ДонНТУ Магистры ДонНТУ

Автобиография Pеферат Отчет о поиске Библиотека Ссылки

Пилипенко Сергей Петрович

"ВЕЛОСПОРТ"


   Одним из моих увлечений с детства - это езда на велосипеде. Помню как мы с утра до вечера пропадали с друзьями, гоняя на "великах" по окресностям поселка. Ездил я на самых разных советских велосипедах, начиная от "Орленка" и заканчивая шоссейным "Туристом". На то время это был довольно таки крутой аппарат. И только совсем недавно я позволил купить себе более - менее современный байк, на котором катаюсь теперь с большим удовольствием.
   В моих планах этим летом поехать с другом на велосипедах на море. Но и на этом не собираюсь останавливаться, в нашей области и стране еще множество интересных и красивых мест где есть возможность погонять на колесах.


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Здоровье и велосипед
2. Как выбрать велосипед
3. Типы велосипедов
4. Горные велосипеды, которые мы выбираем
5. Виды езды на горном велосипеде
6. Полезные ссылки

   В велоспорте существует множество разновидностей, некоторые из которых уже стали традиционными, а некоторые имеют недавнюю историю. На наших улицах все чаще можно увидеть фанатов BMX, отрабатывающих стрит-трюки. Стрит, разумеется, не относится к классическому велоспорту, однако – велосипед – на месте, спорт – присутствует в полной мере.
   Если Вы решили заняться велоспортом, эта статья даст Вам небольшой экскурс в этот спорт.


1. Здоровье и велосипед

2. Как выбрать велосипед
3. Типы велосипедов
4. Горные велосипеды, которые мы выбираем
5. Виды езды на горном велосипеде
6. Полезные ссылки

   Велосипед способен принести нашему здоровью невероятную пользу! Езда на велосипеде - это, прежде всего, отличная аэробная нагрузка. Катаясь на велосипеде, Вы укрепляете мышцы ног, избавляетесь от лишнего жира на бедрах, улучшаете работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышаете выносливость, укрепляете мышцы ног и улучшаете координацию. Езда на велосипеде приносит не меньшую пользу чем бег, но еще и большее удовольствие. Велосипедные тренажеры можно найти в любом спортивном зале, но езда на велосипеде по лесу, в парке или за городом – ни с чем не сравнимое удовольствие!
   Беда многих – варикозное расширение вен. Женщинам, страдающим этим заболеванием, врачи настоятельно рекомендуют ездить на велосипеде. Дело в том, что вращательные движения ногами заставляют кровь в венах быстро двигаться, не застаиваясь. Поэтому, если вы знаете, что у вас есть предрасположенность к варикозу, катайтесь на велосипеде – это лучшая профилактика! Как известно, болезнь легче предотвратить, чем вылечить. Велосипед также полезен при вегетососудистой дистонии, от которой страдают многие девушки. Если с вами часто случаются обмороки, темнеет в глазах при резком подъёме, потеют ладони, учащается пульс, покалывает в области груди? Велосипед – одно из эффективнейших средств лечения этого недуга!
   Прежде чем приступить к регулярным велосипедным прогулкам, нужно подготовить свое тело. За несколько недель до первой тренировки, начните делать утреннюю зарядку, уделив особое внимание мышцам ног и спины.
   Если вы хотите существенно сбросить вес при помощи велосипеда, заниматься нужно ежедневно. Во время езды на велосипеде сжигается большое количество жиров. Достаточно 45 минут в день велосипедных тренировок, чтобы сохранить красивую и подтянутую фигуру. Не тренируйтесь сразу после еды или непосредственно перед ней. И не забывайте, что для наилучшего результата ваша пища должна быть низкокалорийной. Неоценимо влияние велосипедных прогулок на общее эмоциональное состояние человека. Велосипед способствует укреплению нервной системы – проблемы и навязчивые мысли отступают, человек отвлекается от повседневных забот, улучшается настроение и общее самочувствие.

   Считается, что велосипедный спорт больше подходит женщинам, чем мужчинам: кости женского таза шире мужского, у женщин длиннее ноги и слабее торс. Существуют велосипеды, созданные специально для женщин, открытая рама которых позволяет ездить на велосипеде даже в юбке!


2. Как выбрать велосипед

1. Здоровье и велосипед
3. Типы велосипедов
4. Горные велосипеды, которые мы выбираем
5. Виды езды на горном велосипеде
6. Полезные ссылки

   Желание обзавестись велосипедом вполне понятно: это и удовольствие от езды, и независимость от всех и вся. Но если раньше выбор велика не занимал много времени (просто потому, что выбирать было не из чего), то сейчас, зайдя в специализированный магазин, можно совершенно растеряться.
   С течением времени велосипед существенно изменился, его популярность значительно выросла - растет и разнообразие типов, моделей и марок велосипедов. Как же сегодня выбрать велосипед?
   Прежде чем покупать себе велосипед, нужно ответить на два главных вопроса. Вопрос первый: где и как вы будете на нем кататься? Вопрос второй: сколько вы готовы потратить на его покупку и дальнейший ремонт? В среднем, новый велосипед стоит от 300$ до 2000$. При этом нужно учитывать стоимость не только самого велосипеда, но и аксессуаров к нему. Ответив на эти вопросы, можно приступать к выбору конкретной фирмы и конкретной модели.
   Условно велосипеды можно разбить на три возрастных группы: “детские”, “подростковые” и “взрослые”.

    Детский велосипед представляет собой скорее игрушку, чем серьезное средство передвижения. На нем далеко не уедешь. К тому же ребенок быстро растет, вырастая из своей игрушки. Однако не стоит спешить и покупать своему ребенку велосипед “на вырост”. Это для вас игрушка, а для ребенка - это серьезная машина, требующая изрядной сноровки и времени на освоение. Поэтому, выбирая велосипед для ребенка, следует учитывать его возраст, рост и степень развития. Велосипеды для самых маленьких - трехколесные велосипеды, с жестко закрепленными на переднем колесе педалями. Они предназначены для детей 2-3-х лет. Узлов регулировок у них, как правило, нет; шарикоподшипники и узлы, требующие смазки, тоже отсутствуют. Одно из основных их достоинств - отсутствие перегруженности различными аксессуарами. С таким велосипедом ребенок легко справляется самостоятельно.
   Велосипеды со съемными приставными колесиками по бокам предназначены для обучения ребенка езде на двух колесах. Они способствуют формированию правильной посадки и выработке чувства равновесия. Эти велосипеды рассчитаны на возраст от 3 до 7 лет. Российские модели, как правило, имеют диаметр колеса 12". Лишь сравнительно недавно появились детские велосипеды с 16" колесами. Размер рамы и диаметр колес в разных моделях могут заметно отличаться. Преимущества выбора импортных моделей велосипедов в том, что и их можно более точно подобрать под рост ребенка. Для того, чтобы правильно подобрать велосипед соответственно росту ребенка, необходимо запомнить несколько ориентиров: рост велосипедиста должен быть равен двум с половиной диаметрам колеса, а длина рамы (расстояние от оси руля до переднего края седла) должна равняться расстоянию от локтя руки ребенка до кончиков вытянутых пальцев. Вес велосипедов с 12" колесами - 7-9 кг; расстояние между осями колес (база велосипеда) - 650-700 мм; высота седла от земли - около 600 мм. На самых простых моделях установлены ненадувные цельнолитые шины, а втулки, спицы колес и седла сделаны из пластмассы. Шины, как правило, широкие: 1,95" - 2,5" - для улучшения проходимости и устойчивости; руль и седло регулируются по высоте; рама детского велосипеда должна быть низкой, чтобы ребенок мог легко соскочить с велосипеда в случае неудачи; цепь и звездочки в целях безопасности должны быть защищены кожухом. Детские велосипеды оснащены ручным тормозом клещевого типа и/или задней тормозной втулкой. Стоит отметить, что все российские подростковые велосипеды и большинство дорожных велосипедов оборудованы “ножными” тормозами, а “ручными” тормозами оснащены в основном многоскоростные велосипеды: горные, туристические.

    “Подростковые” велосипеды и велосипеды для младшего школьного возраста (7-12 лет) представляют собой маленькую копию “взрослого” дорожного велосипеда. Они приспособлены к длительным поездкам, имеют хорошие скоростные характеристики и более длительный срок службы.
   Один из самых популярных классов велосипедов для детей старше 8-ми лет является спортивные кроссовые велосипеды. У них колеса 20" с широкими глубоко профилированными покрышками. Основные узлы заимствованы у взрослых велосипедов и имеют высокий запас прочности. Рама представляет собой жесткую сварную конструкцию ромбовидной формы со скошенной верхней трубой. Высокое расположение каретки и укороченная база обеспечивают такому велосипеду высокую проходимость по бездорожью. На верхней трубе рамы располагается травмозащитная прокладка из пористой пластмассы. На заднем колесе стандартная тормозная втулка.
   Стоит обратить внимание, что модели “взрослых” дорожных велосипедов с укороченной базой, 24" колесами и шатунами педалей “взрослого” размера тяжеловаты для подростков.

    “Взрослые” велосипеды делятся на четыре основные категориии: дорожные, туристические, горные и гибридные.

    Дорожные велосипеды, (которые еще называют: традиционные, комфорт, городские) - самые недорогие из всех, что есть в продаже. Они предназначены для ежедневных поездок по делам и рассчитаны на многолетнюю службу. Дорожные велосипеды не рассчитаны на спортивные нагрузки. Для их изготовления применяются недорогие материалы и технологии. Рамы - стальные, переключения скоростей, как правило, нет или набор передач ограничен: три - пять. Дорожный велосипед достаточно тяжел: 15-18 кг.
   Дадим несколько советов, как выбрать дорожный велосипед. Основа любого велосипеда - рама. У дорожных велосипедов рамы бывают закрытые (трапециевидные, “мужские”) и открытые (без верхней трубы, “женские“). Закрытые рамы при наименьшей массе наиболее надежны: трубы прямые и работают на растяжение-сжатие. При покупке велосипеда с закрытой рамой необходимо учитывать, что расстояние между верхней трубой рамы и промежностью должно быть не менее 10см во избежании травматизма последней. Открытые рамы изготавливаются как из прямых, так и из изогнутых труб. При этом на изогнутые трубы падают еще и изгибающие нагрузки. По сравнению с “закрытой”, “открытая” рама всегда менее жесткая. Для ее усиления используют более толстостенные трубы, что заметно утяжеляет конструкцию. Такие рамы могут быть складными или разъемными, тогда велосипед легче перевозить и хранить, но надежность конструкции при этом падет. Какие-то рамы выполняются из качественных высоколегированных сталей и имеют круглое сечение. Тогда они служат десятки лет. Другие делают из низкоуглеродистых сталей. Такие трубы более толстые и имеют сварной шов по всей длине. Они достаточно прочны в продольном направлении, но слабо выдерживают нагрузки в поперечном.
   У современных велосипедов, как правило, цельносварная конструкция, однако места стыковок на сварных рамах не всегда сделаны качественно. У качественных рам в месте стыковки одна труба переходит в другую очень плавно и почти незаметно.
   Следует помнить, что любое колесо может переехать препятствие не более 1/3 своего радиуса. Диаметры колес варьируются от 20" (маленькие) до 28" (большие). Достоинство больших колес - ровный ход, высокая скорость передвижения и хорошая проходимость. С уменьшением диаметра колеса скорость передвижения падает, зато легче крутить педали. Велосипед с маленькими колесами легче подогнать под рост велосипедиста. Колеса могут быть узкими (1,5"), широкими (1,95" - 2,1") с глубоко профилированным протектором, как на горных велосипедах, и универсальными (1,75"). На узких колесах хорошо ездить по асфальту. Для бездорожья подойдут более широкие колеса, но по асфальту на них ездить хуже. Если велосипед предстоит использовать в различных условиях, лучше всего выбирать универсальные колеса. Шаг велосипеда (расстояние, которое он проезжает за полный оборот педалей) зависит от числа зубьев звездочек в передаче и диаметра колеса. У велосипедов с многоступенчатой передачей шаг варьируется - от 1,5 до 10 м. Такой широкий диапазон может быть важен для поездок, в которых участки обычной езды сочетаются с тяжелыми подъемами и спусками.
   Выбирая для себя дорожный велосипед необходимо помнить, что посадка велосипедиста не должна быть очень наклонной, что с помощью изогнутого руля можно выбрать более удобную посадку, что велосипед обязательно должен быть оснащен катафотами, а женщинам необходимы более широкие седла.
   Но желающих попутешествовать на двух колесах дорожный велосипед не устроит, поскольку он не рассчитан нести большой груз на багажнике. Туристический велосипед сочетает в себе удобство дорожного и ходовые качества горного.

    Выбирая горный велосипед, необходимо для начала определиться: для чего именно вы собираетесь его использовать. Для скоростной езды по пересеченной местности выбирают легкий велосипед с передним амортизатором. Прыгать через препятствия лучше на жестком велосипеде с хорошими тормозами. Для скоростного спуска подойдет сверхпрочный двухподвес. У настоящих горных велосипедов от 21 до 27 скоростей, которые можно переключать в зависимости от того насколько крут подъем или спуск. Три ведущие звездочки спереди существенно расширяют диапазон передаточных отношений. Большая звездочка спереди должна иметь 50-53 зуба, малая - 24-28. У большой звездочки сзади должно быть не менее 28, а у малой - не более 12-14 зубьев. Большинство моделей оснащены передними амортизаторами. Отличительными особенностями горного велосипеда являются: уменьшенный размер колес (26"), увеличенный диаметр труб, Y-образная форма рам и прямой руль. Повышенная прочность узлов и деталей позволяет в меньшей степени соблюдать осторожность при преодолении препятствий. Однако стоит заметить, что подобная форма рамы и прямой руль не подходят для многочасовой езды в течении многих дней подряд.

    Гибридный велосипед пригоден для езды практически везде, кроме тяжелого бездорожья. Такие велосипеды представляют собой комбинацию различных компонентов горного и туристского велосипедов. Передаточные соотношения привода обеспечивают высокую скорость на шоссе и проходимость по горам и бездорожью. Покрышки с неглубоким протектором делают велосипед более пригодным для езды по шоссе. Однако строение таких велосипедов пока не устоялось окончательно, и в нем возможны любые изменения.

    Удачной покупки!


3. Типы велосипедов

1. Здоровье и велосипед
2. Как выбрать велосипед
4. Горные велосипеды, которые мы выбираем
5. Виды езды на горном велосипеде
6. Полезные ссылки

    Туринг (Touring, туристический велосипед)

   Если гибрид - это шаг к более универсальному велосипеду от горного, то туринг является шагом к универсальному велосипеду от шоссейного. Этот велосипед предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.
   Общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду, но рама обычно длиннее, что повышает и плавность хода, и рассчитана на установку дополнительного оборудования.
   Туринг отличается от шоссейного велосипеда более прочными колесами с более широкой резиной. Другое отличие - широкий диапазон переключения передач: обычно кассета и задний переключатель берутся от горного велосипеда, а остальное оборудование привода от шоссейного. Тормозная система может заимствоваться от горного велосипеда или быть шоссейной.
    Возможность установки щитков и багажника делает такой велосипед подходящим для велопутешествий с грузом. Велосипед лучше приспособлен к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньшая зависит от качества дороги, по сравнению с шоссейным велосипедом. Правда, встретить такой велосипед нелегко: из крупных производителей велосипеды этого типа собирают только Trek и Cannondale, правда нередко подобные велосипеды собираются самостоятельно.

    Складной велосипед (Folding bike)

   Складной велосипед удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или в метро. Пригоден для неспешных прогулок на относительно небольшие расстояния, хотя на подобных велосипедах ездят даже в кругосветки!
   Иногда складные велосипеды бывают многоскоростными, что, впрочем, не очень улучшает их ходовые качества. Колеса, как правило, 20" или 24".
   Главный недостаток всех складных велосипедов - очень большой вес рамы и плохая накатистость, обусловленная маленьким размером колес.

    Трековый велосипед (Track bicycle)

   Специальная разновидность гоночных велосипедов, предназначенная исключительно для гонок на треке, не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов. Колесо жестко связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет. Колеса, как правило, 27", хотя часто переднее и заднее имеют разный диаметр. Руль - "бараньи рога". Это самый легкий тип велосипедов.

    Велосипед для триала и фристайла (BMX)

    Велосипед для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Может быть как чисто трюковым велосипедом с небольшими колесами, так и "основательно переработанным" для тех же целей горным велосипедом.
    Для первого характерны колеса 20" с 48 спицами, пеги (специальные упоры по торцам осей колес), так называемый гиророторный механизм, позволяющий многократно вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков, защита каретки.
    Вторые - MTB с очень низкими усиленными рамами, колеса с мощным задним ободом и широченной шиной (до 3"). Обычно с жесткой вилкой.

    Лежачий велосипед

    Лежачий велосипед или "лигерад" (или "рикамбент" — hof) является видом велосипеда, езда на котором происходит практически лежа или совсем в лежачей позиции: спину плотно облегает лежак, что очень влияет на динамику разгона; с ногами крутящими педали, которые находятся почти на той же высоте, что и место пилота. Рули могут быть установлены под местом или в более стандартной позиции проходя между ногами пилота, чтобы было более привычное управление. Колеса могут быть разного размера и диаметра. Есть четыре общих классификации лежачих велосипедов: с управлением ниже уровня места пилота, с управлением выше места, с короткими колесными базами и с длинными колесными базами. Общие классификации могут быть смешанные. Все зависит от фантазии и прихоти разработчиков лигерадов, формирующих множество изменений.
   Лигерад с короткой колесной базой имеет педали вынесенные вперед переднего колеса и длинная колесная база обычно сконструирована также: педали перед и выше переднего колеса. Заднее колесо обычно находится за спиной пилота, если только велосипед не построен для двух человек (тандем) и колесо имеет нормальные или меньшие размеры. Переднее колесо почти всегда меньше чем размер колеса стандартного велосипеда.

    Лежачие велосипеды считаются более маневренными, т.к. пилот при педалировании может упираться спиной в лежак и низкая посадка всадника делает конструкцию более аэродинамичной. Многие владельцы предпочитают лигерад, поскольку он легче в управлении, удобнее в плане посадки, более динамичен, чем стандартные велосипеды и более маневренен. Недостаток лежачей позиции кручения педалей — то, что человек не в состоянии долго поддерживать педаляж в одном темпе на длинных подъемах, и поэтому в гору легче и быстрее подняться на обычном стандартном велосипеде, чем на лежачем. Сторонники лежачих велосипедов могут компенсировать этот недостаток более высокой аэродинамикой по сравнению с обычным велосипедом. Большинство любителей лежачих велосипедов находят, что они несколько уступают в скорости обычным стандартным велосипедам, однако благодаря удобной посадке, на лигераде можно ехать гораздо дольше не испытывая усталости и дискомфорта.


4. Горные велосипеды, которые мы выбираем

1. Здоровье и велосипед
2. Как выбрать велосипед
3. Типы велосипедов
5. Виды езды на горном велосипеде
6. Полезные ссылки

    Одним из наиболее популярных и практичных велосипедов сегодня является горный велосипед.
   Горный велосипед поражает не только своим внешним видом, но и набором качеств, которыми обладает лишь этот класс велосипедов! Во-первых, на горном байке вам не страшны неровности земли, грязь, слякоть, лужи и другие элементы пересеченной местности. Вы с легкостью проедете там, где не каждый решится пройти пешком. Во-вторых, ваш велосипед вынесет нечеловеческие нагрузки.
   К достоинствам стоит отнести и достаточно невысокую цену, и простоту в поиске запасных деталей к нему.
   На горном велосипеде перед вами открывается мир путешествий и туристических поездок. Вы поймете, как приятно на выходных сесть и съездить в ближайший лесопарк летним утром. Прокатившись на горном велосипеде вы на всю жизнь полюбите велоспорт!

   Основные отличия этого вида велосипедов:
Наличие широких, шипованных покрышек;
Двойные или тройные обода;
Усиленная рама;
Не менее 18 скоростей;
Усиленная вилка;
Сравнительно небольшая база(1050-1100мм).

   Горные велосипеды подразделяют на:
Ригиды - горные велосипеды без амортизаторов;
Хардтейлы - амортизирующая передняя вилка и жесткий «хвост»;
Софттейлы - полностью амортизированные велосипеды - чаще называется двухподвес.

   Нельзя сказать какой вид лучше, так как, с одной стороны амортизаторы делают свое дело и на велосипед не оказываются резко сильные нагрузки, но рама с амортизатором слабее и более хрупкая. Также доказано, что при движении на двухподвесе 20-30% энергии уходят на сгибание амортизатора и сил уходит больше.
   На горные велосипеды устанавливается оборудование по вкусу владельца. Можно установить любые удобные для вас переключатели (кроме внутревтулочных), манетки, тормоза (кроме втулочных), крылья, педали и др.части.
   ГОРНЫЙ ВЕЛОСИПЕД ЭТО СВОБОДА! Вы сами выбираете где ехать и куда ехать! Это удобство и сила.


5. Виды езды на горном велосипеде

1. Здоровье и велосипед
2. Как выбрать велосипед
3. Типы велосипедов
4. Горные велосипеды, которые мы выбираем
6. Полезные ссылки

    Кросс кантри (XС - Cross Country). Гонка на время по пересеченной местности. Так как большинство велосипедов MTB на рынке по своим параметрам более всего приспособлены именно к XC, то и катание на них скорее попадает в эту категорию.

    Даунхил (DH - Downhill) . Скоростной спуск с горы. Нужен двухподвес с большим ходом амортизаторов, широкие обода и покрышки, желательны дисковые тормоза и высокий гнутый руль на коротком выносы. Езда своим ходом возможна только вниз с горы, а наверх придется ехать на подъемнике или машине.

    Фрирайд (FR - Freeride) в переводе: "Свободная езда". Стиль катания более подходит для средней полосы России, чем "чистый" DH. Нужен двухподвес в менее экстремальной комплектации. FR - отличный способ времяпровождения на "покатушках" в компании - это весело! Тут можно и съезжать с крутой горки, и своим ходом добираться до места тусовки.

    Парный слалом (DS - Dual Slalom). Похоже на горнолыжную дисциплину, в которой одновременно по параллельным трассам под горку стартуют два гонщика и объезжают вешки то с левой, то с правой стороны. Затем они меняются дорожками и съезжают снова. По итогам двух заездов выбирается сильнейший. Велосипед нужен типа HT или FS.

    Велокросс (Cycle Cross). Похоже на XC, но на шоссейных или гибридных велосипедах.

    Шоссе (Road Racing). Существует очень много видов соревнований, перечислим лишь несколько: многодневные гонки, критериум (раздельный старт), командные, индивидуальные...


6. Полезные ссылки

1. Здоровье и велосипед
2. Как выбрать велосипед
3. Типы велосипедов
4. Горные велосипеды, которые мы выбираем
5. Виды езды на горном велосипеде

   Ниже приведены основные ссылки, которыми я часто пользуюсь. Сдесь присутствует большой выбор велосипедов, приличный ассортимент запчастей и комплектующих, новости и интересные статьи относительно велоспорта. А так же детальные инструкции по ремонту байка с иллюстрациями.

Специализированный магазин "Leader Fox"

"Велобум" велосипеды и скутера в Донецке

velosipedy.info

Велосипедный магазин "veloonline", продажа и ремонт велосипедов

VELO.NET.UA - DISCOUNT (стоковый веломагазин)

Веломагазин Rider

Велопортал - самое большое собрание информации о велосипеде

Веломеханика


К содержанию


ДонНТУ Магистры ДонНТУ

Автобиография Pеферат Отчет о поиске Библиотека Ссылки