Автореферат
Библиотека
Ссылки
Отчет о поиске
Роликовый спорт
Автобиография
Автореферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске Роликовый спорт

Гошко Владислав Викторович

Донецкий национальный технический университет

Факультет: вычислительной техники и информатики

Специальность: экономическая кибернетика

Тема выпускной работы: Маркетинговый анализ средств защиты от спама

Руководитель: Костин Валерий Иванович

Гошко В.В.

Искусство выступления перед аудиторией.


Вот основные, общие для профессионалов из различных сфер, вопросы: «Как совладать со своим собственным волнением? Что делать, если слушатели невнимательны – кто-то дремлет, кто-то встает и выходит? Как добиться того, чтобы после выступления слушатели захотели сделать то, к чему я их призывал?» и многие другие.

В этом реферате я хочу затронуть именно эти, актуальные для всех выступающих, темы.

Обрисую несколько типичных ситуаций. Совещание. Повестка дня – организация работы отделения в 2-м квартале. Вот уже 10 минут начальник говорит о своем видении этого вопроса. У большинства слушателей – унылый вид. Некоторые смотрят на часы. Зевают. Чья-то реплика: «А я-то тут причем!?».

Или такая картинка: Конференция. Коллеги старательно демонстрируют вежливое внимание. Кто-то тихонечко спит на последнем ряду (человек провел всю ночь в поезде, его можно понять…). Заканчивая выступление, оратор обращается к аудитории: «А теперь я готов ответить на ваши вопросы!». Тишина. Оратор уходит со смутным ощущением формальности, ненужности всего происходящего...


Что мы хотим от вступления?

Какими бы ни были наши начинания, вначале всегда следует ответ на вопрос, «Зачем я это хочу сделать?», «Какова моя цель?». Безусловно, цели доклада на симпозиуме и цели выступления перед своими собственными подчиненными будут несколько разниться. Но что объединяет вышеперечисленные примеры? То, что и в первой и во второй ситуации публика не была вовлечена в процесс, а занимала пассивную позицию. И, как следствие этого, выступления прошли не самым эффективным образом.

Какие же цели мы обычно ставим перед публичным выступлением? Донести информацию? Поделиться опытом? Оповестить и поставить в известность? Все эти цели прекрасны и благородны. Но они не подходят. Потому что в них не слова не сказано о другой стороне взаимодействия – об аудитории, к которой вы обращаетесь.

Аудитория – живой организм, со своими желаниями, стремлениями и предпочтениями. Не учитывая это, мы обречены на занудные, никому не интересные и никого не трогающие речи.

Для того, чтобы управлять взаимодействием с аудиторией, нужно делать всего несколько несложных действий:

  • установить и поддерживать контакт глаз с каждым человеком в аудитории (не более 3-5 секунд на каждого, но и не менее.)
  • отслеживать поднятые руки и вовремя реагировать на них (если аудитория больше 15 человек)
  • отслеживать изменения позы, выражения лица, взгляда, уровень общей заинтересованности
  • говорить на языке, понятном, доступном и интересном для слушателей.

При этом, только апеллируя к потребностям аудитории, только отвечая своим выступлением на вопрос каждого слушателя «А что это значит для меня?», мы сможем привлечь их внимание и вызвать заинтересованность. Поэтому внимание оратора должно быть обращено к аудитории: к тому, что для нее важно, что она хочет услышать. Важно, чтобы слушатели очень хорошо себе представляли, какую пользу для себя они могут извлечь из вашего выступления.

Для подготовки к выступлению, ориентированному на выгоды аудитории, попробуйте сделать следующее:

  • Выпишите все, что хотите предложить публике (основные положения вашего выступления)
  • Переформулируйте это с точки зрения выгод для аудитории (Например: «Введение компьютерного учета занятости младшего медицинского персонала позволит Вам рационально расходовать свое рабочее время и планировать загруженность сотрудников отделения» )
  • Завершите каждый смысловой блок своего выступления этой ключевой фразой.

Конечно, немаловажно отслеживать реакцию публики на ваши слова – с тем, чтобы в нужный момент изменить ход выступления, сделав его более живым и увлекательным. Для того чтобы управлять аудиторией, необходимо определенное ресурсное состояние, иначе говоря, роль.

При подготовке и проведении выступления Вам придется исполнять 3 разные роли: эксперта, инструктора и актер. В чем особенности этих ролей?

Эксперт – человек, который хорошо владеет вопросом, иногда лучше других.

Инструктор – ведет по маршруту, давая четкие инструкции и решая, как, когда и какие действия производить.

Актер – человек, задача которого поддерживать интерес и внимание слушателей в тех местах выступления, где внимание может рассеиваться, а интерес снижаться.

То, какая роль будет доминировать, во многом зависит от аудитории, ее настроя, характера мероприятия, задач выступления.

Естественно, концентрация только на аудитории и ее нуждах не гарантирует блестящего результата. Можно выделить 3 основных фокуса внимания выступающего:

  • Аудитория. Важно отслеживать реакцию на ваше выступление, поведение, учитывать ее интересы, потребности
  • Построение речи. Основная трудность в построении речи заключается в объеме оперативной памяти: в ней обычно находится 2-3 слова, готовых «к выдаче» и все. Мысли появляются и исчезают, как облака в небе – так же бесформенно и непредсказуемо. От презентатора требуется умение говорить и думать одновременно. Панацея – предварительная подготовка
  • Собственное поведение Важно гибко менять свое поведение, в зависимости от изменений в аудитории. Если этого не происходит, выступление становится похожим на «езду на автомобиле с закрытыми глазами». Важно не только «читать» аудиторию, но и управлять ее «чтением вас» - и во многом за счет первого впечатления.

Содержательный аспект выступления.

Все должно быть изложено так просто, насколько это возможно. Но не проще...

Альберт Эйнштейн

Как часто, обладая прекрасным знанием предмета и искренне желая передать слушателям свой энтузиазм по отношению к теме выступления, мы, почему-то, не получаем отклика. Причин может быть много, но, вероятнее всего, дело в переизбытке и сложности подачи информации. Рецепт прост – минимум второстепенных деталей, яркие примеры, иллюстрирующие основные положения выступления и, конечно же, четкая структура.

На каждом этапе выступления решаются определенные задачи:

  1. Вступление – понравиться, расположить аудиторию, привлечь внимание, вызвать уважение, интерес (сначала к своей персоне, а затем и к теме). Озвучить цели выступления и регламент.
  2. Основная часть – обрисовать ситуацию, как вы ее видите, перечислить возможные способы ее улучшения, а затем предложить свой способ решения и побудить к соответствующим действиям, показав преимущества своего предложения и достижимость результата.
  3. Заключение – резюме своего предложения и его преимуществ, обращаясь к аудитории, как к уже знакомой с основными моментами вашего предложения.
  4. Ответы на вопросы – снять возражения и недопонимания, раскрыв некоторые детали, связав их по возможности с преимуществами Вашего предложения. Еще раз призвать к предложенным действиям.

Исследователями психологии восприятия было установлено, что пики внимания аудитории (будь то небольшая группа медсестер, находящихся в Вашем подчинении, участники крупной конференции или даже телезрители или радиослушатели – механизм действия идентичен) приходятся на начало и конец выступления.

Вступление и заключение речи занимают, обычно, от 10% до 30% времени выступления. Но общее впечатление от выступления на 80% определяется ими.

Сила воздействия на аудиторию на разных этапах неодинакова:

Начало определяет последующее отношение к тому, что Вы скажете. Будут ли люди внимательно и с интересом прислушиваться к тому, что Вы скажете в течение своего выступления или решат, что ближайшие 20 минут – отличный повод компенсировать недостаток ночного сна? Все зависит от того, какими будут первые 1-2 минуты вашей речи.

Что касается слов, произнесенных в финале, то в тех выступлениях, где результатом должны стать какие-либо изменения в поведении слушателей, они воспринимается как руководство к действию. Если же Вы не преследуете подобных целей, то последние слова – первое, что вспомнит слушатель, когда его спросят, о чем была Ваша речь.

Что же должно произойти в начале, чтобы публика стала слушать Вас внимательно, заинтересованно?

Существует определенная, наиболее эффективная последовательность действий в первые 2 минуты выступления. Почему это так важно? Психологами установлено, что все мы в течение 20-30 секунд формируем точку зрения по поводу того или иного человека, впоследствии становящуюся основой для наших действий по отношению к нему. Безусловно, если за этими секундами последует плотное и длительное общение, то не так уж и важно, что о нас подумают вначале. Но иначе выглядит ситуация краткосрочного взаимодействия с малознакомыми людьми (конференция) – первое впечатление определит стиль наших взаимоотношений, а изменить его, повернув время вспять, будет уже очень сложно. Именно поэтому стоит отнестись с особой тщательностью именно к этим минутам...


Ваш выход!

Итак, ведущий конференции представил Вас, путей к отступлению уже нет, мосты сожжены…3 глубоких вдоха и...

  1. Первое, что стоит сделать - поздороваться и, если аудитория незнакомая, назвать свое имя. Это кажется очевидным и, возможно, поэтому иногда незаслуженно игнорируется. Но вспомните, как вы относитесь к людям, которые поначалу бурчат что-то невнятное о себе - невольно посещает мысль о том, что, если он так невнимательно относится к своему имени, то, может, он и себя не очень уважает? Может быть, он не слишком квалифицированный специалист? А почему я, в таком случае, должен тратить на него свое время?
  2. Далее ваша задача - захватить внимание аудитории. Если хотите, чтобы Ваша речь нашла отклик у слушателей, а не стала для них очередной возможностью подумать об отпуске, сразу же начните говорить о том, что им интересно. Чем ближе вы будете к реальным проблемам аудитории, тем большее внимание Вам обеспечено. Пока что достаточно 1-2 ярких фраз, затрагивающих проблемы слушателей, - далее Вы разовьете эту тему и, возможно, покажете пути решения их проблем.
  3. Назовите тему выступления
  4. Если большинство слушателей Вам незнакомы, скажите несколько слов о себе – не нужно описывать все этапы Вашего жизненного пути, выберете несколько пунктов из Вашей профессиональной биографии, которые как-то соотносятся с темой выступления и/или могут быть интересны аудитории.
  5. Объясните цель выступления. Большинство взрослых людей нуждаются в том, чтобы проводить свое собственное время рационально и осмысленно. Если слушатели сразу не получат ответа на вопрос «Зачем все это?», они будут испытывать дискомфорт.
  6. Подчеркните, чем эта презентация может быть полезна вашим слушателям. Если это доклад в рамках одной из конференций, то полезно будет подчеркнуть важность и актуальность темы, которую предлагаете рассмотреть. Если вы собрали своих подчиненных для того, чтобы поговорить о необходимости рачительного отношения к расходным материалам, постарайтесь найти слова, которые показали бы, что не только «нам, как организации» станет лучше (или повысится некая для них, возможно, абстрактная «эффективность работы подразделения»), а дайте ответ на вопрос каждого конкретного слушателя «А что это значит для меня? Что я получу в результате?».
  7. Представьте план выступления – дайте слушателям «карту», чтобы им легче было следовать за вами. Расскажите об основных разделах выступления и о том, сколько оно займет времени. Назовите ключевые вопросы, которые вы собираетесь осветить, и скажите, как вы хотели бы организовать часть «вопросы – ответы».
  8. Начинайте.

Что делать, если мешают руки?

Зачастую впечатление от выступления в большей степени зависит не от того, что мы говорим, а от того, как преподносим информацию. Огромное значение играет лицевая экспрессия, жестикуляция, особенности голоса выступающего. В специальной литературе можно встретить массу рекомендаций о том, как поставить ноги, где должны быть руки и в какую сторону лучше смотреть, чтобы выглядеть наиболее убедительным. На мой взгляд, во всех невербальных проявлениях выступления основным принципом должна стать естественность или, как определяют психологи, конгруэнтность. Это означает, что все – жесты, мимика, повышение или понижение интонации, должно соответствовать содержанию ваших слов. Иначе у слушателей возникнет ощущение фальши, неестественности всего происходящего.

Лучший способ понять, насколько гармоничны и естественны ваши жесты, мимика и позы – посмотреть на себя со стороны. Для этого подойдет видеосъемка, отзыв искреннего и непредвзятого коллеги или участие в тренинге, где процесс организован так, что каждый участник получает исчерпывающую обратную связь об особенностях своего поведения.

Стоит учесть также следующие, обнаруженные психологами, факты:

  • Половина взрослого населения не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз при наличии в предложении более 13 слов.
  • При скорости речи выше 150 слов в минуту усвоение незнакомой для слушателя информации резко ухудшается.
  • Если фраза длится без паузы более 6 секунд, нить понимания обрывается.

Психологическая подготовка

Психологи считают, что страх перед публичными выступлениями – один из самых сильных и по распространенности сопоставим, разве что, с клаустрофобией или боязнью высоты.

Чего же мы боимся?

  • Враждебности аудитории
  • Своей некомпетентности
  • Вопросов
  • «Потерять лицо»
  • Забыть все, что хотели сказать
  • Ошибиться
  • Показать свой страх

Но страх – страху рознь.

Выделяют следующие разновидности страхов:

Страх демобилизующий. Его проявления - паника, растерянность, упадок сил, голосовые зажимы, дрожь, мышечное напряжение. При таком страхе ваше тело живет своей, отдельной от вас жизнью и вряд ли у вас получится произвести благоприятное впечатление на слушателей. Попробуйте поднять шкаф и, при этом, улыбаться и произносить что-нибудь дружественное, с приветливой интонацией – примерно так выглядит человек, охваченный демобилизующим страхом.

Страх мобилизующий характеризуется настороженностью, собранностью, приливом сил. Такой страх позитивен и, поэтому, может работать на вас: мощный выброс адреналина способствует мобилизации энергии, которую вы можете использовать, как трамплин для успешного выступления.

Энергия придает голосу дополнительное, более глубокое звучание, делает Ваше выступление более убедительным и выразительным.

Если энергии больше, чем требуется, можно дать ей выход через движения – жестикуляция, подтверждающая ваши слова, уместные передвижения по аудитории очень подходят для этой цели. Энергия должна направляться на освоение ситуации, а не на ее избежание.

Каковы же способы трансформации неконструктивного страха в страх мобилизующий?

Прежде всего, это, конечно, хорошая предварительная подготовка. Ничто так не придает уверенности, как хорошо продуманный и тщательно проработанный план выступления.

Не менее важным компонентом работы с этим неприятным состоянием является саморегуляция или управление собственным волнением. Один из подходов к тому, как устроена личность человека, выглядит следующим образом - в каждом из нас живет:

  • человек ощущающий - ориентируется в большей степени на органы чувств (видит, слышит, осязает…),
  • человек наблюдающий - созерцает мысли, чувства, окружающих людей и предметы,
  • человек мыслящий – мыслит, чувствует, переживает. Именно в этой сфере и живут все наши страхи и сомнения. Иногда пребывание в ней может почти полностью заменить настоящую реальность.

Выход из состояния «человека мыслящего» и движение в сторону наблюдений и ощущений помогут преодолеть волнение. Как это сделать?

Познакомьтесь с местом выступления и с аудиторией до начала выступления. Расслабьтесь. Прокрутите в голове успешный вариант вашего выступления перед публикой, пусть даже он покажется фантастическим и вперёд.

Помните: всем понравиться всё равно не удастся. Около 5% аудитории всё равно останутся недовольными. С этим ничего не поделаешь, это закон жизни, так стоит ли тратить на это нервы?