| ДонНТУ | > | Портал магистров ДонНТУ |                                                                                                  
Автобиогафия Реферат Ссылки Отчет о поиске Индивидуальный раздел

Цели участников Болонского процесса

ВВЕДЕНИЕ

           На сегодняшний день актуальность данной темы определяется тем, что Украина уже является неотъемлемым звеном в цепи образования Европы, тем самым подключив нас - студентов - к работе в новом для постсоветской сферы образования направлении.
           Целью данного реферата является анализ внедрения Болонской системы в систему образования нашей страны.
           К основным задачам можно отнести:
           - раскрытие основных целей Болонского процесса;
           - определение влияния Болонского процесса на нашу образовательную систему.
           Болонским процессом с 1999 года - года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств - стали называть движение, цель которого заключается в "гармонизации" систем образования, в первую очередь высшего, стран Европы. Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества, между вузами Европы и т.д.; и в итоге единая Европа станет более привлекательнее на мировом "образовательном рынке". Для обеспечения "гармонизации" системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалаврат - магистратура), введения единых систем образовательных кредитов (зачетных единиц), которые легко поддаются пересчету, одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.

ЦЕЛИ УЧАСТНИКОВ БОЛОНCКОГО ПРОЦЕССА

           Во-первых - участники процесса считают, что необходимо обеспечить развитие самостоятельности высших учебных заведений.
           Каждое учебное заведение - автономный институт, который действует внутри обществ, по-разному организованных в силу исторических и географических условий. ВУЗ хранит и создает, критически осмысливает и распространяет культуру своей страны. Храня традиции европейского гуманизма, университеты должны преодолевать политические и географические границы, утверждать потребность взаимного познания и влияния разных культур. Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей преподавательской и исследовательской деятельности ВУЗ должен быть морально и интеллектуально независимый от политической и экономической власти.
           Во-вторых - руководители университетов уверены, что учебный процесс в ВУЗе должен быть неотделимым от исследовательской деятельности. Это необходимо для того, чтобы преподавание отвечало потребностям общества, которые изменяются, и отвечало уровню развития научных знаний. Отбрасывая нетерпимость и будучи постоянно открытым для диалога, ВУЗ должен быть идеальным местом для встреч преподавателей, которые намереваются передавать знание и готовых углублять их через исследование, а также для встреч студентов, которые имеют на это право, способности и желания обогатить себя этими знаниями.
           В-третьих - участники процесса намереваются добиться расширения доступа к образованию для всех жителей Европы, а также создания единственного общеевропейского стандарта образования и рынка труда.
           Правительства стран ЕС согласились с необходимостью объединить свои высшие учебные заведения в единую сеть образовательных учреждений. Они поняли, что пришло время дать возможность, более того - стимулировать желание студентов мигрировать в рамках Европы в соответствии с их личными интересами, наличием вакансий в ВУЗЕ, тематикой лекций, имиджем местной профессуры, желанием молодых людей к перемене мест и, в конечном итоге, в соответствии со спросом на рынке труда. Университеты должны поощрять мобильность студентов и преподавателей, должна быть разработана общая политика предоставления стипендий, а также равнозначности статуса, знаний и экзаменов, без предвзятой мысли о национальных дипломах.
           Болонская декларация так формулирует задание, которое стоит перед европейским содружеством высшего образования: "Принятие системы и сравнимых степеней... базирующихся на двух основных циклах, начальному и следующему. Доступ ко второму циклу должен обусловливаться успешным завершением первого цикла, что длится не менее трех лет. Степень, которая присваивается после первого цикла, должна отвечать европейскому рынку труда, который обеспечивает достаточную квалификацию".
           Участником Болонского процесса является та часть высшей школы Европы, которая называется классической и выпускники которой получают дипломы категории "А". Но это не все образование. Есть еще так называемое профессиональное образование - высшие учебные заведения, которые выдают дипломы категории "В".
           Сегодня в Европе число выпускников с дипломами типа "В" постоянно растет и уже значительно превышает число тех, кто получает диплом типа "А". Но к настоящему времени эти ВУЗы практически находятся за рамками Болонского процесса.
           Между тем никто не запрещает в Украине наводить, так сказать, мосты между отдельными украинскими и европейскими высшими учебными заведениями. Уже подписаны немало соглашений в отрасли образования, как между правительствами, так и между отдельными ВУЗами.
           К сожалению, на Украину сегодня еще смотрят как на страну с переходной экономикой, хотя мы имеем один из наивысших в мире индекс образованности - 98 процентов. Вспомните: именно в Украине был создан третий в мире компьютер (в 1952 г.) - после США и Великобритании. Именно в Украине была сформирована всемирно-известная школа в области кибернетики и вычислительной техники во главе с академиками С. Лебедевым и В. Глушковым. И именно украинская школа создала такие направления, как искусственный интеллект, проложила новые подходы к разработке ЭВМ. Но никто, почему-то, не рвется изучать наш опыт высшей школы, которая дала возможность подготовить специалистов, которые сделали эти научные прорывы! Такой вот процесс выходит.

Заключение

           Вся внешняя политика Украины направлена на активное сотрудничество с европейским содружеством, уже проделан значительный путь. Украина вошла в Совет Европы, стала членом ОБСЕ, признанна государством с рыночной экономикой. Страна реформирует не только свою экономику, а практически все сферы жизнедеятельности. В частности, это касается и образования.
           В современном мире идет активный процесс поиска новых векторов развития высшей школы. 19 июня 1999 года министры образования европейских государств подписали общую Болонскую конвенцию, которая положила начало политике реформирования высшего образования и получила название "болонский процесс".
           Учитывая научные традиции отечественной научной школы, нужно рассмотреть Болонский процесс сквозь призму возможностей повышения эффективности функционирования системы учебы. Хочется верить, что Украина сделает правильный выбор, и Украиной будут руководить отечественные квалифицированные кадры, которые отстаивают национальные интересы. Наивысшее благо - знание, и его нельзя отнять.
           Я считаю, что болонский процесс имеет множество голосов и мнений как "за", так и "против". Но пока еще рано говорить о позитивах или негативах введения европейских стандартов в систему высшего образования Украины. Результат мы сможем увидеть только внедрившись в его течение.

Литература:


1. Лемуткина М. Проблемы вхождения России в единое образовательное пространство в Европе // Московский комсомолец. - 2007.
2. Шевченко И. И вся Европа в гости к нам. Болонский процесс // Донецкий кряж. - 2005. - № 1860.


назад в библиотеку