Магистр ДонНТУ Платонов Леонид Викторович

Платонов Леонид Викторович

Специальность: Подъёмно-транспортный, строительные , дорожные и мелиоративные машины и оборудование

 
На главную

 

Из истории города:

Небольшому поселку, расположенному на берегу степной речушки Кальмиус, суждено было стать огромным промышленным городом, центром крупнейшего индустриального региона. А всему началом послужил щедрый дар природы — каменный уголь.

Русский инженер А. Мевиус в 1866 году обосновал целесообразность постройки железоделательного завода на правом берегу Кальмиуса недалеко от слободы Александровка. Для этого здесь было все необходимое: в землях верховья Кальмиуса — уголь, невдалеке, в районе Каракуба (ныне город Комсомольск Старобешевского района), — железная руда, близ села Еленовка — камень известняк — и рядом — речная вода.

В первой половине XIX века, оказавшись не в состоянии основать казенное металлургическое производство, царское правительство стало привлекать и поощрять частный капитал. Оценив все возможности получения огромных прибылей на даровом угле с помощью дешевых рабочих рук, в Донбасс хлынули иностранные концессионеры.

Рисунок 1. Донецк как на ладони.

 

 В 1866 году князю Кочубею была выдана концессия на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местных материалов. В 1869 году за крупное вознаграждение — 24 тысячи фунтов стерлингов, князь уступает свои права 55-летнему технику-металлургу Джону Юзу (Jonh Hughes), управляющему небольшим заводом вблизи Лондона. Именно к лету 1869 года, когда началось строительство металлургического завода, историки относят возникновение Донецка. К тому времени здесь уже существовали слободы Александровка, Алексеевка, Авдотьино, Григорьевка, Семеновка, хутор Овечий.

Выгодно купив и арендовав землю, Юз заключил с комитетом министров России договор об образовании Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии. В апреле 1869 года царское правительство утвердило договор о начале работ по добыче угля и постройке металлургического завода. Управляющим делами учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза. Летом 1869 года он поселился на берегу Кальмиуса и построил кузницу, которая явилась как бы первым подсобным цехом будущего металлургического завода. Рядом со стройкой возник поселок, который слился с шахтерским селением Александровского рудника и был назван Юзовкой по имени управляющего делами, того самого англичанина Юза.
 

Рисунок 2. В.И.Ленин


Строительство завода и шахт началось в 1869 году. Летом 1870 года из Англии в Украину на 8 груженых кораблях было привезено оборудование и инструменты, а также приехало в основном из Южного Уэльса около сотни специалистов — металлургов, шахтеров. В результате — Джону Юзу и небольшой группе его рабочих удалось построить первую доменную печь меньше чем за 8 месяцев (24 апреля 1871 года она была сдана в эксплуатацию). 24 января 1872 года был получен первый чугун. В сентябре 1873 г. Юзовский завод стал работать по законченному циклу и вскоре вышел на первое место в стране по выпуску металла. Юзовский завод (ныне Донецкий металлургический завод имени В.И. Ленина) положил начало большой металлургии Южного промышленного района.

В 1872 году началось движение по железнодорожной линии Константиновка — Ясиноватая — Юзовка — Еленовка, доведенной в дальнейшем до Мариуполя. Она соединила завод и рудники с уже действующей железнодорожной магистралью Донбасса, что способствовало расширению металлургического производства, увеличению добычи угля. В 1899 году Юзовским заводом было выплавлено 17,7 миллионов пудов чугуна. На территории поселка работали уже 9 рудников, за год они добыли 99,2 миллионов пудов угля. Начал действовать машиностроительный и чугунолитейный завод (ныне Донецкий машиностроительный завод имени Ленинского комсомола Украины), который выпускал оборудование для шахт.

В годы Гражданской войны 1918-20 гг. город был временно захвачен немецкими оккупантами и белогвардейцами. Советская власть здесь окончательно установилась в декабре 1919 г.

В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. Число ее жителей к тому времени достигло 63,708 человек, а в 1925 году увеличилось до 80,085 человек. Началось строительство жилого массива «Стандарт» для металлургов и двух-, трехэтажных домов для горняков.
 

Рисунок 3. Фонтан на центральной площади


В июле 1932 года город стал центром Донецкой области. В 1938 году Донецкая область разделяется на Ворошиловградскую и Сталинскую. Город остается центром Сталинской области.

К 1941 году в городе находилось 223 предприятия союзного и республиканского подчинения, 54 — местной и кооперативной промышленности, шахты давали 7% общесоюзной добычи угля, заводы — 5% стали и 11% кокса. Население города составляло 507 тысяч человек.

Во время Великой Отечественной войны (1941-45 гг.) Сталино был оккупирован немецко-фашистскими войсками (21 октября 1941 г. — 8 сентября 1943 г.). Город и его промышленность были разрушены, историки отмечают огромные людские потери. В городе осталось 175 тысяч жителей, а материальный ущерб превысил 4 миллиарда рублей. Восстанавливалась промышленность в первые послевоенные годы. В 1949 году был достигнут довоенный уровень добычи угля, а в 1950 году — всего промышленного производства.

 

Рисунок 4. Парк Щербакова встречает выпускников.

В ноябре 1961 года Сталино переименован в Донецк. Реконструируется и расширяется на новой технической базе угольная (ряд крупных шахт), металлургическая (Донецкий металлургический завод), машиностроительная (машиностроительный завод им. ЛКСМУ, рудоремонтный, металлоконструкций, завод холодильников, вступивший в строй в 1963, и др.), химическая промышленность (завод химреактивов — 680 наименований, в том числе продукция бытовой химии). Получили развитие крупная пищевая и легкая промышленность, многие предприятия построены в послевоенное время. Строятся хлопчатобумажный комбинат, комбинат рыбопродуктов, фабрика детских игрушек (1972). В 1961-70 построено более 4 млн. кв. м общей жилой площади. Жилищный фонд к концу 1970 составил 11,7 млн. кв. м общей площади.

По новому генеральному плану Донецк и Макеевка соединяются в единый массив на берегу р. Кальмиус. Построены корпус «Промстройниипроекта» (1969, архитектор Г. А. Благодатный), гостиница «Шахтер» (1969, архитектор Л. Я. Штейнфаер) и др.

В апреле 1978 года численность населения превысила миллионный рубеж — Донецк присоединился к городам-миллионщикам.

25 лет назад в газетах и журналах Донецк называли не иначе, как «город миллиона роз». И это не было метафорой — это было простой арифметикой. К сожалению, в настоящий время роз поубавилось, но будем надеяться, что дончане смогут возродить былой статус своего города.

Итак. Городу, который прошел путь в своих названиях от Юзовки — Сталино к Донецку, суждено было познать все перипетии трудовой жизни, перетерпеть нужду и бесправие, пережить революцию, неразбериху гражданской войны и самую разрушительную войну 1941-1945 гг. И город выстоял!

Сегодня Донецк — это город областного подчинения, административный центр Донецкой области Украины, столица Донбасса. Он разделен на 9 разнообразных по размеру и экономическому потенциалу районов, которые вместе составляют крупнейший в Украине город. Ныне Донецк — крупный промышленный, научный и культурный центр, имеющий большой узел железнодорожных, автомобильных и воздушных линий.

Источники:

1. Партнёр-портал - всё о Донецке. [электронный источник] http://www.partner.dn.ua/all/history.html

2. История Донецка [электронный источник] http://history.doneck.info/

 

 

© Платонов Леонид - 2009