Visual C++ 5. Руководство разработчика. Дэвид Беннет и др. Диалектика. 1998.
Использование директивы #import в Visual C++


Использование директивы #import в Visual C++

PS. Как осуществить на VC создание документа и написать туда пару слов?
NS. В общем, нужно конвертить Word файлы в HTML программно. Помогите плиз.
VV. Возникла следующая проблема - необходимо загрузить документ Excel'а или Word'а (вместе с программами - т.е. запускается Word и загружается в него документ) и запустить в нем функцию или макрос на VBA.
MK. Имеется файл БД. Экселевский или эксесовский со след. полями… Необходимо читать и писать (добавлять и изменять) в файл. Как это лучше сделать.
SR. Мысль хорошая, только я не знаю, как связываются переменные с окнами из ресурса. Сейчас-то за меня в DoDataExchange все делают автоматически...
YI. А не подскажешь ли как работать с OLE?

Подобные вопросы часто можно встретить в конференциях Fidonet, посвящённых программированию на Visual C++. Как правило, после некоторого обсуждения, фидошная общественность приходит к мнению, что лучшее решение - использование директивы #import.

В данной статье я попытаюсь объяснить то, как работает эта директива и привести несколько примеров её использования. Надеюсь, после этого вы тоже найдёте её полезной.

Директива #import введена в Visual C++, начиная с версии 5.0. Её основное назначение облегчить подключение и использование интерфейсов COM, описание которых реализовано в библиотеках типов.

Полное описание директивы приведено в MSDN в одной единственной статье, которую можно найти по указателю, введя ключевое слово #import или по содержанию:

MSDN Library
  Visual C++ Documentation
    Using Visual C++
      Visual C++ Programmer's Guide
        Preprocessor Reference
          The Preprocessor
            Preprocessor Directives
              The #import Directive

Библиотека типов представляет собой файл или компонент внутри другого файла, который содержит информацию о типе и свойствах COM объектов. Эти объекты представляют собой, как правило, объекты OLE автоматизации. Программисты, которые пишут на Visual Basic'е, используют такие объекты, зачастую сами того не замечая. Это связано с тем, что поддержка OLE автоматизации вляется неотъемлемой частью VB и при этом создаётся иллюзия того, что эти объекты также являются частью VB.

Добиться такого же эффекта при работе на C++ невозможно (да и нужно ли?), но можно упростить себе жизнь, используя классы представляющие обёртки (wrappers) интерфейса IDispatch. Таких классов в библиотеках VC имеется несколько.

  • Первый из них - COleDispatchDriver, входит в состав библиотеки MFC. Для него имеется поддержка со стороны MFC ClassWizard'а, диалоговое окно которого содержит кнопку Add Class и далее From a type library. После выбора библиотеки типов и указания интерфейсов, которые мы хотим использовать, будет сгенерирован набор классов, представляющих собой обёртки выбранных нами интерфейсов. К сожалению, ClassWizard не генерирует константы, перечисленные в библиотеке типов, игнорирует некоторые интерфейсы, добавляет к именам свойств префиксы Put и Get и не отслеживает ссылок на другие библиотеки типов.
  • Второй - CComDispatchDriver является частью библиотеки ATL. Я не знаю средств в VC, которые могли бы облегчить работу с этим классом, но у него есть одна особенность - с его помощью можно вызывать методы и свойства объекта не только по ID, но и по их именам, то есть использовать позднее связывание в полном объёме.
  • Третий набор классов - это результат работы директивы #import.

Последний способ доступа к объектам OLE Automation является наиболее предпочтительным, так как предоставляет достаточно полный и довольно удобный набор классов.

Рассмотрим пример.

Создадим IDL-файл, описывающий библиотеку типов. Наш пример будет содержать описание одного перечисляемого типа SamplType и описание одного объекта ISamplObject, который в свою очередь будет содержать одно свойство Prop и один метод Method.

Sampl.idl:

// Sampl.idl : IDL source for Sampl.dll

// This file will be processed by the MIDL tool to
// produce the type library (Sampl.tlb) and marshalling code.

import "oaidl.idl";
import "ocidl.idl";

[
    uuid(37A3AD11-F9CC-11D3-8D3C-0000E8D9FD76),
    version(1.0),
    helpstring("Sampl 1.0 Type Library")
]
library SAMPLLib
{
    importlib("stdole32.tlb");
    importlib("stdole2.tlb");

    typedef enum {
        SamplType1 = 1,
        SamplType2 = 2
    } SamplType;

    [
        object,
        uuid(37A3AD1D-F9CC-11D3-8D3C-0000E8D9FD76),
        dual,
        helpstring("ISamplObject Interface"),
        pointer_default(unique)
    ]
    interface ISamplObject : IDispatch
    {
        [propget, id(1)] HRESULT Prop([out, retval] SamplType *pVal);
        [propput, id(1)] HRESULT Prop([in] SamplType newVal);
        [id(2)] HRESULT Method([in] VARIANT Var,[in] BSTR Str,[out, retval] ISamplObject** Obj);
    };

    [
        uuid(37A3AD1E-F9CC-11D3-8D3C-0000E8D9FD76),
        helpstring("SamplObject Class")
    ]
    coclass SamplObject
    {
        [default] interface ISamplObject;
    };
};

После подключения соответствующей библиотеки типов с помощью директивы #import будут созданы два файла, которые генерируются в выходном каталоге проекта. Это файл sampl.tlh, содержащий описание классов, и файл sampl.tli, который содержит реализацию членнов классов. Эти файлы будут включены в проект автоматически. Ниже приведено содержимое этих файлов.

Sampl.tlh:

// Created by Microsoft (R) C/C++ Compiler Version 12.00.8472.0 (53af584f).
//
// sampl.tlh
//
// C++ source equivalent of Win32 type library Debug\sampl.dll
// compiler-generated file created 03/14/00 at 20:43:40 - DO NOT EDIT!

#pragma once
#pragma pack(push, 8)

#include 

namespace SAMPLLib {

// Forward references and typedefs
struct __declspec(uuid("37a3ad1d-f9cc-11d3-8d3c-0000e8d9fd76"))
/* dual interface */ ISamplObject;
struct /* coclass */ SamplObject;

// Smart pointer typedef declarations
_COM_SMARTPTR_TYPEDEF(ISamplObject, __uuidof(ISamplObject));

// Type library items
enum SamplType
{
    SamplType1 = 1,
    SamplType2 = 2
};

struct __declspec(uuid("37a3ad1d-f9cc-11d3-8d3c-0000e8d9fd76"))
ISamplObject : IDispatch
{
    // Property data
    __declspec(property(get=GetProp,put=PutProp)) enum SamplType Prop;

    // Wrapper methods for error-handling
    enum SamplType GetProp ( );
    void PutProp (enum SamplType pVal );
    ISamplObjectPtr Method (const _variant_t & Var,_bstr_t Str );

    // Raw methods provided by interface
    virtual HRESULT __stdcall get_Prop (enum SamplType * pVal) = 0 ;
    virtual HRESULT __stdcall put_Prop (enum SamplType pVal) = 0 ;
    virtual HRESULT __stdcall raw_Method (VARIANT Var,BSTR Str,struct ISamplObject** Obj) = 0 ;
};

struct __declspec(uuid("37a3ad1e-f9cc-11d3-8d3c-0000e8d9fd76")) SamplObject;

#include "debug\sampl.tli"

} // namespace SAMPLLib

#pragma pack(pop)

Sampl.tli:

// Created by Microsoft (R) C/C++ Compiler Version 12.00.8472.0 (53af584f).
//
// sampl.tli
//
// Wrapper implementations for Win32 type library Debug\sampl.dll
// compiler-generated file created 03/14/00 at 20:43:40 - DO NOT EDIT!

#pragma once

// interface ISamplObject wrapper method implementations

inline enum SamplType ISamplObject::GetProp ( ) {
    enum SamplType _result;
    HRESULT _hr = get_Prop(&_result);
    if (FAILED(_hr)) _com_issue_errorex(_hr, this, __uuidof(this));
    return _result;
}

inline void ISamplObject::PutProp ( enum SamplType pVal ) {
    HRESULT _hr = put_Prop(pVal);
    if (FAILED(_hr)) _com_issue_errorex(_hr, this, __uuidof(this));
}

inline ISamplObjectPtr ISamplObject::Method ( const _variant_t & Var, _bstr_t Str ) {
    struct ISamplObject * _result;
    HRESULT _hr = raw_Method(Var, Str, &_result);
    if (FAILED(_hr)) _com_issue_errorex(_hr, this, __uuidof(this));
    return ISamplObjectPtr(_result, false);
}

Первое на что следует обратить внимание - это на строчку файла sampl.tlh:

namespace SAMPLLib {

Это означает, что компилятор помещает описание классов в отдельное пространство имён, соответствующее имени библиотеки типов. Это является необходимым при использовании нескольких библиотек типов с одинаковыми именами классов, такими, например, как IDocument. При желании, имя пространства имён можно изменить или запретить его генерацию совсем:

#import "sampl.dll" rename_namespace("NewNameSAMPLLib")
#import "sampl.dll" no_namespace

Теперь рассмотрим объявление метода Method:

ISamplObjectPtr Method (const _variant_t & Var,_bstr_t Str);

Здесь мы видим использование компилятором классов поддержки COM. К таким классам относятся следующие.

  • _com_error. Этот класс используется для обработки исключительных ситуаций, генерируемых библиотекой типов или каким либо другим классом поддержки (например, класс _variant_t будет генерировать это исключение, если не сможет произвести преобразование типов).
  • _com_ptr_t. Этот класс определяет гибкий указатель для использования с интерфейсами COM и применяется при создании и уничтожении объектов.
  • _variant_t. Инкапсулирует тип данных VARIANT и может значительно упростить код приложения, поскольку работа с данными VARIANT напрямую вляется несколько трудоёмкой.
  • _bstr_t. Инкапсулирует тип данных BSTR. Этот класс обеспечивает встроенную обработку процедур распределения и освобождения ресурсов, а также других операций.

Нам осталось уточнить природу класса ISamplObjectPtr. Мы уже говорили о классе _com_ptr_t. Он используется для реализации smart-указателей на интерфейсы COM. Мы будем часто использовать этот класс, но не будем делать этого напрямую. Директива #import самостоятельно генерирует определение smart-указателей. В нашем примере это сделано следующим образом.

// Smart pointer typedef declarations
_COM_SMARTPTR_TYPEDEF(ISamplObject,__uuidof(ISamplObject));

Это объявление эквивалентно следующему:

typedef _com_ptr_t<ISamplObject,&__uuidof(ISamplObject)> ISamplObjectPtr

Использование smart-указателей позволяет не думать о счётчиках ссылок на объекты COM, т.к. методы AddRef и Release интерфейса IUnknown вызываютс автоматически в перегруженных операторах класса _com_ptr_t.

Помимо прочих этот класс имеет следующий перегруженный оператор.

Interface* operator->() const throw(_com_error);

где Interface - тип интерфейса, в нашем случае - это ISamplObject. Таким образом мы сможем обращаться к свойствам и методам нашего COM объекта. Вот как будет выглядеть пример использования директивы #import для нашего примера (красным цветом выделены места использования перегруженного оператора).


Visual C++ 5. Руководство разработчика. Дэвид Беннет и др. Диалектика. 1998.
Использование директивы #import в Visual C++