Главная страница ДонНТУ
Портал магистров ДонНТУ
Автобиография
Отчет о поиске
Автореферат

Электронная библиотека

 Ссылки 
 Искусство фотографии

Магистр ДонНТУ 2009 Медведева Ю.Г.
МЕДВЕДЕВА ЮЛИЯ ГЕННАДИЕВНА

Факультет: Экологии и химической технологии
Кафедра : "Прикладная экология и охрана окружающей среды"

Группа ТТМ-08м

ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ


Составитель Медведева Ю. Г.

Предисловие


       Фотография всегда являлась неотъемлемой частью моей жизни. Мой дедушка Варвянский Борис Павлович очень любил фотографировать и снимать, тогда еще на кинокамеру. Он сам проявлял, глянцевал и обрезал фотографии. Именно благодаря ему и фотографиям, которые он сделал у меня остались такие «красочные» воспоминания о детстве.

Мой отец Медведев Геннадий Федорович также любит фотографировать. именно он открыл мне азы фотографии и помог сделать мои первые фоторгафии. Наверное это все и сыграло свою роль в выборе моего хобби.

Первые свои фотографии я сделала в 15 лет и с тех пор всегда занимаюсь фотографией в свое свободное время.

Проблема выбора фотоаппарата


      К фотографам часто обращаются за советом: какую купить фотокамеру? Увы, на такой простой вопрос однозначного ответа нет. Для начала надо определиться и ответить самому себе:

  • для чего вы покупаете фотоаппарат;

  • что вы хотите снимать;

  • и что будете снимать реально.

  • Только после этого можно подходить к выбору камеры осознанно. Если вы хотите загружать фотки в компьютер и посылать друзьям по Интернету, то вам нужен один тип камеры, и совсем другое дело — если вы решили заняться этим делом серьезно и снимать фотографии. Давайте из бесчисленного ряда типов и марок фотоаппаратов постараемся выделить несколько категорий и дадим им основные простые характеристики. Рассмотрим как пленочные, так и цифровые камеры (фототехнику для студийной съемки оставим профессионалам) [3, с. 35].

          Пленочные мыльницы: удобные небольшие камеры, которые можно носить с собой в сумочке, кармане, отличаются друг от друга объективами (возможностью приближать объект или снимать в небольшом пространстве), качеством оптики. Есть великолепные экземпляры с отличной оптикой и удобным управлением. Снимают на пленку, требуется дальнейшая проявка и печать. Их отличают удобство и простота, они годятся для домашней и туристической фотографии, но возможно и ограниченное профессиональное использование.

          Зеркалки с несменной оптикой: зеркальные камеры со встроенным объективом, как правило, имеют зум с переменным фокусным расстоянием. С такими камерами также можно приближать объекты, находящиеся вдали, или снимать в небольших помещениях, подходить близко к объектам съемки. Качество изображения может быть выше, чем у мыльниц. Достаточно громоздкие устройства и, на мой взгляд, недостатков в них больше, чем достоинств.

          Зеркалки со сменной оптикой: зеркальные фотокамеры с пентапризмой и возможностью смотреть на жизнь через объектив. Использовались практически всеми продвинутыми любителями и профессионалами. До прихода цифровых камер — основной рабочий инструмент газетных и журнальных репортеров. Преимущества зеркальных камер: возможность замены объектива, множество аксессуаров, богатая линейка оптики — от сверхширокоугольников до телевиков. Качество фотографий отличное. Недостатки: высокая цена, необходимость покупать оптику и пленку. Требуют бережного обращения. Достаточно большие и дорогие, чтобы брать с собой в отпуск или снимать, например, во время катания на горных лыжах.

          ПРИМЕЧАНИЕ Цифровые камеры отличаются от пленочных фотокамер лишь способом фиксации изображения. В обычном фотоаппарате используется пленка, а в цифровых камерах изображение попадает на матрицу, обрабатывается и затем в цифровом виде записывается на карту памяти. 4–5-мегапиксельные камеры дают очень качественную картинку и позволяют печатать фотографии форматом до 20х30 см. Камеры с матрицей 5–6-мегапикселов и более уже могут использоваться профессионалами, по качеству получаемого изображения они сравнимы с пленочными камерами. Камеры с матрицей 11–16-мегапикселов уже становятся альтернативой широким камерам 6х4,5 и 6х6 см и используются студийными фотографами.

          Цифровые камеры. Цифровые мыльницы: камеры с матрицей до 2 мегапикселов предназначены в основном для любителей Интернета, и качество отпечатков на бумаге низкое. Камеры с матрицей до 2–3 мегапикселов позволяют печатать снимки 10х15 или 15х20 см. Камеры с матрицей 3–5-мегапикселов имеют все достоинства хороших пленочных мыльниц. Камеры 5–6-мегапиксельные могут использоваться профессионалами. Преимущество — компактность и высокое качество изображения. 3–5-мегапиксельная мыльница — отличный выбор, если вам нужна семейная камера, позволяющая решать также и творческие задачи. Отдельные экземпляры размером с пачку сигарет очень удобны в походах или на горнолыжных склонах.
           ПРИМЕЧАНИЕ. Как правило, физический размер матрицы в зеркальных цифровых камерах меньше размера кадра на 35-миллиметровой пленке, поэтому объективы работают центром, и владельцам цифровых зеркалок необходимо учитывать, что фокусное расстояние объективов увеличится в 1,3–1,6 раза [1, с. 20 - 24].

          Вот несколько полезных советов. приоритет в покупке надо отдать камере:

  • известной марки;

  • с объективом с переменным фокусным расстоянием — зумом;

  • с поворотным жидкокристаллическим (ЖК) дисплеем (для цифровой камеры-«компакта»);

  • со вспышкой, которая не только включается-выключается, но и имеет несколько режимов съемки;

  • с возможностью точечного замера экспозиции;

  • с удобными и распространенными источниками питания.

  • Обратите внимание также, чтобы камера удобно лежала в руках.

          В хороших камерах может указываться минимальное возможное расстояние до объекта съемки. Чем это расстояние меньше, тем лучше, тем ближе к объекту съемки можно подойти, что важно для макросъемки. Встроенные вспышки с разными режимами не только позволяют снимать при плохой освещенности, но и могут выравнивать контраст и подсвечивать тени при ярком солнечном свете. С поворотным ЖК-экраном можно снимать не только с уровня глаз, но и с нижней точки или верхней — подняв камеру над головой, что удобно при большом скоплении людей. Источниками питания могут быть аккумуляторы или батарейки, например типа АА. Аккумуляторы долговечней, но батарейки стандартного размера всегда есть в продаже. Камеры с редким типом батареек непрактичны [3, с. 38].

    Почему важна правильная композиция.


          Наш мир трехмерен, так мы его воспринимаем зрением, поэтому любой перенос трехмерного пространства на плоскость есть урезание этой реальности, некая условность. Как человеческий язык оперирует буквами, словами, предложениями — своего рода символами действительности, так и визуальный язык фотографии разговаривает со зрителями на языке форм, очертаний, цвета, светотени. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.
    Чтобы снимать красивые, яркие, запоминающиеся фотографии, надо знать законы композиции, которые пришли из живописи и проверены веками. Кроме этих общих законов изобразительного искусства есть и свои специфические правила, существующие лишь в фотографии, которые изменяются вслед за совершенствованием техники [2, с. 50 - 51].
          СОВЕТ: Законы композиции надо соблюдать, но без фанатизма: иногда их можно и нужно нарушать, иначе все снимки были бы похожи один на другой. Однако прежде чем нарушать, надо знать, что нарушаешь, то есть вернемся к основам композиции. Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.
    Композиция уравновешенная, фотография производит приятное впечатление, и кажется, что ни одно изменение не возможно [2, с. 52].

    Сюжетный центр и равновесие

    У любой хорошей фотографии должен быть некий главный объект, иногда его называют смысловым или сюжетным центром. Это то, ради чего автор забирался в горы, преодолевал пустыни или просто отвлекался на время от веселья в кругу друзей, чтобы вынуть фотокамеру и нажать на кнопочку. Этим центром могут быть «я на шашлыках», «теща на кухне», а может быть и заснеженная вершина, одинокое дерево, человеческое лицо или просто изящный изгиб линий в абстрактном натюрморте. Сюжетный центр в фотографиях новостей — это, как правило, политические деятели во время официальных встреч, обычные (или необычные) люди на улицах, спортсмены и их эмоции во время соревнований. В простых домашних фотографиях сюжетный и геометрический центр часто совпадают, то есть главный объект находится прямо по центру снимка. Такими карточками переполнены семейные альбомы, и листать их, а тем более рассматривать фотографии интересно только самым близким родственникам. Если фотограф стремится делать что-то большее, чем снимок «я на фоне...», то надо быть готовым к тому, что времени и сил придется потратить больше.

          Для чего необходимо равновесие на снимке? Дело в том, что любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес. В силу традиций (возможно, потому, что мы читаем и пишем слева направо) мы по-разному воспринимаем вектор движения.

    Даже простые сюжеты с правильной и уравновешенной композицией могут выглядеть привлекательно [4, с. 41].

          Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность. Вообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем (это ваш друг, семья, собака, новые ботинки), то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый, и люди «прилипли» к фону (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей). Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.
    Туман разделил планы,создал глубину и внес таинственность в достаточно скушный деревенский пейзаж [4, с. 42].

          Постарайтесь мысленно распределитьпланы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана.

    Ритм

    Еще одно важное выразительное средство — ритм, то есть изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Вся наша жизнь есть чередование дней и ночей, времен года, поэтому ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение [4, с. 41 - 42].

    Решающее мгновение

    Самое главное, что отличает фотографию от других изобразительных искусств, — это кажущаяся достоверность. Разумеется, в наше время тотальной компьютеризации и существования компьютерных программ, таких как, например, Adobe Photoshop, нельзя полностью доверяться изображению. Однако в начале становления фотографии как способа отображения реальной действительности ей не было равных в плане правдивости и точности.

          Эта «фотографичность», документальность была одновременно и достоинством, и недостатком. Копируя действительность такой, как есть, фотографы лишались возможности создавать произведения искусства, их творческая фантазия могла воплотиться лишь через «грубый реализм» жизни. Возможно, поэтому многие фотографы прошлого пытались подражать живописи, и самыми распространенными жанрами были портрет и пейзаж. В силу несовершенства техники фотографы избегали съемок бытовых сцен, применяли мягкорисующие объективы-«монокли», тем самым они, лишая изображение признаков реальности, придавали фотографиям некую обобщенность и даже «художественность». Первые репортеры не читались своими в среде фотографов-художников, их снимки не принимались на выставки и снисходительно оценивались как работы второго сорта. Так, чтобы поддержать свой фотографический авторитет, фотограф Карл Булла, известный сейчас всем как автор исторических репортерских фотографий, снимал и пейзажи, участвовал в выставках, но кто сейчас помнит эти его художественные снимки? С быстрым развитием техники фотографам покорялись все новые объекты, и сейчас уже никого не удивит, что современная профессиональная фотокамера репортера может снимать со скоростью до 10 кадров в секунду, одновременно передавая изображения (файлы) на компьютер прямо бильдредактору.Что было недостатком, постепенно стало достоинством, и мы можем «ловить момент» и выхватывать из будничной жизни все самое интересное и захватывающее. Как и раньше, огромное значение для фотографа имеет «решающее мгновение», или самый выразительный миг. Фотограф может нажать на кнопочку чуть раньше или чуть позже, и вот момент упущен и его не повторить. Поэтому всем взявшим в руки камеру скажу: будьте внимательны и следите за развитием ситуации, может, в следующий момент как раз произойдет что-то интересное, так будьте готовы нажать на кнопочку [5, с. 64 - 65]!

    ЛИТЕРАТУРА

    1. А. Беленький. - Фотография. - М.:Школа мастерства, 2006, - 184с.

    2. А. Ю. Газаров. - Цифровая фотография на отдыхе. - СПб.: Питер, 2006. - 128 с.

    3. Ли Фрост. - Фотография - вопросы и ответы. - М.: Арт Родник, 2003, - 128 с.

    4. Т. Данилова. - Цифровая фотография. - М.: Питер, 2005, - 144 с.

    5. Ли Фрост. - Современная фотография. - М.: Арт Родник, 2003, - 160 с.


    Электронная библиотека

     Искусство фотографии




    © ДонНТУ 2009 Медведева Ю.Г.