Коровкина Е. А. Вернадский В. И. как ученый, мыслитель, человек»
   

Коровкина Е.А.

В. И. Вернадский как ученый, мыслитель, человек




    ВВЕДЕНИЕ

    Отвечая на вопрос: «В какой сфере себя больше проявил Владимир Иванович Вернадский?», можно зайти в тупик, так как наследие этого человека настолько многогранно, что клише ученого или мыслителя теряются на фоне этого великого человека.

    Актуальность работы состоит в том, что для моих современников необходим пример видения научной проблематики не только с позиции современных достижений науки, но и рассмотрения ее философского и нравственно-этического аспекта.

    Владимир Иванович Вернадский– человек особой исторической эпохи – крайне противоречивой, переломной и в развитии науки, и в развитии техники и в развитии человечества в целом. Эта эпоха отразилась в его долгой жизни и творчестве, как в научном, так и в философском, повлияла на его гражданскую позицию, определила направление его нравственных исканий [2].

    Главной целью данной работы является ответ на вопрос: «В чем же состоит то великое наследие истории нашей науки и культуры, которое сегодня нередко называют «феноменом Вернадского»? [1]». Свою задачу я вижу в анализе материала позволяющего прикоснуться к разноликой личности Вернадского.

    Объектом исследования является проблема сочетания теоретических и экспериментальных знаний, открытия новых разделов науки и формирования научных школ, творчества и любви к Отечеству на примере великого ученого.

    Предмет исследования – след на страницах истории В. И. Вернадского как ученого, мыслителя и человека.

    Методами исследования можно назвать сопоставление фактов, мнений об ученом и анализ его творческого наследия.

    РАЗДЕЛ 1

    ВЕРНАДСКИЙ КАК УЧЕНЫЙ

    Разделы науки, научные направления, концепции, к которым причастен В.И Вернадский, разбивают обычно на две группы [2].

    Первая из них включает те, основоположником которых он был или являлся участником их создания: генетическая минералогия; геохимия; радиогеология; учение о симметрии и несимметрии как проявление качественно различных пространства-времени земных и космических тел и процессов; учение о живом веществе; биохимия; учение о биосфере; учение о естественных производительных силах как естественноисторическом фундаменте социального развития; концепции автотрофности; учение о ноосфере; науковедение и история научной мысли. По части направлений становление уже завершилось; учение о живом вещество и биосфере находится в процессе развития, а различные концепции, такие как - учение об автотрофности человечества основными идеями которой является отсутствие происхождения жизни, начала во времени (вариант бессмертия), возможность превращения людей в существа, способные синтезировать пищу непосредственно из неживой природы; ноосфере – новом состоянием биосферы, образующемся под влиянием научной мысли и человеческого труда, в котором человек становится крупнейшей геологической силой (принцип ноосферы – научная мысль и ее природное бытие), еще ждут своего осмысления и развития. В эпоху ноосферы человек становится основной движущей силой, неконтролируемое и неуправляемое действие которой может привести к вселенской катастрофе.

    Мне, да и любому моему сверстнику, невозможно не восхищаться человеком, который исследовал такое огромное количество областей науки, когда для нас, к сожалению, даже элементарное запоминание одних названий этих отраслей непростая задача.

    Вторая группа, охватывает направления, в которые В.И.Вернадский внес непреходящий по ценности вклад: геометрическая кристаллография, кристаллофизика, кристаллохимия, теоретическая геология, теория строения силикатов, учение о газовом строении Земли, география, почвоведение, история природных вод, гидрология, гидрохимия, общая биология, космическая биология, экология, космическая химия, радиохимия, метеоритика и космология, наука и научное мировоззрение, философские проблемы естествознания.

    При этом меня поражает не только количество охваченных им направлений, а качество исследований и анализа, объединяющихся в определенное мировоззрение, его эволюцию в эпоху научных революций. В.И.Вернадский занимался всеми видами научной работы: теоретической, экспериментальной, полевыми экспедиционными исследованиями. Был великолепным преподавателем. Из воспоминаний Л.Васильева: «Мы ждали его лекций как праздника. Они оживили мертвую природу. Камни заговорили [2]». Академик Петербургской АН, зав. кафедрой, профессор Московского университета, директор Геологического и Минералогического музея им. Петра Великого, один из организаторов комиссии по изучению промышленных естественных сил при Академии Наук и многих других научных учреждений. Особое внимание он уделял атомной проблеме. Речь 29 декабря 1910 г. в Санкт - Петербурге «Задача дня в области радия»: «Перед нами открывается в явлениях радиоактивности источники атомной энергии миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению… В глубоком сознании лежащего перед родной страной долга я решился выступить на нашем публичном торжественном заседании, чтобы обратить внимание на открывающееся перед нами дело большой общечеловеческой и государственной важности – изучение свойств и запасов радиоактивных минералов России. Оно не может, оно не должно дальше откладываться! [1]».

     Далее проводились им радиевые экспедиции в Забайкалье, Закавказье, Средней Азии, на Урале. Работа в институте Кюри. Благодаря его вкладу Президиум АН создает Урановую комиссию в составе 14 человек – научной элиты того времени, председателем стал А.Ф. Иоффе, Вернадский отказался от председательства и стал заместителем.

     Вернадский стал организатором и первым президентом АН Украины (1918). Нашей стране безумно повезло. Созданием Академии занимался выдающийся, авторитетный в стране и Европе ученый, высоко образованный человек, читавший на многих языках, специально изучавший академический опыт Европы, знавший изнутри достоинства и недостатки российской Академии, которая и была взята за образец. Человек с украинскими корнями, любивший Землю и народ Украины, обладавший огромным опытом общественно, парламентской и государственной деятельности. Украинская АН оказала своим существованием большую услугу культурному росту Украины [2].

     Вернадский организовывает на Крымском полуострове КЕПС(комиссию по изучению естественных производительных сил), которая объединяет небольшие научные силы полуострова: биостанции, обсерватории, ботанический сад, музеи и библиотеки, Боспорский университет. Крымская КЕПС стремительно двинулась вперед и уже через полгода вышел сборник с работами по морским, биологическим, минеральным ресурсам.

     Вскоре он просит освободить его от поста Президента АН Украины. В дальнейшем Вернадский всегда чувствует связь с Украиной.

     РАЗДЕЛ 2

     ВЕРНАДСКИЙ КАК МЫСЛИТЕЛЬ

    Мысли В.И. Вернадского о смысле жизни, устройстве общества, роли науки, образования, культуры, истории общества и науки и др., нельзя пересказывать, их следует приводить и размышлять вместе с ними, использовать полезные идеи в своей жизни.

    Описывать чужие мысли глупо, поэтому ученого необходимо цитировать [3]:

     «Мне уже выясняется та дорога, те условия, среди которых пройдет моя жизнь. Это будет деятельность ученая, общественная и публицистическая».

     «Общество тем сильнее, чем оно сознательнее, чем более в нем места сознательной работе по сравнению с другим обществом. Всякий его поступок тем более правилен, т. е. находится в гармонии с «общим благом»... чем ярче он является результатом работы большого числа людей, могущих мыслить».

     «Нет ничего в мире сильнее свободной научной мысли».

     «Из истории знания – и из своего внутреннего опыта – я знаю, какие неожиданные последствия бывают от случайных, необработанных, отдельно брошенных мыслей, если они коснутся воли и мысли искренней человеческой личности в нужный момент. Один такой случай оправдывает нередко труд жизни». Вернадский считал философию и науку двумя принципиально разными способами познания. Философия безгранична, она размышляет обо всем: о человеке, его внутреннем мире и о самом мышлении. Наука же ограничивается реальным миром».

     «История науки не делается этой коллективной работой. В ней выступают отдельные личности, резко выделяющиеся среди толпы или силой своего ума, или его ясностью, или широтой мысли, или энергией воли, и интуицией, творчеством, пониманием окружающего. Очень часто их открытия и стремления не могут даже быть поняты современниками: так далеко вперед уходит мысль отдельных лиц среди коллективной работы общества».

     Еще в 1918 г. Вернадский в письме Н.П. Василенко размышлял о Европейской конфедерации. Поразительной актуальностью обладают мысли В.И. Вернадского зафиксированные в 1920 г.: «…те вопросы, которые встали перед человечеством, выходят за рамки одного народа – они вечные». Только разум объединенного человечества, научная мысль и ее функция – наука способны решать стоящие перед человечеством проблемы. В.И. Вернадским постоянно подчеркивается защитная и охранная роль науки в сохранении человечества и поддержке его морального здоровья.

    РАЗДЕЛ 3

    ВЕРНАДСКИЙ КАК ЧЕЛОВЕК

    Раскрывая личность Владимира Ивановича, как человека, хотелось бы сказать о его образовании. В университете, имея возможность свободного посещения лекций, он прошел два курса математического отделения и практику в астрономической обсерватории. Значительное впечатление произвели на него лекции Менделеева, Докучаева, Бекетова и других ученых. Состоялся ли бы Вернадский как создатель учения о биосфере и о переходе её в ноосферу, если бы не поразительное совпадение по времени преподавания в Петербургском университете этих выдающихся умов? Ответить сложно. Еще следует упомянуть его учителя и друга Василия Васильевича Докучаева. До открытия биосферы произошло открытие почвы. Учение Вернадского о биосфере всей своей сутью связано с учением Докучаева о почве как о самостоятельном естественно - историческом теле природы. Вместе с другими первыми слушателями В.И. был соучастником открытия почвы Докучаевым. Но выйдя, на дорогу научного успеха, Вернадский вдруг оставляет биологию ради минералогии, кристаллографии, физической химии. Однако именно этот шаг даст ему впоследствии энциклопедическую широту взгляда на научные достижения, способность неординарно их осмысливать и возможность возврата к биологии на качественно новом уровне [4].

     Уверенная походка, прямой стан, легкость движений Вернадского привораживала всех, кто с ним встречался. Его лицо было пронизано красотой мысли. Скромный, всегда требовательный к себе и другим, он говорил, что «у меня не можно быть, у меня нужно работать». Ученый всегда строго придерживался детального распорядка дня, даже накануне Нового года он в десять часов гасил свет в своем рабочем кабинете и ложился спать [1].

     Моему поколению стоит позавидовать ученикам В. И. Вернадского, ведь требовательность преподавателей к студентам не всегда лежит на одной ступени с требованиями преподавателей, предъявляемым самим себе.

     Благодаря врожденным задаткам, воспитанию и влиянию близких людей стиль жизни Вернадского характеризовался постоянным поиском новых проблем. Он мог в одно и то же время заниматься решением нескольких проблем, которыми он обычно продолжал заниматься многие годы. В отличии от многих ученых, стремившихся к узкой специализации, Владимир Иванович оставался универсальным мыслителем. Однако это не мешало ему выделить основную линию жизни: «Мне теперь уже выясняется та дорога, те условия, среди каких пройдет моя жизнь. Это будет деятельность ученая, общественная и публицистическая… [5]».

     Он был заботливым отцом. Его увлеченность науками передалась детям, как и он сам перенял ее у своего отца. Дети очень любили своего отца и уже взрослыми проводили с ним исследования, участвовали в экспедициях. Они стали продолжателями его идей и учений. Что касается смысла, идеала и цели жизни, то для себя Владимир Иванович определил их в «доставлении наивозможной пользы окружающим», поскольку он считал, что его ценность, как и ценность всех остальных людей «оценивается не сама по себе, а по степени причастности к жизни всего человечества, по той реальной пользе, которую человек приносит окружающим, близким и далеким [4]».

     «Меня следует определять как русского по культуре и всему укладу жизни – правда, русского вся жизнь которого непрерывно была связана с Украиной».

     Украинский народ по праву гордится славой героев своей истории — подвигами казачества, великими свершениями государственных мужей и творцов культуры. Но как-то очень уж редко называют в этой «незабываемой шеренге» имя Вернадского. А ведь этот крупнейший натуралист ХХ века был потомком славного рода запорожских казаков, всегда считал Украину родной для себя землей, в его переписке можно встретить великое множество признаний такого рода: «Я так сильно чувствую свою связь и с Украиной, и с Киевом» (письмо к академику Н.П.Василенко, сентябрь 1921 года). Черты гражданина Украины и России и мыслителя мирового, даже космического масштаба сочетались в натуре Вернадского совершенно органично [5].

    ВЫВОДЫ

    Так в чем же состоит феномен Вернадского? Главным образом – в необычайной, поразительной для нашего времени научной универсальной специализации, разносторонности мышления, а главное- великих целей, которые он себе ставил и с успехом их достигал.

    Прошла долгая творческая, насыщенная событиями и неустанным трудом жизнь Владимира Ивановича Вернадского - Человека, Мыслителя, Ученого. Такой жизни может позавидовать каждый. Он рядом с нами оставил твердый след – своей личностью и бесценным интеллектуальным и рукотворным наследством.

    Мог ли он представить, что в ХХI веке он по-прежнему будет идти впереди многих ученых, студентов, исследователей и личным примером создавать эталон энтузиазма к своей работе и науке? Думаю, что нет.

    Полное понимание и осознание идей В.И. Вернадского, как и многих других ученых прошлого, всё еще ждет нас впереди. Как пишет заместитель председателя комиссии НАНУ по разработке научного наследия академика В.Вернадского А.Шевченко [3], известные экологи Н. Полунин (Великобритания), Ж. Гринвальд (Швейцария) предлагают серьезно задуматься о вернадскианской революции, под которой они понимают разработку и реализацию планетарной концепции, охватывающей окружающую среду, науку, образование и направленную на прогресс и благополучие человечества.

    Перед нами Ученый, который говорил (фрагменты записи в архивной «Хронологии» Вернадского за 1926г.): «Был у меня один молодой разговор, котором часто приходится вспоминать и чувствовать жизненную правду, мною тогда высказанную: на необитаемом острове, без надежды поведать кому-либо мысли и достижения, научные открытия или художественные произведения, без надежды выбраться – надо ли менять творческую работу мысли, или надо продолжать жить, творить и работать как будто живешь в обществе и стремишься оставить след своей работы в максимальном ее проявлении и отражении? Я решил, что надо именно так работать».

    Перед нами человек, который отстаивал свободу науки и образования, помогал голодающим и организовывал школы. Он боролся во всех инстанциях за судьбы своих любимых учеников. Помогал бедствовавшим жене С.Ольденбурга и дочери В.Короленко, хлопотал о пенсии для вдовы Грушевского. И нет конца этому перечислению.

    Он последним из «братства» покинул этот мир, высоко и достойно держа над головой как звезду для всех нас девиз «Жить для других, жить открыто! [2]».

    Вернадский принадлежит к тем классическим ученым, в руках которых становится наукой все, чего касается их мысль [6].

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Свистун Т. В. Вернадский ученый, мыслитель, человек [Електронний ресурс] : статья / Т. В. Свистун // Персональний сайт – Режим доступа к сайту : http://www.masters.donntu.ru/2008/mech/svistoune/ind/index.htm

    2. Ю. Киклевич. Великий Вернадский/ Киклевич Ю. / Наука. №3, 2003г

    3. Творческое наследие. Вернадский и современность// Сборник трудов международной научной конференции. 1998

    4. Из мыслей и набросков В.И.Вернадского [Електронний ресурс] : страница подготовлена по материалам к биографии В.И.Вернадского // Альманах "Прометей", том 15. -М., "Молодая гвардия",- 1988. – Режим доступа к сайту :http://kharkov.vbelous.net/famous/fam_phil/vernadsky.htm

    5. И. Сюндюков. Разум есть сила жизни/ Сюндюков И. /День. №26, 9 февраля 2002г

    6. Гумилевский Л.И. Вернадский [Електронний ресурс] : статья / Л. И. Гумилевский – Режим доступа к сайту : http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/gumilevsky.html#2802_5



     -Наверх-