Биография   Реферат   Библиотека   Ссылки

Источник: Інформатика та комп’ютерні технології - 2008 / Матеріали IV науково-технічної конференції студентів, аспірантів та молодих учених – 25-27 листопада 2008, ДонНТУ, Донецьк – 2008 , с. 471-473.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ КЛЕТОЧНЫХ АВТОМАТОВ В ГИПЕРКОДАХ

 

Василенко А.Ю. Аноприенко А.Я.

Донецкий национальный технический университет

 

Концепция гиперлогики (логики третьего и более высокого порядков) была предложена ввиду того, что с помощью классической бинарной логики не всегда представляется возможным эффективно описать, а значит и промоделировать, какой-либо сложный реальный объект или процесс. Гиперлогика, в данном случае, позволяет решить проблему представления вероятностной природы некоторых процессов, а также диапазонных или множественных значений физических параметров объекта или процесса.

 

1.      Анализ существующих разработок

На кафедре ЭВМ факультета ВТИ изучение вопросов гиперлогики и гиперкодов (в том числе тетракодов) ведется с 1997 года [1]..

Каждый разряд числа в тетракодах может быть представлен четырьмя значениями: 0,1 – классические значения разряда в булевой логике; A – равновероятное появление 1 или 0; М – появление одновременно 0 и 1.

 На данный момент разработан ряд компьютерных программ, реализующих наглядное представление чисел в тетракодах [3]. Тетракоды используются для задания значений клеточных автоматов (клеточный автомат игры «Жизнь») и представления новой логики законов-рецептов клеток в автомате (законы-рецепты – это набор правил, по которым клетка вычисляет свое новое состояние). С помощью тетракодов разработан также алгоритм работы с картами Карно.

 

2.      Сравнение эффективности реализации представления гиперкодов на разных языках программирования

Проблема дальнейшего развития концепции тетракодов заключается в том, что в современных аппаратных и программных комплексах отсутствует поддержка данной технологии, поэтому переход к ней происходит на уровне прикладной программы. Это приведет к тому, что процесс моделирования сложных объектов будет ресурсоемким.

Идея минимизации затрат времени и аппаратных ресурсов приводит  к проблеме оптимизации программных вычислений в этом базисе. Описанные выше программы визуализации тетракодов были написаны на языке Action Script в рамках технологии Flash MX. Поддержка технологии flash реализована для большинства операционных систем, поэтому таким образом решалась проблема кроссплатформенности. Однако такая реализация характеризуется относительно малым быстродействием даже при отображении числа с помощью 6-разрядных координат. При увеличении же разрядности чисел построить сложную моделирующую систему, ориентированную например на реализацию в параллельной сетевой cреде, с использованием Flash MX не представляется возможным.

Поэтому предлагается развивать дальнейшую работу с использованием платформы NET Framework (языки C++ или C#), которая предлагает более широкие функциональные возможности. Проведенные  тесты показали, что  одинаковые алгоритмы выполнялись на Flash в среднем в 2-3 раза медленнее, чем на C++ (это связано с тем, что Flash не специализируется на математических расчетах, а более пригодна для дизайнерских приложений). Также при программировании в NET Framework в будущем возможно распараллеливание программ, используя стандартные интерфейсы, например, MPI (для NET Framework – реализации MPI.NET или Pure MPI).

Разницы между использованием С++ и C# для решения данной задачи практически нет, так как относительно Framework – это одинаковые языки. Разница лишь в том, что C# более подходит по своей структуре для программирования в NET Framework, поэтому для дальнейшей разработки выбран этот язык.

В дальнейшем для увеличения быстродействия планируется применить более эффективные алгоритмы работы с гиперкодами, разработать решения по распараллеливанию расчетов (на примере игры «Жизнь» в тетракодах).

 

3.   Проблемы и перспективы развития гиперлогики

Проведя анализ существующих теоретических и практических разработок по теме тетралогики и тетракоды, можно увидеть, что, с одной стороны, на данном этапе существует не только теория, но и её практические реализации в известных задачах, графическое отображение тетракодов. С другой же стороны, множество вопросов применения данного базиса остается открытыми, что обуславливает актуальность дальнейшего исследования в данной области.

Направления дальнейшего развития могут быть следующими:

1.      исследование возможности обратного преобразования заданного множества значений в минимальный набор гиперкодов;

2.      разработка калькулятора для работы с гиперкодами. Данная задача может быть разбита на задачи разработки логических операций, операций сравнения и арифметических операций;

3.      разработка новых приложений, демонстрирующих свойства тетракодов;

4.      исследование вариантов распараллеливания при выполнении операций в гиперкодах.

 

 

Литература

 

[1]            Аноприенко А. Я.  Расширенный кодо-логический базис компьютерного моделирования // Научные труды Донецкого национального технического университета. Выпуск 1. Серия “Информатика, кибернетика и вычислительная техника” (ИКВТ - 97). – Донецк: ДонГТУ. – 1997. – С. 59-64.

[2]            Аноприенко А. Я. Эволюция алгоритмического базиса вычислительного моделирования и сложность реального мира // Научные труды Донецкого национального технического университета. Выпуск 52. Серия “Проблемы моделирования и автоматизации проектирования динамических систем” (ИКВТ - 2002). – Донецк: ДонНТУ. – 2002. – С. 6-9.

[3]            Аноприенко А.Я. Коноплева А.П. Развитие идеи применения гиперкодов в теории клеточных автоматов. // // Научные труды Донецкого национального технического универститета Выпуск 9. Серия «Информатика, кибернетика и вычислительная техника» Донецк: ДонНТУ.–2008 с. 115-118