Мотивация

Ныне во всём мире используется более миллиарда велосипедов, поэтому велосипед – одно из самое распространённых транспортных средств. Он стал таковым благодаря низкой стоимости, лёгкости, малым размерам, отсутствию потребности в топливе и относительной безопасности.
Катание на велосипеде – отличный способ поддерживать себя в форме, да и просто познакомиться с окрестностями города, окружающей природой, получить массу положительных эмоций и удовольствия. В городах всегда найдётся много интересных мест для велосипедных прогулок. Положительный момент велосипедной прогулки то, что можно проехать очень долго и не устать, в отличие от пешей прогулки.
Во время катания на велосипеде укрепляются мышцы ног, улучшается деятельность сердечно–сосудистой и дыхательной систем. Особенно полезны занятия велосипедом людям, которые курят. Езда на велосипеде – это отличный способ закаливания и повышения иммунитета.

Основные виды велосипедов

Рассмотрим основные виды велосипедов, а также их функциональное назначение. Велосипед должен полностью соответствовать типу езды райдера, телосложению и настроен под стиль езды райдера. Велосипед должен стать продолжением тела гонщика а не наоборот.

Хардтэйл – велосипед с амортизационной вилкой. Хардтэйлы представляют собой широкий спектр велосипедов для людей с разным уровнем мастерства, начиная от велосипедов для новичка и заканчивая серьёзными машинами для профессионалов. Внешний вид и геометрия таких велосипедов совершенствовались с годами. Хардтейл отлично подходит для езды по ровным поверхностям.

Горный велосипед для гонок кросс–кантри. Эти велосипеды специально предназначены для гонщиков, которые предпочитают езду по бездорожью, и хотят мчаться очень быстро. Горные велосипеды для гонок кросс–кантри обычно с крутыми углами, трёх и четырёх дюймовым ходом и смещенной вперед посадкой велосипеда.
Горный велосипед для гонок кросс–кантри
Рисунок 1 – Горный велосипед для гонок кросс–кантри

Горный велосипед для любительского кросс–кантри. Горные велосипеды для любительского кросс–кантри – это самый распространённый вид велосипедов. Они хорошо преодолевают препятствия. На дистанции райдер чувствует себя на таком велосипеде максимально комфортно и уверенно. Ход этих велосипедов колеблется от трёх до пяти дюймов. Они подходят для езды по неровной поверхности.
Горный велосипед для любительского кросс–кантри
Рисунок 2 – Горный велосипед для любительского кросс–кантри

Горный велосипед эндуро – велосипеды предназначенные для горного подъёма. По сравнению с гоночными велосипедами для кросс–кантри, их геометрия более плавная. Посадка велосипеда смещена назад, что обеспечивает большую устойчивость на крутых склонах и неровностях дороги. Горные велосипеды позволяют выполнять только несложные трюки, но они незаменимы в условиях неровных поверхностей кросс–кантри. Такие велосипеды для эндуро хорошо подходят любителям скоростного спуска и фрирайдерам, которые хотят ездить по бездорожью, не забывая о подъёмах.
Горный велосипед эндуро
Рисунок 3 – Горный велосипед эндуро

Горные велосипеды для скоростного спуска. На гоночном велосипеде для скоростного спуска можно мчаться вниз по неровному склону. Он идеально подойдёт тем гонщикам, для которых скорость важнее силового преодоления препятствий, а прыжки на склон – интереснее приземления на плоскость. Мощная рама с шестидюймовым ходом, или даже больше, позволяет легко управлять им на скорости и выдерживать большие нагрузки на спуске.
Горный велосипед для скоростного спуска
Рисунок 4 – Горный велосипед для скоростного спуска

У всех горных велосипедов число передач лежит в диапазоне от 18 до 32, с упором на низкие передаточные отношения. Колеса горных велосипедов могут быть очень широкими, шины – с крупными, рельефными грунтозацепами и пониженным давлением для увеличения сцепления с неровностями дороги. Горный велосипед, завоевавший широкую популярность, принес с собой новые виды спортивных соревнований.

Велосипеды для фрирайда. Большая скорость и прочность делают их идеальными для очень напряженных условий фрирайда. Эти велосипеды для выполнения мега–трюков и грубых приземлений на плоскость. Точность управления на невысоких скоростях помогает «прилипать» к поверхности и ехать по очень узким дорожкам.

Хардтейл для дёрта и слалома. Хардтейлы для дёрта и слалома – это близкие родственники хардтейлов для кросс–кантри. Они более мощные и больший ход вилки. Характерные особенности управления (быстрота и лёгкость) делают такие велосипеды пригодными для райдеров, любящих дёрт.

Слаломные двухподвесы. Плавная геометрия, ход величиной от трёх до пяти дюймов более низкое расположение каретки. И вот прохождение поворотов напоминает езду по рельсам.

Шоссейные велосипеды подходят для езды по асфальту. Они могут развивать высокую скорость, благодаря узким шинам и тонкому корпусу. Велосипеды для шоссейных гонок могут быть разной массы в зависимости от использованных конструкционных материалов, но обычно они весят около 8 кг. В конструкции шоссейного велосипеда предусмотрено все для того, чтобы уменьшить его массу, например, даже тормозные рычаги и цепные звездочки снабжаются сквозными вырезами. Передаточные отношения разделены малыми интервалами и рассчитаны на физически сильного велосипедиста.
Шоссейный велосипед
Рисунок 5 – Шоссейный велосипед

Городские велосипеды. В данном классе все приоритеты отданы комфортности передвижения и простоте эксплуатации. Городской велосипед очень схож с шоссейным, в нем используются многоскоростные втулки, обращаться с которыми достаточно легко (передачи можно переключать с неподвижными педалями). Существуют многоскоростные втулки с педальным тормозом. Для более комфортной езды некоторые модели оснащают полуавтоматической, а в некоторых случаях и полностью автоматической системой переключения передач, что еще больше облегчают жизнь райдера.

Гибридные велосипеды обладают частью характеристик горных велосипедов и некоторыми характеристиками шоссейных. Диаметр колес гибридных велосипедов 28 дюймов как у шоссейных велосипедов, а вот оборудование такое же как на горных велосипедах.
Гибридный велосипед
Рисунок 6 – Гибридный велосипед

Туристические велосипеды являются близкими братьями шоссейных.Масса велосипеда обычно составляет 9–11 кг, колесная база – средняя (для большей устойчивости), передаточные отношения достаточно низкие для легкого педаляжа на дорожных подъемах с грузом туристского снаряжения. Туристские велосипеды обычно оборудуются педалями с туклипсами, рассчитанными на обувные зацепы, или без туклипсов, что позволяет прилагать к педалям большее усилие на дорожных подъемах. На рамах обычно предусмотрены багажники и крепления для двух-трех бутылок с водой и для насоса, а также ушки возле колесных втулок для фиксации каркасных боковых багажных сумок.
Туристический велосипед
Рисунок 7 – Туристический велосипед

Велосипеды BMX очень популярные в последние годы велосипеды для соревнований. Велосипеды BMX - Bike MotoCross [1] [2].
Велосипед BMX
Рисунок 8 – Велосипед BMX

Устройство велосипеда

Современный велосипед состоит из элементов, показанных на рисунке 9.
Устройство велосипеда
Рисунок 9 – Устройство велосипеда

Рама по праву является самым главным элементом в велосипеде любого типа. Во многом, из-за той или иной конструкции рамы, ее размеров и прочих характеристик, определяется поведение велосипеда в различных условиях, что приводит к разделению велосипедов на определенные типы. Геометрия рамы в основном и определяет тип велосипеда, поэтому на стадии разработки производители максимально учитывают предполагаемые условия эксплуатации. При изготовлении специальных заказов для велогонщиков в список обязательных для производства параметров попадают также рост, вес, длина рук и прочие характеристики райдера.

Вилка. По типу использования вилки бывают двух типов: для горных велосипедов и для так называемых гибридов. В зависимости от типа, вилки отличаются весом, рабочим ходом и прочими параметрами. От того, какая вилка установлена в велосипеде, а также от типа рабочего материала в ней, напрямую зависят возможные условия эксплуатации, периодичность технического обслуживания и прочие факторы, которые могут, как скрасить, так и омрачить велосипед.

Колёса, как привило, характеризуются двумя основными параметрами – диаметром и шириной. Если у велосипеда широкие колеса диаметром 26 дюймов, то это — горный велосипед, если колеса большего диаметра, то это дорожный или шоссейный велосипед. От диаметра колеса напрямую зависят скоростные характеристики велосипеда - чем больше колеса, тем быстрее он может ехать. Ширина колеса определяет как скоростные характеристики, так и проходимость - чем колеса уже, тем хуже и проходимость, но больше скорость, и наоборот. Еще одним важным параметром является плотность накачки колес. Зависимость такова, что чем сильнее накачано колесо, тем меньше сил тратится на его продавливание, и тем самым, больше энергии расходуется на движение вперед.

Шины выпускаются для любых погодных, рельефных условий, для велосипедистов разной подготовки. Для определенной поездки стоит выбирать правильную резину. Широкая резина с шипами повысит проходимость велосипеда для поездок по пересеченной местности, а узкая с небольшим протектором больше подойдет к шоссейному велосипеду.

Седло. Существует два основных вида седел. Первый – седла для гонок, отличаются своеобразной формой, не рассчитанной на очень длительные поездки. Второй вид - седла для длительных поездок, отличаются большим комфортом, по сравнению с гоночными.

Руль. В настоящее время используются три основных типа рулей. Первый — это традиционный руль—рога, который используется на шоссейных и туристических велосипедах. Он позволяет менять посадку на велосипеде, то есть, используя разные хватки руля, можно ехать как в низкой (агрессивной) посадке, так и в верхней (спокойной). Второй вариант руля — это плоский руль. Используется на горных и дорожных велосипедах, позволяет лучше держать дорогу в сложных условиях. Третий вариант руля — восходящий руль, он обычно устанавливается на дорожных велосипедах.

Переключатели передач позволяют менять соотношения между передаваемым усилием и развиваемой скоростью, и, как следствие, облегчают поездку в условиях различного рельефа, ветра и прочих внешних факторов. Наиболее распространенный механизм изменения передаточного числа — перебрасывание цепи между звездами.

Тормоза делятся на тормоза с центральной тягой, в которых рабочий конец троса перемещается перпендикулярно линии движения тормозных колодок, и на тормоза с прямой тягой, в которых конец троса перемещается параллельно. Наряду с достаточно традиционными технологиями, в последнее время все чаще используются также гидравлические и дисковые тормоза. Особенностью гидравлических тормозов является использование жидкости в трубках, вместо привычных тросов, что существенно повышает комфорт поездки. Дисковые тормоза совмещаются с втулкой и действуют так же, как тормоза в мотоциклах и автомобилях. Они обеспечивает принципиально другой контроль по сравнению с тормозами, использующими прижимные колодки, причем в любых условиях.

Педали. Обычные педали подходят практически к любому велосипеду, однако для более эффективного педалирования используют туклипсы либо контактные педали. Туклипсы - устройство из пластика или кожи, предназначенное для лучшей фиксации обуви в педалях. Контактные педали неподвижно закрепляют велотуфли с педалями с помощью специального замка. После того, как нога вставляется в педаль, замок защелкивается, а для разъединения достаточно сделать движение пяткой вбок или вбок-вверх [3].

Личный опыт

Я остановил свой выбор на велосипеде типа кросс–кантри, так как очень люблю длительные поездки за городом по пересечённой местности. Мой последний велосипед – Author c тремя дюймами хода вилки. Это универсальный велосипед, он очень хорош для пересечённой местности, для лёгкого скоростного спуска и прыжки на нём даются легко. Перед этим велосипедом у меня был байк, который я со своим другом собрали сами. Точнее мы сделали из городского велосипеда, велосипед типа кросс–кантри. Всю зиму мы возились в гараже, познавая новые механизмы работы отдельных запчастей и велосипеда в целом, затем настал самый приятный период в нашей совместной работе – тестирование велосипеда. Тестирование происходило зимой, обкатывали велосипед на заснеженных дорогах. Смотрели, чтобы всё работало правильно: передачи плавно переключались, тормоза были настроены (задний тормоз более резким, чем передний). Тестирование заняло много времени т.к. это был наш первый опыт сборки и регулировки горного велосипеда, мы всё делали на «ощупь», никакой документации у нас не было, чтобы что–то собрать нам приходилось сначала изучить механизм работы какой–либо детали, а уж затем устанавливать её и регулировать. На этом велосипеде было пройдено множество трасс, однако на шестом годе его жизни у него треснула рама, и с ним пришлось расстаться.

Чтобы стать хорошим гонщиком на горном велосипеде, нужно много работать над собой. Но практика это необязательно путь к совершенству. Практика это залог стабильности. Где бы не катался гонщик, всегда нужно концентрироваться на отдельных приёмах или компонентах. Думать, как можно выполнить этот приём лучше, и только потом переходить к более сложным приёмам. Стоит тренировать новый приём медленно и на более лёгкой поверхности, когда неопытный гонщик катается быстро, он больше ошибается и увеличивается степень риска во много раз.

Чтобы хорошо ездить на горном велосипеде необходимо придерживаться следующих правил:

  • Нужно быть расслабленным. Страх и напряжение делают езду на велосипеде непродуктивной и лишают её удовольствия.
  • Не нужно хвататься за тормоза, если нет особых причин снижать скорость.
  • Всегда нужно пытаться ускоряться на неровных участках. Чтобы пройти их более гладко, нужно ослабить напряжение в руках и ногах.
  • На тряской трассе на спусках и подъёмах нужно проявлять проворство.
  • Перед ездой внимательно изучить трассу, не только саму поверхность. Найти все препятствия, в которые нужно будет вкатываться.
  • Не стоит наскакивать на препятствия изо всей силы. Лучше пытаться разгрузить велосипед от своей массы. Попробовать ехать на заднем колесе, подпрыгивая или перепрыгивая через препятствия, управляемость и скорость велосипеда резко улучшатся.
  • Нужно нажимать на обратные стороны препятствий. Когда трасса идёт по нисходящей линии, следует выталкивать велосипед, при этом можно получить дополнительную скорость.
  • Всегда стоит развивать свой внутренний стиль. Экспериментировать.

Использованные материалы:

  1. Ремонт, настройка и устройство велосипеда.
    http://www.bike-repair.ru/Parts.htm
  2. Все велосипеды в одном месте: любопытным про велосипеды - устройство велосипеда.
    http://www.allbikes.ru/system_bicycle.htm
  3. Онлайн Энциклопедия Кругосвет: Велосипед
    http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/VELOSIPED.html

Полезные ресурсы: