Биография   Реферат   Библиотека   Ссылки

Источник: www.ariu.berdyansk.net/departments/conferences/2005/58t.pdf


А.А. Витюк

Академия управления и информационных технологий "АРИУ", г. Бердянск

 

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТИЧЕСКОЙ И КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ

 

 

Введение. В большинстве высших учебных заведений нашей страны активно используются приложения общего и специализированного плана, но компьютеризация самого процесса обучения оставляет желать лучшего. Другими словами автоматизация учебного процесса на технологическом уровне по сравнению с автоматизацией на уровне организационном ушла далеко вперед, не говоря уже о проблеме сопряжения двух вышеназванных уровней [3]. К первостепенным задачам, которые должен решать организационный уровень информационной системы современного ВУЗа, следует отнести организацию и учет нагрузки преподавателей, распределение аудиторного фонда, учет успеваемости студентов и электронное расписание занятий. Также необходимо иметь информационную поддержку библиотечного фонда, что упростит поиск необходимой литературы и сократит время обслуживания отдельного клиента библиотеки. Отдельной задачей является учет финансов и денежных потоков, включающий расчет заработной платы преподавателей, учет и мониторинг оплаты обучения студентов. Что касается технологического уровня информационной системы учебного заведения, то особый интерес вызывает использование систем дистанционного образования и электронного тестирования. Внедрение любого из упомянутых направлений вызывает определенные трудности и не может принести ощутимый экономический эффект в отдельности. В данной статье затрагиваются только некоторые из составляющих организационного уровня комплексной системы управления учебным процессом, причем именно те, что имели практическое воплощение в рамках Академии «АРИУ».

Постановка проблемы. Объектом исследования выступает деятельность Академии управления и информационных технологий "АРИУ". Для повышения эффективности управления учебным процессом в этом ВУЗе на протяжении нескольких лет был спроектирован и внедрен комплекс автоматизированных рабочих мест, включающий такие АРМы как «Отдел кадров», «Учебный отдел», «Кафедра», «Деканат» и «Расписание». Целью исследования является анализ узких мест программного комплекса и выявление наиболее характерных проблем, возникавших во время разработки и внедрения, с целью повышение эффективности всей информационной системы ВУЗа в целом, а также достижение наиболее тесной интеграции как уже используемых, так и находящихся на этапе разработки и внедрения модулей в частности. Результаты, полученные во время подобного анализа, можно использовать при практическом внедрении систем управления учебным процессом в других учебных заведениях.

Исследовательский проект предполагал проектирование, разработку и внедрение программных модулей организации и управления учебным процессом, которые являются составной частью комплексной системы управления ВУЗом. Результатом исследования и последующим практическим воплощением должны стать автоматизированные рабочие места, которые позволяют решить следующие проблемы:

учет кадрового состава ВУЗа;

учет абитуриентов;

учет контингента студентов дневной и заочной форм обучения, слушателей факультета последипломного образования и курсов переподготовки специалистов разных уровней, а также абитуриентов;

управление специальностями и предметами;

управление и контроль нагрузки преподавателей; учет аудиторного фонда; учет успеваемости; электронное расписание занятий.

Результаты исследования. С точки зрения теории, лежащей в основе автоматических систем управления, любое учебное заведение можно представить в виде сложной многогранной системы, каждая составляющая которой зависит от множества факторов. Наиболее простым, но экономически нецелесообразным методом создания любой информационной системы, является декомпозиция комплексной задачи на отдельные подзадачи и их последующая реализация в отдельности. Прямо противоположным является создание изначально интегрированной системы. Однако в условиях рыночной экономики деятельность любой организации связана с жесткой конкурентной борьбой, и самым критичным фактором становится время, затраченное на проектирование, разработку и внедрение. «Золотая середина» также не дает максимального эффекта, что показали разработка, внедрение и эксплуатация системы управления учебным процессом ВУЗа, состоящей из программных модулей "Отдел кадров", "Учебный отдел", "Кафедра", "Деканат" и "Расписание" и вспомогательного приложения "Абитуриент".

Тем не менее, именно отказ от проектирования комплексной системы управления ВУЗом и концентрация человеческих и временных ресурсов на создании системы управления учебным процессом ВУЗа позволили получить практический эффект. Если бы ИТ-специалисты Академии кроме вопросов организации учебного процесса занимались еще и финансовой частью, то с учетом нестабильной и непредсказуемой ситуации с соответствующими нормативными актами в стране, наш комплекс до сих пор бы находился на стадии разработки, а не на этапе практической эксплуатации. Также не следует забывать о чрезвычайной сложности подобного подхода. Опыт создания подобных систем в других странах только подтверждает вышесказанное. Например, в 1996 году компания RedLab при поддержке МГУ взялась за разработку такой системы [5] и в качестве фундамента выбрала систему SAP R/3, которая является одной из самых мощных платформ для систем управления предприятием уровня ЕRP.


Не имея финансовых средств для приобретения готовой платформы и не планируя разработать систему уровня ЕКР, мы начали заниматься созданием необходимого нам программного продукта с нуля. Сначала были изучены взаимоотношения отделов и кафедр и определены основные информационные потоки. Затем были спроектированы соответствующие ЕК-диаграммы и создана модель реляционных отношений. При выборе средства разработки мы приняли решение использовать инструментальный RAD-пакет Borland Delphi, который благодаря своим технологическим особенностям позволил сократить время на кодирование и отладку. Для повышения эффективности работы группы разработчиков и для контроля версий было решено использовать систему контроля версий CVS с серверной частью, работающей под управлением операционной системы Linux. В качестве системы управления базами данных сначала мы использовали бесплатную версию SQL-сервера Borland Interbase, которую затем поменяли на СУБД с открытыми исходными кодами Phoenix Firebird (см.рис.1).


 

Linux. Последний фактор особенно был важен, так как все серверное хозяйство нашего учебного заведения работает под управлением этой операционной системы.

В результате проектирования была создана база данных, состоящая из нескольких десятков сущностей, атрибутами которых являлись примитивы, участвующие в информационных потоках. Для обеспечения целостности были наложены определенные ограничения в виде первичных и вторичных ключей и триггеров. Для повышения эффективности работы системы часть бизнес-логики комплекса была реализована в виде так называемых хранимых процедур, которые работали на стороне сервера и обеспечивали наиболее востребованную функциональность. В целом комплекс является клиент-серверной системой, клиентская часть которой реализована в виде Win32-приложений. Упрощенная схема взаимодействия модулей комплекса представлена на рис.2.

 

На определенном этапе разработки было принято решение большинство печатных форм отчетов выдавать в формате Microsoft Ехсе1, что было обусловлено популярностью офисного пакета программ фирмы Microsoft, а также гибкостью такого подхода. Однако это решение имеет один очень серьезный недостаток. Если программное обеспечения для построения отчетов требует наличие СОМ-серверов от Microsoft , то оно, соответственно,


 

требует наличия установленных на рабочих местах копиях Microsoft Office, а этот продукт, как известно, является коммерческим и требует приобретения соответствующих лицензий, что в свою очередь увеличивает общую стоимость владения нашим комплексом. Так как отдел информационных систем нашего ВУЗа продвигает концепцию отказа от проприетарного программного обеспечения в пользу альтернативных бесплатных решений с открытым исходным кодом, мы отказались от использования подобных решений в будущем.

Теперь, имея опыт проектирования, разработки и внедрения достаточно важной части информационной системы ВУЗа, мы можем двигаться дальше и даже предлагать свои услуги и наработки другим учебным заведениям. Естественно, что для этого нужно будет изучить характерные особенности отдельно взятых образовательных учреждений, наиболее видимым из которых является разнообразие их видов деятельности. Кроме этого региональные учебные заведения имеют свои характерные черты. Это и региональные отличия, и своя индивидуальная специфика в организации учебного процесса, свои традиции при проведении научных исследований, особенности в управлении административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью. Также следует учесть, что в частных ВУЗах очень часто практикуются свои собственные правила игры в проведении кадровой политики. Все это усложняет задачу внедрения системы организации и управления учебным процессом в отдельно взятом учебном заведении, даже если она уже разработана и успешно внедрена в каком-то другом. Для того чтобы добиться успеха, необходимо обязательно провести адаптацию готовой системы к реалиям другого ВУЗа, а для этого, в свою очередь, нужно выполнить полный анализ бизнес-процессов и проследить движение информационных потоков каждого конкретного учебного заведения.

Выводы. На основе полученного во время исследования и внедрения опыта было найдено ряд проблем, связанных с интеграцией отдельных составляющих информационной системы ВУЗа, а также выявлены недостатки этой системы. Наиболее вероятным путем решения этих проблем является дальнейшее проектирование и разработка соответствующих модулей сопряжения и использование открытых информационных стандартов. С учетом того, что в ВУЗе уже внедрена система дистанционного образования, создан информационный web-портал, на этапе внедрения находится система управления web-порталом, одной из главных задач для дальнейшей разработки является создание web-интерфейсов для доступа к бизнес-логике комплекса управления учебным процессом из Internet и Интернет. Кроме этого важнейшей задачей является информатизация библиотеки. Следует также приступить к проектированию финансовых компонент системы управления ВУЗом.

Список литературы

1.Беляев Д.А. Применение информационных систем управления как необходимый элемент стратегического управления экономическими процессами в вузе // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 5-6(33). - С. 179-183.

2.Беляков В.С. Распределенный университет как форма расширения доступа к современному высшему образованию. Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 5-6(33). - С. 173-178.

3.Карякин Ю.В., Подскребко Э.Н., Созоров Н.Г. Индивидуализация обучения с использованием новых информационных технологий. В сб.: Непрерывное образование: теория и практика. Тезисы докл. междунар. научн.-метод. конф. - Красноярск, 1997 - С. 91-92. Изд-во ГАЦМ и З, 1997.

4.Кибернетика и вуз; вып. 25. - Томск, 1990.

5.Прохоров А. «Университет» управляет университетом// Компьютер-пресс.- 2000.- № 5.- С.30-35.