ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Стрильцив Анна Ивановна

Стрильцив Анна Ивановна

Факультет: Горно-геологический

Кафедра: Геоинформатики и геодезии

Специальность: Геоинформациоонные системы и технологии

Тема выпускной работы:

Исследование методов распознавания соответственных точек на цифровых снимках

Научный руководитель: Могильный Сергей Георгиевич


Автобиография

Автореферат

Библиотека

Ссылки

Отчет о поиске

КАРИКАТУРА

История карикатуры

Впервые карикатура появилась в эпоху Ренессанса. Тогда это был небольшой рукотворный рисунок. Изначально карикатура представляла собой шарж. Это было изображение гигантской головы известного человека с искаженными чертами лица на очень маленьком тельце. Человек на таком рисунке напоминал собой конус, перевернутый вдоль оси симметрии. То есть нечто пропорционально уменьшающееся. Считается, что родиной карикатуры является Италия. Ведь само слово «карикатура» итальянского происхождения, означающее преувеличение. Первыми мастерами карикатуры были Агостино Карраче и Лоренцо Бернини [3].

Также очень успешно жанр карикатуры развивался в Германии и Голландии в период Реформации. В этот период отчётливо видна непосредственная связь карикатуры с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития карикатуры. Карикатура играет активную общественную роль, отображая политические и бытовые аспекты жизни общества. Главной темой карикатуры того периода становится борьба между протестантами как сторонниками Реформы и ее противниками.

Во Франции карикатура развивалась в период Французской революции. Тематикой карикатур являлось высмеивание власти, путем унижения на рисунке. Так, король Людовик XVI изображается как жирная свинья, а его супруга Мария Антуанетта – как пантера или волчица, что подчеркивает ее звериную природу.

Развитию и распространению карикатуры как способа выражения общественной сатиры в значительной мере способствовало развитие таких видов графики как литографии и ксилографии, а также изобретение типографского станка. Карикатура получила массовое распространение в виде листков, журнальных и газетных иллюстраций, а также части изобразительного искусства.

В этот период основное значение на развитие и распространение карикатуры оказывает влияние цензура. В большинстве европейских стран публикуются законы и указы, запрещающие любые публикации, направленные против власти.

Только в 1789 году во Франции цензура отменяется в, и статья 11 Всеобщей декларации прав человека и гражданина торжественно провозглашает: «Свободное изложение своих мыслей и мнений есть одно из ценнейших прав человека; поэтому любой человек имеет право свободно говорить, писать и публиковать, и отвечает перед законом лишь за злоупотребление этим правом». Однако любые выражения протеста против власти и в этот период расцениваются как серьезное преступление. Поэтому в большинстве своем карикатуры представляли собой анонимные публикации, которые распространялись незаконно.

Наибольшей свободой в XIX веке пользовались карикатуристы в Англии. Карикатура там считалась искусством низших слоев и поэтому не контролировалось королевской властью. В этот период правительство взяло курс на противостояние Наполеону, за то с охотою взялись художники-сатирики. Величайшими английскими карикатуристами этого периода считаются Джеймс Гилрей и Томас Роулендсон, поднявшие карикатуру на очень высокий уровень. Именно они использовали в своих работах самую различную тематику, от бытовых реалий до фантастики.

В противоположность Англии, во Франции разрешены любые работы, кроме тех, которые касаются императора Наполеона. Когда Наполеон Бонапарт в 1802 году заключал с Англией Амьенский мир, он внес условие: привлекать к судебной ответственности наравне с убийцами так называемых пасквилянтов — тех, кто высмеивал его личность и поступки. При штабе Михаила Илларионовича Кутузова уже в первые месяцы войны 1812 года была создана специальная типография, призванная вести пропагандистскую деятельность среди населения и армии. Были найдены новые для России формы художественного воздействия на общество: сатирические карикатуры на Бонапарта и его армию. Всего было создано около 200 произведений, большая часть из них не подписана.

Одним из известнейших карикатуристов Франции наполеоновского периода считается Шарль Филиппон. Сначала его руке принадлежали сатирические изображения различных социальных категорий, исключая политических деятелей. Впоследствии им было создано первое сатирическое издание под названием «Карикатура».

Вообще с распространением техники литографии, изобретенной в самом конце XIX века, появляется большое количество периодических журналов и газет с сатирическим уклоном, то есть первая иллюстрированная пресса, которая пользуется массовым распространением благодаря подписке. С начала XIX века, и в течение более ста лет, издатели периодических изданий становятся основными издателями и карикатур [3].

В любой период карикатура «проникалась духом» своего времени. Карикатуре были присущи черты того направления искусства, которое было развито в определенный период. Так во многих карикатурах конца XVIII — начала XIX вв. обнаруживаются принципы классицизма, в журнальной карикатуре рубежа XIX—XX вв. воздействие стиля «модерн», у немецких карикатуристов 1910—20-х гг. - связь с экспрессионизмом.

В советском искусстве в первые годы Советской власти карикатура стала составной частью разных видов агитационно-массового искусства. В сатирическом плакате революционных лет. Основными деятелями этого направления являлись М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев [3].

В 1920—30-х гг. в РСФСР и др. республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной карикатуры. Среди её мастеров — И. А. Малютин, М. М. Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы.

В годы Великой Отечественной войны карикатура как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в том числе фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате.

Таким образом, карикатура в течение долгого периода трансформировалась из карандашных набросков в оконченные произведения, несущие цель стать главным иллюстративным материалом печатных изданий. На сегодня, основной целью карикатуры является изображение реалий жизни в сатирическом направлении.


Карикатура как искусство

Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц [6].

Таково определение карикатуры из «Литературной энциклопедии». Но что же такое карикатура для большинства людей, а также для ее создателей – художников-карикатуристов.

У нас принято относиться к карикатуре как к чему-то легкому и часто не заслуживающему внимания. Но карикатура это все же искусство. Несмотря на видимую незамысловатость карикатурных «картинок», их автор – художник-карикатурист – вынужден обладать не только художественным даром, но и необыкновенным чувством юмора. Даже, вернее, остроумием. Художник, рисующий в этом жанре, должен уметь не только рисовать, но и обладать неким видением мира с юмором, иронией, подмечать тонкости человеческой психики, следить за событиями в обществе.

Карикатура – одно из выражений сатиры, это маленькая иллюстрация, призванная неким способом шаржировать и высмеять различные неблагоприятные стороны жизни человека и его деятельности [4].

Карикатура — прикладное искусство, но это очень важный измеритель общественного здоровья. Поэтому всегда значимо не столько содержание карикатуры, сколько реакция на нее в обществе. Наличие сатиры, способность к самоиронии всегда означали высокий уровень культуры общества. Карикатура не всегда предполагает сознательно обидеть человека, но карикатура уж точно не предполагает пафоса, торжественного отношения к предмету. Карикатура несет в себе основную задачу сатиры — вскрыть суть вещей.

Карикатура все же является искусством, но искусством особого рода. Ведь для создания карикатуры нужно не только умение рисовать, но и умение отразить действительность, заставить человека смеяться над собой, над проблемами. Нужно уметь отражать курьезные ситуации и просто игру воображения. Нужно уметь видеть смешное и изобразить его.

Конечно в какой-то степени карикатура все же является ремеслом. Но в той же степени, в какой карикатура является и искусством, в той же степени она может служить средством к существованию. Ведь для художника-карикатуриста – это не просто способ добывания денег, это вся жизнь. Это великое счастье обладать талантом видеть жизнь сквозь призму сатиры и уметь ее отобразить.

Ведь в каждую карикатуру художник вкладывает не только силы и умение. Художник вкладывает душу, вкладывает свое юмористическое понимание изображаемой ситуации. Ведь задача художника не только исказить ситуацию, но и дать возможность понять что же скрывается под этим.

Говорят, минута смеха продлевает жизнь на пять минут. Глядя на карикатуру, человек может насладиться этой великолепной возможностью. Ведь нет ничего лучше, чем дарить людям радость и хорошее настроение. И как счастлив художник, который обладает таким даром.

Карикатура – это несомненно специфический жанр изобразительного искусства. Это проявление особого юмористического таланта. Однако как и любой вид искусства карикатура также имеет свои жанры. Существует политическая карикатура, карикатура, раскрывающая медицинский, судебный, программистский и другие виды профессионального юмора, а также семейный юмор. Особым видом карикатуры является шарж.

Карикатура неразрывно связана с социальной жизнью общества. Так еще на Руси имели успех лубочные карикатуры. Карикатурами неизбежно сопровождается история любого государства мира. Для появления на свет новой карикатуры хватит карандаша и бумаги, и конечно чувства юмора [4].

Сегодня тематикой карикатур может стать все, что угодно от маленькой оговорки известной личности до глобальных проблем современности. Карикатура призвана не только высмеивать человеческие недостатки, но и нести важную социальную роль.

По карикатурам можно исследовать общественные настроения и обстановку на рынках, осваивать историю, понимать перспективы того или иного общества или государства в целом. Однако карикатура – это, в первую очередь, демонстрация народного внимания.

В последнее время современная жизнь все больше вливается в различные виды искусства. Не могла она пройти стороной и карикатуру. Сегодня, карикатура распространена не только как вид изобразительного искусства, как иллюстративный материал печатных изданий, но и как часть электронных ресурсов. Карикатуры прочно вошла в различные ресурсы сети Интернет. Существуют веб-сайты карикатуристов, порталы-сборники карикатур, форумы и блоги, посвященные карикатуре.

Нельзя представить себе современное печатное издание, пусть даже носящее серьезный характер без такого произведения как карикатуры. Конечно карикатуры не используются в качестве иллюстраций к научным журналам, однако их популярность в массовых изданиях очевидна.

Человечество давно узнало карикатуру как вид юмористического зрения, но карикатура также является особым видом искусства, сочетающим в себе не только талант, умение и юмор, но и способ социального выражения.


Шарж

Шарж (франц. сharge ) – сатирическое или добродушно-юмористическое (т.н. дружеский шарж) изображение (обычно портретное), в котором, при соблюдении внешнего сходства, подчёркнуты и выделены наиболее характерные черты модели [5].

Главная задача художника-шаржиста изобразить человека в добродушной, шутливой манере, подчеркнув характерные жесты, мимику или профессиональные особенности. Обычно, шарж является подарком на кокое-либо торжество. Посмеяться над своими друзьями и коллегами, в добром смысле этого слова, желают многие. Это состоявшиеся в жизни люди с хорошим чувством юмора, желающие приятно и весело провести вместе время.

Почему шарж так популярен? Во-первых, шарж это все-таки портрет. Во-вторых, шарж дает возможность не только увидеть себя в другом свете, но и получить массу приятных эмоций.

В основном, шаржи создают для различных известных людей. Шарж появился задолго до появления карикатуры. Ведь тогда людям не приходило в голову высмеивать существующие порядки, а вот пошутить над друзьями люди умели всегда.

Шарж это не только способ иллюстрирования. Это отдельный вид изобразительного искусства, позволяющий человеку почувствовать массу приятных эмоций в здравой, но все же юмористической критике.


Коллекционирование карикатур

Коллекционирование — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов), имеющего определённую ценность (или не имеющего таковой) [1].

Коллекция — систематизированное собрание чего-либо, объединенное по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству [1].

Коллекционирование карикатур не имеет отдельного названия, однако является частью юморинофилии – создания юмористических коллекций. Коллекционирование юмористических предметов – особый вид коллекционирования. Ведь обычно данные предметы большой ценностью не обладают и материалы для такой коллекции легко доступны, поскольку публикуются в самых различных печатных изданиях. Достаточно всего лишь выбрать наиболее подходящие [2].

Задача коллекционера в данном случае – отбор наиболее смешных произведений их сортировка и систематизация.

Однако и в этом идее коллекционирования не стоит слишком усердно стремиться к пополнению коллекции новыми экземплярами. Поскольку в этом случае человек теряет здравый смысл и переходит на стадию психического заболевания. Однако не стоит смотреть так мрачно на занятие само по себе оптимистичное, требующее здорового юмора у коллекционера.

В медицине существует практика лечения психологических заболеваний методом юмористического воздействия. В этом случае юмористические альбомы призваны обеспечить хорошее настроение пациента. Ведь хорошее настроение – залог здоровья.

Зачем это нужно? На этот вопрос в первую очередь должен ответить сам коллекционер. Кому-то это нужно для того, чтобы занять свободное время, кому-то чтобы занять свободное место на полке, а для кого-то это жизненная необходимость.

Все же, собирание произведений юмористического характера, носит положительный оттенок. Ведь так приятно, раскрыть любимый альбом и просто улыбнуться знакомой карикатуре как старому другу и снова получить моральное удовлетворение от таланта художника-карикатуриста.


Литература

1. Википедия - электронная энциклопедия [Электронный ресурс], - http://ru.wikipedia.org/wiki/Коллекционирование

2. Виды коллекционирования [Электронный ресурс]/Клуб антиквариат и коллекционирование, - http://antikvar.ucoz.ru/load/11-1-0-64

3. Громов П. История зарождения карикатуры [Электронный ресурс]/Week Survey, - http://www.weeksurvey.com/content/view/719/244/

4. Ефимов Б. Е. Основы понимания карикатуры. М., 1961

5. Стыкалин С., Кременская И. Советская сатирическая печать 1917—1963. М., 1963

6. Литературная энциклопедия. Том V. М., 1982


Автобиография

Автореферат

Библиотека

Ссылки

Отчет о поиске

ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ