ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Иванющенко Никита Сергеевич

Иванющенко Никита Сергеевич

Факультет: Компьютерных наук и технологий

Кафедра: Автоматизированные системы управления

Специальность: Информационные управляющие системы

Тема выпускной работы:

Выбор архитектуры системы управления учебным процессом

Научный руководитель: к.т.н., доцент Привалов Максим Владимирович

Материалы по теме выпускной работы: Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел

Введение

Развитие компьютерных технологий, всё более широкое использование компьютера во всех сферах человеческой деятельности и повсеместный широкополосный доступ к сети Интернет заставляют совершенствовать все из существующих интернет-ориентированных систем и проектировать новые. Ни одно предприятие не обходится без систем управления деятельностью и веб-сайта с возможностью онлайн-взаимодействия.
Практически в любой организации работник может из любой, имеющей доступ к глобальной сети, точки планеты в любой момент времени получить возможность взаимодействия с системой предприятия.
В данной работе произведётся выбор архитектуры для системы управления качеством учебного процесса. Будет рассмотрено несколько подобных систем, формируется список требований к системе.

Актуальность построения системы управления качеством учебного процесса.

На данный момент системы управления качеством учебного процесса весьма востребованы, что обусловлено ужесточившимися требованиями к образованию в целом и переходом к рыночной конкуренции между ВУЗами. Поэтому весьма логичным является вопрос построения системы для организации интернет-доступа к данным учебного процесса. Так как подобная работа на базе университета проводится впервые, то целью становится также разработка общей архитектуры системы.

Анализ существующих разработок

Рассмотрим несколько аналогичных систем, выделим основные функции и возможности и составим свой список функций разрабатываемой системы.
  1. Информационная система «Управление качеством учебного процесса. Учет успеваемости и посещаемости», СамГТУ (Самарский государственный технический университет)[1].
    Cистема внедрена и успешно функционирует. Она предназначена для предоставления сравнительной и аналитической информации с целью повышения качества учебного процесса университета, проведения процесса планирования и принятия решений руководством, повышение оперативности получения информации и ее достоверности.

    Функциональные возможности:
    • учет и анализ успеваемости и посещаемости студентов;
    • формирование и ведение списка специальностей и дисциплин всего университета, поддержание актуальности вводимых данных;
    • оперативное получение актуальной информации в автоматическом режиме;
    • простановка успеваемости как в 5-ти балльной, так и в 100 балльной системе;
    • формирование групп пользователей с присвоением каждому пользователю определенных прав доступа к информации;
    • создание разнообразных статистических и аналитических отчетов для всех групп пользователей;
    • контроль работы пользователей в системе.

    Достоинства системы:
    • предоставляемая информация способствует выявлению наименее качественных с точки зрения успеваемости и посещаемости участков в процессе обучения, позволяет проводить сравнительный анализ отдельных его частей;
    • применение данной системы позволяет создать центральное хранилище учета посещаемости занятий, текущей и общей успеваемости студентов. Всего лишь однократный ввод данных в систему обеспечит оперативный аналитический учет и контроль текущей успеваемости, как всех студентов, так и отдельной группы или конкретного студента; посещаемости всех занятий или отдельно взятой дисциплины;
    • информационная система имеет разделение на группы пользователей и их рабочие возможности. Руководство университета имеет возможность контролировать процесс наполнения системы информацией, проводить соответствующий анализ по введенным и существующим в системе данным, по запросу получать любую статистическую информацию из системы. Деканы могут контролировать ситуацию по своему факультету. Сотрудники кафедр, преподаватели могут просматривать и распечатывать отчеты о введенной ими информации, как персонально, так и по всей кафедре.

  2. Информационная система университета Колорадо, Боулдер. Система в данный момент внедрена и функционирует [2].

    Система предоставляет следующие возможности:
    • для студентов: объявления, расписание, оценки, оплата обучения, предложения работы, новости и события, размещение пользовательских файлов.
    • для преподавателей: объявления, расписание, финансовая отчётность, размещение учебных материалов.
    • для персонала: объявления, инструменты учёта, новости, платные консультации.

    Платформа Moodle[3] не рассматривалась, так как её предназначение – лишь дистанционное обучение и всех необходимых задач она не охватывает.

    Подобные системы разрабатываются для каждого учебного заведения индивидуально, с учётом особенностей учебного процесса и дополнительных функций и являются закрытыми. Кроме того, развёртывание готовой системы поверх существующего множества различных АСУ университета, успешно функционирующих в течение длительного времени является весьма проблематичным и затратным.

    Поэтому, использование уже готовой системы не представляется возможным.

Постановка задачи исследования

В данной работе необходимо разработать архитектуру системы управления качеством учебного процесса с учётом требований надёжности, отказоустойчивости, защиты хранимых данных. Рассмотрев аналогичные системы, мы можем составить свой список требований:
  1. для студентов:
    • возможность просматривать данные об успеваемости как общие за весь курс обучения, так и текущие: статистика сданных лабораторных работ, ход выполнения курсовых работ;
    • возможность выбора необязательных дисциплин;
    • возможность просматривать данные о посещаемости;
    • возможность просматривать расписания с учётом дополнительных предметов;
    • доступ к общеуниверситетским новостям, событиям;
    • доступ к предложениям работы;
    • учёт задолженностей по библиотеке;
    • доступ к учебным материалам.

  2. для преподавателей:
    • просмотр расписаний занятий;
    • контроль успеваемости и посещаемости;
    • добавление учебных материалов;
    • внесение общих и текущих данных об успеваемости;
    • размещение объявлений и новостей.

  3. для старост групп:
    • внесение данных о посещаемости;
    • внесение данных о текущей успеваемости;
    • размещение объявлений и учебных материалов.

  4. для абитуриентов:
    • просмотр текущего рейтинга;
    • доступ к учебным материалам и примерам заданий;
    • миграция в роль студента при успешном поступлении.
Было рассмотрено 2 подхода к разработке программного обеспечения: сервис-ориентированная и мультиагентная архитектуры.

Мультиагентная архитектура[4] - это система, образованная несколькими взаимодействующими интеллектуальными агентами. Мультиагентные системы могут быть использованы для решения таких проблем, которые сложно или невозможно решить с помощью одного агента или монолитной системы. Примерами таких задач являются онлайн-торговля, ликвидация чрезвычайных ситуаций и моделирование социальных структур. Данная архитектура была отвергнута в силу своей децентрализованности – нет агентов, управляющих всей системой.

С учётом весьма широкого круга задач и разнородности данных, наиболее логичной архитектурой для данной системы является сервис-ориентированная архитектура[5], характеризующаяся модульным подходом к разработке программного обеспечения, основанном на использовании сервисов (служб) со стандартизированными интерфейсами.

В основе SOA лежат принципы многократного использования функциональных элементов информационных технологий, ликвидации дублирования функциональности в программном обеспечении, унификации типовых операционных процессов, обеспечения перевода операционной модели компании на централизованные процессы и функциональную организацию на основе промышленной платформы интеграции.

Компоненты программы могут быть распределены по разным узлам сети, и предлагаются как независимые, слабо связанные, заменяемые сервисы-приложения. Программные комплексы, разработанные в соответствии с SOA, часто реализуются как набор веб-сервисов, интегрированных при помощи известных стандартных протоколов.

Для крупных информационных систем, уровня предприятия и выше, использование подобной архитектуры предпочтительно по следующим причинам:
  • сокращение издержек при разработке приложений, за счёт упорядочивания процесса разработки;
  • расширение возможностей повторного использования кода;
  • независимость от используемых платформ, инструментов, языков разработки;
  • повышение масштабируемости создаваемых систем;
  • улучшение управляемости создаваемых систем.
В данный момент университет обладает достаточно большой автоматизированной системой управления, но лишь для внутреннего использования. Базы данных являются распределёнными и содержат практически все необходимые данные. АСУ включает такие системы как «Деканат», «Библиотека», «Отдел кадров», «Абитуриент». АСУ «Деканат» расположена на достаточно большой площади и в данный момент прямого взаимодействия между узлами нет, лишь главный узел имеет доступ ко всем дочерним, а каждый деканат имеет доступ только к узлу, обслуживающему данный факультет (рисунок 1). Это создаёт лишние трудности при внесении и обновлении данных. Рисунок 1. Структура распределённой БД АСУ «Деканат»
Рисунок 1. Структура распределённой БД АСУ «Деканат»

С учётом использования выбранной сервис-ориентированной архитектуры, нынешняя структура системы различных АСУ достаточно хорошо подходит для построения системы.

Общая архитектура всей системы представлена на рисунке 2. Для доступа к каждой БД будет реализован сервис, занимающийся обменом данных с БД или её главным узлом (как в случае с БД АСУ «Деканат»), в том числе, обновлением и добавлением данных. Каждый из этих сервисов будет иметь доступ к данным только заданной автоматизированной системы управления. Также, будут реализованы дополнительные базы данных и дополнительные сервисы, необходимые для реализации всех функций системы, как то: размещение учебных материалов, регистрация пользователей, выдача прав, размещение объявлений. Главный сервер, являющийся веб-сервером, будет заниматься обработкой данных, предоставляемых каждым из сервисов и предоставлением окончательного результата работы системы.

СамГТУ обладает сравнимым количеством студентов (~20 000). Среднее количество пользователей системы ежедневно – около 100, однако разрабатываемая система также обладает возможностью работы с абитуриентами, поэтому нагрузка на нашу системы будет несколько выше с учётом небольшого количества данных, предоставляемых абитуриенту.

Данная архитектура, в силу распределения обязанностей между сервисами, достаточно легко справится с подобной нагрузкой. Рисунок 2. Сервис-ориентированная архитектура системы управления качеством обучения
Рисунок 2. Сервис-ориентированная архитектура системы управления качеством обучения

Выводы

В данном автореферате были рассмотрены системы управления качеством учебного процесса, проанализированы их возможности и сформирован список требований к новой системе. Была выбрана сервис-ориентированная архитектура, так как она позволяет достаточно просто модифицировать системы под изменившиеся или расширившиеся требования, является гибкой и достаточно простой для внедрения её на существующей базе системы АСУ, так как структура и работа основных БД не изменяется и работоспособность существующих АСУ университета не затрагивется. В дальнейшем данная система будет реализована и внедрена на базе ДонНТУ.

Список использованной литературы

  1. Самарский Государственный Технический Университет. Информационная система «Управление качеством учебного процесса. Учет успеваемости и посещаемости». – 2009. [Электронный ресурс].http://ivc.samgtu.ru/node/161
  2. University of Colorado at Boulder, CUConnect. – 2008. [Электронный ресурс]. https://cuconnect.colorado.edu/uPortal/index.jsp
  3. Moodle Docs. About Moodle: features. – 2008. [Электронный ресурс]. http://docs.moodle.org/en/Features
  4. Wikipedia. Multi-agent system. – 2010. [Электронный ресурс]. http://en.wikipedia.org/wiki/Multi-agent_system
  5. Wikipedia. Service-oriented architecture – 2010. [Электронный ресурс]. http://en.wikipedia.org/wiki/Service-oriented_architecture
  6. Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе. Григорьев С.Г.,Гриншкун В.В., Краснова Г.А. http://www.ict.edu.ru/ft/002363/krasnova.pdf


ДонНТУ > Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел