью выяснения их удовлетворенности/неудовлетворенности преподаванием, и содействие администрации вузов в организации и функционировании органов студенческого самоуправления. Существует организация «Национальные союзы студентов Европы» (ESIB), которая объединяет 50 национальных студенческих союзов 37 стран, представляя тем самым 10 млн. студентов. Эта организация принимает самое активное участие во всей деятельности, связанной с развитием Болонского процесса. По принятому соглашению, на совещание министров образования стран – участниц Болонского процесса каждая страна направляет делегацию, в которую входят 3 представителя министерства, ответственного за высшее образования, один представитель национального союза ректоров и один представитель национального союза (ассоциации) студентов.

Данная работа содержит мои суждения, опыт, оценки, пожелания относительно реформирования системы образования  в ДонНТУ. Нужно сказать, что переход к новым стандартам обучения, который проходит в рамках Болонского процесса, видится мне необходимым, т. к. очевидна малая эффективность сегодняшней системы.

По моему мнению, особого реформирования требует структура занятий. Традиционные лекции уже не так привлекательны для современного студента, поскольку направлены лишь на «вдалбливание» информации, а не активное участие самого студента. Восьмидесятиминутная лекция, по моему мнению, не пробуждает энтузиазма к учёбе, а наоборот, утомляет и создает иллюзию обучения. Много времени уходит на сидение в аудитории без осмысления материала. А особенно это актуально для аудиторий больше пятидесяти человек, где сидящим дальше четвёртой парты студентам с трудом удаётся быть вовлечённым в процесс слушания. Трудности с изложением материала возникают у преподавателей, которым физически трудно понять усвоен ли материал всеми студентами. Множество вопросов остаются не заданными, потому на лекциях не хватает времени преподавателю, чтобы выслушать каждого студента.

            Часто не хватает информации об актуальности и практическом применении излагаемого материала на лекциях. Не хватает конкретных примеров применения сложных формул, моделей, правил в реальных рабочих сферах.

            Тщательной проработки требует последовательность учебных курсов на всем промежутке обучения в вузе. Иногда курсы дублируются, иногда более углубленные курсы предшествуют начальным курсам.

            Современная система образования не даёт достаточных навыков работы в команде, развиваются качества для индивидуального решения задач, в то время как на работе требуется проявлять коммуникабельность и умение работать в команде.

            Я вижу решения этих проблем в следующих нововведениях:

  1. Лектор рассказывает студентам содержание курса, его актуальность, практическую применимость и даёт материалы для изучения курса студентами, заинтересовывает студентов в самостоятельном изучении тем, что открывает перспективы работы в данном направлении. При этом вместо механического запоминания и воспроизведения информации, мы имеем  творческую работу  студента над понравившейся темой .
  2. Основная часть материала усваивается студентами в разработке и реализации командных проектов. Оптимальным количеством членом команды является 5-7 человек, каждый их которых отвечает за свою часть проекта. При этом в команде выделяется лидер, который распределяет обязанности и отвечает за общий ход проекта. Для поддержания активности предусматривается система бонусов, что увеличивает конкуренцию между командами. По моему мнению, ресурсы каждого студента в этом случае задействованы максимально, а сложные вопросы обучения решаются наиболее быстро. Я вижу упразднение расчётно-графических и других индивидуальных работ и замену их выше упомянутыми командными проектами.
  3. Конференции, семинары и публичные выступления увеличивают обмен опытом и знаниями между студентами и преподавателями. В ходе таких мероприятий должны подниматься наиболее острые научные вопросы.
  4. Мне очень симпатизирует положения болонской системы о большей вовлечённости студента в процесс планирования своего обучения: начиная с выбора курсов, заканчивая участием в управлении вузом. Студент выбирает не только курс, но и преподавателя, который его ведёт. Понятно, что преподаватель захочет сделать свой курс наиболее совершенным и увлекательным, чтобы быть выбранным студентами. Это приведёт к естественному отбору курсов – некоторые неинтересные и  невостребованные курсы отомрут.
  5. Вовлечение вузом работодателей в формирование и совершенствование учёбных курсов имеет важное значение. Многие студенты видя реальные перспективы ответственнее подойдут к обучению, а работодатели получат тех специалистов, которые им действительно нужны. Иными словами необходима  системы гибкой ориентации всей подготовки на потребности рынка труда.
  6. Положительным примером совмещения учёбы и научной деятельности являются европейские и американские вузы, в которых студенты принимают прямое участие в научной деятельности под руководством преподавателей.
  7. Хорошо, чтобы в университетах было больше неформального общения между студентами и преподавателями, например спортивные соревнования, беседы.
  8. Студентам как людям, стремящимся познать как можно больше, будет интересно наличие нетрадиционных куров при университете, например курсы фотографии, журналистики, музыки, медитации, кулинарии. Это приведёт к тому, чтобы каждый студент сможет раскрыть свою индивидуальность полнее. А значит, появится больше людей довольных собой и жизнью.
  9. Наличие обмена студентами с иностранными вузами уже проникает в университетскую практику. В дальнейшем этот обмен позволит беспрепятственно выбирать страну обучения и получить соответствующий диплом.
  10. Отдельным вопросом является обучение иностранными языками и навыкам межкультурных коммуникаций. По моему мнению, в нашем вузе этому вопросу уделяется слишком слабое внимание, что приводит к невозможности использования  международного опыта в процессе обучения. Необходимо усилить базу кафедр иностранных языков, организовать подготовку к сдаче экзамена международного образца.

Важным шагом на встречу реформе является обсуждение её на всех уровнях, в том числе и в форме работ, подобных этой. Я считаю, что учитывая мнения и пожелания людей, смотрящих на систему образования “изнутри”, а именно преподавателей и студентов, можно сформировать наиболее гармоничную и эффективную систему.


библиотека
главная |украинский | немецкий | английский | ДонНТУ | портал магистров