• Болонский процесс

    Бирюков В.В.
    Донецкий национальный технический университет

    Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой же начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году. Украина официально присоединилась к Болонскому процессу в 2005 году, когда министр образования Станислав Николаенко в Бергене подписал Болонскую декларацию от имени Украины.

    Основные положения Болонской декларации

    Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация содержит семь ключевых положений:
    1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
    2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
    3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
    4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
    5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
    6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
    7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

    Лично моё отношение к Болонскому процессу крайне негативно. И вызвано оно не боязнью чего-то нового, перемен или смены режима, а совсем другими причинами. На мой взгляд, вступление в Болонский процесс, это не та, первостепенная сфера в образовании, на которую необходимо тратить как людские так и денежные средства. Т.к. от одного присоединения к странам этого договора, уровень нашего образования сам по себе не возрастёт. Не стоит ли потратить эти силы и средства на приведение в порядок учебных заведений, повышение зарплат, техническое переоборудование. К примеру, в нашем университете (ДонНТУ) до сих пор нет нормального свободного доступа в интернет для учащихся и преподавателей. И тут я не говорю о создании классов с огромным парком компьютеров, а о бесплатных точках с Wi-Fi интернетом. Это просто смешно, и о какой интеграции и тому подобных вещах можно вообще говорить? Не стоит ли начинать с этих вроде бы простых вещей?
    Складывается такое впечатление, что Болонский процесс, многие воспринимают как панацею от всех бед, однако, на мой взгляд её введение в последствии сыграет с отечественным образованием злую шутку. Одним из постулатов Болонской конвенции является, как было сказано выше, прозрачная интеграция и текучесть кадров. Ну и ответьте честно мне на вопрос: «При всех проблемах, описанных мною выше, будем ли мы наблюдать очереди абитуриентов и студентов из Европы? Где эти толпы немцев, французов да хотя бы поляк?». Ничего ведь не мешает выпускать высококвалифицированные кадры без Болонского процесса. В пример могу привести Японию, на которую так любит ссылать Юлия Владимировна Тимошенко в вопросах политики, экономики и социальных преобразований. Япония не в Болонском процесс, но это не мешает ей выпускать высококвалифицированны кадры, которые ценятся во всём мире и такого студента с лёгкостью зачислят в любой вуз, просто потому, что он при необходимости сам досдаст разницу, к чему ему рейтинги, модули и др., если он и так компетентен в своей специальности. Если ничего не поменять, то в ближайшем будущем мы не только ничего не получим от этой конвенции, а только потеряем, так как станет легче вывозить из страны лучших кадров, предлагая им, минимальные заработные платы для Европы, которые будут казаться тут нам с вами просто заоблачными для молодого специалиста.
    Никто не спорит, что для развитых стран Европы такая система принесёт только пользу Они обладают свободой передвижения (Шенгенская зона), единым управляющим центром(Евро Союз), единой валюта (евро) и единая система образования сама по себе напрашивалась. Но стоит ли нам сломя голову бросаться в омут за странами Евро Союза или оперируя опытом и состоянием отечественного образования выработать свою стратегию развития?