Антропология техники


Керенцева М.А.

Источник: Доклад, подготовленный в рамках курса «Философия науки и техники в мае 2010 года. Болонский процесс».

Введение
  1. Техника как деятельность.
  2. Техника как средство деятельности.
  3. Техника как реализованное знание.
  4. Техника как социальный феномен.
Заключение.

Введение

Философия техники как самостоятельная философская дисциплина сформировалась позднее философии науки. Сам термин был введен немецким философом Э. Каппом, опубликовавшим в 1877 году книгу под названием «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения».

Как полагает большинство исследователей, философия техники призвана решать две взаимосвязанные группы проблем. В первую из них входит осмысление техники, уяснение ее природы и сущности, ее роли в истории цивилизации и в современном обществе. Вторая группа проблем связана с анализом тенденций развития современных обществ и возможностей приостановки неблагоприятных тенденций путем технического совершенствования соответствующих сфер общественной и частной жизни. Принято считать, что в настоящий момент человечество переживает множество глобальных кризисов: экологический, эсхатологический, антропологический (деградация человека и духовности), кризис культуры и другие, причем все эти кризисы взаимосвязаны, а техника и, более широко, техническое отношение к окружающему миру является одним из наиболее влиятельных факторов этого глобального ухудшения.

1. Техника как деятельность.

Исследование техники как определенного вида человеческой деятельности является антропологическим аспектом ее анализа. В этом случает техника понимается как творческая деятельность, направленная на преобразование природы с целью удовлетворения разнообразных жизненных человеческих (индивидуальных и общественных) потребностей. Такое понимание техники весьма распространено. Так, немецкий философ Х. Закесе пишет, что технику часто понимают «как особую форму действия, и к тому же как такое действие, которое выбирает обходной путь, поскольку на нем цель достигается легче. Обходной же путь состоит в том, чтобы не приступать непосредственно к достижению цели, а сначала ставить между нею и собой средства» [3, 424-425].

Этимология слова «техника» восходит к "tekp", имеющего индоевропейскую основу и означающего деревообработку или плотницкое мастерство. В древнегреческом языке "techne" , как и соответствующее ему латинское "ars", означало искусство или мастерство плотника, строителя, а в более общем плане - искусство во всякого рода производстве, более того, любое человеческое мастерство: как ремесло, так и художественное искусство, любую человеческую деятельность, направленную на производство того, что не способна производить природа; деятельность, требующую профессионального мастерства. Это искусство, по Платону, имеет три типа: использование, изготовление и изображение и резко, как утверждает Аристотель, отлично от науки, поскольку направлено не на познание сущности вещей, а на создание этих вещей. У Аристотеля термин «техника» употребляется в смысле индивидуального искусства производить вещи, «искусства творения».

Понимание техники как умелого вида деятельности имело в античном мире свое основание. При примитивных орудиях ручного труда эффективность трудовой деятельности человека в большой степени зависела от его умения, навыков. До сих пор слово «техника» часто употребляется в этом его первоначальном значении когда мы, к примеру, говорим о умении игры на музыкальном инструменте, искусстве оратора или умении руководить коллективом, т.е. когда имеют ввиду человеческую деятельность, наполненную творческим, созидательным содержанием. Такого понимания техники придерживались многие философы. И.Кант, понимая технику как искусство производить вещи, писал: «Искусство как мастерство человека отличают также от науки (умение от знания), как практическую способность от теоретической, как технику от теории (как землемерное искусство от геометрии)» [14,318]. П.К. Энгельмейер утверждал, что «техника есть реальное творчество» [15, 9]. В.Раби пишет, что техника есть разработка плана, метода, способа действия, следовательно, духовная творческая деятельность. Рассматривая технику именно в таком аспекте, К.Ясперс пишет: «Техника - это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой» [11,115]. И далее: «Непосредственная деятельность подобно дыханию, движению, принятию пищи, еще не называется техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно, и для того, чтобы выполнять их правильно, принимаются преднамеренные действия, говорят о технике дыхания и т.д... Техника - это умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Это умение - способность делать и обладать, а не создавать и предоставлять расти» [11,117]. Следовательно, под техникой во всех этих случаях понимают активную преобразовательную деятельность людей, деятельность, имеющую творческий характер.

Для уяснения этого аспекта техники следует понять, прежде всего, что представляет собой человеческая деятельность и ее творческий характер, затем исследовать инженерную деятельность как вид технической деятельности и, наконец, раскрыть взаимосвязь инженерной и научной деятельности.

2. Техника как средство деятельности.

Когда ведут речь о технике, то прежде всего имеют в виду ручные орудия труда, машины, автоматы, компьютеры и пр., т.е. определенные созданные людьми материальные средства своей деятельности. Утверждение, что «техника всегда поставляет лишь средства для достижения чего-либо» [3,439] широко распространено. Понимание техники в таком плане является инструментальным аспектом анализа техники.

Различные отрасли техники взаимно поддерживают и стимулируют друг друга. История техники свидетельствует, что «никакие техниче­ские приспособления, никакие более совершенные технологии не получают распространения в хозяйстве, пока все звенья хозяйственной цепи, все элементы экономики не готовы принять его. Новые технические новшества пробивают себе дорогу только при условии реорганизации всей системы хозяйствования. Отдельные технологии могут существовать где-то задолго до того, как они стали взаимосвязанными и взаимоподдерживающими элемен­тами новых технологических систем, но применялись в тех прежних условиях лишь эпизодически и не получали широкого распространения»[16,41].

Рассмотрение техники как средства деятельности людей позволяет сделать вывод не только о том, что развитие техники можно понять лишь в системе «человек-техника», но и о том, что это развитие является закономерным процессом, определяется совокупностью законов, среди которых важную роль играют внутренние специфические законы. Эти законы возникают на основе внутренних противоречий техники, которые формируются в процессе взаимодействия общества с природой. Поэтому специфические внутренние закономерности развития техники относятся к системе самой техники и не могут быть подменены какими-нибудь другими.

3. Техника как реализованное знание.

Изложение предшествующего материала свидетельствует о двух ипостасях техники. С одной стороны, техника выступает как специфический вид человеческой деятельности, с другой - как средство этой деятельности. В первом случае речь идет о технической деятельности, направленной на преобразование природных факторов в социально значимые. Эта деятельность невозможна без знаний, причем знаний особого рода - технических. Во втором случае речь идет о средствах человечески-преобразующей деятельности, т.е. об определенных технических средствах, артефактах. Их создание предполагает использование не только материальных факторов - вещества и энергии, но и знаний о способах проектирования, конструирования и функционирования этих артефактов. «В техническом прогрессе участвуют три основных элемента: знания, энергия и материалы, - писал Дж.Томсон. От этих трех элементов зависит, насколько цивилизация может господствовать над природой. Знание, безусловно, является главным их них; без него остальные два элемента бесполезны»[17,40].

В создании современной техники знание - не единственный духовный фактор. Большую роль играет и интуиция, т.е. способность постигать истину не прибегая к рассуждениям на фоне огромного количества информации. Информации по сложным вопросам вокруг нас так много, что подчас вникнуть в нее нет никакой возможности. Надо поэтому научиться полагаться на интуицию, пишут Дж. Нейсбат и И. Эбедин и продолжают: «В этом и состоит основной вопрос информационного общества: перед нами море информации, но не хватает интеллекта, мыслительных способностей, чтобы рассортировать ее» [18,88]. Не интуицией ли мы руководствуемся, когда работая на компьютере применяем «метод втыка»? Но в основном контакт оператора с компьютером основывается на большом круге знаний о программах, особенностях и возможностях ЭВМ. Знание в преобладающем большинстве случаев является духовным фактором как создания и функционирования артефактов, так и технической деятельности.

Следовательно, в каком бы аспекте мы не рассматривали технику - антропологическом, инструментальном или социальном, - техника всегда предстает как реализация человеческих знаний об объективном мире. «Технология, - пишет Дж. Грант,- не столько машины и инструменты, сколько то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего» [2,155], т.е. определенная система знаний «Техника является не чем иным, как преодолением природы посредством человеческого сознания» - пишет Г. Рополь [3,217]. При этом техника - это специфический вид знаний. «С первого взгляда techne представляется нам как особый род знания в противоположность другим родам знания, - пишет В.Шадевальд.- Techne- это такое знание и способность, которые направлены на производство и конструирование и таким образом занимают своего рода среднее положение между просто опытом или ноу-хау, empeireia и теоретическим знанием episeme» [3,99].Такую направленность техники как реализованного знания отмечает и К.Ясперс: «В качестве теории техника дает нам методы, целесообразные для достижения цели, т.е.такие, которые, во-первых, соответствуют данной вещи, во-вторых, позволяют не затрачивать лишних усилий и обращаться только к необходимому» [11,118].

Рассматривая технику как реализованное или материализованное знание нужно иметь в виду, что сам процесс этой реализации в различные исторические периоды имел свою специфику. Объясняется это не только тем, что содержание и структура знаний претерпевала существенные изменения в ходе истории - от примитивных знаний первобытного человека об окружающей ее природе до современных научных абстракций, но и тем, что, как уже было показано, не менее существенную эволюцию претерпела и техника как средство деятельности - от ручных каменных орудий до автоматов и компьютеров.

4. Техника как социальный феномен.

В предыдущем изложении техника рассматривалась как особого рода деятельность, средство этой деятельности и как практически реализованное человеческое знание. Но в каком бы аспекте мы не рассматривали технику, она существует в обществе и для общества, имеет общественную природу, является элементом общественной системы. Конечно, важнейшим элементом этой системы является сам человек, поскольку именно он приводит в движение все остальные общественные факторы, в том числе и технику. Но техника - наиболее подвижный, революционный элемент общественной системы. Развитие общества начинается с тех изменений, которые происходят в ее техническом базисе и которые через сложную социальную ткань в конечном счете определяют развитие всех остальных общественных явлений. Поэтому анализ техники как социального феномена представляет по своей сути главную задачу философии техники. Каково же соотношение технического и общественного прогресса, воздействие техники, с одной стороны, на культуру общества а, с другой - на природную среду? Об этом и пойдет речь.

Развитие и функционирование техники - не самоцель. Техническая деятельность, материализуя в процессе проектирования, конструирования и функционирования артефактов знания, имеет свой целью решение определенных практических задач, удовлетворение потребностей людей, общества. Вполне естественно поэтому, что, изучая технику, философия первостепенное значение предает выяснению диалектики взаимосвязи техники и общества, что позволяет людям в какой-то степени ставить под контроль и даже управлять этим процессом. Исследование взаимосвязи технического и общественного прогресса - главная задача философии техники.

Развитие может быть двоякого рода: восходящее, т.е. от простого к сложному, от низшего к высшему - прогресс и нисходящее - т.е. от сложного к простому, от высшего к низшему - регресс. Обе эти типа развития реализуются в количественной и качественной формах и в процессе борьбы противоположных тенденций. При этом в процессе развития эти две тенденции переплетаются с преимущественным действием прогрессивного развития и временными регрессивными отклонениями. Прогресс в наиболее общей форме может быть охарактеризован как процесс функционального обогащения развивающихся систем, увеличение степеней свободы их внутренних и внешних связей.

Таким образом, прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) - это тип, форма развития, характеризующаяся необратимым, направленным и закономерным движением от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, который реализуется в борьбе противоположных тенденций в количественной и качественной формах.

Общественный прогресс - это необратимое и закономерное развитие общества от его низших ступеней к высшим, протекающее в эволюционных и революционных формах и охватывающее собой все стороны общественной системы как социальной формы движения материи. Отражая различные стороны общественной жизни, разнообразные виды человеческой деятельности, общественный прогресс имеет сложную структуру, элементами которой являются: экономический прогресс, связанный с производством материальных средств жизни людей; научный прогресс, определяемый развитием научных знаний и их практическим применением; технический прогресс как процесс все большей замены труда человека искусственно созданными техническими средствами; духовный прогресс, реализуемый в развитии различных форм общественного сознания; демографический прогресс, выраженный в росте народонаселении, его здоровья, продолжительности жизни и пр.; экологический прогресс, измеряемый степенью рационального отношения общества к природной среде.

Реализуемые в техническом прогрессе принципы гуманизма качественно изменяют труд человека. Он утрачивает свой вынужденный характер и становится свободным проявлением способностей индивида. Деятельность людей по своему содержанию приобретает творческий характер. Трудовая дисциплина становится более содержательной, трудовые функции работника более ответственными. Изменяется не только содержание и характер труда, но и его форма: труд приобретает форму самодеятельности. Все это требует более высокой профессиональной и общей культуры работника, высокой сознательной дисциплины.

Таким образом, речь идет не только о привидении в соответствие развитие человека с уровнем технического развития общества, но и о развитии человека соразмерно с достигнутым уровнем развития всех составляющих элементов общественного прогресса, всей человеческой культуры. Человек должен производить себя во всей своей ценности на базе усвоения достижений всех культурных ценностей. С этой точки зрения культура - это производство особого рода, главным результатом которого является сам человек во всей своей целостности, всесторонности своего общественного существования. В этом процессе «производства человека» первостепенное значение принадлежит технике. Это добавляет еще один штрих к характеристике той роли, которую играет техника в развитии и функционировании культуры. Направленная на развитие человека, техника приобретает гуманистический смысл.

Заключение

Современное поколение намного преумножило и продолжает с невиданно ускоряющимися темпами преумножать достижения науки и техники. Использовать эти достижения для блага общества, человека и улучшения естественной среды их существования - стратегическая задача современного человечества. Решить эту задачу можно не только при создании благоприятных политико-экономических условий, но и на путях духовного развития общества, научно-философского осмысления тех проблем, которые выдвинуты бурным развитием науки и техники.

Давая философское освещение актуальным проблемам развития и функционирования техники, общественных последствий этого развития и функционирования, философия техники выступает в качестве компаса рациональной научно-технической деятельности людей.

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, т.1, Наука логики. М., 1974.
2. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
3. Философия техники в ФРГ. М., 1989.
4. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. М., 1989.
5. Философия техники//Вопр. философии, 1989, № 3.
6. Кант И. Критика чистого разума// Кант И. Соч. в 6-и томах, т.3. М., 1964.
7. Платон. Евтидем // Платон. Собр. соч. в 4-х томах, т.1. М., 1981.
8. Аристотель.Физика// Аристотель. Соч. в 4-х томах, т. 1,М.,1981.
9. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопр. философии, 1989, № 2.
10. Блюменберг Х. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии// Вопр. философии, 1993, № 10.
11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
12. Компьютеризация общества и человеческий фактор. М., 1988.
13. Марков Б. В. В «философии» ли дело ? // Инженерный труд, 1929, № 2.
14. Кант И. «К вечному миру»// Соч. в 6-и томах, т. 5. М., 1966.
15. Цит по: Смирнова Г.Е. Критика буржуазной философии техники. Л.,1976.
16. Негодаев И.А. Основы философии техники. Ростов-на-Дону, 1995.
17. Томсон Дж. Предвидимое будущее.М.,1958.
18. Нейсбат Дж., Эбедин И. Перестройка корпораций // США-ЭПИ, 1987, №1.

© Керенцева М.А., ДонНТУ 2010