СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТЕННОСТЬ КОРПОРАЦИИ. ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО В КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 Кравченко П.П.

Автореферат| Библиотека|Ссылки|Отчет| | Биография |Индивидуальный раздел|


Источник:  Корпоративна культура організації 21-го століття - 2007/ Матеріали 5-ї Всеукраїнської науково-практичної  конференції - Краматорськ, ДДМА - 2007, с. 26-31


Социальная ответственность организации. Ее значение и место в короративной культуре организации

 

Актуальность  работы. В конце ХХ в. с усилением взаимозависимости элементов цивилизационного процесса концепции социальной ответственности были существенно переосмыслены. Появились такие термины, как сorporate citizenship (дословно "корпоративное гражданство") и социальная активность бизнеса, определившие неразрывность общих экономических принципов существования компании в обществе и ее социальную ответственность перед ним.

Целью данной работы является исследование корпоративной социальной ответственности как неотъемлемой составляющей корпоративной культуры.

Задачи работы включают в себя  рассмотрение основных подходов к определению социальной ответственности, выявление путей взаимосвязи внешней и корпоративной среды, определение роли социальной ответственности в развитии корпорации и общества в целом.

Корпоративная социальная ответственность - это отвечающая специфике и уровню развития корпорации, регулярно пересматриваемая и динамично изменяющаяся совокупность обязательств, добровольно и согласованно вырабатываемых с участием ключевых заинтересованных сторон, принимаемых руководством компании с учетом мнений персонала и акционеров, выполняемых в основном за счет средств корпорации и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию компании, улучшению ее репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развитию корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями.

Социальная ответственность предполагает некий добровольный отклик на то, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований.

Из всего разнообразия существующих подходов к определению социальной ответственности компании можно выделить три наиболее распространенных .

1. Теория корпоративного эгоизма основывается на утверждении о том, что единственная ответственность бизнеса - это увеличение прибыли всех своих акционеров. М. Фридман, утверждал, что "существует лишь одна социальная ответственность делового мира - использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение прибыли, при условии соблюдения правил игры, то есть заниматься открытой свободной конкуренцией без обмана и мошенничества" .

2. Теория корпоративного альтруизма появилась одновременно с опубликованием статьи Фридмана в New York Times и принадлежала Комитету по экономическому развитию (the Committee for Economic Development). В рекомендациях комитета подчеркивалось, что "корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни".

3. Теория "разумного эгоизма "(enlightened self-interest) настаивает на том, что социально ответственный бизнес - это просто "хороший бизнес" , поскольку сокращает долгосрочные потери в прибыли (long-term profit loss). Проявление социальной ответственности позволяет улучшить имидж корпорации, отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж своей продукции (услуг), в результате чего растет стоимость акций корпорации на рынке. Следовательно, социально ответственное поведение -это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.

Среди наиболее распространенных направлений социальных программ компаний можно выделить такие, как:

- развитие;

- охрана здоровья и безопасные условия труда;

- социально ответственная реструктуризация;

- природоохранная деятельность и ресурсосбережение ;

- развитие местного сообщества;

- добросовестная деловая практика.

Эффективная социальная политика позволяет компании реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. В свою очередь, это увеличивает доверие общества, инвесторов и акционеров к компании, и тем самым повышается конкурентоспособность бизнеса. Социально ответственный бизнес способствует созданию для компании в долгосрочной перспективе благоприятного социального окружения и более стабильного развития.

    Управление внешней средой со стороны корпорации осуществляется через их связь и взаимодействие друг с другом.

    Основные элементы внешней среды корпорации включают в себя (см. рис. 1):

- общество в целом (в котором формируется общественное мнение о корпорации);

-партнеров (потребители, поставщики, инвесторы, работники и т. д., с которыми корпорация сотрудничает);

- государство (органы государственной власти, регулирующие деятельность корпорации на основе законов, фискальные и силовые органы и т. п.).

    Установление связей корпорации с такими ключевыми элементами внешней среды могут быть организованы следующим образом (см. табл. 1).

    Как правило, в коммерческих и хозяйственных связях корпорации с ее партнерами уже накоплен достаточный опыт управления, который аккумулируется соответствующими профильными функциональными службами .

 

Взаимосвязь корпоративной и внешней среды

Рис.1 – Основные элементы внешней среды и связь корпорации с ними.

 

    В то же время поддержание взаимных связей с обществом и государством сегодня осуществляется далеко не в каждой корпорации, зачастую не в полной мере и не на регулярной основе. В этом случае нельзя говорить о полноценном и всестороннем понимании корпорацией своего положения и развития в социуме (социальной среде).

    Выработка критериев социальной ответственности корпораций перед обществом является одним из новых направлений в корпоративной политике предприятий (преимущественно акционерной формы собственности). К сожалению, проведение реальной (на деле, а не уровне популистских лозунгов в красочных буклетах) политики социальной ответственности для украинских корпораций является пока чем-то второстепенным. Тем не менее во всем мире усиливается внимание к социальным проблемам как внутри, так и вне корпорации, а понимание значимости "морального" фактора в бизнесе становится залогом делового успеха.

 

Таблица 1. Пример организации корпоративных связей

Управление связями с общественностью 

Область управления 

Управление связями государством

 

Общественные организации 

Профильная служба

Правительство (развитие) 

Потребители (реклама, имидж) 

Профильная служба

Гос. Дума (лобби) 

 

Работники (корп. культура) 

Профильная служба

Министерства (профильно) 

Конкуренты (влияние) 

Профильная служба

Региональные власти(егиональное развитие)

Граждане (влияние) 

Профильная служба

Городские власти

…….

….

 

Одним из эффективных инструментов управления социальной ответственностью в новых условиях корпоративного развития является корпоративная социальная отчетность.

 Спектр современной корпоративной отчетности весьма разнообразен. Генерируемая отчетность различается как по структуре и содержанию, так и по своему целевому назначению. Наиболее наглядным и удобным способом классификации и позиционирования корпоративной отчетности для целей управления внешней средой является следующая взаимосвязь развития и отчетности (см.рис. 2).

    На рис. 2 графически представлена взаимосвязь корпоративного развития и внешней среды через отчетность. Можно предположить, что следующие элементы корпоративного управления носят характер плана:

-годовой бюджет деятельности (отражает план активности корпорации на предстоящий год);

-корпоративная стратегия (отражает планируемую финансовую модель корпорации на --среднесрочную или долгосрочную перспективу);

-корпоративная миссия (социальный план жизни корпорации в среде).

 

Структура отчетности корпоративной среды

Рис.2 – Взаимосвязь внешнего развития и корпоративной среды через отчетность.

 

    В этом случае корпоративная отчетность является фактическим отражением реализации корпорацией свои планов. Каждый отчет составляется целевым образом и рассчитан на удовлетворение интересов различного круга потребителей (см. рис. 3):

-бухгалтерский отчет составляется для налоговых и других органов государственной власти в целях соблюдения (учета) корпорацией их фискальных требований, поэтому регламент его написания определяется законодательно;

-финансовый отчет (в соответствии с МСФО) рассчитан на широкий круг партнеров и инвесторов, потенциально и реально заинтересованных в сотрудничестве с корпорацией;

-социальный отчет ориентирован на всех заинтересованных лиц в конкретной среде и поэтому охватывает все аспекты управления внешней средой, всесторонне раскрывая в едином документе главное - предназначение и осуществление миссии компании.

 

Уровни корпоративной отчетности

Рис.3 – Сравнительна характеристика и взаимосвязь уровней корпоративной отчетности.

 

    В настоящее время на большинстве предприятий в полной мере представлен лишь бухгалтерский отчет, составление которого регламентируется законодательно. Но уже сегодня в системе корпоративной отчетности появляется новая потребность и задача формирования социального отчета для создания желаемого (требуемого) представления о корпорации (корпоративный образ) в соответствии с концепцией установления корпоративных связей и влияния во внешней среде.

     Усилия предприятий и фирм, направленные на "прорастание в толщу общества", получили теоретическое обоснование в концепции "stakeholders interests" ("интересы вовлеченных сторон" - необходимость сбалансированного учета интересов всех, кого деятельность фирмы в той или иной степени затрагивает). В целом этот процесс предоставляет компании возможность в рамках конструктивного диалога выслушать своих "стейкхолдеров" и ответить на их разумные запросы. Так же как и финансовая отчетность, социальная отчетность предполагает проведение внутреннего аудита и внешних проверок, а также составление и публикацию отчетов в соответствии с конкретными стандартами.

    В целом социальная отчетность позволяет менеджерам развивать способность к оценке вклада своей организации в природный, человеческий и социальный капитал. Такая оценка существенно расширяет возможности развития, предоставляемые традиционной финансовой отчетностью, и формирует более полную картину долгосрочных перспектив.

    Эффективная корпоративная социальная деятельность и отчетность положительно влияют на финансовые результаты компании, позволяя ей развиваться и закреплять достигнутый успех. Единое управление наиболее значимыми элементами внешней среды - партнерами, государством и обществом - необходимо корпорации для решения задач:

-повышения стоимости компании;

-достижения ее стратегических целей;

-реализации корпоративной миссии;

-составления корпоративного социального отчета.

    Ключевыми функциями корпорации при этом являются:

-формулирование миссии на основе всестороннего анализа внешней и корпоративной среды в целях эффективного позиционирования компании;

-формирование корпоративной культуры и ее доведение до работников (управление внутренними связями) и общественности в соответствии с принятой корпоративной миссией;

-управление внешними связями с органами государственной и местной власти, фискальными органами и т. д. в соответствии с принятой корпоративной миссией;

-формирование социального отчета корпорации на основе проделанной работы.

        Как уже было отмечено, в самом общем случае социальный отчет является интегратором информации обо всех аспектах деятельности компании. Единый информационный ресурс (социальный отчет) во внешней среде представляется в современных условиях управления финансовой функцией мощнейшим рычагом повышения конкурентоспособности и развития корпорации.

    Основная задача социального отчета - целостное управление внешней средой (представленной самой корпорацией и ее социально-экономическим окружением), в интересах гармоничного развития компании. Представляется, что подключение бизнеса к созданию более конкурентной экономики и сбалансированному решению многих социальных проблем очень важно, в том числе и потому, что по сравнению с другими субъектами социально-экономической системы бизнес обладает большим опытом и компетенцией.

    На рис. 4 показана роль социального отчета как основного инструмента влияния корпорации на внешнюю среду для обеспечения своего развития. Связующим "веществом" при этом является корпоративная культура, отраженная в миссии.

    Сущность корпоративной миссии в рассматриваемом аспекте - это формальный договор владельца корпорации со средой (обществом, государством и партнерами), дающий корпорации право на существование. Это социальный план, через который компания транслирует вовне свою культуру. Для преуспевающей корпорации важно осуществлять свою миссионерскую деятельность, а не просто производить товары.

Проблема развития социальной ответственности корпораций касается как внутренней среды (культуры), так и внешней (управление через социальную отчетность). Разрешение проблемы социальной ответственности корпораций (или ее сглаживание) происходит на фоне институциональных изменений на макро-, мезо- и микроуровнях. Успех реализации социальной ответственности зависит от уровня развития самого общества, его ориентированности на отношения социального партнерства и взаимоуважения.

Влияние социальной отчетности

 

Рис.4 - Социальный отчет как основной инструмент влияния корпорации на внешнюю среду.

 

Таким образом социальная ответственность бизнеса позволяет:

1. увеличить прибыль, ускорить темпы роста;

2. компаниям - получить доступ к социально ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области защиты окружающей среды; возможно, сократить операционные расходы, например за счет сокращения отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов;

4. "улучшить" бренд и репутацию, что поможет развить и открыть новые рынки и направления бизнеса;

5. повысить продажи, лояльность клиентов (потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов, некоторые потребители даже готовы платить больше за "ответственные" продукты);

6. увеличить производительность и качество продукта (услуги);

7. получить больше возможностей привлечь и удержать сотрудников (люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными);

8. сократить претензии со стороны регулирующих органов;

9. сделать более эффективным управление рисками;

10. повысить конкурентоспособность.

 В изменяющемся мире, где каждый день вырабатывается множество путей развития в таких областях, как торговля, охрана окружающей среды, трудовое законодательство и здравоохранение, именно социально ответственное поведение и отчетность корпораций, соблюдение принципов сотрудничества и конструктивного диалога послужат гарантией успешного развития бизнеса в третьем тысячелетии.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карпухин С. В. Социальная ответственность личности как философская проблема. СПб, 1999. С. 78.

2. Симпсон С. , Туркин С. Социальное измерение в бизнесе. Как корпоративное гражданство в России может быть выгодно бизнесу и обществу. М. , 2001.

3. Литовченко С. Корпоративное гражданство - эффективный механизм взаимодействия бизнеса и общества // Человек и труд. - 2002. - № 6. - С. 71-76.