Український
ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Лукашев Алексей Сергеевич

Лукашев Алексей Сергеевич

Факультет геотехнологий и управления производством

Кафедра охраны труда и аэрологии

Специальность: Безопасность трудовой деятельности


Тема выпускной работы:

Пожары на ленточных конвейерах на шахте им. А.Ф.Засядько

Научный руководитель: Доктор технических наук, профессор и заведующий кафедры охраны труда и аэрологии, декан факультета геотехнологий и управления производством Донецкого национального технического университета Булгаков Юрий Федорович


Материалы по теме выпускной работы: Биография | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы


Актуальность темы

Одним из наиболее опасных производств является горное производство – добыча полезных ископаемых подземным способом. При этом особо опасным является процесс добычи угля на угольных шахтах, что объясняется сложными горно-геологическими условиями, различными газодинамическими явлениями и выделениями взрывоопасных газов, сопровождающими этот процесс. Особая опасность этого производства подтверждается произошедшими в последние годы на угольных шахтах авариями, по сути, являющимися техногенными катастрофами. Основными причинами аварий на конвейерном транспорте порывы стыковых соединений и возгорание лент.[1]

Одним из основных объектов повышенной пожарной опасности является ленточный конвейерный транспорт. На угольных шахтах Украины ежегодно происходит 9 –11 возгораний, в том числе до 5 крупных пожаров с большим материальным ущербом и даже с человеческими жертвами. Основными причинами загорания конвейерной ленты являются:

Количество кадров - 6, количество повторений - 5, обьем - 152 кб

Рис.1 Пожар на ленточном конвейере

Количество кадров - 6, количество повторений - 5, обьем - 152 кб.
  • - применение на ленточных конвейерах лент общепромышленного исполнения и трудно-воспламеняющихся типа 2Ш;

  • - пробуксовка ленты на приводных барабанах конвейеров при потере сцепления между лентой и поверхностью приводного барабана из-за некачественной футеровки или ее отсутствия;

  • - ослабление натяжения ленты против требуемого значения, защемление ленты (завал, за-штыбовка) и другое;

  • - неисправность роликов, у которых резко возрастает сопротивление вращению и, как результат, его нагрев до температуры в несколько сот градусов, достаточный для поджигания угольного штыба и ленты;

  • - поджигание ленты источниками высокой температуры, не относящимися к конструкции конвейера. [2]

    Практическая ценность результатов работы.

    Отмечая определенные достижения в решении вопросов повышения пожаробезопасности и надежности работы конвейерного транспорта горнодобывающих предприятий и снижения аварийности при применении конвейеров на опасных производственных объектах, проанализировать и сделать выводы основных задач:

  • - дальнейшее освоение новых типов и увеличение объемов производства и применения трудносгораемых тканевых и тросовых лент, отвечающих требованиям современного мирового уровня;

  • - разработка и производство высокопрочных (в том числе малопрокладочных) тканевых лент;

  • - обеспечение четкой легкоузнаваемой и сохраняющейся в течение всего срока эксплуатации маркировки, что даст возможность исключить применение на опасных производственных объектах лент неизвестного происхождения;

  • - разработка норм безопасности на футеровочные материалы барабанов ленточных конвейеров, на материалы штыбоочистителей (скребков), ремонтные резины и материалы (клеи, герметики и др.);

  • - с целью повышения безопасности производства, предотвращения проскальзывания конвейерной ленты, исключения необходимости ее сильного натяжения, снижения механических повреждений ленты, а также обеспечения более длительного срока эксплуатации как ленты, так и стыковых соединений, рекомендовать более широкое внедрение износостойкой резиновой футеровки конвейерных барабанов и роликов по технологии;

  • - с целью предотвращения налипаний транспортируемого материала, снижения износа лент, предотвращения их проскальзывания рекомендовать применение штыбоочистителей (скребков) из спецрезины;

  • - с целью снижения износа лент рекомендовать в зонах загрузки конвейеров применять в качестве уплотнительно-ограничительных бортов течек пластины из спецрезины, не изнашивающие основную ленту;

  • - рекомендовать организацию региональных центров по сервисному обслуживанию конвейерных лент (стыковка и ремонт) ленточных конвейеров;

  • - обосновать необходимость создания квалификации рабочего – "вулканизаторщик конвейерных лент" с проведением регулярной аттестации;

  • - определить возможность и порядок построения (сборку) ленточного конвейера, изготовленного из узлов от разных заводов-изготовителей;

  • - шире внедрять материалы, клеи, пасты, герметики и др. для стыковки и ремонта конвейерных лент методом холодного отверждения, шарнирные соединения для стыковки и ремонта конвейерных лент;

  • - изучить и использовать технологию ремонта механического оборудования конвейеров в производственных условиях двухполимерными металлизированными композитами и методом газотер-мического напыления;

  • - для обеспечения возможности снижения расчетного коэффициента запаса прочности ленты и, соответственно, применения менее прочных, более легких и дешевых лент, а также снижения аварийности на стыковых соединениях лент, применять в соответствии с "Руководством по эксплуатации подземных лент" на конвейерах с мощностью единичного привода более 300 – 400 кВт системы плавного пуска ленты;[3]

    Обзор исследований по теме

    1. Испытания конвейерных лент на горючесть по методу определения кислородного индекса.

    2. Определения воспламеняемости конвейерных лент при трении на барабане.

    3. Испытание конвейерных лент на горючесть в пламени спиртовой горелки.

    4. Испытание на горючесть конвейерных лент в модельных (лабораторных) штольнях.

    5. Испытание конвейерных лент на горючесть мощным рассредоточенным по площади источником тепла.

    6. Определение индекса распространения пламени.

    7. Определение температуры самовоспламенения конвейерных лент.

    8. Определение к стойкости конвейерных лент к прожиганию.

    9. Исследование горючести конвейерных лент по европейским стандартам (ISO) и сравнение с украинскими.[4]

    Установка автоматического пожаротушения ленточных конвейеров УПТЛК

    УПТЛК предназначена для предотвращения и тушения пожаров на ленточных конвейерах путём автоматического или ручного включения пускового клапана и подачи воды из пожарно-оросительного трубопровода на винтовые распылители пожаротушащего става установки. Установка комплектуется клапаном автоматической подачи воды и фильтром для очистки воды.

    УПТЛК предназначена для применения в подземных выработках, оборудованных ленточными конвейерами, на обогатительных фабриках и других объектах. Выпускается трех видов: 1) УПТЛК - для защиты линейной части конвейера; 2) УПТЛК-12 для защиты барабанов приводных головок и натяжных станций, а также станций перегруза; 3) УПТЛК-УВН – для защиты ленточных конвейеров на обогатительных фабриках и карьерах при эксплуатации в отрицательных температурах.

    Продукция производится в соответствии с требованиями Правил безопасности в угольных шахтах (п.606), Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (п.304, п.306, п.444). Имеется разрешение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №РРС 00-25632.

    Северодонецкой научно-производственной фирмой «ЮРЭК» разработаны и освоены автоматические системы подавления пожара УПТЛК и АУВП УПТЛК-12, а также оборудование для устранения пробуксовки приводных барабанов ленточных конвейеров. Это электронный выключатель пробуксовки «ЮРЭК-5».[5]

    Автоматическая установка водяного пожаротушения АУВП «ЮРЭК-6» обеспечивает при наличии воды в противопожарно-оросительном трубопроводе нужного давления надежную многоразовую защиту при возникновении очага на приводных станциях ленточных конвейеров в начальной стадии при температуре воздуха от 50 С и выше.

    Установка может быть проверяема в работе в автоматическом режиме многократно без замены теплового датчика – побудителя, обеспечивает отключение электроприбора конвейера и сигнализацию об изменении режима работы конвейера.

    Запускается автоматически при превышении температуры от 50 С, обеспечивает объемную флегматизированную зону в 20-30 метрах горной выработки распыленной водой.[6] Это обеспечивает снижение температуры фронта горячих газов при взрыве или пожарах и их дальнейшее распространение. Установка многократного действия, а также проверяема в автоматическом режиме.

    Заключение

    Анализ причин возникновения пожаров в выработках, оборудованных ленточными конвейерами, показал, что основной причиной является пробуксовка ленты, то есть ситуация, при которой лента по каким-либо причинам полностью останавливается, а приводной барабан или барабаны продолжают вращаться, в результате чего между ними и лентой происходит трение. При этом в месте контакта, возникает высокая температура, что приводит к воспламенению, возгоранию или тлению конвейерной ленты.

    На протяжении нескольких лет происходит совершенствование конструкций конвейеров, редукторов, электропривода конвейерной ленты, автоматических средств технологического управления конвейерами и конвейерными линиями, а также средств автоматического тушения возникающих пожаров на приводных станциях и на всем протяжении ленточных конвейеров.[7]

    Анализировались причины возникновения пожаров на ленточном конвейерном транспорте за 12 лет на угольных шахтах Донецкой области в период с 1997 по 2009 гг. За этот период на конвейерных линиях произошло 46 крупных аварий. Из них 40 произошло от пробуксовки ленты на приводных барабанах и трения конвейерной ленты о роликоопоры, при заштыбовке, на натяжном барабане.По моему мнению, вопросы пожарной безопасности в угольной отрасли относятся к прерогативе государства, которое обязано навести порядок в этой сфере народного хозяйства. Я считаю, что необходимо создать единый контролирующий и координирующий орган, который бы проводил независимую экспертно-техническую оценку горношахтного оборудования на соответствие требованиям основополагающих нормативных стандартов безопасности.[8]

    Координатором этого должен быть определенный отдел, при Госпромнадзоре Украины, обязанностями которого была бы систематическая экспертиза применяемых средств техники безопасности угольных шахт, основанной на объективной оценке свойств и преимуществ аналогичного оборудования одного в сравнении с другим. Критерием оценки должно и необходимо быть обязательное применение более совершенного оборудования.[9]

    Это позволило бы за короткое время, навести порядок в таком «бизнесе», который в настоящее время процветает в ущерб экономике и безопасности жизнедеятельности. Недопустимо лоббирование средств техники безопасности отдельными коррумпированными лицами, стоящими на государственной службе. А такие факты имеют место, когда по протекции выдаются положительные экспертизы, разрешения, ТУ и др.[10]

    © ДонНТУ 2009 Лукашев А.С.

    Литература

    1. Гаврилова М.И.Противопожарная защита выработок, оборудованных ленточными конвейерами. [Электронный ресурс] / Портал магистров ДонНТУ, - http://masters.donntu.ru/2005/fgtu/gavrilova/index.htm
    2. Гусев Г. Л. Разработка способов для предотвращения и локализации эндогенных пожаров в условиях АП «Шахта им. А.Ф. Засядько». [Электронный ресурс] / http://masters.donntu.ru/2008/fgtu/gusev/diss/index.htm
    3. Маркович Ю. М. Снижение пожарной опасности в угольных шахтах/Техника безопасности.- К.: 1981.- 43 с.
    4. Подзенмный транспорт шахт и рудников: Справочник. - М.: Недра,1985.- 487 с.
    5. Производственные процессы в очистных забоях угольных шахт/Под ред. Ярембаша И.Ф.- Донецк,ДонГТУ,1998.- 183 с.
    6. Шехурдин В.К. Горное дело: Учебник для техникумов.- М.: Недра, 1987.- 440 с.
    7. Спиваковский А.О. Рудничный транспорт.- М.: 1958.-173 с.
    8. Государственный нормативный акт об охране труда. Руководство по проектированию вентиляции угольных шахт. - К.: 2005.- 161 с.
    9. Нормативно-правовий акт охорони праці НПАОП 10.0-1.01-05 Правила безпеки у вугільних шахтах. -Е.: 2005, - 398 с.
    10. Керівний нормативний документ. Збірник інструкцій до Правил безпеки у вугільних шахтах. К.: 2003, Т1- 479 с.
    вверх

    © ДонНТУ 2009 Лукашев А.C.


    ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ | Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел