Магистр ДонНТУ Трандафилов Владимир Николаевич
Трандафилов Владимир Николаевич
Факультет: Электротехнический
Кафедра: Электропривод и автоматизация промышленных установок
Специальность: Электромеханические системы автоматизации и электропривод

Тема выпускной работы:

Исследование наблюдателей неопределенностей в электроприводах на базе синхронной машины с постоянными магнитами
Научный руководитель: Толочко Ольга Ивановна
Консультант: Божко Владислав Владимирович

Материалы по теме выпускной работы: Об авторе | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске

Киклевич Николай Антонович

Введение

        Учась на третьем курсе (2007-2008 гг.), я получал стипендию имени Николая Антоновича Киклевича и мне было интересно узнать, кто был этот человек. Но, все-таки, в то время я мало узнал о нем. Я видел его портрет в вестибюле 1-го учебного корпуса среди других выдающихся ученых нашего ВУЗа, узнал о том, что он был первым профессором электротехнического факультета, был научным руководителем А.А. Чепака (доцента нашей кафедры) и имел богатый практический опыт. Случилось так, что именно в 2007 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Н.А. Киклевича и это событие не могло быть проигнорировано ВУЗами, предприятиями и научно-исследовательскими институтами, к которым он имел непосредственное отношение. В это время выходят книги его памяти [1, 2]. После ознакомления с различными изданиями мне бы хотелось поделиться фактами из жизни этого удивительного человека.

Биография

Киклевич Николай Антонович        Н.А. Киклевич родился 24 ноября 1907 году в городе Лодзи, в Польше, которая входила в состав Российской империи. Был четвертым ребенком в семье: сестры Анастасия (1887) и Мария (1900), брат Георгий (1892). Его отец - белорус, происходил из крестьян, был домоуправляющим, он умер, когда Николаю Антоновичу было три года. Мать – русская. После смерти мужа она с детьми переезжает вначале в Варшаву, затем в 1914 г. в – Одессу. Здесь Николай Антонович учится в начальной школе, затем в городском училище. В 1917 г. умирает мать.
        Николай Антонович попадает в сиротский дом и одновременно учится в семилетке. В 1921-24 годах учится в Одесской профшколе садоводства и виноградарства и одновременно заведует в клубе библиотекой. Именно здесь в его жизнь вошла Книга, открылась жажда знаний, которая сохранялась всегда. Николай Антонович начал погружаться в неисчерпаемое море самообразования, которое сформировало и совершенствовало его всю жизнь.
        В 1926 г. Николай Антонович переезжает в Донбасс. Два года он работает в центральных электромеханических мастерских Чистяковского рудоуправления (впоследствии Чистяково стало г. Торезом), пройдя пригодившуюся в дальнейшем машиностроительную технологическую школу. Мастерские входили в структуру угольной промышленности, и Николай Антонович начал приобщаться к пониманию её особенностей и задач.
        В стране началась индустриализация, Донбасс остро нуждался в инженерных кадрах. Формировалась новая техническая интеллигенция и такие, как Николай Антонович, молодые люди были востребованы. В 1928 году Николай Антонович становится студентом Донецкого горного института. В течение всего года он ходил на железнодорожную станцию и разгружал вагоны, летом работал на шахтах. В 1931 году Николай Антонович успешно оканчивает институт по специальности горного инженера-механика.
        После чего его направили в поселок Антрацит на Боковский рудник, где он работал помощником главного механика, главным механиком шахт, начальником электроцеха в Центральных электромеханических мастерских. Николай Антонович в первые же дни работы помощником главного механика показал свой класс: следуя инструкции на немецком языке, он быстро обнаружил и устранил в подземных условиях неисправность немецкой врубовой машины «Эйкгофф».
        Здесь, в Антраците Николай Антонович нашел свою любовь. Он познакомился с медсестрой рудничного медпункта Надеждой Рыбас, приехавшей в Донбасс вместе с родителями и братьями из полтавского села Новые Сенжары, и стал ухаживать за ней, причем действия влюбленного Николая Антоновича выходили за рамки представлений о его характере. Гарцевавший на белом коне перед окнами Надежды русоволосый сероглазый механик покорил её сердце. Она была под стать Николаю Антоновичу: красивая, высокая, спокойная и добрая. В ЗАГС Антрацитовского поселкового совета 11 июля 1933 г. он повез ее на пролетке, которую попросил у директора рудоуправления. Просить для себя? Это в принципе было для него неприемлемым. Но это была любовь...
        В 1936 году Николай Антонович возвращается с женой и сыном в Сталино и становится ассистентом кафедры электротехники интенсивно развивающегося Донецкого индустриального института. Пишет учебные пособия по электротехнике, публикует статьи в столичных профессиональных научно-технических журналах, получает авторские свидетельства, работает над кандидатской диссертацией, которую завершает в начале 1941 г.
        Николай Антонович всерьез увлекался поэтическим, философским творчеством выдающегося украинского кинорежиссера А. Довженко (фильмы: «Звенигора», «Арсенал», «Земля», «Иван»); симфонической и камерной музыкой, боготворил Л. Бетховена – не пропускал ни одного концерта исполнителей его произведений, среди которых выделял С. Рихтера. После войны у него была обширная музыкальная библиотека и фонотека. Он любил романсы Алябьева и Гурилева, концертный репертуар Шаляпина, Гмыри, Обуховой, Давыдовой, капеллу «Думка». Любил стихи Николая Заболоцкого.
        Война сломала всё. Николай Антонович отправляет жену и сына в Старобельск (Луганская область) к ее родителям, отдав им на сохранение экземпляр готовой диссертации. Можно сказать, что его сын Юрий приобщился к науке в семилетнем возрасте, когда бабушка во время бомбежек прятала его и диссертацию под кровать (на случай, если обрушится потолок), а сама на коленях молилась перед образами. А его отец в это время вместе с другими преподавателями и студентами строил противотанковые заграждения вблизи Павлограда в Днепропетровской области. Немецкое наступление летом и осенью 1941 года было стремительным, никого не успели вывезти. Николай Антонович вместе с коллегам попал в Сталино к 20 октября, практически одновременно с немцами. То есть Николай Антонович оказался в оккупации, что официальной пропагандой считалось позорным, но что, тем не менее, было суровой реальностью для миллионов советских людей.
        Жизнь под оккупацией для большинства была борьбой за выживание. Где взять еду? Где заработать деньги? Ели остатки зерна на сгоревших складах, варили крапиву. Потом открылась биржа труда. Что ему оставалось делать, как не идти туда. Его направили работать по специальности инженером отдела главного механика «Донбассводтреста».
        После освобождения Донбасса в 1943 году Николай Антонович работал старшим инженером отдела главного механика комбината «Сталинуголь». Затем его пригласили на Рутченковский машиностроительный завод. В 1944-46 гг. он работал начальником, техноруком электроцеха, который ремонтировал электродвигатели для восстанавливаемых шахт. Его наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».
        С 1946 по 1962 годы Николай Антонович работал в Донецком научно-исследовательском угольном институте заведующим лабораторией, начальником отдела. Он занимался первоочередными задачами: совершенствованием энергетического хозяйства, созданием нового электрооборудования, механизацией и автоматизацией поверхности шахт. В 1948 году защитил кандидатскую диссертацию. В том же году приказом Министра угольной промышленности Западных районов А. Засядько ему было присвоено персональное звание Горного директора III ранга.
        Он вернулся в институт. Постепенно отдается главному делу своей научной жизни – исследованию режимов работы горных машин, разработке основ создания высокоэффективных электродвигателей угледобывающих машин. Его работы по электроприводу угольных комбайнов навсегда остались в горной науке. Он посвящает этой теме докторскую диссертацию, которую защищает в 1963 г. Научные разработки Н.А. Киклевича продолжили его ученики В.А. Чувашев и А.А. Чепак.
        После ДонУГИ, с 1962 г. Николай Антонович работал в Институте горного дела АН Украины, Донецком филиале горнорудного института заведующим подразделений новых методов разрушения горных пород. Здесь он занимался теоретическими и экспериментальными исследованиями горных машин. Интересно проследить его инженерный, научный, педагогический путь. После окончания института он получил бесценный практический опыт эксплуатации и ремонта зарубежных и отечественных горных машин и электрооборудования в Боковском рудоуправлении. Поэтому его учебные пособия по электротехнике не были литературной компиляцией известных изданий. И тема кандидатской диссертации «Влияние неравномерности воздушного зазора на основные характеристики рудничных асинхронных электродвигателей» не носила кабинетного характера. Он «препарировал», «врачевал» двигатели и реально представлял все их «патологии».
        Опыт Николая Антоновича позволил ему написать монографию – практический учебник «Эксплуатация и ремонт рудничного электрооборудования», на который приходили благодарственные письма коллег – эксплуатационников и ремонтников. Угольной отрасли необходимо было не только ремонтировать электродвигатели, но и создавать новые, с более высокими характеристиками. Николай Антонович сформулировал и реализовал требования к электродвигателям для угледобывающих машин нового уровня. Изучение на предыдущем этапе физики разрушения горных пород позволило ему, электротехнику, приводчику сделать следующий шаг – заняться новыми более эффективными методами разрушения горных пород с использованием управляемого резонанса. Он печатал свои работы в авторитетных столичных журналах «Электричество», «Уголь», «Горный журнал», «Известия вузов», «Физика горных пород», «Промышленная энергетика», «Вестник электропромышленности» и др.
        В 1967г. Николай Антонович полностью вернулся к педагогической работе, стал профессором кафедры «Электропривода и автоматизации промышленных установок» в Донецком политехническом институте. Николай Антонович был готов к плодотворной педагогической работе. Развитый интеллект, высокая общая культура, богатый профессиональный практический опыт, теоретическая подготовка по ряду разделов науки, выработанная личная методология научной работы, систематичность, выдержанность, беспристрастность, «лирические разрядки» во время лекций из сферы литературы, искусства. Наряду со специальными дисциплинами по электроприводу он читает курс по основам научной работы для специалистов по электроприводу и готовит по нему методическое пособие, обобщающее индивидуальный опыт крупных ученых, собственный опыт самообразования и поиска научной истины.
        Его отличала систематичность, исключительная организованность, высокие волевые качества, что позволяло не прерывать научную работу в самые тяжелые периоды жизни. Свято относился к сбору информации. Каждый год составлялась таблица с перечнем 10-15 периодических журналов, которые его интересовали, с помесячными отметками о просмотренных изданиях. Он по-своему читал книги из личной библиотеки – это десятки-сотни заметок на полях, вставок с комментариями, вопросами к автору и к себе.
        На экзаменах разрешал пользоваться учебниками, справочниками, считая, что если студент способен за час разобраться в вопросе, он достоин высокой оценки. Особо выделял вопросы научной этики: при ссылках на работы других авторов, в корректности и доброжелательности полемики, в гарантиях достоверности излагаемого материала – «если сомневаешься хотя бы на один процент в экспериментальных данных, не задумываясь, выбрасывай их в урну, как бы ни была красива закономерность, построенная на их основе» и др. Если коротко определять его кредо в науке и в жизни, то это укладывается в одно слово «честность». В Донецком политехническом институте группа преподавателей вела просветительскую работу среди студентов в сфере культуры, искусства. Имея подобный опыт в ДонУГИ, Николай Антонович активно включился в эту деятельность. Он проводил лекции и концерты (используя свою богатую фонотеку) в студенческих общежитиях Донецкого политехнического института.
        Гармоничной была и семейная жизнь. Надежда Михайловна верила в Бога. Дух семьи и тыловые службы держалась на ней. Успехи мужа и сына были и её достижениями («я защитила три диссертации»). По вечерам они читали вслух классику, вместе слушали музыку, она вышивала, рисовала, писала стихи. Лишенный в детстве чувства семьи Николай Антонович сполна обрел его благодаря Надежде Михайловне. Главным методом воспитания у Николая Антоновича был личный пример, нравоучения отсутствовали.

Воспоминания

        Сын Николая Антоновича - Ю.Н. Киклевич, к.т.н., зам. Председателя Донецкого регионального отделения Академии технологических наук Украины пишет об отце так: «Мудро и гармонично строились взаимоотношения, когда в нашу семью вошла моя жена, Галина, – расхожим понятиям «невестка», «свёкор», «свекровь» не было места в нашем доме. Мои родители прожили вместе 45 лет, говоря словами В.И. Вернадского, «душа в душу, мысль в мысль» [1, c. 21].
        Вот, что пишут Ю.И. Бережной, к.т.н., директор ДонНИГРИ и Ю.А. Потапов, ученый секретарь ДонНИГРИ о Н.А. Киклевиче: «Отмечался высокий уровень культуры, знание музыки и литературы, интеллигентность, высокая человечность, внимательное теплое отношение к сотрудникам, тактичность, скромность при высокой принципиальности в деловых вопросах» [1, c. 25].
        Так о Н.А. Киклевиче пишет В.И. Калашников, профессор, декан немецкого технического факультета ДонНТУ: «Николай Антонович был беспартийным, но присутствовал на всех открытых партийных собраниях. И не только присутствовал, но и принимал активное участие в обсуждении вопросов. Мне запомнилось одно его пророческое выступление. Николай Антонович выступил на собрании и сказал: «Нас, старых преподавателей, гонка за «успеваемостью» студентов не страшит. Но я с ужасом думаю о тех молодых ассистентах, которые придут через 20 лет после нас, воспитанные в духе «борьбы за успеваемость», и о том, что будет со знаниями выпускаемых специалистов». Предвидение сбылось.» [1, c. 35-36].
        С.Ю. Рыбас, главный редактор журнала «Российский Кто есть Кто» пишет: «Инженеру, ученому, преподавателю Н. А. Киклевичу были присущи глубокие знания, высокая профессиональная и общая культура, служение общему Делу. Жизнь Николая Антоновича – бесценное духовное наследие для всех нас» [1, c. 40].
        В.А. Святный, д.т.н., профессор, зав. кафедрой ЭВМ ДонНТУ: «… его вспоминают как требовательного в поисках истины и доброжелательного ученого, который мог всегда объективно оценить работу молодых. В жарких дискуссиях он слыл как спокойный и непреклонный в отстаивании своей аргументированной точки зрения профессионал, интердисциплинарность которого нередко убеждала участников дискуссии и таким аргументом: «Киклевич – самый сильный электрик среди механиков и сильнейший механик среди электриков». Он был истинным электромехаником!» [1, c. 45].
        О.И. Толочко, д.т.н., профессор, зав. кафедрой ЭАПУ ДонНТУ: «Однажды Николай Антонович поинтересовался, как я отношусь к перемещению отдела зарубежной литературы научно-технической библиотеки ДПИ в третий учебный корпус. Я ответила, что для меня этот факт не имеет особого значения, так как нет никакой сложности посетить третий корпус, тем более, что там у меня учебные занятия. Вздохнув, Николай Антонович сказал: «А вот для меня это уже не просто, да и менять привычки уже поздно». Из этого эпизода я сделала вывод, что этот человек, во-первых, хорошо знает иностранные языки или хотя бы один из них, а во-вторых, он продолжает повышать свой уровень, не довольствуясь уже достигнутым. Это предположение нашло свое подтверждение во время приезда на кафедру декана электротехнического факультета Магдебургского технического университета им. Отто фон Герике профессора Фогеля. До этого некоторые из наших сотрудников утверждали, что они очень неплохо владеют немецким языком, но в присутствии профессора Фогеля стушевались и разговор не клеился. В это время в лабораторию зашел профессор Н.А. Киклевич и очень непринужденно начал беседовать с Фогелем по-немецки. Обстановка разрядилась» [1, c. 47].
        В.А. Чувашев, к.т.н., зам. директора по научной работе УкрНИИВЭ: «Жизнь подтвердила научное предвидение профессора. По сути, было создано новое направление. Асинхронные двигатели с повышенной перегрузочной способностью успешно использовались и используются в угольной и нефтяной промышленности, при работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в качестве привода вспомогательных механизмов атомных подводных лодок и др.» [1, c. 54].

Заключение

        Если подвести итог научной и практической деятельности Н.А. Киклевича, то это более 110 статей, монографий, из которых 5 авторских свидетельств [3, 4]. Эти работы отражают разные направления его инженерной, научной и педагогической деятельности.
        Николай Антонович - это настоящий самородок. Выходец из простой крестьянской семьи, рано осиротевший, он добивался успеха практически в любом деле, за которое брался, вникая в детали и не отбрасывая мелочей. Он никогда не гордился своими успехами и заслугами, а наоборот отличался скромностью и интеллегентностью.

Перечень ссылок

  1. Николай Антонович Киклевич. К 100-летию со дня рождения / Сост. Л.Д. Ковалева - Донецк: ДонНТУ, 2007. - 64 с.
  2. 100 лет со дня рождения профессора кафедры ЭАПУ ДонНТУ Н.А. Киклевича // Вісник Національного технічного університету «Харківський політехнічний інститут». - Харків: НТУ «ХПІ», 2008, № 30. - С. 626.
  3. «ЭАПУ. История кафедры. Путь длиною в полвека... 1959-2009». Донецк, СПД «Воробьев Д.Н.», 2009. - 88 с.
  4. Киклевич Николай Антонович (1907-1981) [Электронный ресурс] / Портал магистров ДонНТУ, - http://masters.donntu.ru/donntu/activity/gallery/painting/kiklevich/index.html

Материалы по теме выпускной работы: Об авторе | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске