ДонНТУ       Портал магистров             

Магистр Бондаренко Д.А.

Бондаренко Дмитрий Александрович

Специальность: "Информационные управляющие системы и технологии"

Тема магистерской работы: "Разработка моделей технологического, транспортного, складского и контрольно-измерительного оборудования  машиностроительных производств"

Руководитель: проф. Лаздынь Сергей Владимирович

   
 

биография реферат ссылки отчет о поиске библиотека

 
 

Оригами

Слово оригами переводится как сложенная бумага. Оно означает также искусство складывания бумаги для создания различного рода трехмерных фигурок и орнаментальных объектов. Оригами включает в себя как примитивные виды детских игр, так и весьма сложные художественные формы. Оно используется в некоторых японских церемониях и ритуалах, а также в чисто практических, образовательных и развлекательных целях.

История

Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея.

Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия Бог и Бумага звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов. Помещались на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги - коробочки санбо , в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.

Самый ранний из известных примеров использования оригами - катасиро, которых интенсивно эксплуатировали с незапамятных времен в синтоистских церемониях, устраивавшихся в храме Исэ. Катасиро представляли собой символические изображения божеств - козлов отпущения, которых вырезали из специальной бумаги - дзингу ёси (храмовая бумага). Они служили для собирания ритуальных нечистот и пагубных влияний и сжигались или отправлялись священнослужителями в плавание к низовьям рек для очищения прихожан.

В периоды Камакура (1185—1333) и Муромати (1333—1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. В период Адзути — Момояма (1573—1603) и Эдо (1603—1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими.

Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки.

Искусство оригами существовало много веков как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике исполнения. Количество фигурок было не велико. Но приемы работы с бумагой, как с материалом на, котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать, тщательно шлифовались.

Во 2-й половине XIX века оригами постепенно распространяется по всему миру. Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом. Однако искусство складывания бумаги возникало в разных странах и самостоятельно. Известна так называемая испанская школа , распространившаяся и в страны Южной Америки. Она ассоциируется с именем крупнейшего поэта и философа Мигуеля Уманумо ( 1864 - 1936 ), создавшего немало фигурок и выпустившего две книги по оригами. В частности испанская пахарита (птичка), возможно была одной из первых сложенных из бумаги фигурок в Европе и вообще в мире. В России бумажное искусство также стало одним из любимых занятий детей, хотя пути его проникновения остаются неисследованными.

Во Франции в XIX веке это искусство появилось на эстраде. В руках фокусников чистый лист бумаги мгновенно превращался в птичку с машущими крыльями. Среди западных любителей оригами можно отметить Леонардо да Винчи, автора Алисы в стране чудес Льюиса Кэррола, американского иллюзиониста Гудини. Известно также, что Лев Толстой был знаком с оригами.

Расцвет оригамного творчества приходится на середину двадцатого века, когда рабочий-металлист Акиро Йошидзава решил посвятить себя оригами и его развитию. Основная заслуга Йошидзава в том, что он сумел создать то, что сегодня называется оригамная азбука . Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава.

Фокусник Роберт Харбин (1909—1978) всерьез увлекается оригами и собирает любую информацию на эту тему. Он знакомится не только со всеми классическими работами, но и с изобретениями Акиры Йошизавы, который к этому времени уже стал известным японским оригамистом. В результате в 1955 году на телевизионном канале «Jigsaw» Харбин делает регулярную программу по оригами «Мистеры Левая и Правая Рука», а в 1956 г. он выпускает в свет книгу, полностью посвященную оригами. Она имеет успех, позже появляются другие его издания на эту тему. Постепенно начинает формироваться круг увлекающихся оригами людей. В июне 1965 г. в Англии в свет начинает выходить «Оригамский листок», а 22 апреля 1967 г. создается общественная организация — Английское Общество Оригами (British Origami Society — BOS). Постепенно членами Общества становятся не только англичане, но и иностранцы: из Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Канады, Колумбии, Ирландии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Индии, Израиля, Италии, Кении, Кореи, Македонии, Мексики, Недерландов, России, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Португалии, Сингапура, Испании, Швеции, Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратов, США и Югославии. В 1996 году общее число членов общества превысило тысячу. В 1997 году BOS исполнилось 30 лет

В сороковых годах нашего столетия в Америке и Европе появляется множество энтузиастов, для которых древнее японское занятие становится способом реализации собственных творческих возможностей. И создаются первые Центры и школы оригами. Особая заслуга в этом принадлежит бабушке Американских оригамистов Лилиан Оппенгеймер. Именно она создала первый Центр Оригами в Нью-Йорке. В шестидесятые и семидесятые годы каждый понедельник в Нью-Йоркской квартире Лилиан собирается кружок любителей складывания, который в разные годы посетили практически все известные оригамисты мира. В конце шестидесятых годов общественная активность Л. Оппенгеймер способствовала образованию центра оригами в США, а также подобных центров в других городах и странах — в Англии, в Турине и Флоренции (1977 и 1978), во Франции (1978 г.), в Нидерландах и Бельгии (1979), Испанского центра оригами в Барселоне (1982). Мощный толчок развитию отечественного оригами дает создание в 1989 и 1991 гг. двух общественных организаций — Московского и Петербургского центров оригами. Для демонстрации современного состояния развития оригами в ряде городов проводятся выставки: Нижний Новгород (1992), Чебоксары (1993), Йошкар-Ола (1993), Москва (1993), Туапсе (1993), Ростов-на-Дону (1994). Оригами демонстрируется в Музее этнографии народов СССР в Петербурге (1993). В 1994 г. изделия в технике оригами выставляются в Кунсткамере вместе с сокровищами из ее восточных фондов. В октябре 1995 года выходит в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание учебника для начальной школы: «Уроки оригами в школе и дома». С 1996 года в Москве издательская фирма «Аким» начинает печатать журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги». В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция «Оригами и педагогика», материалы которой издаются отдельным сборником. Конференция становится традиционной и проводится ежегодно. Оригами вводится как дополнительный предмет или факультатив в ряде школ страны. Появляются кружки и клубы оригами, число отечественных изобретений, зарегистрированных в базе данных Петербургского центра оригами в 1998 г. превышает первую тысячу. Многие из этих работ вызывают должное восхищение у зарубежных оригамистов. В 1998 году в США издательство St. Martin Press выпускает книгу «Russian Origami», в которой представлены лучшие работы в технике складывания, изобретенные в России.

Мы, европейцы, привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок! Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый и ни на что иное не похожий. Искусство оригами открыто всему миру. Его подхватывают и парижские модельеры, и американские дизайнеры, и шестилетние дети. Каждый находит в оригами что-то свое. Архитектор - причудливо пересеченные плоскости, юноша - необычный подарок своей возлюбленной, издатель - спрос на книги по оригами, педагог - возможность стать в глазах своих учеников настоящим волшебником, человек преклонного возраста - способ удивить своих многочисленных внуков, а школьник - радость от необычных занятий. Оригамисты - народ общительный и веселый. Разве станет человек мрачный и хмурый тpатить свое вpемя на какую-то еpунду - складывание бумажек! А между тем это занятие pадует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго отоpваться от гpуза повседневных пpоблем и улететь вместе с квадpатиком бумаги в pуках в замечательную стpану Твоpчества.

Примеры

Журавлик

В разных изданиях эта двигающаяся фигурка носит разные названия.

1. Согнем и разогнем квадрат по диагоналям, сделав 2 треугольника, затем сделаем 2 книжечки и 4 воздушных змея.

2. Сложим квадрат по готовым линиям так, чтобы получился маленький квадрат на рис.

3. Прогнем углы 6 и 7 внутрь по готовым линиям. То же сделаем с другой стороны заготовки.

4. Отогнем вверх углы 1 и 3. Разгладим.

5. Перелистаем заготовку. Разгладим.

6. Отогнем наверх передний и задний треугольники. Это будут «крылья» Журавлика.

7. Немного прогнем треугольники 2 и 4 ,— это будут «шея» и «хвост». Прогнем угол 4,— получим «голову» Журавлика. Немного отогнем крылья от «хвоста» к «голове».Возьмем одной рукой Журавлика за «грудку» в месте, помеченном точкой, другой осторожно потянем за «хвост» — Журавлик взмахнет «крыльями».

Чертик

Также достаточно редкая фигурка оригами.

1. Согнем и разогнем квадрат по всем осям симметрии.

 

2. Сложим квадрат по готовым линиям так, чтобы получился маленький треугольник на рис.

  

3. Перегнем оба угла верхнего треугольника, совместив их вершины с точкой 3.

4. Согнем углы 1 и 2, совместив кромки 1—3 и 2—3 с осью 3—4. Разогнем.

5. Снова согнем углы 1 и 2, совместив кромки 1—4 и 2—4 с осью 3—4. Разогнем.

 

6. Совместим с осью 3—4 все 4 кромки. Получим пару «ушек». Проделаем то же самое с другой стороны.

7. Возьмите рукой ушки 1—2  с одной стороны, аккуратно обхватите губами отверстие 4 и осторожно подуем.

8. При достаточно резком выдохе вверх выскочит Чертик. В дальнейшем его мордочку можно разрисовать.

Сайты и книги посвященные оригами

1. Мациевский С. В. Математическая культура. Игры: Учебное пособие.— Калининград:     Изд-во КГУ, 2003.

2. http://oriart.ru/ - Оригами, профессиональное складывание.

3. http://leit.ru/ - Сайт о Японии.

4. http://origami.in.ua/ - Официальный сайт оригами в Украине

5. http://origami.ru/ - Сайт по оригами