RUS UKR ENG ДонНТУ Портал магистров

Магистр ДонНТУ Борщ Антон Александрович
ФИО: Борщ Антон Александрович
Родился: г. Донецк, 24 октября 1987 г.
Школа: №69 г. Донецка 1994-2004 г.
Университет: В 2004 г. поступил в ДонНТУ
Факультет: Экономики
Специальность: Управление инновационной деятельностью
Направление: Мотивация и стимулирование инновационной деятельности предприятия
Руководитель: доц. кафедры ЭПР, к.э.н. Фищенко Оксана Николаевна
Год выпуска: 2010

Биография Автореферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске Индивидуальный раздел

Автореферат магистерской работы Борщ А.А.

Актуальность темы

Приоритеты в развитии мирового экономического сообщества сегодня таковы, что позиции каждой отдельной страны, уровень ее могущества, определяются не только обеспеченностью основными видами стратегических материальных ресурсов, но и напрямую зависят от достижений государства в области инноваций, его научно-технического потенциала, способности создавать и эффективно использовать новые знания, выступающие необходимым условием успешной конкуренции и экономического роста. В свете таких тенденций первостепенное значение для Украины приобретает построение и реализация модели инновационного развития экономики, о которой уже много говорилось, но реальных и ощутимых шагов в этом направлении наше государство пока так и не сделало.

Движение по инновационному пути развития возможно только при наличии благоприятных условий для эффективной реализации накопленного инновационного потенциала страны и его дальнейшего наращивания, построения действенного механизма управления инновационными процессами. При этом следует указать на немаловажное, и даже в какой то степени определяющее, значение психологических аспектов инновационной деятельности, играющих решающую роль в преодолении инновационной инертности субъектов предпринимательства различных форм хозяйствования, собственников капитала, государства. Возникает объективная необходимость изменить отношение людей к новой реальности, психологию восприятия ими инноваций, привить понимание значения и роли активизации инновационных изменений. Достичь этого можно только на основе глубокого познания действительных мотивов и возможности стимулирования инновационной активности различных субъектов. Поэтому всесторонняя проработка аспектов мотивации и стимулирования, выступающих одними из решающих причинных факторов результативности инновационной деятельности особенно актуально сегодня.

Анализ и обобщение материалов публикаций отечественных и зарубежных исследователей таких как Аркадия Пригожина, Абрахама Маслоу, Леймана Портера, Скотта Майерса указывает на недостаточную разработку вопросов мотивации в сфере инновационной деятельности на предприятии. Следует, конечно, отметить, существование большого количества информации в экономической литературе, касающейся мотивации деятельности трудовой, но специфика инновационных процессов отвергает возможность идентичной трактовки всех понятий, присущих категории «мотивация» и «стимулирование», применительно к этим двум видам деятельности.

Цель и задачи исследования

Целью магистерской работы является выявление и усовершенствование механизма мотивации и стимулирования инновационной деятельности предприятия.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

  • определить сущность и особенности мотивации и стимулирования в контексте инновационной деятельности
  • осуществить анализ общего механизма мотивации и стимулирования
  • определить разные подходы к мотивации и стимулированию инновационной активности на предприятии
  • обработать экономические аспекты мотивации и стимулирования
  • предложить усовершенствованную модель механизма мотивации и стимулирования
  • сформулировать рекомендации из оптимизации инновационной деятельности предприятия с помощью мотивации и стимулирования

Объект и предмет исследования

Объект исследования - процессы инновационной деятельности, которые вызваны с помощью мотивации и стимулирования.

Предметом исследования являются принципы и методы управления мотивацией и стимулированием в направлении инновационной деятельности предприятия.

Методы исследования

Методологической и методической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, психологов, управленцев, законы Украины, указы Президента Украины, решения Верховной Рады Украины, указы Кабинета Министров Украины, статистические дани Государственного комитета статистики Украины.

В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы познания: логический анализ при определении механизма мотивации и стимулирования инновационной деятельности, факторный анализ, статистические методы.

Научная ценность

Научная ценность магистерской работы состоит в обосновании предложений относительно мотивации и стимулирования инновационной деятельности предприятия и в усовершенствовании уже существующей модели.

Основное содержание магистерской работы

Теоретические основы мотивации и стимулирования

Разные исследователи, как зарубежные, так и отечественные, в зависимости от взглядов, убеждений, методологических подходов по-разному описывают сущность явлений, которая прячется за понятиями «мотивация», «стимулирование». Но, проанализировав, была выявленная одна обобщенная сущность этих понятий. Также была выявлена роль мотивов и стимулов, как ключевых понятий к соответствующим процессам.

Анимированная схема
Рисунок 1 Схема формирования мотивационной структуры

Рассмотрена модель механизма мотивации и стимулирования в контексте инновационной деятельности. Установлен характер связей между его составными элементами.

Методические подходы к мотивации и стимулированию инновационной деятельности на предприятии

Рассматриваются существующие способы мотивирования деятельности на предприятии, а также разные пути её стимулирования. Проанализировав результаты, которые были получены – определилась связь между причиной и следствием, для дальнейшего усовершенствования механизма относительно мотивации и стимулирования. Выявленные экономические аспекты инновационной деятельности, а также характер влияния на их показатели за счет рассмотренных методов. Определены различные условия, которые могут непосредственно влиять на уровень эффекта от тех или других мер по мотивации и стимулированию инновационной деятельности предприятия.

Рекомендации относительно мотивации и стимулирования инновационной деятельности предприятия

Будет предложен усовершенствованный механизм мотивации и стимулирования, а на его основе будут сформулированы рекомендации относительно оптимизации инновационной деятельности предприятия.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

  1. Мотивацию и стимулирование в сфере инновационной деятельности следует рассматривать как необходимый элемент системы управления прогрессивными изменениями на предприятии, как источник интенсификации инновационной активности различных субъектов, как действенное средство преодоления инертности их мышления.
  2. Познание сущности явлений, скрывающегося за терминами «мотивация», «стимулирование» , позволит понять, что побуждает участников инновационных процессов принимать те или иные решения, какие мотивы и стимулы лежат в основе их поведения, каким образом можно активизировать желательные для инновационной деятельности мотивы и ослабить те из них, которые сдерживают движение по инновационному пути развития.
  3. Объективная действительность вызывает настоятельную необходимость разработки общего механизма мотивации и стимулирования инновационной деятельности, при правильном построении которого, знание принципов и специфики функционирования в зависимости от конкретных условий, возможны «сверхрешения» в области инноваций. При этом главная идея механизма должна заключаться не в принуждении субъектов совершать какие-либо изменения, а в пробуждении интереса к самому содержанию инновационной деятельности. Конечно, никто не может сказать, с достаточной степенью уверенности, как детально действует мотивация, какой силы должно быть мотивационное воздействие, когда сработает мотивообразующий фактор, тем более, почему он сработает в каждом конкретном случае и к какому результату приведет. Но даже понимание структуры и последовательности действия мотивационного механизма инновационной деятельности уже выступает немаловажным фактором для повышения эффективности ее осуществления.

Литература

  1. Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. изд. 3-е. - М.: «Советская энциклопедия», 1974. - Т16
  2. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). — М.: Политиздат, 1989. – 232 с.
  3. Дафт, Ричард Л. Менеджмент/ Пер. с англ. В.Вольского и др.; Под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. – 832 с.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. для вузов. 3-е изд. - М.: Гардарики, 2001. – 528 с.
  5. Занюк С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. - К.: Эльга - Н: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. – 702 с.
  7. Сорока І. «Дух капіталізму» і «дух підприємництва» як генератори мотивації ділової активності // Схід. 1999. - №6. - с. 9-17
  8. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. - М.: ЭКМОС, 1999. – 256 с.
  9. Шелюбская Н. «Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы». — 2001. — № 3.
  10. Маслоу А., Мотивация и личность/ Пер. с англ. А.М.Татлыбаевой. - Спб.: Ихтик, 1999. – 299 с.

© Borsch Anton. 2009