Вернуться в библиотеку

Конограй В.Ю., Лемешко Г.А. Даосизм и его значение в духовной культуре Китая


Даосизм и его значение в духовной культуре Китая


«Не выходя со двора, мудрец познает мир, не выглядывая из окна, он видит естественное Дао.
Чем больше он идет, тем меньше познает.
Поэтому мудрый человек не ходит, но познает»

                                            Дао-де Цзин (48 чжан)


         В своей работе я обратилась к религии даосизм, потому что великая культура Китая всегда интересовала и привлекала меня. Работая над данной темой, я получила еще одну возможность узнать больше об этой стране, еще раз убедившись, что Китай – поистине велик и достоин нашего внимания. Доказательством этому есть и то, что в последние десятилетия возрастает роль Китая в культуре, мировой политике и экономике. Эта страна обладает культурой, которая может заставить людей посмотреть на мир с иной стороны, тем самым, дав понять им, что мы можем жить другой жизнью – счастливой, приносящей тепло и любовь всему живому.
         Даосизм – китайская религия, возникшая в виде самостоятельной философской доктрины в IV – III вв. до н.э. Она оказала огромное влияние на культуру Китая, отразив важнейшие представления и ценности его народа. Эта религия всегда была представлена обособленными и замкнутыми сектами, а даосские священники поддерживали порядок в потустороннем мире втайне от простого народа.
         Основателем даосизма считается Лао-Цзы. Имя и работы древнекитайского философа известны всему философскому миру. В его главной работе – «Дао-де-Цзин» идет речь о едином первоначале всего сущего – единой субстанции и одновременно мировой закономерности Дао.
         Кроме Лао-Цзы нельзя не назвать другого даосского мыслителя, Чжуан-Цзы (IV-III вв. до н.э.), автора трактата, названного его именем. Для мировоззрения Чжуан-Цзы огромное значение имела концепция «уравнивания сущего», согласно которой мир представляет собой некое абсолютное единство. Он считал, что в этом мире ничто само по себе не является ни прекрасным, ни безобразным, ни большим, ни малым, но все существует только относительно чего-то другого.
         Выйдя из недр этих народных верований, даосизм всегда, особенно в период Средневековья был неразрывно связан со всеми аспектами быта и духовной культуры китайцев. Даосы верили в царство демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами Небеса, уготованные для праведников. В Средние века учение о бессмертии обернулось культом долголетия, а доктрина Дао, как источника жизни – культом многодетности, богатства.
         С IV- IV вв. многие положения даосского учения подверглись пересмотру и все более пользовались официальным признанием. Появились первые собрания даосской литературы, оформившейся в «Даосский канон» (Дао цзан). В VII- VIII вв. возникает институт монашества и монастыри. В это же время даосизм начинает проникать в Корею и другие страны дальневосточного региона. Поздние даосы пытались превратить свое учение в государственную религию. Они разработали по буддийскому образцу заповеди, составили список заслуг и проступков для добропорядочных подданных Поднебесной. Самые суровые кары полагались за государственную измену и бунт. В XII в. на севере Китая появляются новые школы, одна из – «Учение совершенной истины» приобрела сильное влияние в китайском обществе, которое сохранилось и в современном мире. Основное внимание в ней уделяется нравственному совершенствованию и практике созерцания.
Однако отношение монархов к даосскому учению не всегда было приятным, порой оно подвергалось и гонениям. Только при власти китайской династии Мин (1368-1644) даосизму, как истинно национальной религии, оказывалось особое благоволение. Первые императоры даже сами отправлялись в горы, где искали встреч с даосскими отшельниками с целью получить у них рецепты вечной молодости.
         В наше время даосизм популярен в КНР, на Тайване и среди китайских эмигрантов в разных странах. Религиозные группы, практикующие даосизм, подверглись в КНР разгрому в 1960-70-х годах в период «Культурной революции», а с начала 80-х начали активно восстанавливать свое влияние почти повсеместно, тогда же была восстановлена и созданная в 1953 году Всекитайская Ассоциация последователей даосизма. Ныне активно действующие храмы божеств китайского пантеона обслуживают шаманы, предсказатели судьбы, хироманты. Даосские святые места посещают сотни тысяч верующих. Большую популярность во всем мире приобретают такие, базирующиеся на даосском учении искусства, как фэншуй (геомантия), цигун (психофизиологические практики, связаннее с дыхательной гимнастикой), некоторые стили традиционных боевых искусств ушу, китайская астрология.
         Наиболее глубокое понимание сущности даосизма лежит на пути исследование Дао. Каждый философ видел в нем обозначение истины, глубочайшей правды и праведного пути жизни. Ведь мудрость приверженца Дао – это не знание и не искусство, а некое умение – не затемнять суетным деланием великий покой бытия; она прозрачна и светла, возвышенна и необъятна, как само небо.
         Очень важно и то, что мудрость Дао обращена к сердцу каждого человека. В даосизме жизнь и смерть лишь ступени всеобщей метаморфозы. Человек – микрокосм, который вечен: со смертью его физического тела дух растворяется во вселенной. Бессмертие достигается путем слияния с Дао, как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга.
          Древние китайцы не знали, что такое радоваться жизни и отворачиваться от смерти, не гордились появлением на свет и не противились уходу из мира. Они приходили и уходили, не доискиваясь до начала, не устремляясь мыслью к концу, радуясь тому, что даровано им. Они жили в беспредельной гармонии с миром, чем заслуживают нашего уважения.
         Влияние даосизма на китайскую прозу отразилось в выражении идей против насилия и воплощении идеи знания, и нравственного совершенствования. В живописи поражают особое понимание и чувствование природы. Существовали специальные сочинения о том, как писать пейзаж той или иной горы, какой смысл нужно вкладывать в пейзажи.
         Настоящий мастер должен находиться в долине чистой и светлой, подобно его духу, ибо природа врачует душу. Он должен быть странником, но путь его странствий не должен происходить во внешнем мире.
         Даосизм оказал очень сильное влияние на китайскую культуру. Так, изучая эту религию, понимаешь невольно то, что главным в ней становится не рассудительное, а эмоциональное восприятие мира. Культура чувств и эмоций во много делает человека человеком, способствует достижению социального идеала.
         Таким образом, даосизм – это путь цельного существования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь оказываются собранным в свободном, беспредельном единстве. Следуя по этому пути, мы сумеем сохранить достоинство и величие духа.