Главная страница ДонНТУ      Портал магистров ДонНТУ

ENGLISH

Магистр ДонНТУ Щербакова Елена Викторовна

ЩЕРБАКОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

ФАКУЛЬТЕТ: Механический

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Качество, стандартизация,сертификация

ТЕМА МАГИСТОРСКОЙ РАБОТЫ: Пути совершенствования образовательной услуги

РУКОВОДИТЕЛЬ: Поклонский Ф.Е.

E-mail: missgracel@rambler.ru


Автобиография         Электронная библиотека         Перечень ссылок        Отчёт о поиске         Индивидуальное задание

АВТОРЕФЕРАТ

Обоснование актуальности: Одна из первостепенных задач любой организации в условиях современных рыночных отношений — достижение максимальной удовлетворенности потребителей, ведь именно потребитель правит рынком. Организация, которая быстро реагирует на запросы потребителей, при минимальных затратах на обеспечение требуемого качества, имеет больше шансов выиграть борьбу у своих конкурентов. Высшим учебным заведениям (вузам) как организациям, предоставляющим образовательные услуги, также необходимо поставить перед собой такую цель.
Повышаются требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных и научных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе.
Успешная работа любого университета невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Причем, пути и методы совершенствования должны быть адекватны требованиям потребителей, которыми являются работодатели, сами обучающиеся, а также общество и государство, чтобы в итоге получать не просто дипломированного специалиста, а конкурентоспособного специалиста. Выпускник вуза должен обладать необходимым набором качеств, профессиональных знаний, умений и навыков, для того чтобы максимально соответствовать требованиям, предъявляемым к нему на рынке вакансий.
Именно поэтому, выбор темы магисторской работы не является случайным, так как одной из наиболее актуальных проблем в области образования, в современных динамичных и труднопрогнозируемых условиях, является повышение качества образовательной услуги.
Основными источниками, которые содержат информацию и материалы по актуальным проблемам управления вузами, о программах и проектах в области университетского менеджмента и были использованы при написании этой работы — это периодические издания: журналы «Университетское управление: практика и анализ» и «Качество. Инновации. Образование».

Цель работы: углубление общетеоретических представлений касающихся понятия, сущности образовательной услуги, ее совершенствования путем создания системы менеджмента качества .

Для этого ставятся следующие задачи:

  • уточнить, конкретизировать понятие «образовательная услуга»;
  • проанализировать идею создания систем менеджмента качества в вузах Украины и России;
  • исходя из анализа систем менеджмента качества в вузах предложить конкретизированную модель ее построения;
  • определить перечень преимуществ от создания СМК в вузе;
  • выявить основные проблемы создания СМК в вузах Украины.

Объектом исследования данной работы является изучение идей, процессов создания и функционирования систем менеджмента качества в вузе. Конкретизация данного объекта изучения происходит благодаря выделению предмета исследования. Предметом исследования является общее понятие образовательной услуги.
Для изучения этой проблемы необходимо применить различные методы: аналитический, сравнительный, обзора литературных источников, законодательных актов, периодических изданий и Internet-источников.


Понятие и сущность образовательной услуги

Образовательный процесс — это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений. Результат этого усвоения, выраженный в том или ином уровне развития интеллекта, теоретической и практической подготовки человека.
Согласно Закону Украины «О высшем образовании», образовательная деятельность — это деятельность, связанная с предоставлением услуг для приобретения высшего образования, с выдачей соответствующего документа. Качество образовательной деятельности — это совокупность характеристик системы высшего образования и ее составных, которая определяет ее способность удовлетворять установленные и предусмотренные потребности отдельного лица и общества. Однако в законе не дается определение образовательной услуги.
Согласно стандарту ISO 9000:2000 «Основные термины и определения», продукция является результатом процесса. Услуга — результатом, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, она, как правило, нематериальна. Предоставление услуги может включать, к примеру, следующее: предоставление нематериальной продукции (например, информации в смысле передачи знаний). В работе Качалова В. А. цитируется следующее определение образовательной услуги — «это объем учебной и научной информации как суммы знаний общеобразовательного и специального характера и практических навыков, передаваемых личности по определенной программе».
Образовательная услуга — комплекс целенаправленно создаваемых предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей. По своим целям и содержанию образовательные услуги подразделяются на:

  • профессиональные, ориентированные на потребности рынка труда и связанные с воспроизводством рабочей силы;
  • социальные, ориентированные на потребности развития организации и социальных общностей;
  • социально-культурные, ориентированные на потребности развития человека.

Сопоставление этого определения «образовательная услуга» с определением «качество образования» приводит к тому, что образовательную услугу следует рассматривать в двух аспектах:

  1. Знания, умения и навыки студентов и выпускников вуза в соответствии с требованиям государственного образовательного высшего образования. На этой основе проводится мониторинг и измерение результата образовательного процесса в рамках СМК.
  2. Характеристики системы обеспечения качества соотносятся с «комплексом целенаправленных предлагаемых возможностей» и определяются качеством процессов и ресурсов вуза.

Студент в процессе обучения в вузе, прежде всего, приобретает первый аспект образовательной услуги, получает оценку его соответствия квалификационным требованиям специальности, которая отражается в его дипломе. Его, будущего работодателя, интересует именно этот результат образования. Но в процессе подготовки студент пользуется и вторым аспектом образовательной услуги, т. е. способами и методами возможностей получения первого аспекта. Если десять-пятнадцать лет назад превалировала ценность первого аспекта, и для государства, и для студентов, и всех других сторон, то сейчас вхождение нашей страны в рыночную экономику приводит к увеличению доли платного образования, росту конкуренции среди вузов, повышению уровня требований к образовательным услугам всех заинтересованных сторон. Поэтому стремительно возрастает роль второго аспекта образовательной услуги.
Специфика образовательных услуг состоит в том, что их потребителем одновременно является конкретный человек, и общество в целом. Иначе говоря, в высоком качестве образовательных услуг заинтересованы как отдельное лицо, так и государство, которое должно выступать гарантом национальных интересов. Кроме того, к качеству образования проявляет интерес и работодатель. Таким образом, в условиях Болонского процесса потребителями образовательных услуг одновременно должны быть три стороны: лицо, работодатель и социум страны вообще. Именно общество доверяет органам государственной власти, в частности Министерству образования и науки Украины, быть как производителями образовательных услуг, так и ведомственным контроллером их качества.
Основными составляющими качества образовательных услуг являются качество результата (знания, умения, навыки выпускников) и качество процессов достижения результата (их соответствие государственным образовательным стандартам).
Таким образом, вуз — это производитель образовательной услуги, которая является товаром (продукцией), который университеты предъявляют на международном, национальном и региональных рынках. Поэтому на вузы переносится следующий подход: конкурентоспособным на рынке образовательных услуг становится тот университет, который стремится предоставить наиболее эффективное и экономичное образование наиболее высокого качества. Соответственно, современный университет должен иметь систему управления качеством.[1]


Принципы улучшения образовательной услуги

Достижение положительных результатов по улучшению предоставления образовательной услуги становится возможным благодаря внедрению и сопровождению системы менеджмента качества, которая предназначена для постоянного улучшения ее показателей.
В соответствии с международными стандартами серии ISO 9000, базовой основой работы высших учебных заведений могут стать восемь главных принципов или условий менеджмента качества (см. рис. 1):

Рисунок 1 - Принципы менеджмента качества

По первому принципу существует четкая зависимость системы высшего образования от потребителей (организаций или личностей, которые получают образовательные услуги и молодых специалистов). Потребители имеют текущие и перспективные потребности в специалистах и выдвигают общий перечень требований на сегодня и на недалекое будущее. Из этого вытекает главная задача – полное удовлетворение требований потребителей, изучение и четкое понимание перспектив и стремление работать таким образом, чтобы постоянно превышать ожидания потребителей относительно качества подготовки специалистов (предусмотренная или обязательная потребность).
По второму условию, которое называется «Руководство», предусматривается в вузах наличие жестких требований к деловым и моральным качествам ректоров и директоров высших учебных заведений. Последние должны руководствоваться принципами, которые устанавливают единство целей вуза, их качество, а главное, отработать направления действия с распределением на этапы, подэтапы и т.п.
Руководитель учебного заведения, независимо от уровня аккредитации, призван работать над созданием и поддержанием такого внутреннего «микроклимата», благодаря которому возможно полное привлечение всех категорий работников к выполнению главной задачи вуза — качественной подготовки специалистов. Другими словами, создается надлежащая рабочая среда, совокупность условий, за которыми стоит качество самой работы.
Привлечение работников — это третье условие менеджмента. Оно предусматривает такой подход, чтобы каждый работник учебного заведения, которое готовит высококвалифицированных специалистов, стал бы одинаково ценным для образовательной сферы. Его квалификация, умение, талант, опыт представляют достояние высшего учебного заведения, а полное привлечение дает возможность использовать перечисленные качества на благо вуза. Следует отработать, а в некоторых случаях усовершенствовать четкую систему поощрения работников за добросовестное выполнение обязанностей, за проявленную инициативу, за сверхурочные часы и т.п.
Четвертое условие ставит перед руководителями отрасли задачу, чтобы ко всему, что происходит в учебном заведении, был подход с позиции процесса.
Конечная цель, желательный результат достигается более эффективно в том случае, когда управление деятельностью и соответствующими ресурсами осуществляется в виде процесса со всеми для этого вытекающими требованиями. Это относится к различным заинтересованным сторонам: высшим учебным заведениям, органам государственного или местного управления, потребителям конечного продукта — предприятиям и организациям. Сам процесс следует определять как совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности учебного заведения, который предусматривает входы и выходы.
Одним из ключевых принципов качества становится системный подход к менеджменту (пятый принцип). Ректоры и директора вузов обязаны четко понимать и представлять взаимосвязь процессов, которые оказывают содействие повышению эффективности и результативности работы образовательного учреждения в выполнении поставленных задач. В сферу качества, безусловно, следует включать все стороны деятельности высшего учебного заведения, в том числе связанные с развитием материально-технической базы, компьютерного обеспечения, решением проблем финансирования и других сфер функционирования вуза.
Можно смело утверждать, что разные действующие разделы в организации системы менеджмента органически объединены с системой менеджмента качества, они могут и должны образовывать единую систему менеджмента с общим элементом и с одной целью получения качественного продукта на выходе — всесторонне развитого, высококвалифицированного специалиста.
Именно такие подходы дают возможность упрощать планирование, более эффективно распределять ресурсы, доходить до кафедры и лаборатории, определять дополнительные задачи на будущее, а главное — систематически оценивать результаты деятельности преподавателя, кафедры, научной лаборатории, факультета и высшего учебного заведения в целом.
По шестому принципу предполагается постоянное усовершенствование. В этой работе первоочередными задачами учебного заведения, его высшего руководства, которое направляет и контролирует деятельность вуза, становится постоянное улучшение общих показателей учебно-воспитательной, научной и хозяйственной работы.
Требования к взаимосвязанным или взаимодействующим видам деятельности должны сопровождаться постановкой задач по выявлению возможностей усовершенствования — это постоянный процесс, включающий анализ состояния дел со стороны ректоров и директоров высших учебных заведений, корректирование, а также применение мер упреждения со стороны руководства.
К седьмому принципу системы менеджмента относят подход к принятию решений на основании фактов. Эффективные решения основываются на анализе данных и соответствующей достоверной информации. Под этим следует понимать реальные данные в виде документов. Используя их, можно проводить следующие операции:

  • мониторинг — способность проследить предысторию, применение или другое;
  • подтверждение проверок — предоставление объективной информации, доказательств, желательно из независимых или параллельных источников;
  • корректирующие действия — предупредительные действия, которые могут быть предприняты для устранения потенциального несоответствия (невыполнение требований).

С точки зрения прослеживания исполнения в сфере качества высшего учебного заведения это становится важным элементом системы.
И последний принцип — взаимовыгодные отношения с поставщиками. Высшее учебное заведение и учебные заведения, которые дают полное среднее образование (школы, лицеи, гимназии, техникумы и колледжи), в реальной жизни всегда взаимозависимы. Во многих случаях они партнеры в процессе подготовки специалистов для различных сфер производства и услуг. Взаимовыгодные отношения между ними расширяют возможности добавления ценности каждой из сторон.[2]


Анализ СМК в вузах России и Украины

Целенаправленная работа по созданию и внедрению систем управления качеством на основе требований стандартов качества ISO 9000:2000 ведется в настоящее время во многих вузах Украины и России. В большинстве используются три основные модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на следующих методах и подходах:

  • оценочный метод управления качеством деятельности вуза (SWOT – анализ);
  • концепция, основанная на принципах Всеобщего управления качеством (TQM);
  • подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000.

Модель управления, основанная на оценочном методе, предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности вуза, а также положительных и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения проблемных ситуаций и улучшения деятельности вуза.
Модель управления, основанная на принципах TQM (Total Quality Management) (Всеобщее управление качеством), также использует метод оценок, однако основана на более глубоком анализе деятельности вуза, с точки зрения рыночной экономики, как «производителя» образовательной продукции и оказания образовательных услуг. Концепция TQM предполагает наличие у вуза четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности вуза. Всеобщее управление качеством предполагает процессный подход к деятельности вуза, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством.
Модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества серии ISO 9000:2000, предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Данная модель базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, в том числе, процессном подходе. В отличие от модели TQM, в данной модели основным инструментарием менеджмента становится документированная система управления, ориентированная на качество.
Опыт работы российских и украинских вузов в направлении внедрения и использования современных методов управления, с целью повышения качества в образовании, показывает, что задача эффективного внедрения принципов менеджмента качества требует совершенствования организационной и функциональной структуры вуза, разработки плана его стратегического развития на краткосрочную и среднесрочную перспективы, развития инновационной инфраструктуры, продуманной кадровой политики в сфере науки и образования, формирования сети стратегических партнеров, обеспечивающих обратную связь «ВУЗ — потребитель».
Таким образом, анализ опыта работы вузов Украины и России позволяет выделить следующие тенденции:

  • активное распространение в вузах работ по созданию, внедрению и сертификации систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями по менеджменту качества и принципами Всеобщего менеджмента качества;
  • проведение вузами самооценки с целью выявления основных областей улучшения в учебной, научной, административной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности;
  • создание в ряде вузов систем стратегического партнерства, обеспечивающих обратные связи вузов с потребителями их выпускников;
  • участие вузов в международных проектах в области качества;
  • создание специальных структурных подразделений по управлению качеством подготовки специалистов (должности проректоров по качеству).
  • начата работа по обучению и повышению квалификации администрации и преподавателей вузов.[3]

Преимущества от создания СМК в вузе

В условиях усиления соперничества среди субъектов высшей школы целый ряд необходимых конкурентных преимуществ создает система менеджмента качества, сертифицированная в соответствии с требованиями ISO 9001:2000. Несомненные преимущества такой системы управления в том, что она упорядочивает образовательную деятельность, т.е. стандартизирует взаимоотношения между отдельными ее участниками и подразделениями , а именно:

  • упорядочивает деятельность внутри учебного заведения посредством описания взаимодействия между отдельными исполнителями и подразделениями;
  • является средством разрешения конфликтов между подразделениями, всеми участниками образовательного процесса: стандарт позволяет «договориться», т.е. принять консенсус, устраивающий оппонентов;
  • предоставляет дополнительное преимущество перед конкурентами: соответствие международным стандартам выводит любую деятельность на качественно новый уровень;
  • позволяет осуществлять постоянный мониторинг процессов посредством различных механизмов: самооценки, процесса постоянного улучшения, внутреннего аудита, что позволяет выявлять несоответствия и оперативно устранять их;
  • позволяет вовлекать весь преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал в работу по качеству, что позволяет использовать полностью потенциал вуза. Максимальное использование интеллектуального потенциала персонала и достижение вовлеченности в работу по качеству всего коллектива вуза становится возможным в случае обеспечения соответствия целей учебного заведения и его отдельных сотрудников; формирования атмосферы свободного обсуждения проблем и создания условий, благоприятных для успешного труда; развития системы мотивации сотрудников к выполнению работ без ошибок с первого раза и учреждения программ непрерывного повышения квалификации.
  • существенно улучшать и оптимизировать деятельность вуза и повышать результативность и эффективность работы;
  • усилить акцент на цели своей деятельности и достижении ожиданий потребителей;
  • достичь и стабильно поддерживать высокое качество своих услуг для удовлетворения потребностей и требований потребителей;
  • открыть новые возможности или сохранит уже завоеванные сегменты рынка услуг в сфере высшего образования;
  • получить признание со стороны заказчиков через процедуру сертификации;
  • брать участие в тендерах, в том числе международных. [4]

Можно конкретизировать преимущества от создания смк в вузе для различных групп потребителей:

1. Для абитуриентов и студентов:

  • повышается качество учебного процесса в результате систематизации, сбора, распространения, анализа и хранения всей необходимой информации (учебные планы, успеваемость и удовлетворенность студентов и т.д.);
  • снижается и сводится на нет число отмененных занятий благодаря четкой системе управления;
  • повышается уровень подготовки специалистов — выпускников вуза, возрастает спрос на них на рынке труда;
  • не остаются без внимания вопросы, предложения и жалобы студентов благодаря отлаженным механизмам взаимодействия.
2. Для работодателей:
  • гарантия того, что специалисты были подготовлены с учетом постоянно изменяющихся к ним требований;
  • уверенность в том, что качество подготовки специалистов вузом поддерживается постоянно на высоком уровне.
3. Для руководства и сотрудников:
  • улучшается контроль над всеми сферами деятельности организации благодаря полной прозрачности деятельности;
  • снижаются затраты за счет оптимизации основных и вспомогательных процессов;
  • уменьшается объем бумажной работы;
  • повышается прозрачность выполнения принимаемых решений;
  • совершенствуются внутренние потоки информации;
  • повышается инвестиционная привлекательность вуза;
  • каждый сотрудник четко осознает свою роль и вклад в деятельность вуза.
4. Для государства:
  • появляется гарантия того, что оказываемые образовательные услуги отвечают всем установленным требованиям;
  • внедрение СМК в вузах способствует интеграции высшего образования в мировую систему образования;
  • государство получает гарантию в целевом и наиболее эффективном использовании выделенных вузу бюджетных средств;
  • облегчаются процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации[5]

Проблемы создания СМК в украинских вузах

Ситуацию с обеспечением качества подготовки специалистов в Украине нельзя назвать благополучной из-за воздействия ряда факторов. Можно выделить перечень общих факторов, которые существенно ухудшили уровень предоставления услуг высшего образования:

  • отмена государственного распределения выпускников вузов;
  • дефицит специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики;
  • нестабильный спрос на специалистов- выпускников вузов;
  • снижение интереса к получению технических знаний;
  • сокращение финансирования с государственного бюджета общеобразовательной и научной деятельности и т.д..
  • работа вузов без смк.

Актуальность проблемы создания и внедрения систем менеджмента качества в образовательных учреждениях нашла отражение в международных проектах. Программой Темпус — Тасис Европейского союза при поддержке Министерства образования и науки Украины, в период с 2004 по 2005 гг. был поддержан и профинансирован проект SCM “Structural and Complimentary Measures” T008B03 «Программа разработки структурных и дополнительных мер по обеспечению контроля качества обучения».
По инициативе вузов Украины и при поддержке Министерства образования и науки Украины, Британского Совета (British Council/ REAP), Международного Фонда «Возрождение» проводились конференции и семинары по проблемам совершенствования качества образования и современным методам управления вузами, на которых, в том числе, обсуждались и результаты, полученные при выполнении научных исследований.
Однако, исходя из опыта разработки и внедрения внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях, можно выделить ряд проблем, которые затрудняют создание и эффективное использование таких систем:

  • отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию систем управления качеством образования в вузе;
  • отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях;
  • недостаточно прочные и стабильные связи с предприятиями промышленности и как результат - осуществление образовательной деятельности в отрыве от потребностей сегодняшнего дня;
  • отсутствие квалифицированных менеджеров «среднего звена» управления вузом;
  • неприятие профессорско-преподавательским составом новых принципов управления;
  • недостаточное содействие вузам во внедрении принципов менеджмента качества со стороны органов управления;
  • недостаточные объемы финансовых средств для эффективного проведения изменений и совершенствования своей деятельности.[6]

В связи с этим, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • разработать общий алгоритм проектирования и внедрения системы менеджмента качества вуза;
  • провести исследования основных рабочих процессов вуза, их основных закономерностей и взаимосвязей, определяющих качество образовательной деятельности в высшей школе;
  • определить показатели, характеризующие качество образовательного процесса и его результатов, и методы их измерения;
  • разработать базовую структуру системы менеджмента качества вуза в соответствии с требованиями стандарта качества, включая организационную структуру и структуру документирования системы менеджмента качества вуза;
  • разработать требования к построению и содержанию Руководства по качеству вуза, документированных процедур основных рабочих процессов и другой документации системы менеджмента качества вуза;
  • разработать модель и методику самооценки деятельности вузов с позиций менеджмента качества и провести ее апробацию.

Вывод

Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время — время возникновения рынка образовательных услуг, глобализации и интернационализации рынка образования, обострения конкуренции (по ценам, программам, специальностям), меняющихся потребностей рынка труда, выхода на рынок иностранных поставщиков услуг с отлаженным менеджментом качества, предложения новых форм и технологий обучения, возрастающих запросов потребителей и необходимости предоставления гарантии качества на образовательную продукцию, наиболее эффективным и комплексным методом улучшения качества предоставления образовательной услуги будет создание системы качества вуза, соответствующей стандартам серии ISO 9000. Именно внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001:2000 создаст основу для упорядочивания и деконфликтизации образовательного процесса, будет инструментом для профессионального разрешения и предупреждения разнообразных конфликтных ситуаций, способствовать удовлетворению требований внутренних и внешних потребителей: обучающихся, работодателей, руководства, сотрудников, государства[4]. То есть те вузы, которые хотят развивать свою предпринимательскую и инновационную деятельность и стремятся завоевать на рынке образовательных услуг и наукоемкой продукции прочные позиции, ориентироваться на потребителей, должны применять современные методы и стандарты управления качеством.


Список использованных источников

1. Качество образования в стратегии управления классическим университетом/Шафранов-Куцев Г.Ф.//Университетское управление: практика и анализ.- 2002.-№2.http://www.umj.ru
2. Развитие методологии создания системы менеджмента качества в вузе/Левшина В.В.//Университетское управление.- 2003.- N 2(25).- С. 60-63.http://www.quality.edu.ru/
3. Система менеджмента качества в техническом вузе. Опыт Новосибирского государственного технического университета/Востриков А.С., Пустовой Н.В., Афанасьев Ю.А.//Университетское управление: практика и анализ.- 2003.- №2. http://www.umj.ru
4. Структура системы управления качеством образования. Основные направления развития//Опубликовано в сборнике: Материалы научно-практического семинара "Проблемы управления качеством образования". Уфа: РИО БФ АТиСО.- 2003.- С. 15-23. ttp://www.quality.edu.ru
5. Внедрение международных стандартов качества и влияние их на подготовку высококвалифицированных специалистов/Викторов В.Г//http://www.education.rekom.ru/
6. Формирование системы менеджмента качества вуза/В.В.Левшина, В.К.Зиненко, Э.С.Бука, В.Ф.Харин//http://quality.eup.ru/





© ДонНТУ, Щербакова Е.В.