ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Иваненко Иван Иванович

Хацько Олег Александрович

Факультет энергомеханики и автоматизации
Специальность: Обогащение полезных ископаемых

В обнимку со стихами

1. Общие сведения о поэзии

   Поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное. Дополнительной мерой речи является стих (стихотворная строка), а так же рифмы, метр и проч. Нередко слово поэзия употребляется в метафорическом смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст; во избежание путаницы в научной литературе существует поэтому тенденция избегать слова поэзия и говорить исключительно о стихе (стихах), однако и такое словоупотребление не свободно от недостатков, поскольку основное значение термина «стих» — отдельная стихотворная строка. В современной культуре под поэзией обычно понимают вид искусства, забывая, что и в нынешней повседневной жизни достаточно текстов поэтических, но нехудожественных (например, рекламные). Исторически же стихотворными могли быть тексты любого содержания, вплоть до научных и медицинских трактатов. Целесообразность облекания этих текстов в стихотворную форму была связана с тем, что таким образом текст дистанцировался от обыденной речи, маркировался как наиболее важный, значимый.

   Стих (др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:

художественная речь, организованная делением на некоторые ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции авторов («античный стих», «стих Ахматовой»)

отдельная строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха»)

Термин восходит к античному метрическому и силлабо-метрическому стихосложению. В этих системах, основанных на оппозиции долготы-краткости гласных, определенная последовательность долгих и коротких слогов сама по себе создавала ритмический образец. Такие повторяющиеся образцы являлись структурными элементами текста и делили его на сегменты:

- заданная последовательность слогов (обычно от двух до пяти) называлась стопой;

- заданная последовательность стоп (обычно от четырех до одиннадцати) называлась стихом;

- заданная последовательность стихов (обычно от двух до четырех) называлась строфой.

Стих делился на метры — группы стоп, объединенные общим ритмическим ударением, иктом. В стихах, состоящих из трех- и более сложных стоп, метром обычно бывает одна стопа (напр. дактилический метр —́ UU). В стихах, состоящих из двусложных стоп, метром обычно бывает группа из двух стоп (напр. ямбический метр U—́ ¦ U—). Отсюда стих различается по двум критериям:

по количеству метров — бывают диметр, триметр, тетраметр, пентаметр, гекзаметр, гептаметр, октонар и т. д.;

по количеству стоп — бывают диподия, триподия, тетраподия, пентаподия, гексаподия и так далее.

Любой стих может быть акаталектическим, каталектическим и гиперкаталектическим:

акаталектический — стих, в котором все стопы сохраняются без изменений;

каталектический — стих, в котором длина последней стопы уменьшена;

гиперкаталектический — стих, в котором длина последней стопы увеличена.

 

2. Стихотворные размеры

Однодольный размер

Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть одна, две, три или четыре.

Двудольные размеры

Хорей — двудольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Ямб — двудольный размер, с ударением на последнем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Трехдольные размеры

Дактиль — трехдольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, четвертый, седьмой и т. д. слоги.

Амфибрахий — трехдольный размер, с ударением на втором слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, пятый, восьмой и т. д. слоги

Анапест — трехдольный размер с ударением на третьем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются третий, шестой, девятый и т. д. слоги

Логаэд

Все стихотворные размеры, приведенные выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп.

Использованные источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Поэзия

http://ru.wikipedia.org/wiki/Стихотворные_размеры

 

3. Собственные попытки

А я стрелял…

А я стрелял мечтою наугад,

      Да как всегда отчаянно и мимо,

             Жаль только ветер оборвал мой сад,

    Одел в тоску моё простое имя.

 

            А мне хотелось слышать всех и вся,

             Остаться просто, просто человеком,

            Под дождиком, что шепчет морося,

              Дойти до края с этим ржавым веком.

 

              Всё держится на страхе пасть до дна,

    Железным эхом дула автомата,

        Споёт мне чёрная и глупая война,

   Когда уходят в никуда ребята.

 

       Всё вкусно, правильно и горячо,

     И вроде бы не далеко и совесть,

            Да только каждый вскинет на плечо,

         Написанную им самим же повесть.

 

Накладка на пульс

     Золотит горизонт шар горящий,

           Бьёт запястье мой пульс неустанно,

                   Тёплый дождь, так прекрасно звенящий,

          Воду льёт мне на лоб из-под крана.

 

            Мы с тобой говорим этой строчкой,

    Языком не остывшего чувства,

    Одинокой мартовской ночкой,

  Когда в комнате тихо и пусто.

 

        Когда снова пробьёт мои шторы,

         Ранний свет своей яркой стрелою,

Вспоминаю твои разговоры,

И скучаю за жизнью былою.

 

     Сколько новых и светлых идей,

    Мы дотащим до лучшего часа?

           Сколько встретится добрых людей,

         В этом ритме вселенского вальса?

 

Новорожденный

      Новорожденный вышел на поле,

    Закатал рукава словом чистым,

    И по чьей-то незыблемой воле ,

         Полетел в небеса ветром быстрым. 

 

Разрисовано тело планеты, 

     Городами людей света ждущих,

Мы тоскливою ночью одеты,

Голосами по вере идущих.

 

И стреляли в горячее сердце,

          Проливалась кровь красной рекою,

   Но на белых снегов полотенце,

        Воин крест пишет крепкой рукою.

 

            Не пройди мимо правды, не струсь,

            И ответь за свой выбор пред всеми,

Когда душат Великую Русь,

         Не сгори в этом смертном гареме.

 

     Твоя жизнь проплывает годами,

   Испаряются дни словно ртуть,

              Звёздным небом, мечтающим с нами,

          Пусть осветит тебя Млечный Путь.

 

 

Ум без сердца-пуля без стрелка

 Я почти не слышу вздох домов,

               И так смутно верю завтрашней надежде,

      Гвозди дырки бьют в лице гробов,

             Заснул и встал, и всё опять как прежде.

 

              Трамваи, люди, город шумный, пыльно,

       Звенит в кармане мелочь на проезд,

      Сотру я стороной ладони тыльной,

                    Со лба усталость, атмосферу сдешних мест.

 

По детски зашагаю по дороге,

                Гримасу выброшу, прохожим улыбнусь,

               Не посмотрю себе на кочках я под ноги,

         И в мире новом неожиданно очнусь.

 

          Глаза в глаза, как в зеркале всё вижу,

 Себя,друзей и прошлые мечты,

        Мне кажется, что небо стало ближе,

 А в сердце зацвели моём цветы.

 

       Как будто не затухнут, не исчезнут,

        Моя свеча, мой взгляд и крик души,

        Но всё уйдёт и в память дни залезут,

       Пройдут года, ты вслед им помаши.

 

                  Плыву с мечтой через бордюры и газоны,

    Сегодня мне с ней точно по пути,

      И еле слышно, как доносят звоны,

Ветра на белых крылья позади.

 

Прости непонимания прохладу,

          Вдруг прыгни просто так до потолка,

  И обретёшь себя ты как награду,

         И выйдешь, пусть один, но из полка.

 

Ухожу я хрустальной рекой

 Когда распустит ива свои косы,

    Расправит ветер крылья до небес,

          Ответит красным цветом на вопросы,

Закат, что на плечо моё залез.

 

Я кидаю в эфир свои мысли,

   Их сдувают часы словно прах,

     Только в памяти буквы и числа,

Разгулялись, как эхо в горах.

 

          По пятам за мной ходит свобода,

          Без улыбки, без жестов, без фраз,

     И на край голубой небосвода,

Тянет слово моё ещё раз.

 

Каменистое дно городское,

   Прижимает к себе всё вокруг,

  Затвердеет то стадо людское,

                Когда ты станешь прошлым мой друг.

 

    Свои чувства в слёзы мокаю,

      Наше время схвативши рукой,

Я тебя навсегда отпускаю,

   Ухожу я хрустальной рекой.

 

К началу страницы
ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе