ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ> Кудлай Тамара Васильевна
Об авторе Реферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске Индивидуальное задание UKR ENG
Магистр ДонНТУ Кудлай Тамара Васильевна

Кудлай Тамара Васильевна

Факультет: Менеджмента и инноваций

Специальность: Менеджмент персонала и экономика труда

Название темы выпускной работы: Развитие персонала предприятия

Руководитель: доц. к.э.н. Е. В. Чумаченко


Социальный пакет – метод привлечения и

удержания квалифицированной рабочей силы

Кудлай Т. В. Поторочин С. О.


Сегодня в Украине между предприятиями идет конкурентная борьба за лучшую рабочую силу. Решающую роль в этой борьбе играет способность предприятия предложить квалифицированному рабочему не только высокую заработную плату, но и условия труда и отдыха. Необходимо чтобы работник не просто хотел работать, но и хотел работать на данном предприятии. Особую роль в привлечении и удержании квалифицированной рабочей силы играет социальный пакет предприятия.

Что же представляет собой социальный пакет? Социальный пакет – это совокупность льгот, привилегий, благ и поощрений, предоставляемых компанией его сотрудникам. Основная цель – это создание для персонала компании стимулирующих условий труда, с акцентом на привлечение и удержание сотрудников. Для предприятия это система действий, позволяющая максимально использовать трудовой потенциал каждого сотрудника. Что касается работника, то следует говорить о факторах, заставляющих человека действовать с целью достижения определенного результата для предприятия в целом и для себя лично. Для работника социальный пакет в определенной степени является мотивационным стимулом.

В настоящее время на предприятиях мотивации персонала придают большое значение. Сейчас система мотивации — это баланс материальных и нематериальных стимулов.

Разработка системы оплаты труда является внутренним делом предприятия. Например, в «Приватбанке» доход сотрудника состоит из заработной платы и социального пакета. Заработная плата состоит из постоянной части, представляющей собой фиксированный оклад, и переменной части — различных поощрительных выплат. Наличие оклада для многих категорий должностей, например тех, которые связаны с продажами, само по себе уже выступает мотивирующим стимулом.

В «Приватбанке» разным категориям сотрудников предлагают различные социальные пакеты. В таком случае работников делят на группы по категориям: по занимаемым должностям (менеджеры среднего звена, линейные менеджеры, рядовые сотрудники, обслуживающий персонал и т. д.), по направлениям деятельности организации — структурным подразделениям, по стажу работы, возрасту, образованию и т. д. Разумеется, обычно с повышением ранга должности и стажа работы на предприятии социальный пакет сотрудника дополняют новыми привилегиями. Но нередко бывает, что и новому работнику предприятие предлагает дополнительные льготы, которых, не имеют даже сотрудники с большим стажем. В этой ситуации предприятие исходит из ценности конкретного сотрудника и старается обезопасить себя от переманивания важных кадров конкурентами.

Различие социальных пакетов для разных категорий сотрудников обусловлено не только их большей или меньшей значимостью для предприятия, но и в том, что при составлении социального пакета учитывают потребности сотрудников. Так вот, эти потребности неодинаковы и зависят от должности, специфики выполняемой человеком работы, его возраста, образования и т. д. Например, рядовые сотрудники меньше, чем менеджеры линейного и среднего звена, заинтересованы в получении различных страховок и льгот, предпочитая им денежные выплаты. Молодых специалистов скорее заинтересует программа обучения, чем медицинская страховка, а тех, у кого есть дети, — детские программы по обучению и отдыху, а не абонементы на посещение молодежных клубов.

Таким образом, на одном предприятии может существовать сразу несколько социальных пакетов, рассчитанных на разные категории сотрудников. Отдельно разрабатывают индивидуальные социальные пакеты для редких специалистов. И, наконец, существуют программы, зависящие от занимаемой должности и предоставляемые менеджерам высшего, а иногда и среднего звена (статусные социальные пакеты).

Стандартный социальный пакет, предлагаемый сотрудникам при найме, может включать в себя:

• Полное или частичное выполнение требований КЗоТа;

• Бесплатное питание;

• Оплачиваемый проездной и спецодежда;

• Курс адаптации и обучения для неопытного сотрудника, для опытного – стажировка;

• Развитая корпоративная культура (участие в праздниках, возможность получить какие-то подарки).

Отличительная черта этой группы мотивационных факторов — их безадресность. То есть их предоставляют конкретному работнику потому, что он является сотрудником данного предприятия, без учета каких-либо его индивидуальных потребностей.

Для менеджеров среднего звена чаще всего предлагают:

• Безлимитный мобильный телефон;

• Оплату обучения за счет компании;

• Беспроцентный кредит на приобретение крупной техники или ремонт;

• Медицинское страхование;

• Оплата посещения спортивного клуба (бассейн, тренажеры, фитнесс, сауна);

• Выплаты и подарки за лояльность во время корпоративных праздников.

Отличие этой группы от предыдущей в том, что она учитывает пожелания и потребности конкретного сотрудника, то есть имеет адресную направленность.

Кроме того, для представителей высшего и среднего менеджмента существуют особые социальные пакеты, в которых собраны меры, направленные не только на стимулирование деятельности данной категории сотрудников, но и на поддержание имиджа компании, статуса ее руководителей, на выполнение ими представительских функций. В статусный мотивационный пакет включают такие пункты, как:

• участие в прибыли компании, например получение процентов от прибыли, акций;

• предоставление персонального служебного автотранспорта;

• закрепление за сотрудником личного водителя;

• покрытие представительских расходов без авансовых отчетов;

• возмещение стоимости бизнес-аксессуаров и т. д.

Таким образом можно сделать вывод о том, что социальные пакеты на предприятиях играют большую роль в борьбе за квалифицированные кадры. А в наше время, когда интеллект стал двигателем прогресса, это особенно важно.

Список литературы:

1. http://www.zarplata.ru/a-id-11131.html Мотивация - плюс для работника 04.09.2006 М. Л. ИВАНОВА, советник юстиции 2 го класса «Работа & зарплата» © Издательство "Деловой мир" 2006 г.

2. http://info.srochno.ua/articles/23/216 Мотивационный пакет компании Проляка Александра

3. «Социальный менеджмент» конспект лекций Следь А. Н.