• Библиотека

  • Доклад по ораторскому искусству на тему:

    «Значение ораторского искусства»

    Якименко А.A., группа ЭАПУ-07м

    Содержание

         1. Ведение
         2. Демосфен
         3. Исократ. Школа риторики Исократа
         4. Заключение

    Введение

    «Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему».
    Исократ

         Стремиться к лучшему, ставить цели и достигать их – вот что так необходимо всем нам. Но поставленная цель требует очень много усилий, ни в коем случае нельзя останавливаться, нужно всегда идти вперед. Как много препятствий ждет на пути и, как много тех, кто с ними успешно справляется…
         Демосфен, с детства страдающий физическими недостатками: косноязычие, слабый голос, нервный тик, человек, рано лишившийся отца - он справился со всем, что ему приподнесла судьба и вошел в историю. Это один из выдающихся ораторов древней Греции, человек, сделавший огромный шаг от косноязычия к красноречию…
         Второй выдающийся древнегреческий оратор – Исократ, но в отличие от Демосфена, он является мастером письменного красноречия. Исократ не выступал публично из-за слабого голоса и природной застенчивости.


    Демосфен

         Современная наука признает принадлежащими Демосфену 41 речь, а также несколько десятков вступлений к речам и писем. Условно его речи разделяют на судебные, судебно-политические и политические. Судебные речи (364-345) Демосфена характерны точной и конкретной аргументацией, в них даны яркие, живые картины современного ему быта. Из судебно-политических речей наиболее яркие – «О преступном посольстве» (343) и «За Ктесифона о венке» (330), направленные против Эсхина. Самым значительным в наследии Демосфена признают политические речи, из которых выделяются 8 речей против Филиппа II, произнесенных между 351-341 годами.
         Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому и непринужденному изложению текстов речей. Поэтому он не придерживался жесткого плана, активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: «Что это значит?», «В чем причина?». Вступление и повествовательная часть у Демосфена были сведены до минимума, все усилия он направлял на опровержение доводов оппонентов и доказательство своей правоты. Демосфену было важно именно в момент произнесения речи убедить слушателя в своей правоте. Начиная новый раздел речи, он сразу раскрывает его содержание, в процессе изложения подводит итоги сказанному, неоднократно повторяет особо важные мысли. Нередко он строил воображаемый диалог с противником. Большое значение в ораторском искусстве Демосфена имела мимика, жестикуляция, модуляции голоса. Он свободно соединял и варьировал риторические стили, использовал разнообразные варианты построения фраз и предложений. Демосфен умело применял антитезы («век нынешний» и «век минувший»), соединения синонимов в пары («знайте» и «понимайте»), метафоры, олицетворения, фигуры умолчания, когда слушатели сами догадывались о чем шла речь.
         В результате его выступления никогда не были монотонными. Стремление убедить рождало страстный пафос речей Демосфена. По преданию даже Филипп II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя. Признание красноречия Демосфена было столь высоким, что современники и последующие поколения древних греков называли его просто Оратором.



    Исократ. Школа риторики Исократа

         Исократ пытался влиять на ход политических событий в Древней Греции. В 380 году по случаю заключения Второго Афинского морского союза он написал «Панегерик». (Панегирик (от греч. panegyrikos logos — похвальная публичная речь) - литературный жанр: хвалебная речь (античность — 18 в.)
         В этой речи он призывал греков объединиться для борьбы с общим врагом – Персидской державой.
         Позднее, убедившись в том, что ни Афины, ни Спарта не способны обеспечить единство греков, Исократ находит надежду в Македонии. В речах, обращенных к македонскому царю Филиппу II, Исократ призывает того встать во главе общегреческого союза в борьбе с персами. В последней из известных речей Исократа — Панафинейской речи, призывы к единению уже смешиваются с предчувствием потери независимости греческими полисами. Исократ умер через несколько дней после битвы при Херонее в 338 году и установления македонской гегемонии над всей Древней Грецией.
         Из трудов Исократа до нас дошли тексты 21 речи, 9 писем и несколько фрагментов из пособий по обучению риторике. Сам Исократ не выступал перед слушателями из-за слабого голоса и природной застенчивости. Он получил известность как мастер письменного красноречия. Поэтому речи Исократа отличаются тщательной работой над словом. Каждая его фраза составляет художественное целое, смысловые части которого равномерно распределены и оформлены лексически.
         Исократ считал, что ораторская проза должна соперничать с поэзией. К недостаткам его стиля относят некоторую монотонность. Исократ создал жанр наставительной речи и прозаического энкомия (хвалебной песни), который впоследствии послужил образцом для панегириков в честь эллинистических и римских правителей. Исократ и его школа оказали сильнейшее влияние на развитие античного ораторского искусства.



    Заключение

         Демосфен и Исократ были выдающимися ораторами древней Греции. Исократ – теоретик ораторского искусства, он не произносил свои речи, но большое внимание уделял слову. Его речи поражают плавностью и музыкальностью, а Демосфен не только писал, но и блестяще произносил свои речи, незря даже Филипп II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя. Так кто же он, оратор? Вот что говорит нам толково-словообразовательный словарь.
    Оратор -
         1. Тот, кто профессионально занимается искусством красноречия (у античных народов).
         2. Тот, кто произносит речь, выступает в собрании. Тот, кто публично провозглашает какие-либо мысли, идеи; глашатай чего-либо.
         3. перен. Тот, кто обладает даром произносить речи.
         Демосфен и Исократ – это не только люди своей эпохи, это личности, вошедшие в историю. Демосфен помимо косноязычия и слабого голоса имел привычку подергивать плечом, но настойчивостью и энергией победил все свои недостатки. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причем спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна.
         В то время, афиняне были избалованы ораторами, от них требовалось очень многое и первые попытки Демосфена говорить публично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.
         Он добился огромного успеха. Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силою убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, ее чести, ее славе и ее прошлому.
         В отличие от речей Демосфена, речи Исократа не произносились, они были написаны для домашнего прочтения. До конца дней своих, однако, Исократ стремился направлять события к определенной цели посредством воззваний к народам и царям и никак не мог понять, почему никто не пользуется его уроками в политике. Зато в роли мастера и учителя литературной прозы Исократ не имел соперников; слава его привлекала в его школу многочисленных учеников из разных мест Эллады. Цицерон сравнивал дом Исократа с гимназией и с открытой для всей Эллады мастерской; школу его он называл троянским конем, из которого толпой вышли герои, ученики; число слушателей Исократа доходило, по словам его биографа, до ста. Из его школы вышли историки Ефор, Феопомп, Андротион, ораторы Ликург, Леодамант и др.
         И Демосфен и Исократ внесли огромный вклад в историю красноречия, каждый из них был величайшим мастером слова. Речи, составленные этими ораторами имели большое значение для своей эпохи.
         В наше время сложно назвать кого-либо великим оратором, многие стремятся говорить грамотно и красиво, но многим не хватает, может быть внутренней силы, внутренней энергии, какой обладал Демосфен. Тем же кто пытается писать речи, возможно не хватает художественной целостности какая была у Исократа…

         А.П. Чехов в 1893 г. писал: «В Московском университете с конца прошлого года преподаётся студентам декламация, т.е. искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

         К сожалению, в наше время мало уделяется внимания ораторскому искусству. Появляются различные курсы, которые могут посетить все желающие, но в школах, в вузах, не считая театральных, речи уделяется слишком малое количество времени, и поэтому не только ораторов, но и людей, говорящих на «великом и могучем» все меньше и меньше…

         Т. Шибутани: «Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить как следует, и они проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью».
         Так давайте же стремиться к ораторскому мастерству, давайте вместе покорять вершины знаний, если древние греки славились искусством красноречия, почему же мы, люди двадцать первого века не можем достичь в этом успеха?



  • Библиотека
  • © ДонНТУ 2008 Якименко Александр Александрович