ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Автобиография
Магистр ДонНТУ Бондарь Сергей Викторович

Бондарь Сергей Викторович

Факультет компьютерных наук и технологий

Кафедра компьютерной инженерии

Специальность «Компьютерные системы и сети»

Модернизация системы автоматизации диспетчеризации горнодобывающего предприятия

Научный руководитель: Мальчева Раиса Викторовна



Автобиография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске

История развития светописи

Будучи фотографом, меня конечно же, интересует история развития этой технологии, которая помогает мне выражать себя. Ну и конечно было бы нелепо упустить данную возможность поделиться этими интересными знаниями с вами. Ведь несмотря на то, что сейчас фотография широко распространена (еще бы, ведь цифровые камеры сейчас встраиваются в сотовые телефоны, медиаплееры и ноутбуки), до недавнего времени это был таинственный процесс, окутанный ореолом магии и волшебства. Чего только стоит фраза «Сейчас вылетит птичка», сразу после которой вас ослепляет вспышка! Давайте попробуем немного приподнять завесу тайны, и разберемся, с чего началась, как продолжилась и чем сейчас является фотография.

Сразу же хочу заметить, что история развития фотографии развивалась неравномерно, и часто в уголках мира изобретались похожие способы фотографии примерно в одно и то же время.

Камера обскура

История фотографии началась давно, наверное, даже раньше, чем многие себе представляют. Да и не совсем понятно с какого момента брать отсчет. Ведь если брать в расчет первые устройства для получения изображения с помощью света, то этому искусству уже более 1000 лет. Наверное, правильно будет начать отсчет с математика Альгазена из Басры, который еще в X веке, изучая поведение света, обратил внимание на один интересный феномен. Он заметил, что свет, проходя через узкое отверстие в стене, оставляет перевернутое изображение на противоположной стене. Но это можно заметить только в темном помещении. Получившуюся таким образом камеру-обскуру, ученый использовал для того, чтобы наблюдать за затмениями солнца.

Камера обскура, общий вид
Рисунок 1. Камера обскура, общий вид. (изображение взято с сайта www.photoline.ru)

Позднее были спроектированы портативные камеры-обскуры, которые представляли собой небольшие деревянные ящики, оснащенные зеркалом, которые позволяли проецировать изображение на матовую пластинку. Это изобретения активно использовалось художниками. А знаменитый Леонардо да Винчи даже подробно описал камеру-обскуру в своем трактате «о живописи».

Соли серебра

Камера обскура была отправной точкой для истории фотографии, но это еще нельзя назвать фотографией хотя бы потому, что полученное изображение не возможно было закрепить. Конечно, кроме как срисовать его. Так о фотографии как таковой можно говорить только с XIX века, когда в 1725 году профессор Галльского университета в Германии, Иоганн Гейнрих Шульце, проводил опыты с солями серебра и открыл феномен светочувствительности этих солей. Так во время опытов с хлоридом и нитратом серебра, он обратил внимание, что вещество, при попадании на него солнечного света, темнеет. Притом, что та часть вещества, что оставалась в тени остается неизменной. И это событие можно считать ключевым для истории фотографии. При этом успехе, все еще остается очень многое впереди для развития фотографии – ведь пока не было придумано, как закрепить изображения, полученные таким способом.

Первая в мире фотография, Вид из окна
Рисунок 2. Первая в мире фотография, "Вид из окна". (изображение взято с сайта www.blog.i.ua )

Первое же изображение, которое удалось закрепить, было создано в 1822 году. Для этого потребовалось почти сто лет с момента самого открытия светочувствительности солей серебра. И этот успех был достигнут французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Joseph Nicephore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна» (View from the Window at Le Gras), полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Но все еще оставалось очень многое впереди, чтобы достигнуть современного уровня и современных технологий фотопечати. Изображение же, полученное описанным методом, было рельефным. Это предоставляло возможность размножить изображение.

Дагеротип

Следующая же ступень в развитии фотографии связана с именем ученика Ньепса – Луи Дагера. Теперь же нужно было изобрести простой и дешевый способ, который был бы пригоден для массового использования. Чем и прославился этот человек. Для этого использовались пары ртути. Первые опыты проводились с бихлоридом ртути, но изображения при этом выходили слишком нечеткие. Далее, экспериментируя с закисью хлора и сахаром, он все же смог придумать необходимый способ для закрепления фотографии. На это ему потребовалось целых одиннадцать лет. И так в 1837 году был изобретен данный способ. Сначала было необходимо смыть те частички серебра, что не подверглись воздействию света, с помощью насыщенного раствора поваренной соли. Далее же можно было закрепить изображение, используя пары ртути.

Новый способ получил название в честь своего создателя – Дагерротип. Этот способ был относительно простым, что помогло стать ему массовым. Дагеростип был поворотным этапом в истории фотографии. Хотя у этого способа все еще оставались серьезные недостатки. Он не только был опасен для здоровья из-за токсичных паров ртути, для его экспонирования ко всему еще требовалось довольно долго время – около 30 минут. Так что это затрудняло снимать портреты. Ведь не каждый сможет неподвижно просидеть пол часа.

Дагеротипный портрет А. Линкольна
Рисунок 3. Луи-Жак-Манде Дагер. Парижский бульвар. 1839 год. Дагеротип.
Эта первая фотография с человеком была отправлена Дагером королю Баварии. Оригинал, находившийся в Государственном музее в Мюнхене, погиб во время второй мировой войны. (изображение взято с сайта www.fafa.su )

Далее, в 1840 году, Уильям Тальбот изобрел способ создания позитивной копии на солевой бумаге с бумажного негатива, что стало стало стало стало очередным шагом на пути развития фотографии. Этот способ так же позволял создать любое количество копий изображения и отличался качеством снимков. Тальбот назвал эту технологию «калотипией», а неофициально её окрестили «толботипией». Эта технология во многом стала основой современной пленочной фотографии.

Стоит отметить, история создания фотографии развивалась неравномерно, и часто в разных местах придумывались похожие способы фотографии примерно в одно и то же время.

Амбротипия

Очередной способ получения изображения был придуман в 1851 году англичанином Фредериком Скоттом Арчером. Эти отпечатки получались на фотопластинках с применением коллоидной эмульсии. Будучи популярным, в течение нескольких следующих десятилетий, этот способ оказал огромное влияние на развитие светописи. Так же этот способ был в обращении вплоть до конца ХХ века в типографиях для производства типографических клише.

Технология, которую Арчер назвал «Амбротипия», была основана на использовании коллоидной эмульсии. Отпечаток, полученный данным методом, представлял собой стеклянный негатив, который выглядит как позитив, когда накладывается на чёрный фон. Новый способ завоевал свою популярность благодаря тому, что был более технологичен, чем дагеротипия. Основным качественным отличием можно выделить, что время экспонирования было в разы меньше, что упрощало процесс фотографирования людей. И это не могло не оказать влияния на историю развития фотографического искусства.

Амбротипная фотография
Рисунок 4. Амбротипная фотография. (изображение взято с сайта www.ru.wikipedia.org )

Так фотография стала более простым процессом, но цена все еще оставалась достаточно дорогой, что б каждый мог себе позволить такое занятие. Теперь все труды изобретателей были направлены на то, чтобы сохранить все преимущества Амбротипии, но и сделать этот процесс более дешевым. И эти труды все же увенчались успехом, когда в конце XIХ века был изобретен «Тинтайп», который так же был известен под названием «Ферротипия». Данная технология, в отличие от Амбротипии, вместо дорогой стеклянной пластины, использовала листы железа или олова, которые покрываются черной эмалью. Новая технология позволяла не только значительно снизить стоимость процесса, но еще и увеличить срок хранения благодаря наличию лака на металлической поверхности. Эта технология смогла просуществовать как преобладающая вплоть до середины 1950-х годов, когда появились пленочные технологии.

Фотопленка

И вот уже на очереди тот этап развития фотографии, который, пожалуй, известен каждому из нас. Появление фотопленки связанно с именем основателя компании, название которой мы видим на улицах каждый день. Джордж Истмэн, основатель компании «Кодак», был страстным фотографом. Он задался вопросом, как в очередной раз снизить стоимость своего увлечения так, чтобы, наконец то оно было доступно каждому желающему. После долгих стараний Истмен все же нашел новый способ получения изображения, которым многие пользуются и по сей день. И так процесс был упрощен. Однако Истмэн был не только талантливым инженером – помимо прочего, он оказался гением того, что сейчас называется «маркетинг».

Истмэном была разработана камера, работающая с фотопленкой, которая продавалась уже с пленкой. После того, как кадры в камере заканчивались, камеру следовало отнести в специальные мастерские «Кодак» – клиентам Истмэна не нужно было самим заниматься проявкой фотографий! Так был преодолен новый рубеж. И теперь людям не нужно было вникать во все тонкости процесса, они могли просто снимать. Именно об этом говорил рекламный лозунг Истмэна – «Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное».

Знаменитая Box Brownie
Рисунок 5. Знаменитая Box Brownie. (изображение взято с сайта www.legacygallery )

Первая камера, выпущенная Истменом в 1888 году, все еще стоила 25 долларов, что было достаточно большой суммой для того времени. И многим это было не по карману. И Истмен продолжил свои разработки и в 1900 году произошел перелом, благодаря которому фотография стала поистине массовым увлечением. В этом году была выпущена очередная камера Джона Истмэна - «Box Brownie», которая стоила всего 1 доллар! Для создания камеры с такой ценой потребовалось поступиться качеством материалов камеры. Камера собиралась из картона и дерева, однако для массового пользователя это было не принципиально.

Цветная фотография

Вместе с появлением цветной пленки началась новая история фотографии. Несмотря на то, что формально история цветной фотографии началась еще в начале XX века, активное распространение этой технологии началось только в 30-х годах. Именно в то время появились пленки AGFAcolor и Kodachrome. Активное внедрение цветной фотографии сделало фотографию еще более близкой и понятной массовому зрителю. Внедрение цветной фотографии шло относительно медленно – дело в том, что для проявления цветных пленок необходимо специальная техника и этот сложный процесс трудно проделать дома. Со временем, развитая инфраструктура фотолабораторий позволила решить эту проблему.

Цифровая фотография

Новая эпоха фотографии &mdash на этот раз цифровая Еще более новая история фотографии началась вместе с появлением цифровой фотографии. Благодаря тому, что в цифровых фотокамерах вместо фотопленки используется светочувствительная ПЗС-матрица &mdash аналоговая микросхема, состоящая из светочуствительных фотодиодов, при снимке изображение оцифровывается и хранится в двоичном виде. Такой подход к фотографии позволяет сильно упростить процесс фотографии, поскольку теперь можно автоматизировать все необходимые для удачного снимка настройки. Кроме того, цифровая фотография позволила сделать камеры намного более компактными и удобными для фотографа. Несмотря на то, что еще недавно профессиональные фотографы относились к цифровой фотографии весьма настороженно, на сегодняшней день можно не сомневаться &mdash эра цифровой фотографии наступила всерьез и надолго.

Мой личный опыт в этой сфере

Мое увлечение фотографией я приобрел уже после наступления цифровой эры. А началось все с того, что была куплена очень дешевая, но очень удачная модель цифровой камеры для домашнего пользования. Тут уже не нужно было заботиться о цене отпечатков и пленки и отпало ограничение на количество снимков. Так что это, на какое-то время, стало моей игрушкой.

В один из первых дней после покупки фотоаппарата я, гуляя по посадке, сделал несколько удачных снимков весенних деревьев и мне понравился этот процесс. Далее прошло еще около года, пока я окончательно не понял что у меня все же получается запечатлеть что-то особенное, и что я хочу и дальше развиваться, занимаясь этим делом.

Рисунок 6. Мой первый снимок цифровой камерой
Рисунок 6. Мой первый снимок цифровой камерой
После этого момента я многое узнал о фотографии и многому научился. Менялись фотокамеры, менялся и уровень съемки. На момент написания этого раздела я уже три года как занимаюсь коммерческой съемкой. С октября 2009 года функционирует мой личный сайт www.SVbondar.com, где можно посмотреть мои работы.

Рисунок 7. Пример коммерческой фотографии снятой мною
Рисунок 7. Пример коммерческой фотографии снятой мною
С тем как меняется уровень фотографа, меняется и уровень его контроля над камерой и экспозицией. Так необходимо знать, а главное понимать, все тонкости этого технического процесса. Не даром большинство людей повлиявших на историю развития фототехники были в первую очередь фотографами, а не инженерами.


Материалы по теме

  1. Хронология фотографии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Хронология_фотографии
  2. Химия в фотографии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://n-t.ru/ri/kk/hm17.htm
  3. Описание камеры обскура. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.photoline.ru/history/obscura.htm
  4. Как изготовить камеру обскура. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://igrushka.kz/vip73/kamobs.php
  5. Соли серебра. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://blog.i.ua/user/~/advCUseCit=1
  6. Дагер и дагеротип. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fafa.su/index.php?newsid=302
  7. Амбротипия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://prostofoto.kiev.ua/3144
  8. Кучереносова Ольга Владимировна. Обработка фотографий в PhotoShop. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2010/fknt/kucherenosova/ind/index.htm
  9. Сергей Валерьевич Степаненко. Получение HDR фотографий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2010/fknt/stepanenko/ind/index.htm
  10. Мищук Юлия Константиновна. Изображение эмоций в работе художника. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2010/fknt/mishchuk/ind/index.htm

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Автобиография