Автор: Ларина Р.Р.

Источник: Научный информационный журнал «Бизнес информ» №3-4'07 с. 98-102



Логистический аудит в обеспечении эффективной деятельности промышленых предприятий

Развитие интегрированной логистики приводит к снижению затрат в системе

В новых экономических условиях работы центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономической системы региона - предприятию. Это определено тем, что именно на уровне предприятия создается необходимая обществу продукция. Ведь на предприятии сконцентрированы наиболее квалифицированные кадры, используется высокотехнологическая и высокопроизводительная техника и технология, разрабатываются бизнес-планы, используются инновационные стратегии развития, осуществляется управление производством и сбытом продукции. Но на предприятиях имеется большое количество нерешенных проблем, много сложных и неоднозначно оцениваемых процессов. При довольно ясной общей направленности украинских реформ в области экономики тактика рыночного поведения отдельных предприятий региона во многом остается дискуссионной.


По среднестатистическим данным, сегодня в Украине около 30% цены товара составляют расходы на его движение в цепи снабжения, которые формируются за счет таких логистических операций, как снабжение, распределение и сохранение. В то же время в Германии этот показатель не превышает 10%, а в Великобритании - 8% [1]. Как видим, на предприятиях Украины имеется явный резерв снижения расходов. Но прежде чем вести речь о стратегии снижения расходов, необходимо определиться с тем, где они формируются, что даст возможность эффективно использовать резерв. Одним из инструментов поиска имеющихся резервов снижения расходов в цепи снабжения является логистический аудит, который позволяет поставить диагноз.


Анализ литературных источников [2 - 8] показал, что текущим процессам, действующим в пределах предприятия и вне него, присущ межфункциональный характер, т. е. успешное выполнение миссии предприятия, достижение поставленных целей зависит от деятельности многих функциональных подразделений. Недостаточный уровень контроля, слабый уровень координации между ними приводит к увеличению расходов и снижению прибыли. А впрочем, именно прибыль является обобщающим показателем деятельности логистической системы в целом.


Вследствие выполнения логистических операций могут возникать потери прибыли из-за утраченных возможностей. Уровень прибыльности предприятия, его конкурентоспособность целиком зависят от эффективности логистической деятельности, а точнее, от надлежащего контроля за ней. Итак, актуальность приобретает вопрос аудита логистической деятельности промышленного предприятия. При этом разработка методических рекомендаций и внедрение логистического аудита будут содействовать исследованию и оценке логистических операций. Именно логистический аудит, как составляющая экономического контроля, обнаруживает и раскрывает новые возможности функционирования логистической системы, определяет эффективность ее деятельности, соответствие действующему законодательству, правовым документам, исследует организацию производства, планирование, сохранение финансовых ресурсов, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, качество выпущенной продукции, достоверность отображения хозяйственно-финансовых операций в учете и отчетности в пределах отдельного предприятия.


Для логистики предприятия существенным вопросом является не столько определение общей площади складов, необходимого вида транспорта и маршрутов, сколько установление, насколько эффективно это делается, насколько полно удовлетворяются потребности потребителей и как, в итоге, это отражается на прибыли. Триединая задача современной логистики предприятия - управление материальными потоками по всей цепи снабжения в направлении и в интересах конечного потребителя с целью достижения максимальной эффективности процессов. Но нельзя же эффективно управлять тем, чего четко нельзя измерить.


Анализ деятельности ряда промышленных предприятий Украины показал, что небольшие предприятия, где более четко можно отследить движение материальных потоков, обычно достигают высокой логистической эффективности на своем уровне. Но этого нельзя сказать о больших промышленных предприятиях, которым очень тяжело управлять процессами. Проблемой является и то, что большие промышленные предприятия восходят своими корнями еще в советское прошлое, когда никто не учитывал внимания на такие логистические активы, как транспорт, склады, складское оборудование и погрузочно-разгрузочные устройства. Еще и сегодня финансовые руководители рассматривают эти активы как непрофильные и не проводят оценку эффективности их использования.


Главная проблема отечественных предприятий в том, что руководство и специалисты не отслеживают движение товара в логистической цепи. В структуре предприятия самостоятельно функционируют отделы закупки, сбыта, склады сырья, транспортный цех, склады готовой продукции и т. п. Каждое подразделение при таком подходе работает само по себе, без учета интересов других структурных подразделений, решает возникающие проблемы в одиночку. Их руководство не всегда сознает, насколько задачи их подразделений связаны и зависимы между собой. Что же касается руководителей высшего звена управления, то они не всегда могут проследить за бизнес-процессами и выявить проблемы на отдельных участках. Более того, они не могут в такой ситуации даже понять, как и почему эти проблемы возникают.


Что касается специалистов по логистике, которые, кстати, есть не на всех предприятиях, то они, как правило, выполняют функции обслуживания - в их задачу входит своевременное обеспечение производства сырьем и материалами, доставка товара потребителю. Их действия не воспринимаются как необходимая и высокая управленческая функция. В большинстве случаев руководство отечественных предприятий воспринимает логистику лишь модной и интересной, считается, что ее следует применять лишь для решения какой-то конкретной задачи, скажем, для выбора транспорта и маршрута доставки, то есть логистика используется фрагментарно, что без системного видения не может дать того синергетического эффекта, который и определяет главную задачу логистики.


Относительно привлечения к решению проблем предприятия посторонних организаций - консультантов по логистике, то к ним также обращаются только для того, чтобы решить какую-то прикладную задачу: выбрать технологию работы склада, внедрить компьютерную систему управления, решить транспортную задачу, рассчитать проект нового склада. При этом руководство предприятиями забывает или не обращает внимания на то, что при внедрении инноваций и улучшений в одной из цепи снабжения руководствоваться нужно, в первую очередь, их функциональной востребованностью и эффективностью, которую можно измерить.


Таким образом, главным вопросом является необходимость четкого определения места и роли изменений в общей структуре движения товарно-материальных ценностей, финансов и информации. В случае отсутствия у руководства такой логистической потребности и целеустремленности на повышение эффективности операций целесообразность внедрения заказанной новой технологии обосновать невозможно, не говоря уже о каких-то гарантиях.


Особенностью проведения логистического аудита является то, что он позволяет проанализировать материальные потоки и соответствующие им финансовые и информационные, выявить скрытые логистические затраты, четко обозначить случаи несоответствия финансовых показателей материальным потокам.


Цель логистического аудита направлена на привлечение пристального внимания высшего менеджмента предприятия к логистическому подходу в управлении цепочками снабжения. Ведь только контролируя и управляя материальными потоками, можно реально управлять предприятием. Профессиональная диагностика логистической системы предприятия позволяет полностью ощущать бизнес-процессы, происходящие в цепи снабжения. По ее результатам будут приниматься взвешенные и финансово обоснованные решения, направленные на улучшение всей логистической системы и повышение эффективности бизнеса.


Ведь первая задача логистического аудита - правильно спозиционировать логистику в общей структуре предприятия, соразмерить логистические цели и стратегии с глобальными стратегиями предприятия.


Еще одна важная задача - финансовая. Это связано с тем, что именно логистический аудит определяет основные источники скрытых логистических затрат и, соответственно, потенциальные зоны улучшения логистических процессов. Одна из возможностей - снижение операционных расходов - на складирование, транспорт, погрузка-разгрузку и т.п. Решением этого вопроса должно стать создание единого логистического бюджета, который будет включать затраты по всей цепи снабжения - от организации заказа к обеспечению эффективных продаж. При этом необходимо создать соответствующую систему управления этим бюджетом.


После этого можно переходить к решению третьей задачи логистического аудита – внедрению современных логистических технологий, направленных на повышение эффективности работы всей цепи снабжения.


В результате последовательного решения этих задач можно достичь повышения финансовой эффективности предприятия посредством улучшения логистической функции и значительно уменьшить размеры необходимого оборотного капитала.


Согласно международному нормативу «Использование результатов работы внутреннего аудитора» внутренний аудит логистической деятельности промышленного предприятия предлагается осуществлять по таким направлениям:



  • анализ системы учета и внутреннего контроля логистической деятельности;

  • изучение финансовой и оперативной информации относительно логистических операций (по отдельным статьями затрат);

  • изучение эффективности управленческих решений на разных уровнях хозяйствования;

  • анализ адекватности политики в сфере менеджмента предприятия;

  • оценка качества информации;

  • разработка проектов управленческих решений в сфере логистической деятельности;

  • проведение стратегического анализа;

  • разработка прогнозов логистической деятельности.


С целью повышения эффективности и результативности аудита логистической деятельности, учитывая вышеуказанные направления, предлагаем логистический аудит промышленного предприятия проводить в десять этапов (табл. 1).



Таблица 1. Методика проведения аудита логистической деятельности промышленного предприятия



Этап проверки Источник информации Процедура логистического аудита
1.Проверка системы управления логистической деятельностью План развития предприятия, результаты аналитических исследований, объяснительных записок, специальных исследований и т. п. Анализ места логистики в деятельности предприятия. Анализ организационной структуры, выполняющей логистические функции. Анализ концепции и стратегии логистической деятельности предприятия. Поиск возможностей для усовершенствования организации логистической деятельности
2. Проверка системы планирования логистической деятельности Бизнес-план предприятия Анализ места плана логистической деятельности в структуре бизнес-плана. Выявление резервов усовершенствования системы планирования логистической деятельности
3. Аудит закупочной логистики Материалы деятельности закупочной системы, контракты Анализ обеспечения согласованности действий между службами снабжения, производства и сбыта. Анализ оптимальности принятия решений «сделать или купить». Оценка правильности определения типов закупок. Анализ выбора поставщиков и организации поставок материально-технических ресурсов на предприятие. Оценка эффективности контроля за закупочным процессом
4. Аудит производственной логистики Устав, структура управления производством, отчеты об использовании производственных мощностей, формы организации производства, ведомости на содержание и эксплуатацию оборудования Анализ и выводы относительно концепции производственной деятельности, производственной стратегии. Анализ эффективности подходов и систем, которые используются при управлении материальными потоками в пределах внутрипроизводственной логистической системы предприятия. Анализ действующей системы организации производства: схемы движения материалов и готовой продукции, поиск возможностей их оптимизации. Анализ и оценка основных показателей производительности производственной системы, затрат производства, производительности труда, ущерба

5.Аудит распределительной логистики
Материалы деятельности сбытовой системы, учетные данные, журналы-ордеры №11,10,10/1, ведомость 16, Главная книга Анализ эффективности действующей системы сбыта: каналов распределения, организации и методов деятельности, торговых посредников предприятия, надежности поставок, запасов товаров на складах предприятия, затрат на сбыт, портфеля заказов и объемов реализации продукции
6. Аудит транспортной логистики Технологические карты, маршрутные листы, тарифы Анализ эффективности использования транс­портных средств, которые привлекаются к перевозке грузов. Анализ экономического обоснования выбора подвижного состава для перевозок. Оценка средних объемов поставок. Анализ эффективности маршрутов. Оценка экспедиционного обслуживания и логистических расходов, связанных с транспортировкой. Поиск возможностей относительно повышения эффективности перевозок
7. Анализ организации складских процессов Технологические карты, технологические графики Анализ эффективности выполнения логистического процесса на складе. Анализ эффективности использования складских площадей, погрузочно-разгрузочного оборудования. Анализ использования концепции грузовой единицы. Выявление возможностей повышения эффективности складских работ
8. Аудит логистического сервиса Материалы по послереализационного обслуживанию потребителей Проверка существующих на предприятии стандартов качества обслуживания. Анализ уровня логистического обслуживания. Оценка эффективности системы качества логистических услуг. Анализ рекламаций относительно нарушения договорных обязанностей. Анализ уровня логистических расходов, связанных с сервисным обслуживанием. Поиск резервов повышения эффективности уровня логистического сервиса
9. Аудит информационной логистики Анализ коммуникационной системы предприятия, эффективности ее работы. Анализ логистических информационных систем, которые используются на предприятии
10. Оценка эффективности логистической деятельности Отчетность предприятия Анализ показателей эффективности логистических расходов в динамике. Анализ доли логистических затрат в объеме сбыта. Разработка мероприятий по оптимизации логистических затрат

ВЫВОДЫ


Таким образом, для достижения цели деятельности логистической системы предприятия нужна интеграция компонентов этой системы по нескольким направлениям.


Во-первых, в функциональных звеньях логистики (физическое распределение, поддержка производства, снабжение) ее компоненты (местонахождение и распланирование, коммуникация, транспорт, запасы, склады и упаковка) должны быть интегрированы на основе общих затрат.


Во-вторых, физическое распределение, поддержка производства, снабжение в одном логистическом усилии должны быть скоординированы в единый материальный поток.


В-третьих, логистическая политика должна быть взаимосвязана с другими частями экономической политики предприятия (маркетинговой, производственной, финансовой, инвестиционной и др.).