Биография   Реферат   Библиотека   Ссылки

Источник: Жиров В. Ф. Опыт развития информационной системы дистанционного обучения в вузе финансово-экономического профиля. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2008. - 25 июня.
www.eidos.ru/journal/2008/0625-1.htm


Опыт развития информационной системы дистанционного обучения в вузе финансово-экономического профиля

Жиров Вячеслав Федорович, кандидат технических наук, доцент, директор Центра сетевых технологий Факультета открытого образования Финансовой академии при Правительстве РФ.

Информационная система дистанционного обучения в ВУЗе финансово-экономического профиля (Финансовой академии при Правительстве РФ) обеспечивает возможность проведения смешанных форм обучения – очного (очные занятия по субботам и две недели очных занятий 1 раз в полгода для классического заочного) и дистанционного.

Основная задача развития информационных технологий состоит в реинжиниринге организационных структур, так как собственный прогресс информационных технологий происходит существенно быстрее, чем соответствующие ему организационные изменения.

Главная идея развития информационной системы дистанционного обучения в ВУЗе финансово-экономического профиля состоит в использовании опыта применения информационных технологий дистанционного обучения для постепенного охвата других структурных подразделений Финансовой академии (с применением для очного и вечернего обучения).

  Текущие этапы развития можно представить следующим образом:

  Модернизация существующих средств дистанционного обучения с учетом изменений организации обучения.

  Внесение изменений в систему для адаптации их к различным формам обучения.

  Реализация электронного документооборота с управлениями делами, кадрового обеспечения, бухгалтерского учета, контроля и отчетности, с юридической службой.

  Проектирование единой логической системы управления вузом с физической реализацией в различных корпусах.

Особое место в развитии информационных технологий занимают компьютерные классы (где каждому студенту предоставляется компьютер), в силу больших затрат на их приобретение и сопровождение. Эффективным решением является собственный ноутбук студента, которым он пользуется во время учебы.

Цели развития информационной системы в ВУЗе финансово-экономического профиля состоят в следующем:

  Повышение качества образования.

  Совершенствование управления ВУЗом с учетом специфики подразделений.

  Поддержание лидирующего положения Финансовой академии как учебно-методического центра России. На базе Финансовой академии с 1987 года действует Учебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ по образованию в области финансов, учета и мировой экономики, которое включает более 728 вузов России и стран СНГ, готовящих экономистов по специальностям: 080105 "Финансы и кредит", 080109 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", 080102 "Мировая экономика", 080107 "Налоги и налогообложение".

  Сохранение традиций отечественной школы образования.

Очевидно, что применение новых методов управления основывается на использование развивающихся информационных технологий. Информационная система поддерживает все уровни управления и скорость ее развития прямо определяется как стратегическими решениями руководства ВУЗа, так и тем, в какой степени руководители в своей повседневной работе используют информационные технологии.

Информационная система дистанционного обучения состоит из 4 подсистем:

1. Подсистема ЭУМК (электронных учебно-методических комплексов) на оптических дисках.

2. Подсистема интернет-обучения.

3. Подсистема веб-портала www.dofa.ru.

4. Подсистема администрирования учебного процесса ЛУЧ.

Для того, чтобы представить бизнес-процессы крупного вуза финансово-экономического профиля, необходимо построить модели, которые отображают различные стороны деятельности вуза и затем представить способы интеграции этих моделей.

Предлагается модель ВУЗа, называемая моделью массового обучения, типичная в российских условиях.

Модель массового обучения в ВУЗе финансово-экономического профиля построена как иерархия понятий (сущностей), типичных для крупного экономического ВУЗа. Конечно, каждый крупный ВУЗ имеет свои специфические особенности, предлагаемая модель ориентирована на бизнес-процессы Финансовой академии при Правительстве РФ (www.fa.ru).

Модель массового обучения состоит из двух подмоделей: собственно, «Обучение» и «Инфраструктура». Заглавные буквы указывают на имя подмодели. Эти две подмодели объединяются между собой инструментами документооборота.

К «Инфраструктуре» относятся подсистемы: Канцелярия, Юристы, Бухгалтерия, Кадры, Склад, Закупки и т.д.

Программные подсистемы Канцелярии, Бухгалтерии, Склада и т.д. обладают спецификой, характерной для выполняемыми ими функциями. Так, если Канцелярия ориентирована на автоматизацию документооборота, то Бухгалтерия предполагает автоматизацию бухгалтерского учета. Важнейшее значение имеет применение информационных технологий в Кадрах, так как упорядочение и ускорение кадрового учета существенно для правильной организации работ.

При взаимодействии с программными системами инфраструктуры в модели «Обучение» используются специализированные программы, обеспечивающие требования интерфейса, например, для Юристов документы подготавливаются в форматах бланков проектов приказов, для Бухгалтерии учитывается формат договоров и т.д.

На верхнем первом уровне иерархической модели находится подмодель «Обучение» (заглавная буква в названии указывает на имя компоненты модели массового обучения). Подмодель «Обучение» должна учитывать специфику обучения в вузе финансово-экономического профиля.

Преподаватели (как объекты модели) объединены по Кафедрам, которые находятся втором уровне модели. Собственные компьютеры кафедр используются для подготовки документов, учебных материалов и учета информации о преподавателяхПодключение компьютеров кафедр к общей системе администрирований учебного процесса дает возможность упорядочить и актуализировать информационные потоки внутри кафедр и использовать кафедральную информацию для статистических отчетов.

Студенты (как объекты модели), объединены в Группы, которые формируются в соответствии со специальностями и специализациями, на более нижних уровнях модели с учетом Даты поступления студента в ВУЗ.

«Обучение» на втором уровне модели представлено модельными Формами обучения: Дневное, Вечернее, Заочное, Экстернат. Форма обучения (в модели) состоит из Программ обучения: Первое высшее (5 лет), Второе высшее (3,5 года), Первое высшее, сокращенное (3,5 года), Профессиональная переподготовка ( 500 часов), Повышение квалификации (72 часа) и т.д. (например, бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Итак (в терминах первого высшего образования) на третьем уровне модели находятся Специальности и, на четвертом, Специализации. Далее на пятом уровне находятся Учебные планы (по которым строятся графики и расписания) и Студенты (и Абитуриенты).

Учебные планы (в модели) содержат перечни дисциплин, номера курса, количество часов, виды занятий и формы контроля знаний.

Программная система ЛУЧ (Лотусовский УЧет) построена на основе модели процесса обучения - «Обучение». Система администрирования учебного процесса (ЛУЧ), используемая в вузе финансово-экономического профиля, включающая базы абитуриента, студента и преподавателя, разработана на платформе IBM/Lotus/Domino и приложения на Lotus Designer.

Три основные анкеты (карты) ввода информации – это анкета Абитуриента, Студента, Преподавателя. Анкеты вводятся on-line или анкеты могут вводится off - line как файлы Excel. Имеется возможность ввода анкет с помощью программы ABBYY FormReader и загрузки в ЛУЧ (через ODBC).

Кроме этого, вводится информация по учебным планам, графикам, расписаниям, а также учебные материалы (ЭУМК), в которых особое место занимают контрольные работы, курсовые, рефераты, тесты, экзамены, зачеты и т.п., вводится информация в различные справочники. При выводе информации используются различного рода отчеты.

Отчеты формируются в системе ЛУЧ для каждого Мероприятия (Лотус), как статистические, так и произвольные с помощью средств задания Лотус-представлений.

Циклы работы системы ЛУЧ связаны с поддержкой учебных Мероприятий, таких как контрольные работы, экзамены, зачеты и т.п. Например, для проведения экзамена (Мероприятие) из расписания извлекается управляющая информация – преподаватель, дисциплина, номер группы и т.д. и массовая информация – список студентов. Далее Мероприятие дополняется экзаменационными билетами из учебных материалов и алгоритмом выбора номера билета, который ставится в соответствие студенту (в экзаменационном списке). Экзаменационный билет представляет собой тест, в котором содержатся вопросы и баллы. Студент по логину-паролю входит в систему тестирования, в которой поставлены в соответствие студенты и задания. Выполнив тестирование, студент получает оценку, которая заносится в его учебный план.

Модель «Обучение» можно разделить на две части:

  преподаватели, объединенные кафедрами, которые готовят учебные материалы и проводят занятия, и

  студенты, объединенные в группы

Кафедра (как объект модели) содержат списки Преподавателей, списки Дисциплин из учебных планов. Каждой дисциплине соответствует ЭУМК, в котором присутствуют задания по контрольным работам, тесты и алгоритмы выбора варианта контрольной работы студентом (например, по номеру зачетки, по номеру в группы и т.д.).

Вводятся в систему ЛУЧ списки кафедр, списки преподавателей, учебные планы, графики и расписания. Для преподавателей указывается набор дисциплин, которые они ведут (может быть признак – преподаватель ведет все дисциплины).

В Учебном плане (объект модели) указывается форма отчетности (реферат, курсовая работа, контрольная работа и т.д.) и в Расписании (объект модели) - сроки выполнения.

Для учета информации о студентах вводится иерархическая структура, которая начинается с года поступления, затем специальность (или специализация), затем группы, которые состоят из студентов.

При приеме заполняется анкета абитуриента, затем информация из анкеты абитуриента переносится в анкету студента. Логин абитуриента печатается на экзаменационном листе.

Куратор сообщает студенту его логин. Логин студента формируется по информации введенной в ЛУЧ, логин состоит из номера региона, номера ВУЗа, номер подразделения ВУЗа, номер куратора данного студента в подразделении, номер группы (включая год поступления, специальность, номер группы внутри года, форма обучения) номер по порядку внутри группы, ФИО.

Мнемоника логина дает возможность идентифицировать студента, не используя для расшифровки компьютер.

Логин студента служит для однозначной идентификации и содержит следующие коды:

ХХff f vv kkEYYYYpppzzssfio

ХХ - определяет регион, например, 77 Москва, ff f - имя вуза, например, FAM или 001, vv - номер подразделения ВУЗа внутри региона, например, 02, kk - определяет номер куратора, например, 05, E – признак даты, YYYY - определяет в первых 4 символах год и месяц поступления для второго высшего, например, 2702 - февраль 2007 года, 2710 октябрь 2007 г., для первого высшего записываем только год с нулями 2700, ppp – имя программы, например, D1V – дистанционное первое высшее, Z1V – заочное первое высшее, V2V – второе высшее, D1C дистанционное сокращенное первое высшее, DFK – дистанционное финансы и кредит, DBU - бухгалтерский учет, анализ и аудит и т.д., zz - номер группы внутри программы, например, 01, ss - номер студента внутри группы, fio – начальные буквы фамилии, имени, отчества, записанные латинскими буквами, например, Петров Михаил Сергеевич – pms. Коды специализаций для имен дистанционных групп ppp: DBU - бухгалтерский учет, анализ и аудит, DFM - финансовый менеджмент; DBD - банковское дело; DOC - оценка собственности и т.д.

Коды филиалов и представительств (имя вуза) fff: пример, филиал ФА при Правительстве РФ в г. Красноярске – PKR, представительство ФА при Правительстве РФ в г. Ростове - на – Дону – PRD и т.д.

В логин входит номер группы, группы имеют важнейшее значение в модели массового обучения. Номер группы – ХХfffvvkkEYYYYpppzz. Пример: 77FAM0205E0710D1V01 первое высшее, дистанционное, финансы и кредит, первая группа. Номер курса не указывается, т.к. есть соответствующая информация в дате поступления. Номер группы сохраняется постоянным на все время обучения.

Статическая информация о студенте заносится при приема абитуриента в базу абитуриента и затем переносится в базу студента. Начальная страница системы ЛУЧ является основным меню: Приём заявлений – ввод персональных анкет абитуриентов, формирование групп. Календарь мероприятий – назначение дат мероприятий (экзаменов, консультаций и т.п.). Результаты экзаменов – просмотр оценок за экзамены. Зачисление – массовое зачисление абитуриентов. Аналитика – формирование списков абитуриентов по различным признакам. Настройки – изменение настроек системы. Меню работы с анкетами состоит из нескольких закладок. Новый абитуриент – заполнение анкеты на нового абитуриента. Печать списков – выдача различных документов в Word. Сформировать группу – формирование группы из абитуриентов, не состоящих в других группах.

Особенности системы ЛУЧ состоят в том, что система спроектирована на основе современных технологий распределенных систем, разработанных фирмой IBM, и предоставляет возможность интеграции с другими системами при проведении вступительных испытаний для абитуриентов (интернет-тестирование) и при выполнении работ деканатами в регионах с использованием сервера в Москве. Использование средств IBM/Lotus дает возможность гибкой настройки системы по условиям изменения учебного процесса учебных планов, расписаний, графиков, контингента, приказов и т.д.

Появляются дополнительные возможности по методике самостоятельной работы. Ориентация на продукты IBM определяется успехами этой фирмы не только в создании программного обеспечения, по и аппаратуры.

По каждой дисциплине обучения создается свой ЭУМК, которые затем объединяются для студентов в одном диске. Так, для студентов, обучающихся по программе первого высшего существует 5 дисков, соответственно, по 5 курсам. Всего примерно – 60 дисциплин на 5 дисках. Каждый диск одного курса состоит из набора дисциплин, так, например, разработаны диски для 1 курса, для 2-го например, для 3-го, для 4-го, для 5-го.

Общая структура информации по дисциплине описывается как структура ЭУМК. Структура информации ЭУМК зафиксирована как внутренний стандарт ВУЗа. Структура построена с учетом нормативных документов Министерства образования и науки и дополнена средствами необходимыми для полного обеспечения студента материалами.

ЭУМК представляет гипертекст с иерархией оглавлений, со ссылками на глоссарий, слайды, видеофрагменты, тесты по главам с обратными ссылками из ответов на текст учебного пособия и т. д. ЭУМК подготавливается с помощью конструктора курсов программы ЭП (Электронный преподаватель), который существенно упрощает и ускоряет компоновку ЭУМК.

Куратор (сотрудник деканата) - промежуточное звено в управлении учебным процессом. Куратор передает по электронной почте текущую информацию от преподавателя и отвечает на запросы студентов. Куратор работает с потоками информации по электронной почте и в форуме и замыкает на себя как студентов, так и преподавателей, и осуществляет подготовку всех документов учебного процесса. Развитие дистанционного обучения связано с внедрением эффективного использования электронной почты для обмена учебными материалами студент-куратор-преподаватель.

Каждый куратор однозначно идентифицируется логином: ХХfffvvkkpppfio, ХХ - определяет регион, fff - имя вуза, vv - номер подразделения ВУЗа внутри региона, kk - определяет номер куратора в подразделении, ppp – имя программы, fio – начальные буквы фамилии, имени, отчества, записанные латинскими буквами, например, Петрова Мария Ивановна IMI. Так, 77FAM0205С1VPMI (все буквы латинские) обозначает: Москва - 77, Финансовая академия - FAM , факультет - 02, номер куратора (по списку, упорядоченному лексикографически) - 05, сокращенная программа - С1V, например, Иванова Мария Ивановна IMI, ppp – программа, например, значения V1V, V2V, С1V означают первое, второе, сокращенное, для нескольких программ используется ALL.

Наряду с личной информацией анкета куратора содержит номера групп, которые ведет куратор. Кроме того, в анкету куратора заносится статистика по оплате студентами, по неуспевающим студентам и т.д. Эта статистика вырабатывается по анкетам студентов по приходу писем с сообщениями об уплате, об успеваемости т.д.

Письма куратору посылает студент (с логином студента), например, об оплате с кодом оплаты, об успеваемости с кодом успеваемости и т.д. Письма куратору пишет преподаватель (с логином преподавателя) об оценке контрольной работы студента.

В учебном плане все дисциплины пронумерованы и пронумерованы контрольные задания. По этим номерам строятся коды контрольных заданий, автоматически или вручную, путем занесения в таблицу названия работы и кода. Название может иметь вид – Дисциплина, Контрольная работа, Вид работы, Номер. Каждому преподавателю соответствует анкета. Преподавателю назначается логин с учетом списка преподавателей по кафедрам. По Мероприятиям (расписание) составляется месячная ведомость оплаты (по коэффициентам для форм занятий) и выдается в бухгалтерию.

Логин преподавателя: ХХfffvvvkkpppfio, ХХ - определяет регион, fff – имя ВУЗа, vvv – имя кафедры ВУЗа, kk определяет номер преподавателя, так для кафедры «Финансы», где находятся несколько преподавателяей, номер преподавателя по списку, упорядоченному лексикографически, ppp – имя дисциплины, fio – начальные буквы фамилии, имени, отчества, записанные латинскими буквами, например, Петрова Мария Ивановна IMI, например, 77FAM05IMI. В модели Кафедра состоит из Преподавателей, которые ведут Дисциплины, для Экзамена (мероприятие) выбирается Дисциплина и Преподаватель. Дисциплине соответствует ЭУМК. Преподаватель подготавливает тесты в синтаксисе АСТ и ЭП2.1. Для ввода тестов off-line (наряду со вводом on-line) используются обычные doc файлы с текстами, написанными по правилам синтаксиса программы ЭП2.1.

Все структурные элементы описания теста должны быть выделены как цельная отдельная строка (абзац/paragraph – в терминологии Word). Строка (абзац) – элемент документа, выделенный с двух сторон специальным управляющим символом (клавиша Enter). Один тест (тест – набор вопросов) описывается отдельным документом (файлом).

Между структурными элементами описания теста может быть любое количество пустых строк. Описание теста может содержать строки комментариев, которые начинаются с символа «/».Первая строка в документе – название теста. Вопросы теста выделяются в блоки: начало блока – вопросительный знак «?» и тип вопроса. После типа вопроса следует символ, указывающий, в каком формате будет описан вопрос. «t» – текст; в этом случае вопрос пишется с новой строки.

С новой строки указывается ссылка на правильный ответ, являющаяся ссылкой на файл в Репозитории программы ЭП2.1. (для документов Word после знака «#» допускается указывать имя метки). Пример: Папка1/uchebnik.doc#Закладка_1

Далее следует список вариантов ответов (каждый вариант – с новой строки), зависящий от типа вопроса: «выбор» – выбор одного или нескольких ответов из списка; правильный ответ помечается восклицательным знаком в начале строки, «прямой» – тестирующемуся предлагается вписать в поле ответ; в этом случае указывается список альтернативных ответов. (среди альтернатив иногда желательно указывать один ответ в разных формах – падежах и числе), «сопоставление» – тестирующемуся предлагается два списка, элементы которых он должен сопоставить. Сочетающиеся элементы списков указываются через знак равенства «=». (этот вариант можно также использовать для вопросов, где требуется упорядочить некоторый список; в этом случае во втором списке указываются порядковые номера). Блок вопроса заканчивается строкой с символом «*» и далее следует блок следующего вопроса. Описание теста заканчивается строкой с символом «#».

Программа ЭП 2.1. (Электронный преподаватель) поддерживает также синтаксис описания тестовых заданий «Автоматической системы тестирования» (АСТ), применяемый в Финансовой академии при тестировании остаточных знаний студентов.

Тесты из ЭУМК прикрепляются к Мероприятию и выдаются в систему тестирования в виде файлов с синтаксисом АСТ или ЭП 2.1.

Использование форума на портале существенно облегчает работу куратора. уменьшается количество рассылок. Дополнительный сервис обеспечивает куратору методика использование шаблонов сообщений с идентификаций писем студентов по логину студента и по номеру запроса. Форум существенно уменьшает количество писем, так информация на портале считывается самими студентами.

Весь учебный процесс (графики, расписания, учебные материалы, кураторы, адреса электронной почты кураторов и т. д.) отражается на информационно-образовательном портале, реализованном на web-сервере IBM/Lotus, здесь размещены учебные планы, графики, расписания и т.п. На страницах портала есть ссылки на сервер интернет-обучения и на сервер видеозанятий. Первичное назначение портала - рекламировать сервис по дистанционному обучению, предоставляемый в ВУЗе, с целью привлечения абитуриентов. Набор специальностей, специализаций, учебных планов, преподаватели, формы обучения показываются на портале. На портале выставляются также бланки документов, необходимых при поступления, график приема, демоверсии билетов для интернет-тестирования, инструкции по использованию сервера интернет-тестирования и т. д.

Важное значение имеет предоставление информации на портале по учебному процессу для студента: расписания, графики, учебные материалы, объявления, оценки и т. д.

Существенную роль играет на портале форум, на нем кураторы отвечают на вопросы студентов, предоставляют последние версии и изменения учебных материалов, а также студенты могут общаться между собой. Форум дополняет общие почтовые ящики групп студентов.

Преобразование исходных учебных материалов преподавателя в ЭУМК дает возможность загрузить эти же учебные материалы на сервер интернет-обучения, при этом учитывается, что интернет-каналы, используемые студентами не всегда удовлетворяют требованиям по передачи видеоинформации, поэтому видео-фрагменты исключаются, а остальная информация ЭУМК загружается на сервер интернет-обучения. Сервер интернет-обучения предоставляет возможность студенту (пройдя аутентификацию) изучать материалы через интернет и пройти тестирование, как для самоподготовки (демонстрационное) так и итоговое. Сервер интернет-обучения используется также при проведении вступительных испытаний абитуриентов, при этом, закончив тестирование, абитуриент/студент сразу видит свои результаты.

Проведение видеозанятий с помощью программы IBM/Lotus/Sametime предполагает, что преподаватель подготовил в электронном виде файлы слайды, которые он будет комментировать, и тексты комментария в отдельном файле. В тексте в соответствующих местах указываются номера слайдов, которые соответствуют фрагменту комментария. Слайды и тексты после видеозанятий преподаватель с помощью куратора отправляет студентам. Работа преподавателя с программой Sametime подобна работе сотрудницы, ведущей новости на телевидении. Преподаватель регулирует порядок выступлений студентов разных городов. В Sametime необходимая громкость будет обеспечена микрофоном и динамиком. Речь должна быть плавной и равномерной без резких ускорений и замедлений, так как звук передается в аудиторию по интернету с задержкой в несколько секунд. Все занятия сопровождаются слайдами, слайды объединяются в файлы размером, не более, 100 кб, при наличии нескольких файлов необходимо первый слайд сделать с гиперссылками на эти файлы. Преподаватель комментирует слайды и прокручивает их синхронно последовательно один слайд за другим (используя «вертикальную полосу прокрутки» слева в окне), речь должна соответствовать показываемому слайду. Не рекомендуется комментировать части разных слайдов, быстро меняя их с помощью прокрутки. При быстрой смене слайдов задержка в интернете приводит к наползанию слайдов друг на друга. Преподаватель сидит в кресле так, чтобы его лицо было в центре окна, которое формирует веб-камера. Изображение (все видеозанятие) записывается на сервере. Преподаватель проводит видеозанятие в режиме своего «Собрания» Sametime, к которому могут подключаться студенты из разных регионов.

Во время занятий обучающиеся задают вопросы либо говоря в микрофон, либо набирая сообщения на клавиатуре. Преподавателю необходимо следить за появлением сообщений по меню внизу окна. Преподаватель управляет всеми группами студентов разных регионов, предоставляя возможность говорить строго по очереди, нельзя допускать, чтобы студенты говорили одновременно в разных регионов.

Литература

1. Жиров В. Ф., Использование предопределенной повторяющейся информации при обучении с применением информационных технологий. Труды Х Байкальской Всероссийской конференции. Ч. II. Информационные и математические технологии в науке, технике, образовании. 2005 г., Иркутск, стр. 362-365.

2. Жиров В. Ф., Применение информационных технологий в заочном (дистанционном ) обучении студентов. Вестник финансовой академии, 2007 г., №4, стр. 107-112, Москва, «Финансы и статистика»

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---

Для ссылок:

Жиров В. Ф. Опыт развития информационной системы дистанционного обучения в вузе финансово-экономического профиля. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 25 июня.

http://www.eidos.ru/journal/2008/0625-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.