Вернуться в библиотеку

Конограй В.Ю.Ноосфера, как символ цивилизации типа


Ноосфера, как символ цивилизации типа


Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может –
должен – мыслить и действовать в новом аспекте,
не только в аспекте отдельной личности,
семьи или рода, государств или их союзов,
но и в планетарном аспекте.
                                            В. И. Вернадский.


         В 1925 г. В.И. Вернадский - Великий русский ученый, мыслитель, естествоиспытатель, основоположник геохимии, биогеохимии, учения о природных водах, минеролог, кристаллограф, радиогеолог, автор трудов по философии естествознания и науковедению обосновал гениальную гипотезу развития человечества, науки и техники, геологии и биологии – гипотезу о ноосфере.
         И на сегодняшний день Учение о ноосфере в нашей науке, философии и культуре является чрезвычайно сложным и актуальным. Имея своих сторонников и противников, идея ноосферы переходит в разряд открытых публичных дискуссий с участием ученых разного профиля. Это связано, в первую очередь, с осознанием всем человечеством той опасности, которая ему угрожает в XXI веке. В связи с сложившейся ситуацией в 2002 г. была создана – Ноосферная Духовно – Экологическая Ассамблея Мира.
         Современное общество, сформировавшееся под воздействием техногенной культуры, переживает глобальный кризис, требующий всестороннего и направленного решения. Экономические, социальные и экологические прогнозы на XXI век неутешительны, продолжается истощение природных ресурсов, загрязнение вод и почв. Связано это не только с наукой и техникой, а, прежде всего, с духовными и нравственныим качествами людей, в особенности тех людей, в руках которых находятся капиталы и власть. Без повышения и дальнейшего развития духовного и социального потенциала невозможно реализовать ноосферный проект. Именно ноосферную концепцию надо связать с формированием в обществе позитивных духовных и социальных ценностей.

Идейные истоки учения о ноосфере


         Несмотря на появление представлений о единстве Природы, мир неживой материи и живого вещества, мир Человека и общества в XIXв. еще не были взаимосвязанными в сознании ученых. Таким связующим звеном оказалось учение В. И. Вернадского о ноосфере. В. И. Вернадский полагал жизнь космическим явлением. Феномен жизни, возникновение живого вещества он считал естественным этапом развития материи. Гипотеза о том, что жизнь явление космическое, имеет подтверждение: поскольку жизнь существует на космическом теле – планета Земля она зависима от ее природы.
         Пленка жизни, возникшая на поверхности планеты, многократно ускоряла все процессы ее эволюции за счет способности поглощать и утилизировать энергию космоса, и прежде всего Солнца, и трансформировать с ее помощью земное вещество. Сравнение ровесниц Земли и Луны наглядно демонстрируют эффективность живого вещества как катализатора мирового процесса развития. На протяжении всей истории Земли количество живого вещества в биосфере согласно оценкам В. Вернадского было практически постоянным. За счет энергии Солнца возникли так называемые геохимические циклы, или круговорот веществ в природе, в который вовлекались все новые и новые массы первичной материи. Начали возникать толщи осадочных пород, которые преобразовывались затем геологическими и геохимическими процессами.
         Эта картина общепланетарного развития включала в себя и появление человека – носителя Разума, который еще раз многократно ускорил все процессы, протекающие на планете. Уже в первые годы XX в. он начал говорить о том, что воздействие Человека на окружающую Природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И, как следствие, он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие Природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума – в ноосферу [5, c.21-25]

Анализ современности с точки зрения концепции ноосферы


Рассмотрев конкретные примеры относительно экологии, быта, информационной деятельности человека, производства и образования, можно проследить на сколько обеспокоено человечество относительно своей деятельности на современном жизненном этапе.

Ноосфера и экология


         Так, в настоящее время все больше проявляется фрагментов гибельного пути, начиная от увеличения бесплодия человека и возрастания числа нежизнеспособных родившихся. В г. Мариуполе, как и в других городах Донбасса, например, только 10 из 100 не имеют органических изменений, что объясняется химическим загрязнением среды обитания, наркоманией и алкоголизмом.
         Актуальной является и проблема парникового эффекта Земли. Нарушение сложившегося в природе равновесия приводит к перегреву планеты, к все более частым и серъезным природным катастрофам (небывалые наводнения в Западной Европе и Австралии, волна арктического холода в Сибири и Китае, отсутствие зимы на Украине и т.д.). Жизненно важной является также проблема сокращения озонового слоя, защищающего органические существа Земли от губительного излучения солнца. За последние 10-15 лет озоновый слой становится тоньше на 3-5% ежегодно, и этот процесс идет по нарастающей.
         По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 6% смертности последних лет связаны с глобальным потеплением климата и уменьшением озонового слоя Земли, что привело не только к стихийным бедствиям на планете, но и к сильным перепадам атмосферного давления, жесткому солнечному излучению и другим негативным для жизни факторам. Отсюда – рост сердечных, гипертонических и онкологических заболеваний.Сложившаяся ситуация вновь актуализирует задачу исследования возможностей учения о ноосфере как идеального проекта гармонизации взаимодействия общества, человека и природы [7, c.174-176].
         Идеи гармонизации активно разрабатываются за рубежом в таких направлениях гуманитарного знания, как гуманистическая экология, глубинная экология, экотеология, экофеминизм и других направлениях экософии, представители которых призывают к созданию Этики Земли, включающей в сферу своего внимания не только человека, но и всё живое, весь космический порядок, к революционному изменению сознания с целью выработки экологического мышления.

Ноосфера в контексте информационной среды


         Рассматривая информационную сферу деятельности, необходимо отметить такие явления, как Internet и СМИ, которые на сегодняшний момент сильно влияют на сознание человечества, той его части, что задействована в формировании ноосферы.


         Единственным положительным фактором влияния является:

- информационная глобализация, легкий доступ необходимой информации, доступность сообщения даже между разными континентами (+);


         Все последующие факторы влияния явл. отрицательными:

- перенасыщение информацией, как следствие, потеря ориентиров для отбора нужной информации, нервное перенапряжение в попытках всю информацию усвоить (-);

- разобщенность людей, вследствие замены живого общения другими источниками информации, предлагаемой миром компьютеров и навязываемой СМИ (-);

- информационная глобализация и, как следствие, вытеснение этнических особенностей наций взглядами, доминирующими в мире (-).


         Постоянный контакт с ЭВМ, в свою очередь, замыкает, сковывает разум человека. Главная опасность заключается в том, что она втягивает, приобщает человека к миру иллюзий, воздействуя на человеческую психику, по некоторым данным в семь раз сильнее самых мощных наркологических средств.

Ноосфера относительно бытовой стороны жизни человека


         Наука преобразила быт до неузнаваемости. Стала возможна жизнь в отрыве от природы, среди стекла и бетона. Изменения также можно разделить на позитивные (+) и негативные (-):

- улучшение гигиенических и санитарных условий (+);

- уменьшение времени, уделяемого работе по домашнему хозяйству, высвобождение времени для личностного роста (+);

- малоподвижный образ жизни (-);

- снижение иммунитета и сопротивляемости организма внешним воздействиям (-);

- психологическое давление, оказываемое на человека ограниченным пространством и большим количеством людей вокруг, как следствие, желание оградится от остальных, закрытость, равнодушие, «одиночество в толпе» (-) [4, c.57-58].

Ноосфера и ее влияние на переоценку стратегии образования


         Рассматривая вопросы образования, неизбежной становится констатация факта отсутствия полноценной образовательной системы для ряда стран. Аналогичная ситуация сложилась и в Украине, где до сих пор отсутствует национальная идея. И украинизация отнюдь ею не является, так как не в языке дело, а в цели, которую он формулирует.
         Очередной проблемой в данной области стал вопрос и о значительном росте информации. Ситуация осложняется каждый год. Так, по данным экспертов Gartner Group, в нашем мире знания удваивались каждые 150 лет в XIX веке, каждые 25 лет в конце XX века, каждые 5 лет в настоящее время, каждый год к 2010 г. И каждые 72 дня к 2020 г. Учитывались печатные издания, текстовые и электронные сообщения, телефонные звонки, теле- и радиотрансляции, аудио и видеозаписи, web-страницы и другие информационные источники.
         Общая проблема - переизбыток информации, которая никак не структуирована и не превращена в знания. Парадокс заключается в том, что, увеличение объема информации не означает автоматического увеличения знаний.
         Решая проблему отсутствия комплексных знаний в какой-либо области, ученые предлагают, используя современные компьютерные технологии, извлекать смысл из текстов. При этом они строят такую иерархию, образующую информационную пирамиду: - Мудрость;- Знание;- Информация;- Данные.
         Именно такое построение пирамиды объясняется тем, что всегда ценился, ценится и будет цениться только мудрый управленец. Ведь именно качественное управление вывело ведущие страны на передовые позиции [8, c.316-317].

Ноосфера и экономика на современном этапе


         В мировой экономике успешность бизнеса начала определяться нематериальными факторами – «знаниями». Раньше стоимость компаний составляли финансовый капитал, здания, оборудование и другие материальные ценности, сейчас же главным источником богатства становится интеллектуальный капитал.
         В этих условиях правильно выработанная система образования с акцентом на формирование верных целей развития (а не обслуживание социального заказа) играет немаловажную роль. Новый менеджмент обязан обеспечить:

- доступность всех знаний и информации;

- создание систем мотивации для обмена знаниями.


         Цель нового менеджмента – соединение наиболее рациональным и экономичным образом тех, кто владеет знаниями, с теми, кто их ищет [8, c.318].


         Задача XXI века – изменить сложившуюся стратегию образования. И в данном вопросе значительную помощь может оказать расширение гуманитарной составляющей в системе образования. Именно ее мы должны попытаться «встроить» в мыслительные структуры инженера для получения настоящей высокопрофессиональной ориентации и реализации возможности гуманно оценивать свои решения и действия [6, c.126-130].

Понимание ноосферы и современные ее интерпретации


         Слово «ноосфера» составлено из греческого «ноос» — разум и «сфера», оболочка Земли.
         В «Набросках о ноосфере» В. И. Вернадский приступил к разработке программы сознательной глобальной эволюции, которую не успел завершить и оставил в наследство будущему поколению ученых. В. И. Вернадский не раз писал о том, что согласованное с Природой развитие общества, ответственность и за Природу, и за ее будущее требуют специальной организации общества, создания специальных структур, которые будут способны обеспечить это совместное согласованное развитие. Следовательно, ноосфера – это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах Человека, его будущего.
         Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. И Вернад-ский ставит вопрос: «Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?». И это сомнение приводит его к мысли о том, что «…ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества» [5, с.24].
         В результате роста человеческой культуры в XX в. все более резко меняется (химически и биологически) лик планеты, воздушная оболочка суши и все ее природные воды. Сверх того, человеком создаются новые виды и расы животных и растений. Человек должен теперь принимать все большие и большие меры к тому, чтобы сохранить для будущих поколений никому не принадлежащие морские богатства [3, с. 480-481].
         Переход в ноосферу требует коренной перестройки всего нашего бытия, смену стандартов и идеалов. Человек может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности.
         Само учение В. И. Вернадского о природе вообще и живой природе человека в частности, расширенное до космопланетарного масштаба, выдвинуло задачу по осмыслению нового этапа всеобщей биосоциальной эволюции, которая должна носить сознательный, целеполагающий, регулирующий, а следовательно, оптимизирующий характер. Идея ноосферы активно интерпретируется, развивается в науке и философии наших дней [2, с.5].
         Таким образом, в настоящее время в дополнение к 4-м сферам планеты Земля (литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы) человечество построило 5-ю сферу – ноосферу, которая продолжает строиться и совершенствоваться [1, c.101]. На этапе ноосферы возрастает роль научного разума в его неразрывной связи с философией, т.к. речь идет о задачах по сознательному воздействию на процесс перехода биосферы к его сознательному состоянию.
         По мнению В. И. Вернадского, все человечество представляет ничтожную массу живого вещества планеты. Мощь же его связана не с его материей, а с его мозгом и разумом. «Ноосферный человек не может не заботиться о поддержании высокого уровня своего здоровья, но это значит, что он вынужден стремиться к тому, чтобы и непосредственная среда его обитания была здоровой – экологически, социально и нравственно».

         Основные предпосылки создания ноосферы следующие:

- человечество должно стать единым, т.к. ноосфера – это единое организованное целое, все части которого информационно связаны и действуют согласованно друг с другом;

- необходимое открытие новых источников энергии, т.к. создание ноосферы требует его колоссального количества;

- исключение войны из жизни общества;

- подъем благосостояния и равенство всех людей. Ноосфера – дело разума и рук всех народов, она не может быть привилегией наций или рас.


         Человечество сейчас оказалось перед альтернативой: либо сохранить сложившийся тип деятельности — и погибнуть в экологической катастрофе, либо кардинально изменить его - и, тем самым, разрешить глобальные проблемы, сохранив планету для жизни последующих поколений. Второй вариант единственно приемлем, поэтому человечеству предстоит на преобразовать сформировавшийся разрушительный тип деятельности, своё мировоззрение, свою систему ценностей!

Литература

  1. Адамов А. К. Ноосферная респулика на основе учения В. И. Вернадского / А.К. Адамов // Ноосфера. – Донецк: ДонНТУ, 2003. - Выпуск 3 – С. 100-110.
  2. Алексеева Л.А. О некоторых аспектах формирования космической фило-софии В. И. Вернадского / Л.А. Алексеева // Ноосфера и цивилизация. – Донецк: ДонНТУ, 2007. - Выпуск 5 (8) – С. 5-10.
  3. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере / В.И. Вернадский // Биосфера и ноосфера. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 470-483.
  4. Заняла Ю.С. Анализ современности с точки зрения концепции ноосферы / Ю.С. Заняла // «Творческое наследие В. И. Вернадского и проблемы формирования современного экологического сознания» («Вернадские чтения») – Донецк: ДонНТУ, 2007. – С. 57-59.
  5. Моисеев Н.Н. Оправдание единства (Комментарии к учению о ноосфере) /Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. – 1988. – №4. – С. 13-34.
  6. Литвинцева А.В. Учение Вернадского о ноосфере и его влияние на пере-оценку стратегии образования / А.В. Литвинцева // Ноосфера. – Донецк: ДонНТУ, 2002. – Выпуск 1. – С. 124-132.
  7. Панов Б.С. Значение учения В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере для решения экологических проблем / Б.С. Панов // Ноосфера. – Донецк: Дон-НТУ, 2002. – Выпуск 1- С. 172-177.
  8. Стефаненко П.В., Джура С.Г., Чурсинова А.А. Педагогические аспекты информационных технологий на ноосферном этапе развития / П.В. Стефа-ненко, С.Г. Джура, А.А.Чурсинова // «Творческое наследие В. И. Вернадского и проблемы формирования современного экологического сознания» («Вернадские чтения») – Донецк: ДонНТУ, 2007. – С. 315-320.

Вверх

Вернуться в библиотеку