Магистр ДонНТУ Дубровина Ольга Вадимовна

Зимой 2006 году я была участником молодежной программы «Таглит» в рамках которой провела 10 дней в Израиле. Это была замечательная поездка. За это время наша группа посетила много красивых и необычных мест, я узнала и увидела много нового и интересного.

В конце поездки наша группа посетила Тель-Авивский[2] университет. Несколько студентов этого университета, выходцев из СНГ, рассказали нам об учебе в университете. Мне было очень интересно узнать о системе обучения, и самом университете, по тому что я собиралась получать степень магистра в одном из университетов Израиля. Но потом мои планы изменились и я продолжила обучение в Донецком национальном техническом университете.

Расположенный в культурном центре страны, Тель-Авивский университет является одним из главных педагогических и исследовательских центров Израиля. Это крупнейший университет Израиля, основанный в 1956 году. Сейчас в нем 9 факультетов, 106 отделений и 80 научно-исследовательских институтов.

Фотография Тель-Авивского университета

Рисунок 1 - Фотография Тель-Авивского университета

Ядро университета было образовано в 1956 году, когда слились три учебных заведения: Тель-Авивская школа права и экономики, Институт естественных наук и Институт иудаики. Университет находился вначале в ведении Тель-Авивского муниципалитета и был признан высшим учебным заведением в 1963 году, а на следующий год состоялось официальное открытие студенческого городка в северной части района Рамат-Авив.

В университете обучаются около 20000 студентов, кроме того, более 10000 студентов принимают участие в различных не академических программах.

Преподавательский состав университета, который насчитывает 1700 человек – это выдающиеся ученые, внесшие значительный вклад в развитие естественных наук (в частности, в таких областях, как физика элементарных частиц, клеточная биология, биотехнология, генетика, волоконная оптика), а также во всех областях гуманитарных, общественных наук и права.[1]

Так же, как и в нашем университете, во время обучения студенты должны успешно сдать различные курсы. Обучение состоит из двух видов курсов: обязательные курсы и курсы на выбор.

Обязательные курсы – это курсы, которые ученик на кафедре обязан изучать в период обучения. Обязательные курсы дают самую основную базу для продолжения учёбы.

Курсы на выбор – это курсы на разные темы в области кафедры. На этих курсах можно выбрать интересующие предметы на выбор (например : два из пяти предлагаемых на выбор). Эти курсы включают в себя в большинстве случаев меньшее количество студентов чем на обязательных курсах. Выборочные курсы сфокусированы на определённые темы, в противоположность основным курсам, которые в свою очередь общие и более обширные.

Учебный год в университете включает в себя два семестра по 13-14 недель каждый: первый семестр октябрь-январь, второй семестр март-июнь. В конце каждого семестра есть период для подготовки к экзаменам, в течение которого проводят экзамены по курсам, которые уже изучили в течение предыдущего семестра. На некоторых кафедрах университетa имеется летний семестр, в рамках которого можно изучать курсы, что преподавались в течение года. Курсы, которые преподают в летнем семестре считаются как обычные курсы на получение степени и они предназначены для тех, кто предпочитает продолжать учиться на летних каникулах.

Каждый студент должен сам выбрать себе обязательные курсы и курсы на выбор в соответствии с его планом учёбы. Новым для меня было то, что студент сам составляет себе расписание. Если в средней школе расписание было создано за нас руководителями школы и было одинаковое для всех, то в университете студенты составляют личное расписание по требованиям учёбы и в зависимости от их жизни вне университета (работа, учёба, волонтёрство и т.д.).

Несколько лет тому назад была серьёзная проблема с записью : количество мест на каждом курсе ограничено, и иногда спрос превышает предложение. Создалось положение, что для того чтобы записаться на пользующийся спросом курс, люди должны были приходить в пять утра, чтобы занять место в очереди.

Эта вещь особенно навредила ученикам, которые работают или живут далеко.

Для того, чтобы предотвратить это положение, был разработан метод «формального конкурса» (бидинг). По этой системе проводят компьютерный формальный конкурс по интернету среди учеников. Каждый ученик получает определённое количество виртуальных баллов, которые он может распределить между курсами, которые он собирается изучать. Ученик, который хочет какой-то определённый курс или практическое занятие, поставит больше баллов на этот курс, а на другие курсы, которые ему предстоит учить, поставит чуть меньше баллов.

Втечении первой недели учёбы можно «испытать» курс, проверить если он вам интересен, если он подходит вам в плане учебной нагрузки или может быть вы предпочитаете учить этот курс с другим лектором.

Для получения степени необходимо успешно закончить все обязательные курсы. В зависимости от учебной нагрузки, выбираемой каждым студентом возможно ускорить процесс обучения, либо замедлить его на пару семестров.[3]

Со второй недели в каждом семестре можно делать некоторые изменения в расписании из-за «недельного испытания» : можно отменить ваше участие на курсах и можно записаться на другие курсы на которых ещё остались свободные места.

Для меня было интересно то, что в лекционных аудиториях в основном нет привычных для каждого студента нашего университета парт. Каждый студент во время лекции сидит на стуле с подлокотником справа, на который кладет тетрадь. В каждой аудитории есть так же несколько стульев для левшей.

Тель-Авивский университет состоит из нескольких корпусов[4], между которыми ходит бесплатный автобус для студентов. Для тех кто не хочет ждать, пока придет автобус, есть так же велосипеды, на которых можно доехать до корпуса.

Одной из самых существенных и главных систем для студента является просмотр его личныx данных с помощью системы «личная информация для ученика». Имя пользователя и пароль для входа в систему получают перед началом учебного года по почте. Доступ осуществляется через любой компьютер, подключенный к интернету.

В «личной информации для ученика» можно найти такие данные как: оценки, расписание, даты экзаменов, баланс оплаты за учёбу, просьбы на стипендию, запись на курсы, обращения в студенческую организацию и т.д.

Каждый год ученики должны платить за учёбу. К оплате за учёбу добавляют обязательный платёж за охрану и дополнительный платёж (не обязательный) за социальные услуги(о них мы поговорим чуть позже).

Оплата за учёбу для каждого ученика считается по разному, в соответствии с количеством часов на которые студент записался в тот год. Ученик который учиться 50 часов в год заплатит больше, чем ученик который учит всего 20 часов в неделю. Тем не менее, из-за того что в конце концов все должны учиться определённое количество часов, известное заранее, все ученики должны заплатить одинаковую оплату за учёбу, только в разном темпе.

Студенческая организация - это независимая ассоциация, у которой не стоит цель заработать. Она объединяет всех студентов в Тель-авивском университете. Совет студенческой организации состоит из 75 представителей, которые были выбраны студентами. Сайт студенческой организации http://www.student.co.il.

Литература

1. Сведения о Тель-Авивском университете на информационном портале
http://www.isracity.com/tel-aviv/education/universitet.htm
2. Официальный сайт Тель-Авивского университета
http://www.tau.ac.il/
3. Советы студенческой организации Тель-Авивского университета
http://www.student.co.il/_Uploads/dbsAttachedFiles/russian(1).doc
4. Карта строения Тель-Авивского университета
http://www2.tau.ac.il/map/unimaple1.asp

Рекомендованая литература


1. Общие сведения о Тель-Авивском университете
http://www.inaru.co.il/win_d/gorod_d/ut_telav.html
2. Информационный портал, посвященный образованию в Израиле
http://education.israelinfo.ru/universities/3/34
3. Статья о высшем образовании в Израиле
http://www.nalogi.net/razn_prew.htm?id=5
4. Статья об образовании в Израиле
http://www.aboutstudy.ru/articles.php?TypeId=3&DivisionId=14&id=2247&PHPSESSID=1e26e795f5fe1be8be