ГЛАВНАЯ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОИСКА
INTERNET
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
ЗАДАНИЕ
ССЫЛКИ МАГИСТЕРСКАЯ
РАБОТА

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
(на примере Казахстана)

Торгаев Р.А. - заведующий отделом
Казахстанского института стратегических исследований
при Президенте РК,
кандидат технических наук
Берентаев К.Б. - ведущий научный сотрудник
Казахстанского института стратегических исследований
при Президенте РК,
кандидат экономических наук

Экономический рост - это главная составляющая устойчивого развития страны и реализация соответствующей эффективной национальной стратегии позволит решать вопросы обеспечения экономической безопасности и независимости страны.

Становление реального экономического суверенитета, преодоление кризисной ситуации и вывод казахстанской экономики на траекторию устойчивого экономического роста непосредственно связаны с выработкой экономического курса, наиболее полно реализующего потенциальные возможности страны. Эффективное использование имеющегося научно-технического и производственно-ресурсного потенциалов, высокого общеобразовательного уровня населения может облегчить Казахстану процесс вхождения в общемировое хозяйство и позволит вписаться в новую волну научно-технической революции для создания эффективной национальной экономики.

Республика Казахстан одной из первых стран СНГ стала разрабатывать долгосрочные программные документы социально-экономического развития. Наряду с системой долгосрочных, пятилетних и годовых индикативных планов, начата работа по разработке Генеральной Схемы развития и размещения производительных сил на период до 2015 года, основная цель которой состоит в сближении уровня и качества жизни казахстанского народа современным стандартам качества жизни среднеразвитых стран мира. Достижение этой цели предполагает поддержание высоких и стабильных темпов роста в течение длительного времени, создание уже в ближайшее время условий для вывода казахстанской экономики на траекторию устойчивого развития.

Под устойчивым развитием страны, в данном случае, мы понимаем такое развитие, которое обеспечивает социальную стабильность общества, экологическую безопасность и экономическую эффективность. Оно может считаться достигнутым тогда и только тогда, когда одновременно выполняются несколько условий:

  1. Имеет место постоянный и соразмерный экономический рост, причем не как простое увеличение производства реального ВВП в целом или на душу населения, а вызванный научно-техническим прогрессом и соответствующими структурными изменениями в национальной экономике.
  2. Экономическая стабильность, что подразумевает стабильность цен и покупательной способности национальной валюты, низкие уровни инфляции и бюджетного дефицита.
  3. Внешнеэкономическое равновесие, т.е. поддержание положительного платежного баланса страны, предупреждение чрезмерно отрицательного сальдо внешней торговли, поддержание в приемлемых рамках внешнего долга страны.
  4. Экономическая справедливость, под которой понимается не только обеспечение всех граждан материальными благами и услугами в объемах, гарантированных Конституцией страны, но и создание равных экономических условий для всех хозяйствующих субъектов, развитие рыночной конкуренции и регулирование деятельности монополистов.

В соответствии с этими принципами эффективная национальная стратегия - это такая стратегия, которая обеспечивает устойчивые на протяжении продолжительного периода времени темпы экономического роста при обеспечении полной занятости населения, низкой инфляции и справедливом распределении доходов.

Под экономической безопасностью общепринято понимать способность и готовность защитить национальные интересы, противостоять внутренним и внешним угрозам и поддерживать социальную и политическую стабильность общества. В более широком смысле этот термин означает способность страны поддерживать необходимые условия для устойчивого развития страны. Введение термина "экономическая безопасность" связана с признанием "примата экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства и, следовательно, необходимостью самого серьезного внимания к проблеме обоснования и реализации эффективной национальной стратегии развития" (Ведуга Е.Н. Государственные экономические стратегии. - М., Деловая книга, 1998. С. 325) .

Критерием экономической безопасности государства служит степень соответствия проводимой экономической политики выбранной стратегии развития национальной экономики, степень доверия к ней как со стороны населения, так и международных организаций. Данный критерий должен быть охарактеризован целостной системой индикаторов экономической безопасности, которая отражает отдельные частные аспекты этой проблемы.

В этом отношении можно выделить несколько групп индикаторов экономической безопасности:

Можно отметить, что существует целостная система частных индикаторов и показателей экономической безопасности, которая отражает те или иные аспекты этой проблемы. Поэтому приведенная выше группировка показателей экономической безопасности Республики Казахстан, конечно, не претендуют на полноту.

Однако до настоящего времени не разработаны интегральные показатели экономической безопасности, которые могли бы дать количественную оценку уровня экономической безопасности в целом. Для построения таких интегральных показателей потребуется разработать методы "свертывания" отдельных частных показателей таким образом, чтобы были учтены как внутрифакторные, так и межфакторные динамики взаимодействия факторов экономической безопасности. Эта работа должна быть основана на межстрановом сопоставительном анализе и формировании сопоставимых комплексных показателей экономической безопасности, специальных методов оценки эффективности мер, направленных на предотвращение или снижение последствий от воздействия возможных угроз.

В методическом плане представляет интерес определение пороговых значений индикаторов экономической безопасности, приближение к которым характеризует, что страна приближается к кризисному состоянию. Здесь можно отметить, что в западной экономической литературе отсутствуют как само понятие, так и пороговые значения индикаторов экономической безопасности. Впервые эти термины ввели в научный обиход российские экономисты. В частности, С. Глазьев попытался определить пороговые значения показателей экономической безопасности для российской экономики (Глазев С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегии экономического роста на пороге XXI века. - М., 1997).

Примерно такой же перечень показателей и их пороговые значения используют и казахстанские исследователи (Спанов М.У. Экономическая безопасность: опыт системного анализа. - Алматы, 1999).

Вместе с тем, можно согласиться с А. Илларионовым, который считает, что представленные С. Глазьевым величины пороговых показателей экономической безопасности являются совершенно произвольными и не могут строго охарактеризовать ситуацию в стране как предкризисную или критическую (Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998, №10). На основе межстрановых сопоставлений автор показывает, что практически ни одна страна в мире не удовлетворяет всем пороговым значениям С. Глазьева. В этой связи нужно согласиться с А. Илларионовым, что экономическая безопасность определяется уровнем экономического развития страны и важнейшим показателем экономической безопасности являются темпы экономического роста.

В соответствии с этим А. Илларионов отмечает, что "Одним из наиболее важных факторов, влияющих на темпы экономического роста и, следовательно, предопределяющих состояние экономической безопасности, является экономическая политика" (Там же. С. 51). Таким образом, уровень экономической безопасности страны всецело определяется экономической политикой проводимой государство, которая должна быть направлена на обеспечение стабильных и достаточно высоких темпов роста.

Как известно, однако, цели экономической политики зачастую противоречат друг другу и необходим разумный компромисс между ними для реализации политики роста. Поэтому необходима структуризация и последующее выявление целей экономической политики, достижение которых находится под угрозой, что представляет, в свою очередь, наибольшую опасность для национальной экономики.

Так, в настоящее время преобладает мнение, что наиболее уязвимым участком экономики является высокий уровень инфляция. В соответствии с этим макроэкономическая политика, проводимая в Казахстане, в качестве своей главной цели определила подавление инфляции до нескольких процентов в год, т.к. согласно неолиберальной концепции оживление инвестиционной деятельности и начало экономического роста однозначно увязывается с поддержанием уровня текущей инфляции до умеренной.

Вместе с тем, международный опыт показывает, что возможен продолжительный экономический рост при достаточно высоких среднегодовых темпах инфляции, так как инфляционное давление при определенных условиях подталкивает инвестиционный процесс и тем самым помогает экономическому росту. Для этого нужно, чтобы экономическая политика государства обладала определенной степенью доверия со стороны как местных предпринимателей, так и международных организаций.

Это можно подтвердить примером развития отдельных стран за достаточно длительный период времени. Так, экономическая политика в Бразилии была сознательно направлена на поддержание высоких темпов инфляции как своеобразной подпитки реального сектора экономики. В период 1967-1975гг. при среднегодовом уровне инфляции, равным 23%, среднегодовые темпы экономического роста на душу населения составили 6,8%, что на 4,3% превышали среднемировые темпы экономического роста. В 1976 - 1992 г.г. среднегодовые темпы инфляции составили 259%, а темпы экономического роста - 0,6% или всего на 0,4% были ниже среднемировых (Бруно М. Глубокие кризисы и реформа // Вопросы экономики. 1997, № 2).

Такая же ситуация имела место и в ряде других стран. Например, в Индонезии, Израиле, Мексике и Чили. Так в Индонезии в 1951-1960гг. при среднегодовом уровне инфляции 21% среднегодовые темпы экономического роста на душу населения составили 1,2%, в 1961-1968гг., соответственно, 189% и 0,9% и в 1969-1990гг. 17% и 2,3% (Там же).

Таким образом опыт отдельных стран показывает, что нет прямой зависимости между темпами экономического роста и уровнем инфляции. Действительно, зависимость между темпами экономического роста и изменением уровня инфляции описывается весьма простой формулой:

dX=(dY-dP)/(1+dP), (1)
где: X - объем ВВП в сопоставимых ценах; Y - объем ВВП в текущих ценах; Р - средний уровень цен.

Очевидно, что существует пороговый уровень инфляции s* = dP*, при котором темпы экономического роста h = dХ = 0 (Балацкий Е. Эффективность инвестиций в открытой экономике //Мировая экономика и международные отношения. 1996, № 10). При введении понятия "пороговый уровень" инфляции можно утверждать, что существует прямая зависимость между темпами экономического роста и разницей между пороговым и текущим уровнем инфляции:

h = (s*-s)/(1+s) (2)

В этой связи справедливым является утверждение что необходимым и достаточным условием для обеспечения экономического роста является поддержание текущего уровня инфляции на уровне, меньшем ее порогового значения s* (Берентаев К., Асылханова С. Макроэкономическая стабилизация и условия, необходимые для последующего подъема экономики Республики Казахстан // Альпари. 1997, № 2) .

Введем дополнительно понятие "потенциал экономического роста"

x = s* - s (3)

Принципиально важным является то, что создание и поддержание условий для экономического роста зависит не от текущего уровня инфляции s, а от величины разницы между ним и пороговым уровнем инфляции s*, т.е. от потенциала экономического роста x, значение которого полностью определяется специфическими особенностями национальной экономики. Таким образом, если выполняется условие x і 0, то выполняется и условие h і 0. Потенциал экономического роста, является индивидуальным для каждой страны и его можно рассчитать на перспективный период исходя из макроэкономических условий, сложившихся на начало периода, и проводимой макроэкономической политики.

В этой связи можно отметить, что из соотношения (2) следует, что чем выше уровень текущей инфляции s, тем меньше темпы экономического роста при заданном пороговом уровне инфляции s*, значение которого полностью определяется объективно сложившимися в стране социально-экономическими условиями. Однако для разных стран со своими пороговыми уровнями инфляции при одинаковых уровнях текущей инфляции темпы экономического роста будут разными.

Действительно, при выполнении условия s Ј s* темпы экономического роста h і 0. Естественно, что возможны случаи, когда при увеличении уровня текущей инфляции будет иметь место и экономический рост, т.к. он зависит от потенциала экономического роста. Потенциал же экономического роста x и пороговый уровень инфляции s* зависят как от проводимой в стране макроэкономической политики, так и от потенциальных возможностей национальной экономики, т.е. от стартовых условий экономического развития страны. В этой связи потенциал экономического роста характеризует потенциальные возможности экономики страны. При этом, чем выше потенциал экономического роста, тем менее экономика подвержена случайным конъюнктурным инфляционным всплескам и тем устойчивее ее экономический рост.

В этой связи для разных стран в зависимости от конкретных условий складывающейся в них экономической ситуации и проводимой правительствами этих стран экономической политики, одному и тому же уровню текущей инфляции соответствует различные темпы экономического роста, которые полностью определяются потенциалом экономического роста страны x = s* - s.

Правомерно, что для каждой страны в зависимости от тех конкретных экономических условий, которые в ней сложились и имеющихся потенциальных возможностей экономического роста имеется свой инфляционный барьер s*, который разделяет экономический рост и спад экономики. Можно отметить, что пороговый уровень инфляции s* полностью определяется экономической политикой Правительства и Национального Банка.

Действительно, Е. Балацкий показал, что

s* = z+ y0(1+z)[ls0 + t(q0+h0)],
где: z - темпы прироста мультипликатора инвестиций; y0 -значение мультипликатора инвестиций в базовом году; l - темпы прироста инвестиций в основной капитал; s0 - инвестиции в основной капитал в базовом году; t - темпы прироста государственных расходов; q0 - удельный вес налогов в базовом году; h0 - относительный дефицит государственного бюджета (относительный дефицит государственного бюджета - это разница между государственными расходами и налоговыми поступлениями).

Следовательно, значение порогового уровня инфляции определяется как текущим состоянием экономики, так и основными параметрами экономической политики. Изменяя эти параметры государство в той или иной мере может регулировать значение потенциала экономического роста, поддерживая его в области положительных значений. В соответствии с этим, потенциал экономического роста x может рассматриваться как естественный критерий экономической безопасности, снижение которого свидетельствует о приближении экономического спада и, следовательно, о возможных угрозах экономической безопасности.

Поэтому для каждой страны основные параметры макроэкономической политики должны разрабатываться с учетом требований создания макроэкономических условий для роста экономики, а не абстрактных требований поддержания низких темпов инфляции и дефицита государственного бюджета. В противном случае экономическая политика, как видно из примеров постсоветских республик, может привести и приводит не только к большим социальным издержкам, но и к длительной стагнации экономики.

В соответствии с этим коренным образом должен измениться подход к выработке макроэкономической политики как на долгосрочную перспективу, так и на ближайший период, формированию ее краткосрочных и долгосрочных целей. Исходным пунктом и основной целью макроэкономической политики при этом должно быть не поддержание темпов инфляции на уровне 8 - 10 % в год, а увеличение потенциала экономического роста, т.е. целевая функция s (r) min должна быть заменена на x (r) max.

Максимизация потенциала экономического роста x = s* - s возможна несколькими способами, каждому их которых соответствует своя модель экономической политики, теоретическими основами которой являются кейнсианская и монетарная модели государственного регулирования.

Первый способ состоит в том, что государство последовательно проводит политику стимулирования совокупного спроса, т.е. пороговый уровень инфляции s* поддерживается на достаточно высоком уровне на основе более полного использования имеющихся в стране факторов производства. При этом рост уровня текущей инфляции и бюджетного дефицита отходят на второй план и рассматриваются как нежелательные, но второстепенные проблемы. Эта модель экономической политики по существу является кейнсианской моделью в ее чистом виде и хорошо зарекомендовала себя при выходе из мирового экономического кризиса в 30-е годы.

Начиная с некоторого момента положительный потенциал такой модели экономической политики исчерпывается в связи с накоплением отрицательных явлений, например таких, как снижение предпринимательской активности и рост бюджетного дефицита, которые проявляются на макроуровне. По мере достижения критической массы отрицательных моментов темпы роста текущей инфляции начинают опережать темпы роста пороговой инфляции, потенциал экономического роста экономической политики понижается и, следовательно, темпы экономического роста падают.

Второй способ предусматривает жесткий контроль над уровнями текущей инфляции и бюджетного дефицита. В наиболее чистом виде такая модель экономической политики соответствует монетарной модели. Именно такая модель является теоретической и методологической базой проводимой во всех странах мира экономической реформы, включая и постсоциалистические страны.

Монетарная модель имеет свои пределы роста. Действительно, в результате "шоковой терапии" и проведения жесткой рестриктивной денежно-кредитной политики, уменьшения роли государства в управлении экономикой и свертывания социальных программ, как показывает международный опыт, в том числе и Казахстана, удается в приемлемые сроки резко снизить уровень текущей инфляции. Негативным явлением становится то, что при этом быстро снижается и пороговый уровень инфляции. Поэтому, на первом этапе в ряде случаев имеет место стабилизация экономической ситуации и начинается подъем экономики. Однако текущая инфляция имеет свои нижние границы, которые определяют ее естественный уровень. Поэтому, через какой-то промежуток времени уровни текущей и пороговой инфляции сближаются, потенциал экономического роста оказывается исчерпанным и экономика страны вновь оказывается в кризисном состоянии. В этой связи продолжение такой экономической политики на протяжении длительного периода времени также, как и кейнсианской, приводит к кризису и продолжительной стагнации.

Для достижения более или менее устойчивого экономического роста и предупреждения экономических кризисов в этой связи, на наш взгляд, необходима сознательная и своевременная смена моделей экономической политики, проводимой государством: с модели с преобладающей кейнсианскими методами регулирования экономики на монетарную, и наоборот.

В этом случае теоретически возможно добиться устойчивого экономического роста на протяжении длительного периода времени. Не дожидаясь полного исчерпания потенциала экономического роста проводимой государством модели экономической политики проводится ее смена на другую модель. Это позволяет говорить об объективно существующих "экономико-политических" циклах, которые базируются на экономических циклах.

Естественно, что при этом не достигается максимально возможный для данной модели рост экономики. Однако это компенсируется тем, что экономика страны избегает кризисной ситуации. В этой связи Г. Колодко отмечает, что "представляется более целесообразным поддерживать стабильные, но относительные высокие темпы роста в течение длительного времени, чем стремиться их максимизировать в определенном периоде, который может завершиться быстрее, чем ожидается. В таком случае возрастет вероятность того, что равновесие в экономике нарушится и темпы роста в итоге снизятся, а значит, и результаты развития в целом окажутся не столь впечатляющими" (Колодко Г. Глобализация и сближение уровней экономического развития // Вопросы экономики. 2000. № 10) .

Смена модели проводится в зависимости от складывающейся экономической ситуации и возможных вариантов ее развития на рассматриваемый период. Основными индикаторами, которые могут объективно сигнализировать о накоплении негативных последствий проводимой экономической политики и необходимости ее корректировки для предотвращения экономического спада могут служить значения текущего и порогового уровня инфляции s и s* .

Таким образом, можно утверждать, что кейнсианская и монетарная модели не являются антагонистичными. Наоборот, они дополняют друг друга в рамках экономической политики, имеющей своей целью обеспечение устойчивого экономического роста, т.е. являются разными сторонами одной и той же медали. Как показывает международная практика, до настоящего времени такая смена модели экономической политики происходит либо в результате уже наступившего экономического кризиса, либо в результате "демократического выбора", т.е. в результате смены в той или иной стране правящей партии, которая наступает по мере накопления отрицательных последствий проводимой экономической политики.

В этой связи следует отметить, что актуальным продолжает оставаться вопрос, насколько проводимая в нашей стране экономическая политика отвечает требованиям достижения экономического роста и не ведет ли она к продолжительной стагнации казахстанской экономики.

Как известно, монетарные методы эффективны при подавлении инфляции спроса. В этом отношении либерализация цен в 1992г. в основном решила эту проблему, перевела подавленную инфляцию в открытую. В этой связи к настоящему времени резко изменился характер инфляции. Доминирующей формой в настоящее время стала инфляция издержек, подавление которой только монетаристкими методами невозможно. Для снижения уровня инфляции издержек необходимы структурная перестройка экономики страны в целом, коренное обновление производственного аппарата на основе новой техники и технологии.

Поэтому на настоящем этапе экономической реформы доминантой должна быть не борьба с инфляцией и бюджетным дефицитом любой ценой, а задача структурной перестройки экономики, повышение ее эффективности и роста производства.

Вместе с тем, проводимая в настоящее время в Республике Казахстан экономическая политика, подчиненная обязательному выполнению очень и очень жестких требований МВФ, не отвечает задачам формированиям эффективной национальной экономики и способствует снижению потенциала экономического роста.

Действительно, расчеты показывают, что за годы реформы потенциал экономического роста Республики Казахстан существенно снизился (Амренов М. Выбор модели экономической политики устойчивого роста (на материалах Республики Казахстан). Дисс. ... канд. эконом. наук) . Так, в 1995г. потенциал экономического роста казахстанской экономики был равен 0.8 и постепенно снижался до 0.029 в 1998г. и был отрицательным в 1999г. Тенденция снижения потенциала экономического роста свидетельствует о реальной угрозе экономической безопасности республики, т.к. вероятным становится продолжительная стагнация. В этом случае, как отмечает Г. Колодко, приближение среднедушевого производства ВВП в Казахстане к уровню развитых стран (30 000 долларов США по паритету покупательной способности) состоится не ранее 2083г.

По нашим расчетам, при проведении эффективной экономической политики, полностью реализующей потенциальные возможности казахстанской экономики, достижение уровня доходов, соответствующего современному уровню доходов среднеразвитых стран, возможно не ранее 2017г. Для этого нужно обеспечить стабильные темпы экономического роста при максимальной занятости населения.

Однако, проводившаяся в республике экономическая политика была, как уже отмечалось, в основном направлена на подавление инфляции в ущерб развитию реального сектора экономики. В этой связи, по нашим расчетам, в 1996г. была упущена реальная возможность вывода казахстанской экономики на траекторию роста. Продолжение монетарной политики, в то время как следовало бы перейти к более активной политике стимулирования совокупного спроса, привело к тому, что фактический рост ВВП был на 5 - 6 % ниже потенциально возможного. В результате стартовые условия для подъема казахстанской экономики ухудшились по сравнению с 1996г., а объем производства ВВП в 2000г. при наиболее благоприятной международной конъюнктуре всего на 3% превысил уровень 1994г.

Главная цель реформирования модели социально-экономического развития общества состоит, как уже отмечалось, в создании эффективной национальной экономики, способной обеспечить высокий уровень жизни населения страны. Решение вспомогательных задач, связанных с достижением макроэкономической стабилизации и выводом экономики из кризисного состояния, как бы они ни были важны сами по себе, не должны отодвигать на второй план интересы достижения этой стратегической цели. В соответствии с этим естественная цель хозяйственной политики заключается в создании и поддержании условий устойчивого экономического роста путем стимулирования совокупного спроса.

Для этого в странах с переходной экономикой, в том числе и в Казахстане, необходимо пересмотреть основные положения денежно-кредитной и бюджетной политики, изменить целевую функцию макроэкономической политики с формального доведения уровня инфляции и бюджетного дефицита до среднемировых значений на поддержание потенциала экономического роста в области положительных значений. Такая экономическая политика будет способствовать формированию механизма адаптации к инфляции и процентным ставкам, приведет в соответствие уровень развития денежного хозяйства потребностям реального сектора экономики, позволит решить проблему неплатежей и оживить экономику. Все это, в свою очередь, позволит решать и вопросы обеспечения экономической безопасности и независимости страны.